УДК 37.022

ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Юшкевич Ольга Валерьевна
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
старший преподаватель

Аннотация
Статья посвящена проблематике содержания профессионально ориентированного общения на английском языке студентов втуза. Главное внимание сосредоточено на вопросах освещения ролевой структуры общения на иностранном языке современного инженера и ее адекватного моделирования в процессе обучения.

Ключевые слова: моделирование, профессиональное общение, роль, ситуации общения


FEATURES OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION ROLE BEHAVIOUR OF ENGINEERING GRADUATES

Yushkevich Olga Valerievna
Grodno State University named after Yunka Kupala
senior teacher

Abstract
The article deals with the problem of ESP teaching-learning process. The main attention is focused on the professional roles of modern engineers while communicating in English and appropriate components of their simulation in academic studies.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юшкевич О.В. Особенности ролевого поведения иноязычной коммуникации выпускников инженерного профиля // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74300 (дата обращения: 27.11.2016).

Исполняя профессиональную роль в системе функционирования реального общения, выпускники втуза выражают интересы общества в целом, которое обусловливает социальное и профессиональное содержание тех или иных ролей. При этом может быть обоснована возможность моделирования основ общения на иностранном языке (ИЯ), исходя из ролевой структуры участников данного общения. Поскольку статусно-ролевое общение основано на нормах и ожиданияx того, что каждый его участник будет соблюдать речевые нормы, свойственные его положению и определяемые характером взаимоотношений с собеседником, то такие представления могут быть представлены как типичные. На их основе складываются стереотипы ролевого поведения, что позволяет прогнозировать их содержание и закладывать их существенные характеристики при описании компонентов моделирования.

Поскольку, профессионально ориентированное общение студентов втуза всегда социально обусловлено, то набор профессиональных ролей (т.е. тех ролей, которые присущи специалистам в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей) предстает, прежде всего, как набор социальных ролей, только обусловленных особенностями и требованиями ролевого взаимодействия специалистов в системе их профессиональной деятельности. Если исходить из видового различия социальных ролей, принятого в социальной психологии, то в данном случае речь идет о конвенциональных/социальных ролях, связанных с определенным видом деятельности, профессией и социальным статусом обучаемых. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Уровень данного вида социальных ролей – это уровень общественных (в том числе профессиональных) отношений индивидов.

Исходя из социальной природы ролевого взаимодействия специалистов, мы определяем понятие роли в предлагаемой методике обучения как социальную функцию выпускников втуза в области контактов на ИЯ, обусловленных при этом его социальным и профессиональным статусом как специалиста, и моделируемую в учебных условиях в процессе игрового взаимодействия обучаемых. В предлагаемом подходе понятие роли охватывает следующие аспекты:

  • реестр функциональных областей, соответствующих профессиональному положению участников общения;
  • требования по выполнению профессиональных обязанностей, т.е. те ролевые экспектации, которые заложены в данной роли;
  • ассоциирование обучаемого с принятой на себя ролью в процессе взаимодействия участников общения;
  • включение принятого ролевого поведения в кайму личностно-индивидуального поведения в русле тенденции взаимодополняемости и варьирования;
  • реализация ролевого поведения в ходе игровых действий с учетом всех параметров моделирования.

С таких позиций мы рассматриваем сущность ролевого поведения студентов втуза, которое можно охарактеризовать как потенциальное социальное действие личности, развертывающееся в вербальной и невербальной деятельности. При этом подчеркнем, что в процессе выполнения совместных действий специалисты ведут себя и как общественные субъекты, и как личности, поэтому и социальное, и личностное представлены в любом акте общения. В этой связи ролевое поведение – это своеобразное единство, симбиоз социального и личностного в поведении специалиста. Ролевые ожидания и предписания определяют общие контуры роли, они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, зависящее от социального и профессионального содержания ролевого репертуара, тех ролевых позиций, которые характерны для данной отрасли профессиональной деятельности в текущий момент времени.

Деятельность современного инженера многофункциональна и выходит за рамки технической деятельности, т.е. непосредственно производства технических систем. В настоящее время немаловажное значение приобретает преобразовательная деятельность специалистов такого профиля, что, в принципе, характерно для техногенного общества. Как показывают всесторонние исследования характера профессиональной деятельности  современных инженеров [1; 2; 3; 4; 5], их преобразовательная деятельность предусматривает владение профессиональными знаниями в области управления и менеджмента. В последние годы превалирует мнение, что в лице одного человека необходимо готовить и инженера, и управленца, и менеджера (инженер-управленец-менеджер).

В этой связи представляется необходимым предусматривать уже в обучении многогранную смену профессиональной деятельности и выполнение различных функциональных обязанностей. Однако для такого обучения требуется тщательный анализ всей структуры инженерного труда и профессиональных обязанностей специалистов.

Нами был проведен анализ характера профессиональной деятельности выпускников втуза, задачей которого была организация в методических целях ролевой структуры инженерной профессии в целом и выделение основной задачи деятельности отдельной категории инженеров. Представилось также методически справедливым для дальнейшего исследования конкретизировать должностные обязанности выделенных ролевых групп. Отметим, что эти категории – это обобщенный вариант ролевого распределения профессиональных функций инженера, а должностные обязанности даны в корреляции с квалифицированными требованиями к данной категории специалистов.

Итак, проведенный нами анализ продемонстрировал, что деятельность современного инженера носит многофункциональный характер, поэтому в структуре модели присутствует широкий спектр ролей с различным содержанием и степенью вовлеченности в устное иноязычное общение, что напрямую связано с различными функциональными обязанностями специалистов. Функциональные задачи предписываются участникам общения условиями осуществления их предметной деятельности. Поскольку в реальной практике обучения моделируются не все аспекты деятельности общения инженеров, то при различающихся функциональных обязанностях, функциональные ролевые установки могут иметь, на наш взгляд, более общий характер, раскрывающий, в первую очередь, главное содержание предметной деятельности специалиста.

Исследования свидетельствуют, что любая речевая деятельность имеет целью воздействие в условиях общения на коммуникантов и достижение определенного результата, эффекта, успеха, мотивированного как практической целесообразностью, так и интенцией коммуникантов. Эффект такого воздействия, безусловно, зависит от выбора наиболее подходящих средств в конкретной коммуникативной ситуации. Эти ситуации, указывая на конкретные стереотипы взаимодействия партнеров, определяют условия, в которых происходят речевые контакты, а также потенциальные социальные роли партнеров по общению. Исходя из вышеизложенного, представилось необходимым уточнить номенклатуру ролей, а вместе с тем выполняемых ими задач (функций) в опоре на разработанный реестр наиболее типичных ситуаций общения. В данном случае мы имеем дело с конкретизацией социально-коммуникативных ролей выпускников втуза, которые могут быть определены как коммуникативные роли для индивидов, исполняющих некоторую типичную социальную функцию в пределах одной (нескольких в совокупности) коммуникативной ситуации. Данные анализа представлены в нижеследующей таблице.

Таблица. Набор обобщенных ролей и их функциональные задачи (в опоре на анализ содержания типичных ситуаций общения)

Роли

Функциональные задачи

собеседник в официально-деловой обстановке налаживание и поддержание контактов

обмен мнениями

аргументирование

учет социального и профессионального статуса собеседника

деловой партнер

 

налаживание и поддержание контактов

обмен мнениями

обсуждение

соблюдение профессионального этикета

участник дискуссии, полемики отстаивание своей точки зрения

понимание контраргументов

согласие/несогласие

обсуждение

соблюдение профессионального этикета

инструктор/получающий инструкцию информирование

сообщение инструкций

запрос информации

уточнение информации

представитель, призванный ознакомиться с  научно-техническим товаром/представить свой запрос и уточнение профессионально значимой информации

понимание представленной информации

объяснение, пояснение, информирование

выступающий с официальным сообщением информирование

соблюдение профессионального этикета

уточнение информации

оппонент (высказывающий критические замечания/отстаивающий свою точку зрения) оппонирование

несогласие

выдвижение контраргументов

отстаивание своей точки зрения

соблюдение профессионального этикета

учет социального и профессионального статуса собеседника

участник международных форумов

 

 

представление доклада/понимание доклада

обмен мнениями

аргументирование

доказательство

делающий информационное, обзорное сообщение информирование

запрос и уточнение информации

рекламодатель презентация

понимание рекламы

собеседник в неофициальной обстановке налаживание и поддержание контактов в условиях неофициального общения
переводчик при общении с зарубежными коллегами понимание сообщаемой информации

разъяснение

уточнение

«Проигрывание» заданных обобщенных ролей в моделируемых ситуациях обеспечивает усвоение правил общения при обучении английскому языку и является одним из моментов социализации личности будущего специалиста. Очевидно, что при любом акте общения в профессиональной области, целью такого общения будет достижение конечного результата, при этом участники общения будут стремиться воздействовать на партнера по общению в своих интересах. Эффект такого воздействия зависит от выбора наиболее подходящих средств в конкретной коммуникативной ситуации в корреляции с исполняемым ролевым репертуаром.


Библиографический список
  1. Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. -  М.: ИЦ Академия, 2005 – 304 с.
  2. Мухамедшина А.В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии/ А.В.Мухамедшина//Теория и практика образования в современном мире: материалы межд. научной конф-ции (г.Санкт-Петербург, февраль 2012) – СПб.: Реноме, 2012. – С.343-345
  3. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб.пособие. – Уфа: Изд-во УГ НТУ, 2008. – 109 с.
  4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб.пособие. – М.: Изд-во Гардарики, 1999. – 400 с.
  5. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. –  М.: Академия, Высшая школа, 2001. – 360 с.


Все статьи автора «Юшкевич Ольга Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация