УДК 658

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Алейникова Анастасия Игоревна1, Гелета Игорь Викторович2
1Кубанский государственный университет, студент
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются такие актуальные для хозяйственной деятельности аспекты как конкуренция и конкурентоспособность предприятия. Даны определения данных понятий, а также факторы, влияющие на их наличие. Рассмотрены самые распространенные методики определения конкурентоспособности. В качестве примера приводится российская компания ЗАО «ЭКОЛАБ», работающая над гарантией безопасности в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: издержки, конкурентоспособность, конкуренция, предприятие, преимущество, прибыль, производство, рынок, стратегия


WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Aleynikova Anastasia Igorevna1, Geleta Igor Viktorovich2
1Kuban State University, student
2Kuban State University, Candidate of Economic Sciences, associate professor

Abstract
This article deals with such actual aspects of business as competition and competitiveness of the enterprise. The definitions of these concepts, as well as factors influencing of them. Listed are the most common methods for determining competitiveness. As an example, the Russian company ZAO "Ecolab" working on a guarantee of security in various spheres of human activity.

Keywords: advantage, competition, competitiveness, enterprise, expenses, market, production, profit, strategy


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алейникова А.И., Гелета И.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74284 (дата обращения: 27.11.2016).

В условиях рынка для того, чтобы добиться успеха в бизнесе и устойчивого финансового положения необходимо постоянно совершенствовать деятельность, ориентируясь на изменения внешних (проявление которых в малой степени зависит от организации) и внутренних (почти целиком определяемые руководством организации) факторов с целью повышения конкурентоспособности предприятия. В современных условиях проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. При этом, необходимо определить каков производственный потенциал фирмы, и может ли она соперничать с другими компаниями в этом же сегменте рынка [1].

Термин «конкурентоспособность» является одним из часто употребляемых в экономической литературе и наиболее полно отражает эффективность деятельности экономического субъекта. Существует масса определений данного понятия. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия – это характеристика, отражающая способность организации успешно соперничать с другими объектами данной отрасли и проявлять свое преимущество перед ними. Преимущество может выражаться в качестве продукции, ее цене, функциональности, привлекательности, полезности, доступности и т.д. В этой сфере необходимым условием является наличие конкуренции (борьбы за достижение наивысших выгод) на рынке – условном месте купли-продажи какого-либо товара.

В качестве основной характеристики конкурентоспособности выступает ее оценка, которая выражает степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха. Оценка конкурентоспособности подразумевает осуществление деятельности в условиях рыночных отношений и получение при этом доходов, которые должны не только покрывать расходы производства, но и поддерживать качество выпускаемой продукции на высоком уровне, стимулировать работников и способствовать научно-техническому развитию бизнеса.
Оценка может проводиться на основе сравнительного анализа устойчивости данного предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Также важным показателем здесь является доля фирмы на рынке: чем выше ее доля, тем выше и конкурентоспособность [2].

Практика показывает, что из-за отсутствия четкой экономической стратегии, у компании могут возникать значительные затруднения при проблеме повышения конкурентоспособности. Различные стратегии направлены на выполнение конкретных задач. Рассмотрим некоторые основные их виды. Так, стратегия выживания сконцентрирована на приспособлении к изменяющимся рыночным условиям и необходимости хотя бы минимально реализовать свои цели. Стратегия стабильности сосредоточена на поддержании существующего положения фирмы в период экономического спада, а также на корректировке организационной структуры в сторону усиления функций управления. Такой вид, как стратегия роста применяется в условиях стабильности компании и предполагает повышение ранее достигнутых показателей, расширение организации, диверсификацию производства, освоение новых рынков.

Итак, исходя из существующих факторов, компания должна выбрать подходящую для нее стратегию, выдвинув конкретные цели и задачи для того, чтобы оперативно отреагировать на изменения хозяйственной ситуации. Это значительно упростит решение вопроса повышения конкурентоспособности предприятия.

Кроме того, высокая конкурентоспособность может быть обусловлена снижением величины издержек, доступом к качественному дешевому сырью, освоением передовых технологий, скоростью адаптации к изменениям, маркетинговыми методами, уникальностью и новизной продукции, удовлетворенностью потребителя в товаре и желанием приобрести его снова. Все эти условия называются факторами конкурентного преимущества. Они могут быть как внешними, так и внутренними и устанавливаться как на кратковременную, так и на долгосрочную перспективу. Данные факторы являются своеобразными индикаторами, по которым можно определить настоящее положение фирмы, ее сильные и слабые стороны, а также дать прогноз на будущее.

Как правило, для более точного изучения готовности фирмы к борьбе за потребителя используют многочисленные методики определения конкурентоспособности. Самыми распространенными из них являются: SWOT-анализ, матричная оценка, метод рейтинговой оценки, анализ сравнительных преимуществ.

Так называемый SWOT-анализ известен с 1960-х годов и широко используется по сей день. Он позволяет проанализировать сильные (Strengths ) и слабые (Weaknesses ) стороны внутренней среды предприятия, потенциальные возможности для развития предприятия (Opportunities) и угрозы внешней среды (Threats), которые могут помешать осуществлению намеченных целей. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам (например, организация и управление, финансы, производство, кадровый состав, маркетинг, технология).

В основу матричной оценки положен анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции. Наиболее известной является матрица БКГ (Бостонская консалтинговая группа). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по вертикали – относительная доля предприятия на рынке; по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж. Пользуясь данным методом, можно оценить позиции конкурентов, а также выработать собственную стратегию поведения на рынке. Самыми конкурентоспособными предприятиями являются те, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. К преимуществам метода можно отнести высокую репрезентативность оценки при наличии достоверной информации об объемах реализации. Недостатки метода заключаются в отсутствии возможности анализа причин происходящего и осложнении выработки управленческих решений.

Метод рейтинговой оценки представляет собой установление иерархии организаций на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях. Во-первых, необходимо получить всю необходимую информацию по исследуемым предприятиям и представить ее в виде матрицы, в которой по строкам записаны порядковые номера предприятий (i = 1, 2…., n), а по столбцам — значения показателей (j = 1, 2…., m). Во-вторых, определяются максимальные значения по каждому столбцу и на их основе рассчитываются остальные исходные показатели матрицы:


В итоге производится рейтинговая оценка для каждого предприятия:


Максимальный рейтинг имеет предприятие с минимальным значением Ri. Рейтинговые методики могут учитывать не только материальные активы, но и нематериальные активы (репутация руководства, организационные способности и др.) [3].

Анализ сравнительных преимуществ – один из самых простых методов оценки конкурентоспособности фирмы. Так как производство и реализация предпочтительнее в том случае, если издержки производства ниже, чем у ближайших конкурентов, то в качестве основного критерия, используемого в данном методе, являются низкие издержки.

Рассмотрим варианты повышения конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «ЭКОЛАБ» г.Москва. Компания работает над гарантией безопасности в различных сферах человеческой жизнедеятельности, таких как защита природных ресурсов, поддержание чистоты окружающей среды, обеспечение клиентов чистыми и качественными продуктами питания. Как заявляет генеральный директор фирмы Вацлав Харант, в нынешних условиях экономической нестабильности, показатели, которые ранее пересматривали раз в год, сегодня изменяются несколько раз в день. «Наша компания нашла два пути повышения конкурентоспособности предприятия: мы запустили проект по локализации производства в России и наладили процесс оптимизации текущих затрат» [4].

Итак, для начала был проведен анализ возможности импортозамещения на базе расчетов рентабельности тяжелой и легкой промышленности, нефте- и газодобыче, отрасли водных и энергетических услуг, пищевом производстве, здравоохранении и т. д. Учитывалась масса факторов: объем продаж, планы дивизионов по работе с конкретным продуктом, цены на сырье и производство упаковки, порядок сертификации и т. п.

Цель планировалось осуществить в короткие сроки, поэтому все действия были сконцентрированы на простых и пользующихся спросом продуктах (например, жидкое средство для мытья посуды, кислотное средство для удаления накипи в посудомоечных машинах и другие кухонные приспособления). Экономия производилась за счет использования российского сырья и снижения затрат на доставку и таможню. При этом важным аспектом было поддержание качества на прежнем высоком уровне.

Для увеличения объемов прибыли были приняты следующие меры:

1. Повышение продаж на 25%;

2. Сокращение расходов на 10%. Так, были снижены затраты на содержание офиса, пересмотрены условия текущих контрактов с клиентами и поставщиками (большая часть из них переведена в рубли);

3. Оптимизация процесса складирования и хранения товаров. То есть сроки нахождения товаров на складе сократили, вследствие чего удалось существенно уменьшить соответствующие затраты;

4. Оптимизация процесса прогнозирования. Предполагается улучшение системы планирования поставок и ее автоматизация.

5. Оптимизация схемы поставок. Специалисты по планированию поставок находят оптимальные пути закупок, что позволяет ускорять поставки и снижать затраты на закупку. Кроме того, введены тендеры (мини-конкурсы) на лучшую цену среди выбранных поставщиков

«Перечисленные методы повышения конкурентоспособности позволили увеличить операционную прибыль компании в России. Кроме того, нам удается не только сохранять фонд зарплаты, социальные гарантии и рабочие места, но и нанимать новых специалистов, проводить обучение для сотрудников со стажем. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Кризис рано или поздно закончится, а наша компания всегда в полной боевой готовности» – сообщает Вацлав Харант.

Таким образом, хочется отметить, что проблемы повышения конкурентоспособности предприятия являются одними из наиболее сложных и актуальных. Изучение позиции выдающихся конкурентных качеств российских фирм позволяет выявить их организационные запасы и спрогнозировать возможный рост конкурентоспособности. Предприятие, которое имеет более низкие издержки производства, получает более высокую прибыль, позволяющую повышать технический уровень производства и экономическую эффективность. Максимальный интерес предприятиям стоит проявить функциональным новшествам и научно-техническому прогрессу. За короткий срок необходимо обеспечить обновление устаревшего оборудования и перенять опыт других стран. Вследствие модификации производственных процессов качество товара должно не ухудшаться, а напротив – возрастать. Также немаловажным показателем является узнаваемость бренда фирмы и доверие со стороны потребителя. Здесь особую роль играет не только высокие качественные характеристики выпускаемой продукции, но и степень информированности покупателей о преимуществах этого товара перед другим на этом же сегменте рынка. Для выполнения данного условия важна налаженная работа сбытовых служб и маркетингового отдела организации.

Так, в своей теории конкурентных преимуществ М.Портер рассматривает два важных аспекта: маркетинг и издержки. Преимущества в сфере маркетинга обусловлены превосходством товаров или услуг одной фирмы перед другой, которое заключается в большей степени удовлетворенности потребителя. Преимущества, выраженные в издержках возникают при меньших производственных затратах, чем у фирмы-конкурента, что позволяет компании неизрасходованные средства направить на рекламу и распределение [5].

Стабильного увеличения конкурентоспособности предприятие может добиться только в том случае, если все факторы конкурентного преимущества будут учтены и долгосрочно, постоянно и поступательно совершенствоваться. Необходим непрерывный поиск новых каналов сбыта продукции и новых потребителей. Никогда не стоит исключать возможность выхода на мировой рынок. Для этого необходимо изучить вкусы, традиции и особенности бизнеса страны-импортера, учитывать ее экологию, юридические и технологические отличия. При соблюдении таких простых в теории, но более сложных на практике условий предприятие сможет сохранять и преумножать свою конкурентоспособность и быть выносливым к влиянию внешних и внутренних факторов.


Библиографический список
  1. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность. М., 2011. С. 160.
  2. Антипов Ю. В. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования: научный журнал,  2011. № 3 (89). С. 212–221.
  3. Яковенко С.Н. Экономический анализ: учебное пособие. Краснодар, 2016. С. 328.
  4. Как повысить прибыль за счет локализации производства и устранения потерь // Генеральный директор: персональный журнал руководителя, 2015.  № 11.
  5. Портер, М. Конкуренция: учебник. М., 2014. С. 608.


Все статьи автора «Алейникова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация