УДК 336.63

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: РОЛЬ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Езангина Ирина Александровна1, Эм Светлана Эдуардовна2
1Волгоградский государственный технический университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы предприятий»
2Волгоградский государственный технический университет, студент факультета Экономики и управления

Аннотация
В статье актуализирована значимость многообразия организационных форм хозяйствования (в том числе малых форм) для развития АПК региона. На примере одного из субъектов Южного Федерального Округа – Астраханской области раскрыты: весомый вклад К(Ф)Х в объем валовой продукции различных отраслей сельского хозяйства, формы их участия в государственных и ведомственных программах, соответствующие индикаторы и приоритеты развития.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, ведомственная программа, государственная программа, грант, источник финансирования, кластер, крестьянское (фермерское) хозяйство, малая форма хозяйствования


FINANCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION: THE ROLE OF THE PEASANT (FARMER) ECONOMY (IN THE ASTRAKHAN REGION)

Ezangina Irina Alexandrovna1, Em Svetlana Eduardovna2
1Volgograd State Technical University, PhD in Economic Sciences, Associate Professor of «Economics and finance companies»
2Volgograd State Technical University, Student of the Faculty of Economics and Management

Abstract
The actualized value of the variety of organizational forms of economic activity (including small forms) for the development of agribusiness in the region. For example, one of the subjects of the Southern Federal District - Astrakhan region revealed: a significant contribution to P (F) E in the volume of gross output of various sectors of agriculture, the forms of their participation in the state and departmental programs and related indicators and development priorities.

Keywords: agriculture, cluster, departmental program, peasant (farmer) economy, small form of management, source of funding, state program


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Езангина И.А., Эм С.Э. Финансово-экономическое развитие региона: роль крестьянских (фермерских) хозяйств (на примере Астраханской области) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73509 (дата обращения: 21.11.2016).

Одной из целей Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года является превращение ее агропромышленного кластера в один из наиболее эффективных технологических, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья со специализацией на производстве сельскохозяйственной продукции. Именно сельское хозяйство составляет основу системы расселения, обеспечивает закрепление населения в сельской местности, имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе [1].

При этом речь идет о многоукладной сельской экономике, включающей как крупномасштабное производство, так и малые формы, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (К(Ф)Х), индивидуальными предпринимателями (ИП), занимающимися сельскохозяйственным производством, личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (СХПК). В настоящем Астраханский сельскохозяйственный кластер опосредованно включает 107 СХП, 2945 (К(Ф)Х), 110 тыс. ЛПХ, 660 садоводческих обществ, 56 СХПК, которые осуществляют свою деятельность на территории 11 муниципальных образований области [2].

Существует множество фактов неоценимого вклада К(Ф)Х в объем товарной продукции АПК Области. По состоянию на 01.01.2015 г. площадь земель, закрепленная за К(Ф)Х, составила 1148,0 тыс. га или 33% от площади. За последние 10 лет доля К(Ф)Х в АПК региона увеличилась и составила: от объема валовой продукции – 42% или 11,4 млрд. рублей, в том числе по растениеводству – 7,9 млрд. рублей и по животноводству – 3,5 млрд. рублей; от посевной площади – 60%, в том числе площадей под капельным орошением на долю К(Ф)Х приходится 88% или около 14 тыс. га; от объёма производства растениеводческой продукции – 69%; от общего поголовья крупного рогатого скота (КРС) – 31%, в том числе коров – около 33%, овец и коз – 62%; от общего объема производства мяса – 39%, молока – 19% [2].

К(Ф)Х Астраханской области на протяжении длительного периода занимают лидирующие позиции по объему производства овоще-бахчевой продукции (1 место) и картофеля (2 место) в России. В 2015 г. посевная площадь бахчевых культур составила 325,5 га. При этом хозяйствами района произведено 7417,2 т, в том числе КФХ – 5577 т. На территории Астраханской области выращивается большой ассортимент сортов картофеля с различными сроками созревания. В 2015 г. хозяйствами района произведено 9120,5 т картофеля, в том числе КФХ – 4504 т.  Из 37 модернизированных овощехранилищ 25 приходится на долю К(Ф)Х. В молочном животноводстве введено в эксплуатацию 8 молочно-товарных ферм с новейшими технологиями содержания скота и современными механизированными процессами; в мясном скотоводстве введены в эксплуатацию 2 откормочные площадки [3].

Приоритеты развития К(Ф)Х за счет федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации заложены в ведомственной программе «Экономически значимая региональная программа государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в Астраханской области». При этом формами реализации финансовой помощи выступают: гранты и возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования [4].

Индикаторами эффективности государственной финансовой поддержки К(Ф)Х являются:

- увеличение доли продукции, произведенной ими в совокупном объеме продукции сельского хозяйства, до 40,8%;

- рост количества К(Ф)Х до 3147 ед., а также количества К(Ф)Х, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, до 30 ед. в год;

- увеличение выручки от реализации продукции начинающего фермера нарастающим итогом до 526,3 млн. руб.

Общий объем финансирования предусмотрен в размере 724217,2 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет – 368753,7 тыс. рублей;  бюджет Астраханской области –172573,6 тыс. рублей; внебюджетные средства – 182889,9 тыс. рублей. В первом полугодии 2016г. получено в общей сложности из всех источников 149752,2 тыс. руб. (из 180533,3 тыс. руб. запланированных на год) [4].

В рамках отмеченной выше государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области» в контексте недопущения сокращения К(Ф)Х и создания условий для эффективного развития агробизнеса ЛПХ до уровня товарного производства с дальнейшим переходом их в категорию К(Ф)Х реализуются мероприятия по направлениям «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм» [2]. По первому направлению в 2012-2015гг. оказана поддержка 115 фермерским хозяйствам, а полученные средства направлялись на приобретение земельных участков, разработку проектно-сметной документации, подключение к инженерным сетям, приобретение сельскохозяйственных животных и техники, семян и удобрений. Из 115 участников – 43 КФХ (30 – начинающих и 13 семейных ферм); объем государственной финансовой помощи – 126 млн. рублей.

В конкурсе «Начинающий фермер» может принять участие глава КФХ, с момента регистрации которого не прошло более 24 месяцев и которое выступает единственным его местом работы. Фермер обязан отработать не менее пяти лет после получения гранта, а также создать новые места – не менее одного на каждые полученные 500 тысяч рублей. Максимальный размер гранта составляет 1,5 млн. рублей, а сумма единовременной помощи – 250 тыс. рублей.

В 2015г. реализация программы «Развитие семейных животноводческих ферм» (второе направление) означала ввод 4 ферм: 2 молочного и 2 мясного направлений.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой,  позволит к 2020 году в регионе обеспечить прирост численности К(Ф)Х по направлениям «Начинающий фермер» – до 30 хозяйств в год, «Развитие семейных животноводческих ферм» – до 7 хозяйств в год, тем самым создать на базе К(Ф)Х около 170 хозяйств, более 400 новых рабочих мест и привлечь дополнительные доходы в бюджет Астраханской области. В целом реализация государственной и ведомственно-целевой программ предусматривает: индекс производства продукции К(Ф)Х в сопоставимых ценах до 101,6 % в год; увеличение их количества до 3155 единиц.

Таким образом, К(Ф)Х как малая форма хозяйствования объективно требует государственной поддержки в формате прямого и косвенного участия [5, с.372]. С учетом природно-климатических особенностей региона широкое применение должно получить страхование с государственной поддержкой. Альтернативным источником привлечения средств должна стать развитая региональная система кредитной потребительской кооперации [6, с.86]. Во многих районах Астраханской области кредитный кооператив выступает единственным источником заемных средств для товаропроизводителей малых форм хозяйствования, занимая на этом рынке четвертое место после ПАО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк России», «Московский Индустриальный банк».

На фоне валового сбора картофеля и овощей в хозяйствах области одними из наиболее актуальных проблем развития АПК являются вопросы сбыта сельхозпродукции, создания оптово-распределительных центров, модернизации действующей сети овощехранилищ путем оснащения их линиями по предпродажной подготовке. Наконец, через систему государственной финансовой поддержки К(Ф)Х следует реализовать поставленные приоритеты: развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, экологической безопасности продукции и продовольствия; повышение качества жизни сельского населения Астраханской области путем улучшения инфраструктурного обустройства сельских территорий; стимулирование оформления земельных участков в собственность К(Ф)Х.


Библиографический список
  1. Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (утв. постановлением Правительства Астраханской области от 24 февраля 2010г. N 54-П) https://minec.astrobl.ru/site-page/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-astrahanskoy-oblasti-do-2020-goda
  2. О Государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области»: постановление Правительства Астраханской области № 368-П от 10.09.2014 https://msh.astrobl.ru/section/gp-razvitie-agropromyshlennogo-kompleksa-astrahanskoy-oblasti
  3. Итого работы отрасли растениеводства в 2015 году https://msh.astrobl.ru/section/rastenievodstvo-1
  4. Об утверждении ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в Астраханской области»: распоряжение Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности №12 от 26.02.2016г.https://msh.astrobl.ru/sites/default/files/vcp_mal_for_no12_ot_26.09.2016.pdf
  5. Хмурова Т.В., Езангина И.А. Анализ особенностей развития проектного финансирования в России//В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых -2015: сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах/Отв. ред. А.А. Горохов. -Курск, 2015. -С. 372-375.
  6. Езангина И.А. Межфирменный стратегический альянс как организационная форма неполного отношенческого контакта // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2013. № 1. С. 85-88.


Все статьи автора «Езангина Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация