УДК 316.613

ИНСТИТУЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЯПОНИИ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Для понимания статуса кросскультурной психологии в Японии следует знать, что, в качестве эмпирической науки, психология была заимствована японскими университетами из Германии в середине девятнадцатого века, в эпоху Мэйдзи, когда японское правительство взяло решительный курс на стремительную модернизацию и учредило университеты по западному образцу.

Ключевые слова: исследование, конструкт, контекст, кросскультурный, психология, японский


INSTITUTIONAL ASPECTS OF CROSS-CULTURAL PSYCHOLOGY IN JAPAN

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
To understand the status of cross-cultural psychology in Japan one should know that psychology has been borrowed by the Japanese universities from Germany in the mid-nineteenth century as an empirical science in the Meiji era when the Japanese government took a resolute course onto rapid modernization and established universities according to the Western model.

Keywords: construct, context, cross-cultural, Japanese, psychology, research


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Институциальные аспекты кросскультурной психологии в Японии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73989 (дата обращения: 02.06.2017).

Рассмотрим нынешнюю ситуацию с кросскультурной психологией в Японии. Для начала кратко осветим историю психологии в Японии. Затем мы перейдём к современному положению в японской кросскультурной психологии, коснёмся таких институциальных аспектов кросскультурной психологии, как научные общества, публикации и некоторые научно-исследовательские тенденции в кросскультурно-психологических исследованиях японских учёных. Под конец мы перейдём к рассмотрению значения и проблем крсскультурно-психологических исследований японской культуры в сравнении с иными культурами.
Для начала нам необходимо сформулировать некоторые понятия и ограничения рассматриваемой нами сферы, ибо формулировка “Кросскультурная психология в Японии” слишком обща по следующим двум аспектам.
Во-первых, термином кросскультурная психология принято обозначать такую область исследований, в которой участвуют две или более культур с целью сравнения определённых психологических аспектов этих культур. Соответственно, целесообразно исключить из систематического рассмотрения те разновидности психологических исследований, которые проводятся с целью изучения либо с целью отыскания культурных факторов человеческого свойства иными образами.
Во-вторых, существует трудность в определении диапазона кросскуль-турных исследований в Японии. Профессионалов прежде всего интересует ситуация с кросскультурными исследованиями японских психологов. В целом количество исследований, осуществляемых в сотрудничестве с психологами из других стран выросло до такой степени, что стало затруднительно, а подчас и бессмысленно устанавливать государственную принадлежность исследований. Целесообразно будет вести речь преимущественно о тех публикациях, первым из авторов которых указан японский психолог. Благодаря такому приёму удаётся рассмотреть широкий круг проблем, интересующих японских психологов, обратившихся к исследованию культурных факторов человеческого поведения. Имеет смысл сосредоточиться на тенденциях и на статусе кросскультурного подхода среди японских психологов.
Для понимания статуса кросскультурной психологии в Японии следует знать, что, в качестве эмпирической науки, психология была заимствована японскими университетами из Германии в середине девятнадцатого века, в эпоху Мэйдзи, когда японское правительство взяло решительный курс на стремительную модернизацию и учредило университеты по западному образцу.
До этого в небольшом количестве учебных заведений психологические вопросы рассматривались в свете буддистской, конфуцианской и синтоистской традиций. Мало-помалу были усвоены такие эмпирические подходы, как процедура эксперимента, статистический анализ данных, психологическое тестирование и т. п. [2] Со временем история японской психологии во многих университетах стала представлять из себя преимущественно процесс ассимиляции тем, конструктов и методов западной психологии. [5]
Самобытные концепции и явления иногда становились субъектами теоретического анализа, но в те годы они редко изучались эмпирическими методами. Примерно в восьмидесятые годы двадцатого века японские психологи обратились к исследованию самобытных концепций на языке общеупотребительных научных терминов, и занялись разработкой целостных теорий, объясняющих и западные достижения, и культурно-связанные явления.
В данном историческом контексте кросскультурная психология как ис-кусный эмпирический подход была заимствована в Соединённых Штатах Америки в шестидесятые годы двадцатого века. В то время кросскультурно-психологический подход, а в особенности этический подход, был усвоен японскими психологами в качестве научно-исследовательского. С другой стороны, благодаря ему открылись возможности рефлексии самобытных концепций и релевантности отдельных западных конструктов в процессе кросскультурно-психологического исследования.
Кроме того, история развития психологии в Японии, как и в других странах, подверглась воздействию со стороны различных внешних условий и межкультурных взаимодействий. Например, в эпоху японского колониализма до второй мировой войны активизировались взаимодействия с китайцами, корейцами и иными азиатскими народами, а некоторые японские психологи обратились к восточно-азиатским культурам. [4] Эти исследования были довольно наивны по своим методам, а контроль со стороны государства, практиковавшийся в те годы, делал их несвободными.
Несмотря на то, что культурные факторы человеческого поведения привлекают к себе немалое внимание японских психологов, среди названий двадцати семи психологических ассоциаций в Японии мы не встретим слов “кросскультурная психология” или хотя бы просто слова “культура”. Тем не менее, отсутствие собственной ассоциации нисколько не означает недостатка интереса к культурным факторам, ни скудости японских кросскультурных исследований. Оно говорит лишь о том, что, как во многих других странах, большинство кросскультурных исследований ведутся и презентуются в контексте различных областей психологии, при этом редко рассматриваются в плоскости кросскультурной психологии. Например, в Японской ассоциации психологии развития среди восьми подразделений выделена в 1993 году особая группа по культуре и международным сравнениям.
Кроме того, в 1978 году была создана Научно-исследовательская группа по изучению культуры и человека, которая публикует ежегодные отчёты. Однако, эта группа занимается преимущественно вопросами адаптации японцев к иным культурам. [1] Создание подобной группы со-ответствовало увеличению контактов между японцами и иными культурами в те годы.
Сложившаяся ситуация совпала с выходом в свет учебников, учебных пособий и других публикаций по кросскультурной психологии. Мы не найдём ни одного японского научного журнала по кросскультурной психологии, ни одного учебника по кросскультурной психологии, предназначенных для аудиторного изучения в высших учебных заведениях Японии. Культурные факторы рассматриваются в одной главе учебников по социальной психологии, по психологии развития и т. п., в одном томе серийных психологических изданий. [3] Кроме того, вышли в свет несколько монографий, посвящённых проблемам адаптации к зарубежным культурам.
Прежде, чем приступить к описанию существующих тенденций в крос-скультурно-психологических исследованиях, необходимо прояснить их статус среди исследований культуры как таковых, проводимых в Японии. Статус кросскультурных исследований в японской психологии может отличаться от такового в западных странах, особенно от таких культур, в которых типовые кросскультурные исследования проводятся для проверки кросскультурной валидности концепций, разработанных в собственном культурном контексте.
Японские психологи стремятся познать западную психологию как науку. Те из психологов, которые проявляют интерес к культурным факторам, занимаются адаптацией следующих трёх типов научных исследований применительно к разнообразным подходам к культурным факторам.
Во-первых, исследователи, придерживающиеся эмического подхода, не являются приверженцами кросскультурных исследований конструктов, существующих в иных культурах. Во-вторых, психологи, которые изучают культурные различия путём проведения монокультурных исследований в Японии, опираются на оригинальные результаты, полученные в других странах. В-третьих, психологами проводятся кросскультурные исследования с опорой на конкретные переменные либо концепции.
Представляется, что в Японии превалируют научные исследования второго типа, потому что большинство японских психологов воспользовались возможностями сравнения японской культуры с иными культурами в процессе применения западных конструктов к собственным испытуемым. В определённом смысле большинство японских психологов действительно могут быть названы кросскультурными психологами.
При том, что практически невозможно сосчитать монокультурные исследования в Японии, что выдаёт определённую заинтересованность в культурных факторах, значимость кросскультурных исследований следует понимать именно в таком контексте. Кросскультурные исследования свидетельствуют о стремлении японских психологов приложить определённые психологические конструкты к иным культурам, но отнюдь не указывает на их заинтересованность культурными факторами Японии.


Библиографический список
  1. Накаяма С. Ибунка-э-но суторатэгии // Бунка-то нингэн-но кай. Токио: Кавасимасётэн, 1991. С. 241 – 242.
  2. Нихон синригаккай 50 нэнси. Токио: Канэко сёбоу, 1987.
  3. Софуэ Т., Хара Т., Танака Й., Мацубара Д., Кадзита Д., Хаяси С. Бунка-то нингэн // Гэндай-но синригаку. Токио: Сёугакукан, 1982. Т. 8.
  4. Amano T. Personality of East Asian Peoples // Modern Psychology. Tokyo: Kawade shobou, 1943. Vol. 5. Psychology of Races.
  5. Azuma H. Psychology in non-Western Country // International Journal of Psychology, 1984. No. 19. P. 45 – 55.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: