УДК 378.1

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Алексанова Надежда Артуровна1, Казарян Мариам Ашотовна2
1Ставропольский государственный педагогический институт, студентка историко-филологического факультета
2Ставропольский государственный педагогический институт, студентка историко-филологического факультета

Аннотация
Статья посвящена анализу использования игровых методов для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе. В статье рассматриваются основные теоретические и практические принципы использования игровых технологий в учебном процессе. Целью исследования является изучение эффективного применения игровых методов на уроках английского языка. В данной работе авторы указывают, что использование игровых технологий способствует развитию коммуникативных навыков школьников.

Ключевые слова: игровые технологии, иностранный язык, коммуникативная компетенция, компетентностный подход


THE USE OF THE GAME METHOD FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS IN HIGH SCHOOL

Aleksanova Nadezhda Arturovna1, Kazaryan Mariam Ashotovna2
1Stavropol State Pedagogical Institute, student of History and Philology Faculty
2Stavropol State Pedagogical Institute, student of History and Philology Faculty

Abstract
This article deals with the analysis of the use of the game method for the formation of communicative competence at foreign language lessons in high school. The main theoretical and practical principles of the game technologies use in educational process are considered in the article. The aim of this research is the study of effective game methods use in English. The authors indicate that the use of game technology form the development of the students communicative skills.

Keywords: communicative competence, competence approach., foreign language, game technologies


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алексанова Н.А., Казарян М.А. Применение игрового метода для формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в средней школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74354 (дата обращения: 02.06.2017).

Пересмотр технологий образования влечёт за собой изменение методов, форм, средств и приёмов работы педагогов. Возникают вопросы о пересмотре традиционных методов и приемов. Современное обучение иностранным языкам также требует нового подхода к процессу обучения [1].

В современной педагогике актуальным на сегодняшний день является применение новых игровых технологий обучения.

Целью любого педагога-профессионала является повышение мотивации своих учеников. И одним из значимых подходов, позволяющих мотивировать учащихся к изучению предмета является применение на уроках современных технологий. Именно внедрение и использование игровых технологий способствует успешной реализации современного учебного процесса.

  В нашей работе мы рассмотрим  игровые методы и обоснуем необходимость их применения на уроках иностранного языка для развития коммуникативной компетенции учеников в средней школе.

Актуальность  выбранной темы заключается том, что современному учителю иностранного языка важно выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику активизировать познавательную деятельность, способствовали повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Задачей данной работы является анализ  применения игровых методов для формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в средней школе».

Стоит  указать, что  игровой метод  является наиболее популярным среди других педагогических  методов. Прежде всего, это связано с необходимостью  дать ученику почувствовать, что учение – это не долг и обязанность, а радость и увлечение. И задача учителя заключается как раз в том, чтобы интерес к предмету не пропадал, а, наоборот, был регулярным.

Активную роль на современном этапе, как в школе, так и в ВУЗах занимает коммуникативный подход обучения. Коммуникативный подход подразумевает большую активность обучающихся. Задачей педагогов в свою очередь является вовлечение в беседу и активизацию полноценной работы всей группы. Суть коммуникативного подхода заключается в создании реальных ситуаций общения. Овладев коммуникативной компетентностью, можно свободно говорить на иностранном языке.  Важным преимуществом этого подхода является применение разнообразных игровых заданий, упражнений, создающих реальную коммуникативную ситуацию[2].

Игровую деятельность можно применять не только в младших классах, но и в старших классах. Игра способствует формированию интереса ребенка к английскому языку. Условный мир игры положительно влияет и на память, в игре ученик запоминает больше деталей, в отличие от обычного запоминания. Он не только способен запомнить данную информацию, но и воспроизвести ее через некоторый промежуток времени.

Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации» [3].

Далее выделим несколько функций игровой деятельности:

1. Формирование необоснованного желания общаться на английском не только в группе (классе), но и вне её.

2. Разнообразие учебного процесса

3. Развитие мыслительной деятельности

4. Повторение материала с разных форм игровой деятельности

5.Учит организовывать самостоятельно собственную деятельность

6. Активизация резервных возможностей обучающихся

Игры можно проводить и с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют демонстрировать лексико-грамматический материал с опорой на иллюстрации. Это приводит к быстрому освоению лексического материала.  Использование мультимедийных программ позволяет в полной мере реализовывать комплексный подход при обучении иностранным языкам, т.е. одновременную и комплексную пода­чу языкового материала для активизации речевой иноязычной деятельности. [4,С. 132]. Мультиме­дийные программы играют большую роль в реализации активных и интерактивных форм обучения в учебном процессе по иностранному языку, что в свою очередь по­зволяет разнообразить сам процесс усвоения иностранного языка учащимися [4,С. 130]

Усвоение английского языка – это не только говорение, но и восприятие речи собеседника на слух[5]. Помимо обычной игры, можно использовать и такой коммуникативный метод, как драматизация на уроках английского языка. Она всегда делает уроки яркими, способствует вовлечению в деятельность всех учащихся. Данный метод считается одним из распространенных и удачных подходов при обучении английскому языку. Здесь каждый является носителем своей роли, детально изучает ситуацию, а также способен познавать окружающий мир.  Каждый ученик подходит к этому индивидуально, вовлекая чувства, мимику, движения. Данный метод применяется для того, чтобы ученики запоминали все детально, а не «зазубривали» информацию, которую завтра однозначно забудут.

Учителя, работая с детьми, понимают, что их ученики исследуют окружающий мир благодаря своему воображению. И это связь между настоящим и вымышленным позволяет развивать коммуникативные навыки. Это происходит тогда, когда ученики сами погружаются в воображаемый мир, придумывая те или иные сцена (приезд американца в Россию, разговор мамы и дочки и т.д.). Даже вымышленная пьеса дает представление о языке, на котором они учатся говорить.

Таким образом, на основе опыта педагогов и теоретиков, можно сделать вывод, что игра одна из эффективных приёмов обучения, который делает иностранный язык одним из любимых предметов детей.

Использование драматизации развивает такие навыки, как: чтение, говорение и письмо. Например, можно создать театральный кружок, где дети смогут говорить на английском языке, читать рассказы по ролям. А если есть художники в классе, то можно нарисовать плакаты или иллюстрации с надписями. На наш взгляд, это отличный способ развития воображения. Ведь главное для учителя, раскрыть весь потенциал ребенка.

Следует выделить несколько приемов драматизации:

  1. Помогает справиться с жизненными трудностями
  2. Способствует разрешению конфликтных ситуаций.
  3. Развивает вербальное и невербальное общение
  4. Помогает снять психологическое напряжение

Главное помнить, что драматизация – это весело. Ученикам всегда будет интересно получать знания в необычном для него процессе. Дети любят рассуждать над решением проблем, искать новые пути их решения. Такой метод будет интересен не только ребятам, но и непосредственно самому учителю.

Наиболее популярным в последнее время является метод «Мозговой штурм». Его вполне можно отнести к игровым методам обучения иностранному языку. Данная технология позволяет стимулировать творческую активность учащихся, убрать так называемые барьеры, свободно дискутировать на тему урока и принимать коллективное решение[6].  Главная задача метода – обеспечить процесс генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Выделяют определённые этапы «мозгового штурма»

1)   Выбор  темы

2)   Составление списка основных характеристик темы

3)   Перечисление возможного исполнения каждой характеристики темы

4)   Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнения всех частей темы.

Правила «мозгового штурма»

1) Отсутствие критики. Важно выслушивать идеи учащихся, не высказывая неодобрительные замечания

2) Поощрение предлагаемых идей

3) Равноправие участников «мозгового штурма»

4) Свобода ассоциации и творческого воображения

К положительным сторонам «мозгового штурма» можно отнести тот факт, что все участники дискуссии равны. А также возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе фиксируются все выдвинутые идеи. Во время проведения «мозгового штурма» создаются условия для развития познавательного интереса учащихся.

Как и у любого метода, у «мозгового штурма» есть недостатки: при разделении класса на группы, могут  выделяться лидеры, в то время как остальные не будут включены в процесс, возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Но подобного развития можно избежать, своевременно скоординировав направление поиска идей, а также учитывать личностные характеристика учащихся при разделении на группы.

Метод «мозгового штурма» можно применять на разных этапах урока, при этом формируется умение выражать свою точку зрения. Так как «мозговой штурм» проходит в духе соревнований, у детей зарождается интерес к теме и желание узнать как много больше по ней. Таким образом, данная технология позволяет развивать свои коммуникативные умения.

Проанализировав вышеперечисленные игровые методы, можно сделать вывод, что игровые формы и приёмы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом уроке. В игре активизируются мыслительные процессы и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Игра как коммуникативный метод даёт возможность убрать «барьеры» между учащимися и преподавателем, тем самым делая обучение более интересным, веселым и доступным. Игровые методы способствуют формированию коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.


Библиографический список
  1. Павленко В. Г. Современные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Современные тенденции в научной деятельности VII Международная научно-практическая конференция. Научный центр “Олимп”. Москва, 2015. С. 1056-1058.
  2. Домашнев А.И. и др. Методика преподавания английского языка в педагогическом вузе. М., 1983.-240с.
  3. Павленко В.Г. Интерактивные технологии обучения иностранному языку. Уральский научный вестник. 2016. Т. 6. № -2. С. 3.
  4. Саенко О.С. Использование мультимедийных программных средств при обучении английскому языку детей младшего школьного возраста. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 2. № 19. С. 129-132.
  5. Воронина И. М. Современные технологии обучения английскому языку в колледже // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 266–270. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64354.htm.
  6. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, – Спб, 2005.


Все статьи автора «Алексанова Надежда Артуровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: