УДК 339.138

МАРКЕТИНГ РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: АНАЛИЗ ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ

Семенов Даниил Станиславович
Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
студент II курса ФГиМУ, г. Санкт-Петербург

Аннотация
В статье рассматривается текущее положение продукции военной промышленности России на мировом рынке вооружения, анализируются статистические данные объёмов продаж в данной отрасли, опыт продвижения продукции военно-промышленного комплекса России. В итоге, авторы работы, приходят к выводу о конкурентоспособности российского вооружения, наличии факторов, стимулирующих развитие российского военно-промышленного комплекса, а также перспективах выхода России на лидирующие позиции данного рынка и высоком экспортном потенциале её продукции.

Ключевые слова: военная промышленность, маркетинг, российское вооружение, Санкт-Петербург, экспортный потенциал


MARKETING OF THE RUSSIAN MILITARY PRODUCTS: ANALYSIS OF EXPERIENCE AND PROMOTION PROSPECT

Semenov Daniil Stanislavovich
North-West Management Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
Student II course FGiMU, Saint Petersburg

Abstract
The article describes the current position of the Russian military-industrial production in the world market for weapons, analyzed statistics sales volumes in the industry, experience in promotion of products of Russia's military-industrial complex. In the end, the authors work, come to the conclusion the competitiveness of Russian weapons, the presence of factors that stimulate the development of the Russian military-industrial complex, as well as the prospects for Russia's withdrawal at the leading position in this market and the export potential of its products.

Keywords: marketing, military industry, Russian arms export potential, St.-Petersburg


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Семенов Д.С. Маркетинг российской продукции военного назначения: анализ опыта и перспективы продвижения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74029 (дата обращения: 02.06.2017).

 Научный руководитель

Десятниченко Олеся Юрьевна

Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, г. Санкт-Петербург 

Десятниченко Дмитрий Юрьевич

Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, г. Санкт-Петербург

Существенную долю мирового рынка товаров и услуг с древних времён занимает торговля продукцией военного назначения. В средние века многие страны получали большую часть своих доходов от производства и продажи различного вооружения. Эта тенденция сохранялась на протяжении многих веков, актуальна она и сегодня.

Наличие хотя бы возможной внешней угрозы толкает различные страны мира к постоянному совершенствованию вооружения. Некоторые страны, имеющие достаточный военный потенциал и самостоятельно развивают военно-промышленные технологии, другие же либо закупают необходимую технику и амуницию у первых, либо вступают с ними в кооперацию и развивают совместные производства. Постоянное развитие технологий в данной области способствует поддержанию стабильного объёма этой продукции на мировом рынке даже в мирное время: устаревшая военная техника перепродаётся в развивающиеся страны, а взамен покупаются новые усовершенствованные образцы. Данный факт и толкает страны вкладывать средства в развитии военной промышленности, ведь любая новая разработка, превосходящая по параметрам уже имеющиеся образцы, вызовет моментальный спрос, который в конечном итоге принесёт не малые средства в бюджет страны-разработчика.

Если же подходить к рассмотрению данного вопроса с позиции экономической теории, то рынок продукции военной промышленности ничем не отличается от любого другого рынка. На нём действуют те же базовые законы спроса и предложения, конкуренции, ценовые и неценовые факторы, создания и продвижения инноваций [1, с. 49]. Модернизация экономических систем требует комплексного обновления воспроизводственного процесса, затрагивающего как производственные силы, так и производственные отношения [2, с. 62]. Именно модернизация является важнейшим условием прогрессивного движения общества, основанного на инновационном развитии хозяйственных систем различных уровней [3, с. 72]. В связи с этим подходить к продаже данных специфических товаров надо на общих основаниях, продумывая рекламную компанию, определяя потенциального покупателя и, в целом, разрабатывая всю маркетинговую концепцию для продвижения данного товара на рынке [4, с. 152].

С восстановлением военной промышленности Россия вновь вышла на мировой рынок военной продукции, и стала с каждым годом наращивать объёмы продаж. Несомненно, продвижение военной техники и амуниции российского производства не обходится без формулирования маркетинговой стратегии, которая во многом является определяющей.
На микроуровне разработка стратегии рассматривается в контексте формирования бизнес-плана фирмы, включает в себя стратегию борьбы с конкурентами, маркетинговую, инновационную стратегию и пр. [5, с. 15].

Как и в случае с обычными товарами, проведение грамотной маркетинговой политики позволяет не только повысить конкурентоспособность предлагаемого товара, но и расширить рынки сбыта, тем самым увеличив объём продаваемой продукции. Кроме этого, с расширением доли страны на рынке продукции военной промышленности растёт её политический статус, она занимает более весомую позицию на мировой арене, может оказывать влияние на менее развитые государства. При этом основными методами, легитимизующими любую управленческую инициативу в форме законодательных и нормативных актов должны быть правовые [6, с. 127].

Анализируя данные статистики торговли [7, с. 54] вооружением, можно утверждать, что к 2016 году Россия заняла стабильное положением на мировом рынке военной продукции, а перспективы развития военно-промышленного комплекса позволяют говорить о возможном расширении доли нашей страны в объёме продаж мирового рынка вооружения.

В феврале 2016 года Стокгольмский институт исследований проблем мира опубликовал данные по торговле оружием между странами в период с 2011 по 2015 гг.
[8]. Российская Федерация в данном рейтинге занимает вторую строчку, сразу же после США. По оценкам шведского института Российской Федерации принадлежит 25% доли мирового рынка оружия.

Рис. 1 График крупнейших мировых экспортёров военной продукции

По сравнению с итогами 2010 года, за отчётный период поставки оружия из РФ увеличились на 28%, однако по оценкам учёных в период 2014-2015 гг. объём экспортной продукции, поставляемой на рынок, снизился по сравнению с 2013-2014 гг.

Рис. 2 График объёма экспорта российской военной продукции

По данным на 2015 год, российские производители военной промышленности имеют контракты с 50 странами. Самыми крупными импортёрами российской военной техники являются Индия (39%), Китай (11%) и Вьетнам (10,5%).

Основным и единственным экспортёром российской военной промышленности является Акционерное Общество «Рособоронэкспорт», которое входит в корпорацию «Ростех». «Рособоронэкспорт» является единственным российским государственным посредником по реализации всего спектра военной продукции и услуг, производимых в России. Уникальный статус государственного посредника на мировом рынке оружия, предоставляет данной компании возможности по выстраиванию долговременных партнёрских отношений с зарубежными партнёрами, а также для укрепления позиций России в данной отрасли мирового торгового оборота [9]. По результатам работы данной компании и по выполнению заключённых контрактов военно-промышленными корпорациями можно определить фактическое положение России на международном рынке промышленности, конкурентоспособность её продукции и потенциал предприятий в ближайшей перспективе.

Основными площадками в России для заключения военных контрактов на поставку российской военной продукции являются Международный Военно-Морской салон (МВМС), проводящийся в Санкт-Петербурге и Международный Авиационно-Космический салон (МАКС), проводящийся в Жуковском. Оба салона уже имеют продолжительную историю проведения, собирают обширное количество представителей и делегаций из различных стран мира и являются отличными площадками для демонстрации всего спектра российской военно-промышленной индустрии.

В 2017 году Правительством РФ, Министерством Обороны и Министерством Промышленной Торговли запланировано проведение обоих салонов на их основных традиционных площадках. Как и всегда участие в данных выставках будут принимать различные промышленные корпорации, которые и представят образцы своей техники. Программы салонов, как и в предыдущие годы, будут наполнены показательными выступлениями, показами новинок, деловыми встречами, конференциями и переговорами. Результаты переговоров запланированных конкурсов нам ещё предстоит узнать, а вот итоги салонов 2015 года уже могут быть подвергнуты оценки и анализу с нашей стороны, тем более, что по состоянию на октябрь 2016 года, некоторые договорённости и заявления уже были реализованы.

С 1 по 5 июля 2015 года на своей основной площадке выставочном комплексе «Ленэкспо» прошёл 7-ой Международный Военно-Морской салон в Санкт-Петербурге. В выставке принимали участие 423 предприятия, 43 000 специалистов и делегации из 39 зарубежных стран, 10 главнокомандующих ВМС стран-партнёров России. МВМС входит в первую тройку мировых выставок военно-морской техники, благодаря высокому потенциалу российской военно-оборонной отрасли [10].

На площадке форума генеральный директор «Рособоронэкспорта» сообщил, что по состоянию на июль 2015 года портфель заказов по контрактам на поставку российской военно-морской техники составляет 5 млрд. долларов. Игорь Севастьянов отметил, что «”Рособоронэкспорт” намерен максимально эффективно использовать уникальную площадку МВМС для демонстрации иностранным гостям огромного потенциала российских корабелов и оружейников, в том числе в ходе посещения ими пришвартованных у причалов выставочного комплекса кораблей и стрельб на полигоне “Ржевка”».

В рамках салона МВМС-2015 организаторами планировалось показать зарубежным партнёрам комплексного в строительстве и оснащении современных военно-морских сил. Так представленный на площадке салона Корвет «Стойкий» проекта 20380, был наглядным образцом тех судов, которые получит алжирская сторона по контракту, заключенному на полях МВМС-2013. Полностью же вся экспозиция салона насчитывала более 200 образцов техники, большинство из которых не имеют аналогов за рубежом, либо превосходят имеющиеся в мире аналоги. За 15 лет работы компании «Рособоронэкспот» было разлизано контрактов по поставкам военно-морской техники на сумму более 20 млрд. долларов, в их числе наиболее приоритетные: поставка эскадренных миноносцев и подводной лодки в Китай, поставка авианосца «Викрамадитья» в Индию, поставки в Грецию и Словению военных катеров и сторожевых кораблей. Также на полях салона Игорь Севастьянов заявил о широком сотрудничестве российских военных корпораций с предприятиями зарубежных партнёров и создании совместных проектов на основе российских технологий, одним из таки примеров является сотрудничество России и Индии в её программе «Делай в Индии».

Следующим важнейшим событием для военно-промышленного комплекса России стал XII-ый Международный Авиационно-Космический Салон МАКС-2015 [11], который проходил с 25 по 30 августа на аэродроме города Жуковский. Как обычно, салон собрал множество участников: 103 официальные делегации из 65 стран мира, 4 тысячи журналистов, 878 предприятий, 66 тысяч специалистов. Несмотря на спад в экономике было заключено множество государственных и международных контактов, что, несомненно, говорит о заинтересованности международных компаний и зарубежных стран в сотрудничестве и торговле с российскими военно-промышленными предприятиями. Согласно заявлению представителей АО «Рособоронсервис» были проведены переговоры и встречи с представителями 42 стран. По итогам встреч было подписано ряд контрактов, соглашений и протоколов, в частности контракт на поставку учебно-боевых самолётов ЯК-130 [12] и зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2К» для Республики Беларусь, соглашение с Иорданией на поставку парашютных платформ П-7 и соглашение о сотрудничестве с испанской компанией HISDESAT Servicios Estrategicos S.A. о сотрудничестве в запуске космического спутника PAZ. Также было заключено ряд соглашений и протоколов о намерениях сотрудничества в сфере военной промышленности.

Продукция военной-промышленности, представленная на МАКС-2015, была освещена во многих иностранных СМИ, многие из которых высказывали опасения в превосходстве российских разработок над иностранными образцами. Так в америакнском издании “The National Interest” вышла заметка об уже упомянутом ЯК-130, который уже стоит на вооружении ВВС России и Алжира, и начнёт поставляться в ВВС Белоруссии и Бангладеша. Американские специалисты назвали ЯК-130 «маленьким ужасом, которого стоит бояться НАТО». Учебно-боевой самолёт превосходит по некоторым лётным характеристикам основной боевой многоцелевой истребитель ВВС США F-16, что, несомненно даёт ему конкурентное преимущество перед американским самолётом. Также по сообщениям ТАСС на момент проведения салона МАКС-2015 Египет заказал партию военных вертолётов Ка-52 «Аллигатор», также представленных на полях авиасалона.

Таким образом, по итогам проведения МАКС-2015 года можно сделать вывод, что, хотя представителей и делегаций из зарубежных стран было меньше, чем в предыдущие годы, интерес к российской военной промышленности не упал, а перспективы дальнейшего развития предполагают дальнейшее расширение контактов и сотрудничества с зарубежными партнёрами.

Нельзя не отметить и самостоятельную работу компании «Рособоронэкспорт». С момента создания компании объём экспорта российского вооружения увеличился в десять раз. На выставке российского сухопутного вооружения в Нижнем Тагиле в 2015 году было отмечено, что портфель заказов зарубежных стран на российскую технику данного типа превышает 12 млрд. долларов. На международном рынке представлено более 700 различных единиц российской продукции военной промышленности. По оценкам российских и зарубежных экспертов российская продукция составляет высокую конкуренцию зарубежным аналогам и во многом является более выгодной и ресурсоустойчивой.

Вслед за устойчивым интересом на Ближнем Востоке и странах Северной Африки к сухопутным видам российского вооружения, растёт интерес этих стран к авиации и российских системах ПРО. Как отмечают эксперты большим экспортным потенциалом в ближневосточном регионе пользуются истребители Су-35 и МиГ-29М/М2, учебно-боевой самолет Як-130, военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52, транспортно-боевой вертолет Ми-35М, военно-транспортные вертолеты типа Ми-17, различные системы ПВО, в особенности зенитный ракетно-пушечный комплекс “Панцирь-С1″. Подходя к оценке спроса в данной отрасли с позиции геополитики, то можно выдвинуть предположение, что спрос на авиацию и системы противовоздушной обороны связан с защитой от угроз со стороны стран блока «НАТО», чьим основным наступательным вооружением является авиация. Сохраняется спрос зарубежных партнёров на российские ракетные системы залпового огня и тяжёлые огнемётные системы. Своё начало данный тип вооружения берёт ещё с первых таких систем БМ-13 «Катюша», поэтому современные установки «Смерч» и «Град» до сих пор остаются на лидирующих позициях в данной отрасли. Тяжёлые огнемётные установки «ТОС-1А» вообще не имеют аналогов на мировом рынке и отлично зарекомендовали себя в проведении антитеррористических операциях.

Помимо крупных импортёров с Ближнего Востока и Северной Африки, один из крупных потребителей продукции российской промышленности остаётся Малайзия. Российская продукция сохраняет высокий экспортный потенциал на данном рынке, наибольшие перспективы в развитии связывают со многоцелевыми истребителей марки «Су», вертолётной промышленностью, комплексами ПРО, и продвижением «Комплексной системы безопасности».

Объёмы контрактов поставок, соглашения о сотрудничестве, кооперация российских военно-промышленных предприятий с предприятиями зарубежных партнёров доказывают высокую степень заинтересованности в российских военных разработках и технологиях со стороны зарубежных стран. Продукция российских военных производителей продолжает оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, а также лидирует в качестве и ресурсоустойчивости, обгоняя по показателям зарубежные аналоги. Именно конкуренция является фундаментальным основополагающим принципом организации отношений в экономике рыночного типа, обуславливающим непрерывную нацеленность фирм на повышение эффективности функционирования на основе поиска, разработки и внедрения инновационных технологий в производство конечных товаров и услуг [13, с. 330]. В итоге, Россия завершила 2015 год, поставив на мировой рынок продукции на 15 миллиардов долларов США, это составило более 4% от общего экспорта страны.

Рис. 3 График доли военного экспорта в общем экспорте России за последние 7 лет.

По сравнению с данными на 2011 год, доля военного экспорта в Российской экономики выросла почти в два раза. Общий же портфель заказов от зарубежных партнёров в конце года составил 56 миллиардов долларов, из них 26 миллиардов это контракты, заключенные в 2015 году.

Из статистических данных, подготовленных на основании отчётов, предоставленных АО «Рособоронэкспорт» и документов поданных РФ в ООН за 2015 год, доля военной авиации в экспорте военной продукции России составляет более 56%, это поставки самолётов в Беларусь, Бангладеш, Индию, Казахстан и Вьетнам, а также поставки боевых вертолётов в Индию и Перу. На втором месте контракты на поставку военно-морской техники (14%), третье место занимают поставки ракет (13%), последнее место в военном экспорте РФ занимают бронемашины и средства ПВО.

Рис. 4 График объёмов экспорта военной продукции различного вида

С 2011 по 2015 год основная часть российского экспортного вооружения была поставлена в страны Азии (68%), северной Африки (11%), Ближний Восток (8,2%) и страны бывшего СССР (6,4%). При этом в первой тройке азиатских импортёров Российской продукции остаются Индия, Китай и Вьетнам. Все данные построены на основе данных полученных из официальных источников, поэтому об объёмах экспорта российской военной продукции в Сирию остаётся только догадываться.

Что же касается 2016 года, то основную долю в экспорте по прежнему занимает военная авиация, на вторую строчку поднялись системы ПВО, третью строчку делят бронетехника и военно-морская продукция. За первые восемь месяцев 2016 года Россия уже реализовала на мировом рынке военной техники на 8 миллиардов долларов США. Поставщик российской продукции «Рособоронэкспорт» заявил, что до конца года планируется ещё реализовать военной продукции на 5 миллиардов, а также заключить новые долгосрочные контракты на производство различных видов техники.

Одними из крупных контрактов этого года, являются поставки военных истребителей Су-30, Су-35 и МиГ-29 в Алжир, Китай, Ирак, Вьетнам, Казахстан и Египет. Контракт на поставку вертолётов Ми-35М на полях форума «Армия-2016» заключила Нигерия, в качестве основной цели использования предполагается борьба с террористическими организациями на территории страны. Что касается экспорта зенитно-ракетной техники, то в 2016 году будут осуществлены поставки комплексов С-300 в Казахстан и Иран, а Вьетнам также заключил контракт на поставку подводной лодки и ракетного катера. Также российскими судостроителями будет осуществлён ремонт двух ракетных кораблей для Алжира.

Такой результат, достигнутый за несколько лет работы, показывает, насколько перспективной для России является отрасль военной промышленности и мировой рынок вооружения в целом. Россия уже активно сотрудничает с бывшими союзниками СССР: Индией, Китаем, Вьетнамом. Дальнейшее восстановление партнёрских отношений будет открывать новые рынки для реализации российского вооружения: Ближний Восток, Средняя Азия, страны Африки и Южной Америки. Приоритетность данной отрасли для России обусловлена не только получением дополнительного дохода от продажи военной продукции в зарубежные страны, но и развитием союзнических и партнёрских отношений. Кооперация в военной промышленности позволяет развивать всю экономику в целом: расширять предприятия, увеличивать количество рабочих мест, получать большее количество налогов. Торговля военной техникой даёт возможность заключения новых военных союзов, проведения совместных учений, сотрудничества в сфере национальной безопасности и противодействия терроризму. И в целом развитие отношений с зарубежными государствами не позволяет говорить о геополитической обособленности России и даёт возможность улучшения не только военных, но и торгово-экономических, политических и культурных связей между государствами.

2016 год ещё не завершился, в связи с этим мы располагаем лишь первичными данными, и делать какие-либо выводы об успешности этого года пока преждевременно. Однако стоит отметить, что тенденция по увеличению спроса на российскую военную продукции с 2015 года не изменилась, а популярность на фоне успешного использования российской военной продукции в Сирии даже возросла.

Если вспомнить масштабы военного производства СССР, то не будет преувеличением сказать, что Россия может не только увеличить свою долю на мировом рынке вооружения, но и стать лидером в данной отрасли, оставив позади зарубежных конкурентов. В ситуации экономической нестабильности доходы от продажи продукции военно-промышленного комплекса помогают поддерживать стабильность в национальной экономике, а также могут стать основой для развития других сфер промышленного производства. Именно поэтому на сегодняшний момент руководство нашей страны уделяет большое внимание именно этой сфере, активно участвует в её развитии, поддерживает исследования и разработки, адаптационные процессы [14, с. 178]. Остаётся надеяться, что в скором времени такое же развитие и продвижение получат и остальные сферы экономики, и российское государство вновь встанет на рельсы прогрессивного экономического развития.


Библиографический список
  1. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций в регионе. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, Изд-во Астерион, 2014, 171 с.
  2. Десятниченко Д.Ю. Федерализм и местное самоуправление в РФ (мониторинг и регулирование социально-экономического развития в регионе; на материалах Ленинградской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2001
  3. Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Санкт-Петербург, 2013.
  4. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе// Управленческое консультирование. – 2016. №4 (88). С. 150-157.
  5. Микроэкономика: технология эффективного изучения. Десятниченко Д.Ю., Федорков А.И. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. Санкт-Петербург, 2012, 130 с.
  6. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. – 2015. №10 (82). С. 126-132.
  7. Статистика. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Учебно-методическое пособие / ФГОУ ВПО “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации”; Сосновоборский филиал. Санкт-Петербург, 2015., 248 с.
  8. STOCKHOLM INTERNATIONAL PEACE RESEARCH INSTITUTE [электронный ресурс] — URL: http://www.sipri.org/media/pressreleases/2016/at-feb-2016 (дата обращения 22.10.2016)
  9. «Рособоронэкспорт» [электронный ресурс] —  URL: http://www.roe.ru/roe/rus_status.html (дата обращения: 06.11.2016)
  10. Итоги авиасалона «МАКС-2015» [электронный ресурс] — URL: http://www.aviasalon.com/ru/static/page/maks_2015_results.htm (дата обращения: 06.11.2016)
  11. Новости о салоне МВМС-2015 [электронный ресурс] — URL: https://ria.ru/analytics/20150702/1109567617.html (дата обращения: 06.11.2016)
  12. Russia’s Lethal Yak-130 Fighter: The Tiny Terror NATO Should Fear / The National Interest [электронный ресурс] — URL: http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-lethal-yak-130-fighter-the-tiny-terror-nato-should-13782 (дата обращения: 06.10.2016)
  13. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. Туристско-рекреационные зоны как объект управления пространственным развитием и субъект инновационной инфраструктуры региональной экономики. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 328-332.
  14. Великая Е.В., Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Об использовании программно-целевого подхода при планировании расходов бюджета г. Санкт-Петербурга в 2015-2020 гг. как способе повышения эффективности управления государственными финансами на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 (63). С. 178-187.


Все статьи автора «Глебов Артем Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: