УДК 37.013

КЛАССИФИКАЦИЯ WEB-САЙТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Гушев Александр Александрович
Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина
магистрант 1 года обучения

Аннотация
В данной статье проведен анализ и образовательных сайтов и предложена их классификация в зависимости от содержания и выполняемых функций. Проведенный анализ позволяет развить образовательные сайты на 10 групп: сайты учебных заведений, образовательные сайты справочного характера, сайты конкретных образовательных мероприятий и проектов, сайты дистанционного образования, образовательные порталы, сайты для распространения культурной и образовательной информации, сайты для чатов и тематических телеконференций в режиме online по вопросам образования, сайты научных исследований , сайты консультативного назначения и сервисы – помощники.
Авторами также выявлено, что хотя сайты образовательных программ, проектов и учреждений в целом могут делиться на разные типы в зависимости от контента, но в большинстве случаев являются многофункциональными: здесь можно найти большое количество нужной информации, получить консультации педагогов, в отдельной рубрике вести электронный журнал и т.д. В процессе использования сайт может видоизменяться: менять свои задачи, содержание и т.д.

Ключевые слова: виды образовательных сайтов, классификация сайтов, образовательная информация, образовательный сайт


CLASSIFICATION OF WEB-SITES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Gushev Alexander Alexandrovich
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
MA student 1 year of training

Abstract
This article analyzes and educational sites and their classification is offered depending on the content and functions. The analysis allows to develop educational websites into 10 groups: schools sites, educational sites help character, sites specific educational activities and projects of distance education sites, educational portals, sites for the dissemination of cultural and educational information, sites for chats and thematic teleconferences in online mode educational, web research, advisory services and destination sites - assistants.
The authors also found that although the sites of educational programs, projects and institutions as a whole can be divided into different types depending on the content, but in most cases are multifunctional: here you can find a lot of the necessary information, to receive counseling teachers, in a separate section to conduct an e-zine etc. In use, the site can be modified: changing their objectives, content, etc.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гушев А.А. Классификация web-сайтов образовательных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74309 (дата обращения: 30.09.2017).

Сайт любой образовательной организации является ее визитной карточкой. Заинтересовавшись какой-либо организацией или проектом этой организации, современный пользователь в первую очередь захочет зайти на официальный сайт и узнать более подробную информацию. Грамотно созданный сайт может в разы увеличить внимание аудитории и повысить рейтинг образовательного учреждения.  Веб-сайт – это отличная площадка для размещения актуальных новостей образовательного учреждения, научных и публицистических статей, публикаций. Это шанс продемонстрировать особенности своего предприятия, рассказать о достижениях и предоставить всем пользователям, будь то школьники, студенты, преподаватели, коллеги или работодатели интересующую их информацию.

В зависимости от выполняемых функций и содержания, образовательные сайты можно разделить на несколько видов. Это могут быть образовательные порталы,  сайты образовательных учреждений, сайты-справочники, сайты различных информационных или соревновательных Интернет-проектов, сайты методических объединений, консультативные сайты и т.д..

Рассмотрим некоторые виды поподробнее.

1.                  Сайты учебных заведений.

Под сайтами учебных заведений мы понимаем сайты общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии), среднего профессионального образования (техникумы и колледжи) и сайты высших учебных заведений (университетов и институтов). Кроме того, в этот раздел так же входят сайты отдельных факультетов/институтов, кафедр. Как уже было сказано в 1.1, такие сайты выполняют информационную и коммуникационную функции, способствуют в распространении информации о проведении различных мероприятий. На образовательных сайтах школьники и студенты так же могут иметь персональные аккаунты. Некоторые учреждения общего среднего образования организуют с помощью web-сайтов дистанционные мероприятия для родителей.

К сайту учебного заведения предъявляются определенные требования в части структуры и наполнения содержанием. В частности, необходимо размещать официальную информацию о дате создания  образовательного учреждения, его структуре и органах управления, уровнях образования и формах обучения и т.д.

Рисунок 1. Сайт Мининского университета

2.                  Сайты справочного характера.

К сайтам справочного характера относятся электронные энциклопедии, словари, каталоги, базы данных и т.д. Одна из самых распространенных на данный момент электронных энциклопедий — это Википедия или, например:

 

Рисунок 2. Википедиа

Сайты-словари представляют собой привычные для нас с детства словари только в электронном виде. Они позволяют в онлайн режиме узнать значение слова или специального термина, помогут правильно подобрать форму слова, синоним и т.д.  Сайты-каталоги содержат перечень ссылок по определенной тематике, например, http://www.avto-podarok.ru – каталог ссылок для автолюбителей и т.д.

3.                  Сайты конкретных мероприятий и проектов.

Часто сайты создают для определенных проектов, например, сайты научных конференций, конкурсов, семинаров и т.д. Существуют и сайты, которые включают в себя информацию по мероприятиям одинаковой направленности, например, «Олимпиада Ломоносов» [3].

Рисунок 3. Сайт мероприятия «Олимпиада Ломоносов»

На таких сайтах размещается информация о предстоящем мероприятии, об условиях его проведения, зачастую примеры олимпиадных задач и т.д. После проведения мероприятия организаторы размещают там информацию о результатах участников.

4.                  Сайты дистанционного образования.

Подобные сайты позволяют получать образование, не выходя из дома. Сюда входят: электронные задачники, учебники, методические пособия, практикумы, самоучители, электронные лекции и тренинги, сайты центров тестирования и дистанционного обучения. Например, часто в интернете можно встретить сайты типа “электронный учебник”, которые предусматривают различные формы очного и/или дистанционного обучения, например, http://www.isras.ru/files/File/publ/Trud_i_dosug_rabochikh_2014.pdf  – электронное издание социологического исследования, система электронного образования и крупная образовательная межвузовская площадка – http://universarium.org, просветительский проект – https://www.lektorium.tv [2].

Рисунок 4. Сайт открытой системы дистанционного образования

5.                  Образовательные порталы представляют собой большие по объему образовательной информации сайты, в которых совмещены разнообразные функции и типы образовательных сайтов. Например, www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование», www.abitu.ru – образовательный интернет-портал “Абитуриент”, http://e-learning.usue.ru – портал «Виртуальная образовательная среда».

Web-сайт «Школьный сектор» (http://www.school-sector.relarn.ru), который был создан в 1998 году, так же можно отнести к этому виду. Данный портал является базой для еженедельного размещения результатов работы школьников над проектами, сочинений и работ учителей, выступления различных специалистов по вопросам деятельности образовательных учреждений в сети Интернет. Здесь же располагается информация о семинарах, конференциях, педагогических изданиях, web-сайтах и многих других вещах, которые могут помочь педагогам в работе.

В качестве примера можно также привести Портал “Российское школьное образование” (http://www.school.ru), который является полезным для тех, кто хочет бесплатно размещать в сети Интернет школьные веб-страницы и страницы с полезной информацией.

6.                  Сайты для распространения культурной и образовательной информации.

К этой группе можно отнести виртуальные библиотеки, музеи, электронные образовательные журналы, сайты учреждений культуры.

1)                 Виртуальная библиотека и Web-сайты библиотек: www.litres.ru – электронная библиотека ЛитРес, www.rusdoc.ru – компьютерная электронная библиотека: программные руководства, документация, книги по операционным системама и языкам программирования, публикации на компьютерную тематику и др., http://www.nounb.sci-nnov.ru – Нижегородская государственная научная библиотека им. В.И. Ленина.

Рисунок 5. Сайт Нижегородской областной библиотеки

2)         Виртуальные журналы и газеты образовательной тематики: www.iis.ru/el-bib – научный электронный журнал «Электронные библиотеки», http:// vestniknews.ru – электронный журнал «Вестник образования России», содержащий сборник приказов министерства образования и науки и др. Очень часто печатные образовательные  журналы и газеты имеют электронную версию, например, «Учительская газета».

3)         Виртуальные музеи: schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/ – виртуальный музей информатики (на этом Web-сайте также находится перечень виртуальных музеев мира), http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/virtual_collections – виртуальные коллекции Государственного Эрмитажа.

Рисунок 6. Сайт виртуального музея

7.                  Сайты для чатов и тематических телеконференций в режиме online по вопросам образования.

Пример: http://exir.ru/cgi-bin/ikonboard/forums.cgi?forum=3, forum.citforum.ru  – форумы по  информационным технологиям и информатике; alglib.chat.ru – форум по алгоритмам; www.edu.yar.ru/russian/org/suppl-ed/dlc/teleconf.html – сервер телеконференций.

8.                  Сайты научных исследований подразделяются на несколько типов по выполняемым ими функциями. Это сайты – сайты “творческие мастерские” (например, дистанционная школа творчества – users.omskreg.ru/~kolosov/school/programs), “научные лаборатории” (например, научная физическая лаборатория школьников – www.nsu.ru/materials/ssl), Web-сайты учебных и научно-исследовательских центров (например, Web-сайт компании ФИЗИКОН, российской организации по выпуску учебных компакт-дисков по естественным наукам).

9.                  Сервисы – помощники.

Некоторые сайты нельзя отнести ни в одну из вышеперечисленных классификаций, однако сами по себе они являются отличными помощниками для студентов и школьников в образовательном процессе.

Огромным образовательным потенциалом обладают сервисы интернет-гиганта Google. Возможности сервисов google можно опробовать, просто создав почтовый ящик на gmail. Для того, чтобы организация могла постоянно использовать в учебных целях все возможности сервиса, удобнее создать отдельный домен для учебного заведения. Google на данный момент предоставляет ресурсы для создания собственного сайта на бесплатной платформе, опросов, тестов, анкет, презентаций, документов, таблиц, диаграмм и т.д. Инструменты google доступны для использования с любого девайса с функцией выхода в интернет, поэтому будут удобны для работы как учителям, так и учащимся.

Кроме многофункционального интернет-сервиса google, существует множество сервисов, выполняющих какую-либо одну функцию, применимую в образовательном процессе.  Это различные сайты, с помощью которых можно создать ментальные карты, презентации (Prezi.com), графики, виртуальные доски, видеоролики, обработать фотографии, упорядочить ссылки [4].

Например, популярностью пользуется сервис http://app.emaze.com, который позволяет создавать уникальные трехмерные презентации. Среди основных достоинств сервиса, можно выделить следующие: простота: при создании презентации пользователь может прибегнуть к  использованию шаблонов; 3D переходы между слайдами; автоматический перевод на множество языков; возможность создания презентации не только при помощи компьютера,  но и на мобильных устройствах и многое другое [1].

Из подробной классификации, приведенной выше, можно сделать вывод о том, что  Интернет-пространство – это отличное поле для реализации целей образовательных учреждений, программ, проектов. Сайты образовательных программ, проектов и учреждений в целом могут делиться на разные типы в зависимости от контента, но в большинстве случаев являются многофункциональными: здесь можно найти большое количество нужной информации, получить консультации педагогов, в отдельной рубрике вести электронный журнал и т.д. На разных этапах существования сайт может менять свои задачи, свое содержание и функциональное назначение.


Библиографический список
  1. Груздева М.Л., Горовая Т.Ю. Интеграция интернет-тестирования в практику преподавания в вузе / Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 149-151.
  2. Груздева М.Л., Червова А.А. Создание профессионально-ориентированной среды для информационной подготовки студентов вуза – будущих менеджеров / Наука и школа. 2008. № 3. С. 26-28.
  3. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Котов Е.Л. Дополнительное образование детей: новые подходы / Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 171-177.
  4. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students’ classroom independent work in higher educational institutions / Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 22. С. 95568.


Все статьи автора «ngpu_tsto»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: