ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» БАКАЛАВРАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Лазарева Людмила Анатольевна1, Беликова Ольга Викторовна2
1Самарский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела
2Самарский государственный медицинский университет, ассистент кафедры сестринского дела

Аннотация
Работа с документами является важной составляющей профессиональной деятельности современного медицинского работника. Статья посвящена методическим вопросам преподавания «Делопроизводства в медицинской организации» бакалаврам сестринского дела. Представлены формируемые компетенции, определено место дисциплины в структуре образовательной программы, обозначено содержание самостоятельной работы студента, приведены примеры форм текущего и промежуточного контроля.

Ключевые слова: делопроизводство, задачи, компетенции, лекции, промежуточная аттестация, семинарские занятия, тестовые задания


FEATURES OF TEACHING OF DISCIPLINE OF «RECORDS MANAGEMENT IN A MEDICAL ORGANIZATION» BACHELORS OF NURSING

Lazareva Ljudmila Anatolyevna1, Belikova Olga Viktorovna2
1Samara State Medical University, candidate of medical sciences, assistant Professor of Department of nursing
2Samara State Medical University, аssistant of Department of nursing

Abstract
Working with documents is an important component of professional activity of the modern medical worker. The article is devoted to methodological issues of teaching "Records management in a medical organization" bachelors of nursing.
Presents the competence generated, the place of discipline in the structure of the educational program, the contents of the independent work of the student, gives examples of forms of the current and intermediate control.

Keywords: competence, interim certification, lectures, records management, seminars, tasks, tests


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева Л.А., Беликова О.В. Особенности преподавания дисциплины «Делопроизводство в медицинской организации» бакалаврам сестринского дела // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74126 (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время в системе здравоохранения возрастает роль сестринского персонала, имеющего высшее сестринское образование и готового к внедрению новых сестринских технологий. Работа с инновациями в сестринской практике невозможна без умения надлежащим образом преподнести информацию в письменном виде, т.е. правильно составить и оформить документ.

Учебная дисциплина «Делопроизводство в медицинской организации» согласно учебному плану по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело изучается в 7 семестре и реализуется в рамках вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)». Цель освоения дисциплины состоит в изучении, систематизации и закреплении знаний теоретических и методических основ принятия решений в области делопроизводства и развития навыков работы с документами с использованием программных обеспечений и компьютерных технологий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общепрофессиональных компетенций: «способность использовать основы экономических знаний и правовых знаний в профессиональной деятельности» (ОПК-2Б), «готовность к ведению медицинской документации» (ОПК-5), а также профессиональной компетенции «готовность к участию в сборе и обработке медико-статистических данных» (ПК 16).

Предшествующими, на которых непосредственно базируется предмет «Делопроизводство в медицинской организации», являются дисциплины: «Правоведение»,  «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Правовые основы охраны здоровья, медбиоэтика», «Общественное здоровье и здравоохранение», а также производственная практика «Организационно-управленческая». Дисциплина является основополагающей для прохождения производственной практики «Сестринские исследования и доказательная практика» и  преддипломной практики.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Рабочей программой учебной дисциплины предусмотрены 72 часа на аудиторное изучение дисциплины, из них 24 часа на лекционные занятия и 48 часов на семинарские занятия.

На лекционных занятиях преподаватель освещает такие темы, как историческое развитие делопроизводства в России, государственное регулирование работы с документами, основные требования к составлению документов, документирование организационно- распорядительной деятельности,  документирование деятельности коллегиальных органов, особенности информационно- справочных документов. Основной акцент делается на документирование деятельности медицинских организаций. Лектор использует активные методы обучения в виде лекции-визуализации, которые составляют 11,1% от объема аудиторных занятий.

На семинарских занятиях студенты овладевают навыками составления и оформления организационно-распорядительных и информационно-справочных документов; принципами оформления типовой учетно-отчетной медицинской документацией; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

Для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала  дисциплины «Делопроизводство в медицинской организации» преподавателем используются тесты, задачи, вопросы для устного опроса, контрольные работы. Примеры тестовых заданий:

1. Выберите правильный ответ. Гриф утверждения документа оформляется:

а) на отдельном листе;

б) в левой верхней части первой страницы;

в) в правой верхней части первой страницы документа.

2. Выберите, в каком варианте правильно оформлен реквизит «Подпись» на бланке документа?

а) Главный врач городской больницы № 3            В.И. Мельников;

б) Главный врач  больницы                                          Мельников В.И.;

в) Главный врач                                                                 В.И. Мельников.

3.  Выберите правильный ответ. Должностная инструкция утверждается:

а) руководителем структурного подразделения;

б) начальником отдела кадров;

в) руководителем  организации.

Пример ситуационной задачи. На основе предложенной ситуации составьте служебное письмо, недостающие реквизиты дополните самостоятельно. Главная медицинская сестра областной больницы 10 мая текущего года подготовила проект письма директору Института сестринского образования СамГМУ. В письме содержалась просьба рекомендовать специалистов из числа выпускников последних лет факультета высшего сестринского образования, имеющих некоторый опыт работы в области сестринской деятельности на должностях старших медицинских сестер. В информационно-справочном документе содержалась просьба к претендентам на вакантные должности подготовить резюме и прислать их по электронной почте в областную больницу. Автор письма также выразил надежду, что Институт сестринского образования рассмотрит вопрос об организации преддипломной практики выпускников по направлению подготовки «сестринское дело» с их последующим трудоустройством. Письмо подписано главной медицинской сестрой. Составитель письма А.П.Есипова (тел. 923-45-67).

Учебным планом  на внеаудиторную самостоятельную работу  студентов отведено 36 часов, которые  согласно рабочей программе по дисциплине распределены на подготовку реферата, работу  с лекционным материалом, с нормативной документацией, выполнение домашнего задания к занятию, конспектирование текста. К каждой теме семинарского занятия студенты готовятся, используя не только перечень основной и дополнительной литературы, но и ресурсы информационно-телекоммуникативной сети «Интернет».

Промежуточная аттестация по дисциплине «Делопроизводство в медицинской организации» проводится в форме зачета. Подготовка к зачету считается успешно завершенной, если студент может ответить на все предлагаемые вопросы. Кроме того, обучающийся должен хорошо владеть основной терминологией учебной дисциплины. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Законодательное регулирование делопроизводства на современном этапе.
  2. Положение об организации: понятие, реквизиты, структура и содержание.
  3. Правила внутреннего трудового распорядка: понятие, реквизиты, структура текста.
  4. Должностная инструкция как основной нормативный документ, определяющий организационно-правовое положение работника: понятие, виды, структура и содержание.
  5. Документирование работы с персоналом. Комплекс кадровой документации.
  6. Документирование деятельности амбулаторно-поликлинических организаций.
  7. Документирование деятельности стационаров.
  8. Документирование деятельности станции скорой медицинской помощи.
  9. Оформление и ведение документов организационно-методического отделения  (кабинета).
  10. Комплекс обязательной документации  главной /старшей медицинской сестры.

Освоение компетенций в процессе изучения дисциплины «Делопроизводство в медицинской организации» способствует формированию у выпускника знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективную работу по следующим  видам профессиональной деятельности: организационно-управленческой и исследовательской.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лазарева Людмила Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация