МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ СИЛЛАБУСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

Калякина Ксения Андреевна1, Колдина Маргарита Игоревна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студентка 4 курса
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, к.п.н., доцент

Аннотация
В статье рассматривается проблема проектирования новых образовательных программ, обосновывается необходимость внедрения в образовательный процесс силлабуса как инструмента организации самостоятельной работы студентов. Разработан раздел политики учебной дисциплины силлабуса, а также продемонстрирована часть технологической карты по дисциплине «Уголовное право».

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, силлабус, технологическая карта, уголовное право


METHODOLOGY SYLLABUS ON DISCIPLINE «CRIMINAL LAW»

Kalyakina Kseniya Andreevna1, Koldina Margarita Igorevna2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Ph. D., associate Professor

Abstract
The article considers the problem of designing new educational programs, the necessity of introduction in educational process of the syllabus as a tool of organization of independent work of students. Developed policy section of the discipline of the syllabus and demonstrate some of the routing on discipline «Criminal law».

Keywords: criminal law, independent work of students, routing, syllabus


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калякина К.А., Колдина М.И. Методика составления силлабуса по дисциплине «Уголовное право» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74285 (дата обращения: 20.04.2024).

Проблема проектирования новых образовательных программ в парадигме модернизации образования приобрела масштабный характер во многих вузах страны. В общем потоке актуальных инновационных процессов необходимым является направленность на эффективное обеспечение вариативных траекторий подготовки специалистов, готовых к профессиональной деятельности в организациях различных ведомств и с различными категориями граждан. Однако существующая ситуация выявила проблему снижения успеваемости студентов из-за отсутствия навыков самообразования. Актуальность исследования по разработке силлабуса изучения дисциплины «Уголовное право» обусловлена необходимостью воплощения студента в полноценный субъект обучения с возможностью самостоятельно пользоваться наряду с преподавателями программной документацией, что позволяет влиять на качество образования и мотивацию студентов.

Как определяет E. C. Горохова, самостоятельная работа студентов – это вид учебнопознавательной и общественно-значимой деятельности обучающихся, направленной на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, состоящей в выполнении студентами комплекса усложняющихся заданий при консультационнокоординирующей помощи преподавателя и ориентированной на самоорганизацию деятельности обучающихся в условиях содержательно
смыслового структурирования их личностного времени [2].

Как указывает И. Э. Хмелина, немалая часть студентов, как первых, так и последующих курсов, обучается значительно ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самообразования. Поэтому перед преподавателем каждого учебного предмета в вузе ставится задача, предельно используя специфику дисциплины, помочь обучающемуся наиболее эффективно выстроить собственную учебно-познавательную деятельность, целесообразно проектировать и реализовывать самостоятельную работу, обеспечить формирование общих умений и навыков самостоятельной
деятельности [6].

На сегодняшний момент своеобразным инструментом, позволяющим облегчить студенту самостоятельное освоение учебной дисциплины и структурировать его деятельность, выступает силлабус. Термин «силлабус» берёт своё начало из латинского языка, от слова syllabuses и означает «список», что в свою очередь произошло от искажённого греческого слова σίττυβας sittubas
и переводится как
«этикетка, содержание». С. Е. Тарабрина отмечает, что в американской системе образования силлабус представляет собой документ, содержащий ведущие характеристики изучаемой дисциплины, выступая средством коммуникации между преподавателем и студентом [5].

Силлабус включает в свою структуру краткую аннотацию учебного предмета, цель его изучения, план освоения тем, условия эффективного и успешного изучения и т.д. Проводя аналогию с системой образования в России, стоит сказать, что в ней место подобного документа в основном занимает рабочая программа конкретной дисциплины. Однако всё большую популярность в практике как самообразования, так и углубления собственных знаний по определённой дисциплине набирает именно силлабус, поскольку позволяет сформулировать чёткую последовательность действий, удобен и эффективен в обращении. Предъявляемая студенту рабочая программа курса должна содержать определённую маршрутизацию, предоставляющую студенту возможность адекватно оценить свою собственную работу и сделать вывод о своём месте на пути к достижению образовательных результатов [1].

Силлабус выступает и как средством продуктивной рефлексии собственных учебных достижений, и как важным конструктивным ресурсом и своего рода гидом по маршруту личного профессионального становления [4].

Как правило, силлабус составляется на основе реализуемой по конкретному предмету рабочей программы дисциплины как краткое руководство по её изучению. Поскольку планируется разработать силлабус по дисциплине «Уголовное право», то за базовую структуру его составления взята Рабочая программа по дисциплине «Уголовное право» для направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность», очной формы обучения. Программа составлена преподавателем Мининского университета Гнётовой Л. В. (кандидат юридических наук, доцент).

Описание целей изучения содержатся в разделе Политики учебной дисциплины совместно с задачами дисциплины и требованиями преподавателя:

1. Общие требования преподавателя (политика учебной дисциплины):

1.1. ​ Дисциплина «Уголовное право» является обязательной для изучения дисциплиной студентами направления подготовки: 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки: Правоведение и правоохранительная деятельность.

1.2. В процессе изучения дисциплины студент должен выполнить и сдать все задания, описанные в технологической карте. По результатам всех видов работ выставляется балл, который затем суммируется.

1.3. К экзамену допускаются студенты, выполнившие все контрольные мероприятия и набравшие не менее 55 баллов.

Основные цели дисциплины:

Формирование у студентов фундаментальных знаний об институтах уголовного права, признаках отдельных видов преступлений, о
науке уголовного права, современном состоянии уголовного
законодательства и перспективах его развития, а также практических навыков правильно квалифицировать то или иное общественно опасное деяние.

В результате успешного освоения дисциплины студент будет:

– знать понятие, предмет, задачи и систему уголовного права как отрасли права и науки;

– иметь представление об уголовном законодательстве;

– выявлять признаки преступления, его состав и характеризующие его элементы;

– дифференцировать обстоятельства, исключающие преступность деяния;

– различать виды наказания, условия его применения;

– применять уголовный закон при решении вопросов уголовной ответственности;

– правильно квалифицировать деяния, подпадающие под признаки, предусмотренные уголовным законом;

– определять основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания;

– ориентироваться в уголовных законах и других нормативных актах.

Студент получит возможность отработать навыки:

– правильного определения правовой базы и подбора необходимых материалов, помогающих принимать обоснованные решения;

– владения понятийным и категориальным аппаратом, используемым в сфере уголовного права.

Второй раздел представляет детальный план изучения дисциплины. Согласно технологической карте студент может выбирать индивидуальную траекторию движения в освоении дисциплины. Пошаговая инструкция по изучению дисциплины представлена в таблице 1:

Таблица 1 – Технологическая карта изучения дисциплины «Уголовное право»

Тема занятия

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа (внеаудиторная)

Источники информации для подготовки к занятию

Дата и аудитория проведения
занятия

Что делать к занятию

Чем проверяется

Что делать

Чем проверяется

Срок сдачи задания для с/р

Раздел 3. «Наказание»

Лекция 5. Наказание и его цели. Виды наказаний

Определить отличия уголовного наказания от дисциплинарного и административного взыскания и иных мер госпринуждения

Сравнительная таблица

20, 21
Практическое занятие 7. Система и виды наказаний по действующему законодательству

Охарактеризовать основные и дополнительные виды наказания

Доклад, презентация

Решение задач

Аргументированное и правильное решение задач; дискуссия

1, 10, 20

Самостоятельная работа (аудиторная). Освобождение от уголовной ответственности

Определить основания и виды освобождения от уголовной ответственности

Конспект в тетради; устный опрос

12, 20

Практическое занятие 8. Несовершеннолетний как субъект преступления

Решение кейсов; определить проблемы ответственности несовершеннолетних

Дискуссия

Изучить криминальную статистику несовершеннолетних; охарактеризовать возрастные и психические особенности несовершеннолетних

Круглый стол, доклад, презентация

14, 21
Лекция 6. Принудительные меры медицинского характера.

Изучить нормы УК РФ и др. НПА по данному вопросу

Оформленная домашняя работа

20
Практическое занятие 9.
Основание и порядок применения принудительных мер медицинского характера

Охарактеризовать виды мер; проанализировать аспекты, освещённые на проблемной лекции

Доклад, презентация; интеллектуальный футбол; метод «ресторан»

Проанализировать судебную практику применения мер медхарактера

Круглый стол

12, 14, 20
Самостоятельная работа (аудиторная). Работа в группах. Проектная деятельность

Зафиксировать отдельные положения докладов; разделиться на группы; выбрать проблему уголовного регулирования и направление правотворчества

Оформленная работа; начальный этап законопроекта

Контрольное мероприятие по разделу 3. Контрольная работа 3

Таким образом, можно проследить, что чёткого алгоритма составления силлабуса не предусмотрено, и преподаватель вправе самостоятельно определить важные и необходимые структурные компоненты для освоения конкретной дисциплины. Главной задачей педагога в данном случае выступает способность грамотно, лаконично и в то же время максимально полно отразить содержание преподаваемой дисциплины в силлабусе, который имел бы возможность действительно рационально организовать самостоятельную работу студента и помочь в её изучении. Разработанный силлабус по дисциплине «Уголовное право» может быть внедрён в практику правового образования студентов высших учебных заведений.


Библиографический список
  1. Гитман М., Гитман Е. План-проспект курса для студентов, или что такое syllabus // Высшее образование в России, 2014. № 10. С. 43-49.
  2. Горохова Е.С. Современный подход к разработке учебной программы для студентов // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе, 2014. № 8. С. 15-19.
  3. Гугина Е.В., Кузенков О.А. Организация самостоятельной работы студентов в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского: Методические рекомендации – Н. Новгород: ННГУ, 2013. 47 с.
  4. Каштанова С. Н., Кудрявцев В. А. Силлабус как инструмент регулирования учебной деятельности студентов // Вестник Мининского университета, 2016. № 2(15). С. 5-9.
  5. Тарабрина С. Е. Силлабус как необходимый инструмент в работе с электронно-обучающими платформами // Академия ФСИН России, 2015. № 3(14). С. 61-64.
  6. Хмелина И. Э. Значение самостоятельной работы студентов в современных условиях // Вологодский университет, 2015. № 11. С. 10-15.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Калякина Ксения Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация