УДК 37.061

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Мухачева Елена Васильевна1, Дианова Людмила Викторовна2
1Удмуртский государственный университет, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования
2Удмуртский государственный университет, студентка магистратуры 2 курса «Инновационное педагогическое образование»

Аннотация
Данная статья направлена на рассмотрение проблем, особенностей внедрения инноваций в условиях сельской школы. Отражено отношение учителей к вводимым изменениям. Учтены и представлены особенности жизнедеятельности на селе. В кратком виде представлена система повышения квалификации педагогических кадров, как в общем виде, так и на примере Удмуртской Республике.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационные технологии, кадровый кризис, квалификация, педагог, профессиональная сфера, сельская школа, система повышения квалификации


PROBLEMS OF REALIZATION OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS IN A RURAL SCHOOL

Mukhacheva Elena Vasilevna1, Dianova Lyudmila Viktorovna2
1Udmurt State University, scientific adviser, PhD, assistant professor of theory and methodology of professional education
2Udmurt State University, graduate student of the 2nd year "Innovative Teacher Education"

Abstract
This article is aimed at addressing the peculiarities of innovation in rural schools. Reflects the ratio of teachers to introduce changes. Considered and the peculiarities of life in the village. Summarized, the system of training teachers, both in General and on the example of the Udmurt Republic.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мухачева Е.В., Дианова Л.В. Проблемы реализации инновационных преобразований в сельской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73455 (дата обращения: 20.11.2016).

Сельская школа является не просто образовательным учреждением, зачастую это еще и центр нравственного воспитания подрастающего поколения. Но, тем не менее, в окружении сельской  школы существуют  проблемы, которые, не позволяют в полной мере реализовывать   цели и задачи, которые ставит государство перед образовательным учреждением и педагогическими кадрами образования.

«Сельский образ жизни – источник специфического психологического опыта личности, отличительную особенность которую можно ярко проследить в самоопределении педагога в его профессиональной сфере»[4]. Факторы развития профессиональной компетентности педагога заключается в следующем: «пространственная ограниченность среды, статичность, ограниченный доступ к культурным и образовательным услугам; изолированная от внешнего мира, дефицит общения и внешней информации, сельские жители более консервативны, не расположены к новому; отсутствие возможностей для углубленной подготовки по предмету и методике его преподавания? лаборатории, научной библиотеке» [10].

«Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяются тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития поселка, села, деревни»[6]. В настоящее время в Российской Федерации из «общего количества общеобразовательных школ более 80% сельских. Здесь обучается 31% школьников и работает 39% педагогов»[6]. Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) «стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ» [8]. В то время как организация учебно-воспитательного процесса и содержание в сельской школе в значительной степени определяются комплексом субъективных и объективных факторов, обусловливающих специфику её функционирования и перспектив развития профессиональной деятельности сельского учителя.

Одной из особо значимых проблем сельской школы является введение Единого государственного экзамена и теми особенностями, которые он за собой влечен. На данный момент основным показателем в оценке эффективности работы школы и учителя-предметника, являются результаты ЕГЭ. Более двух третей из 50 опрошенных сельских педагогов по Удмуртской Республики считают такое положение несправедливым по отношению к сельской школе: «В деревенской школе нет отбора учеников и родителей. Вместе учатся и талантливые, и социально запущенные дети. Сложных детей в деревне становится все больше. Влияние деревенской жизни сказывается и на незаинтересованности родителей в качественном образовании ребенка. Бытовые проблемы выходят на первый план»[4].

Имеет сельская школа и еще одну специфику, это ее численность. Зачастую сельские школы малокомплектные и численность школьников варьируется от 70 до 150 человек. В связи с этим учителям приходится брать не одну ставку, а полторы, а порой и того больше. Что ведет к существенным качественным изменениям, и очень часто не в лучшую сторону для ученика.

Следующей, не менее важной проблемой является проблема сельских педагогических кадров. По данным Министерства образования и науки РФ и управлений образованием российских регионов, «в настоящее время обеспечение сельских школ педагогическими кадрами остается одной из острых и сложно решаемых проблем».[5] Сельская школа по-прежнему нуждается в квалифицированных специалистах. Тот педагогический коллектив, который сформировался ранее, более половины пред пенсионного возраста или уже на пенсии. Сельская школа испытывает кадровую голодовку. Нехватка специалистов, с активной жизненной позиции, готовых вкладывать душу и силы в развитие и воспитание будущего поколения, вот что является основополагающей проблемой.  Но государственный запрос на выпускников педагогических университетов, колледжей с каждым годом становится не актуальным. Бюджетные места сокращаются. Для примера: «..в 2012году учебные заведения Удмуртии выпустили всего 460 молодых преподавателей – вдвое меньше, чем в 2011 году. При этом далеко не все из них начнут свою карьеру в школе – низкие зарплаты надежно отбивают желание работать в школе». [4]

Таким образом, дефицит в высококвалифицированных специалистов на селе не преодолен: сельской школе по-прежнему не хватает учителей, педагогов, чья деятельность связана с воспитательным процессом (социальные педагоги, практические психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования).

Анализ сложившейся ситуации позволил выявить некоторые тенденции:

  • «продолжающееся «старение» сельских педагогических кадров. В целом увеличивается число учителей пенсионного возраста (примерно на 1% в год), этот показатель на селе вырос с 15% в начале учебного года до 23% в 2016 году. Число учителей-пенсионеров в сельских школах за тот же период увеличилось с 12% до 19%;
  • происходит устойчивый рост числа учителей со стажем свыше 20 лет. Если в учебном году таких педагогов насчитывалось 40%, то в учебном году – 55%, то есть практически половина педагогического состава (показатель пред пенсионного возраста);
  • количество учителей со стажем педагогической работы до 5 лет, то есть молодых учителей, снизилось за это время по сельским школам – с 10% до 5%» [4].

Таким образом, показатели свидетельствуют о затянувшемся и нарастающем кризисе кадрового состава сельских общеобразовательных учреждений, связанном в первую очередь со «старением» педагогического состава и непривлекательностью для молодых специалистов педагогического профиля. Данный показатель свидетельствует также о кадровой головке, которая с каждым годом набирает свои обороты в сельской местности.

Учителя пенсионного возраста вынуждены продолжать трудовую деятельность из-за низкого уровня пенсионного обеспечения, а молодых специалистов не устраивает уровень существующей заработной платы и отсутствие удовлетворительных условий жизни в сельской местности. К тому же один из факторов «устоявшегося состава» является нежеланием выхода на пенсию. Потому как уход из педагогической деятельности,  вызывает страх, ощущение ненужности, потерей социального статуса. Все это ведет к застоявшейся системе обучения и торможением в развитии образовательного учреждения. [6.]

Недаром ряд исследователей отмечают, что «в сельских образовательных учреждениях кадровые проблемы, имеют «двойственный характер: с одной стороны, нехватка квалифицированных педагогических кадров; с другой, – неготовность педагогов, как субъектов образовательного процесса, к динамичным и глубоким изменениям» [6]. Модификация системы образования трактует новые временные границы, и для того чтобы педагог мог считаться современным конкурентоспособным специалистом, для этого нужно соответствовать тем требованиям и нормативам, которые предъявляет общества.

На наш взгляд выход из данной ситуации, это мотивирование учителей-предметников на инновационную деятельность в рамках собственной профессиональной сфере в системе повышения квалификации. Но за частную предыдущий опыт внедрения преобразований в профессиональную сферу педагога, вызывает негативное отношение ко всему новому, в том числе и на инновационную деятельность. Те преобразования, которые вводились ранее в образовательную сферу исходили из выше стоящих органов и предполагали лишь цель и предполагаемый (прогнозируемый) результат, без методического сопровождения по реализации данных изменений. В связи с чем отношении педагога к дальнейшим изменениям весьма критично, если не настороженно, что же касается сельского педагога, то данная категория занимает особое место.

Десятилетие жизнедеятельности школы в инновационном режиме не прибавило учителю школы уверенности в правильности происходящих изменений: и в городе, и в селе выросло число отрицательных оценок и сомнений. Опять же, более пессимистично настроенными выглядят сельские учителя [11] .

В целом же результаты подтверждает выводы других исследователей «об определенной консервативности учительства, особенно, сельского» [4]. Данные иллюстрируют: «процессы модернизации в образовании проходили и проходят на фоне пассивности и/или их отрицания значительной частью непосредственных исполнителей» [4]. Наибольшие разочарования испытывают педагоги, живущие в сельской местности. Основной причиной данного показателя является отрицательный опыт, вводимый изменений. Мотивы основываются на ряде факторов: низкая зарплата; ограниченные возможности трудоустройства; постоянное обновление без методических рекомендаций по его реализации на практике; необеспеченность транспортом и бездорожье; трудности повышения квалификации и переквалификации; трата личного времени,  дополнительный объем информации; знания и умения, которые учитель получает на этих курсах, не всегда актуальные и очень часто ненужные.

Развитие послевузовской подготовки педагогов является одной из ключевых проблем современной педагогики. Однако в научной литературе проблема развития профессиональной компетентности сельского учителя разработана крайне недостаточно.

Те основы, которые были заложены на сегодняшний день, предполагаются рассматривать систему послевузовской подготовки педагога, как ресурс развития целой системы образования и среди целей образовательной политики «…обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высоко-квалифицированных специалистов, постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности» [5].

«Достижение поставленной цели возможно при создании индивидуальной образовательной траектории развития профессиональной компетентности педагога, повышении его квалификации и научно-методическом сопровождении педагогической деятельности, введении новых образовательных технологий. Все это определяет изменение подходов к функционированию и развитию муниципальных методических служб, особенно в сельских районах, удаленных от центров научных исследований, вузов, педагогических институтов и т. д.» [4].

Специфика жизнедеятельности сельской школы – это различная степень подготовленности педагогических кадров, большая часть педагогов-практиков со стажем работы более двадцати лет, чья профессиональная подготовка не всегда отвечает современному пониманию педагогической компетентности.

Поэтому необходимо создание службы научно-методического сопровождения и реализация ее деятельности на муниципальном уровне, которая способна создать ситуацию успеха, мотивировать на достижении более высоких результатов, инициировать и сопровождать развитие инновационных процессов в сельской школе, ориентированной на непрерывное сопровождение учителей в процессе организации учебной и внеучебной деятельности и направленной на развитие потенциала педагогического коллектива. Выход из данной ситуации мы видим, в создании курсов повышения квалификации на рабочих местах. Создание комфортных условий способствует быстрой и качественной подготовки педагогических кадров. Возможность не только передачи информации, направленной из выше стоящих органов, но и также решение вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью самого педагога.

Ситуация погружения всего коллектива создает эмоциональный настрой, кроме этого существует возможность передачи впечатлениями от проделанной работы каждого участника данных курсов. Кроме этого, при создании данных курсов существует постоянная обратная связь. Взаимодействие между участниками курсов и организаторами (преподавателями) находится в постоянном общении, консультировании.

Профессиональная деятельность учителя понимается нами как его возможность постоянного развития, поэтому целью консультирования с методистом, преподавателем является уточнение и удовлетворение собственных образовательных запросов, направленных как на совершенствование профессиональной компетентности в части освоения и применения инновационных технологий в образовании, так и личного развития педагога. [1]

Каждый учитель вкладывает в свою профессию душу, и в зависимости от того, какой у него характер, индивидуальные особенности, отношение к собственному делу, ему удается увидеть и раскрыть заложенные в профессию возможности. На наш взгляд, реализация курсов повышения квалификации на рабочих местах, направлена на формирование готовности педагога сельской школы к применению инновационных технологий в образовании.


Библиографический список
  1. Актуальные вопросы работников образования в разрезе социальных групп и отрасли в целом» от 01.01.2001 / Отчет ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».
  2. Гуртов В. А., Мезенцев А. Г. Анализ кадрового обеспечения для системы образования Республики Карелия (Электронный ресурс) Режим доступа: http://localbudget. *****/sbornik/st14.htm, свободный.
  3. Ефлова З. Б. Маленькая школа: быть или не быть? // Управление школой, 2012, №4.; Интернет-журнал «Лицей», 13.01.2012. [Электронный ресурс). Режим доступа: http://*****/content/view/3449/177/#comments, свободный
  4. Ефлова З.Б. Карельская государственная педагогическая академия. Статья: Проблема педагогических кадров для сельской школы и села в контекстах модернизации отечественного образования. Режим доступа: http://ttu.rushkolnik.ru/docs/67/index-69104.html
  5. Ефролова З.Б. Статья «Социокультурный подход к построению и развитию региональной и территориальной систем образования» по заданию Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: http://udmpravda.ru/articles/v-udmurtii-ne-hvataet-uchiteley-dlya-buduschih-pervoklashek
  6. Иванова Н. А. Состояние и актуальные проблемы развития школьного образования на селе / Н. А. Иванова, Н. В. Осетрова, А. И. Смирнов. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2000.
  7. Мижериков В.А. Электронный учебник. Введение в педагогическую деятельность. Режим доступа: http://robotlibrary.com/book/478-vvedenie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost-mizherikov-va/12-Page12.html
  8. Об исполнении ФЗ «Об образовании» № 000-1 (в ред. ФЗ от 01.01.2001 N 122-ФЗ, от 01.01.2001 N 439-ФЗ), ст. 55 «О предоставлении льгот сельским учителям по состоянию на 01.04.11 (в разрезе субъектов Российской Федерации) / Отчет ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».
  9. Сельская школа просит помощи (Электронный ресурс). Режим доступа: http://deti-sela. org/, свободный.
  10. Силласте Г. Г. Сельское учительство: образ жизни и адаптационный ресурс, 2002. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman. *****/data/208/707/1217/005.SILLASTE. pdf С. 54, свободный.
  11. Смолин О. Н. Сохранение малокомплектных сельских школ — вопрос национальной безопасности (Электронный ресурс). Режим доступа: http://deti-sela. org/page/shools, свободный.
  12. Хачатрян. Условия формирования готовности учителей к применению инновационных технологий.  2002г.


Все статьи автора «Дианова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация