УДК 747.037.3

КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ИМИДЖЕВАЯ МОДЕЛЬ КАРНАВАЛА

Мереняшева Марина Анатольевна1, Мереняшева Александра Владимировна2
1ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера
2ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студентка архитектурного факультета

Аннотация
Статья сравнивает два феномена культуры - Карнавал и Дизайн, использующие Игру как главный художественный принцип. Акцентируются безграничные творческие и коммерческие возможности, которые открывает карнавальный костюм дизайну при условии достаточной эрудированности и визуальной культуры автора. Проведен анализ исторических предпосылок востребованности данного вида дизайн-продукции.

Ключевые слова: дизайн, игра, имиджевая акция, карнавал, карнавальный костюм, локапа́лы


CARNIVAL COSTUME AS IMAGE MODEL OF THE CARNIVAL

Merenyasheva Marina Anatolievna1, Merenyasheva Aleksandra Vladimirovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, professor of the chair of design and art design of interior
2Penza State University of Architecture and Construction, student of architectural faculty

Abstract
Article compares two phenomena of culture - the Carnival and Design using the Game as the main art principle. Boundless creative and commercial opportunities, which are opened by a carnival costume to design on condition of sufficient erudition and visual culture of the author, are accented. The analysis of historical prerequisites of a demand of this type of design products is carried out.

Keywords: carnival, carnival costume, design, game, image share, lokapala


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А., Мереняшева А.В. Карнавальный костюм как имиджевая модель Карнавала // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73454 (дата обращения: 20.11.2016).

Всё уникальное, интересное в мире людей связано с национальной, исторической, географической неповторимостью. Из самобытности народа рождается самый непонятный феномен искусства. Потеря народами своей неповторимости – серьёзная проблема современной цивилизации.

Мода сегодня – бесконечная эклектика, а современный дизайн одежды обеспечивает скорее театрализацию жизни, чем отражение общей глубинной тенденции. Это – одежда – идеи. Будущее стиля и его сущность зависит от нашего желания проявить свою индивидуальность и умения ориентироваться в художественных принципах дизайна, главным из которых мы считаем Игру. [1,2] Пока он живет, не умрут фантазия и творчество. Необычность игры, ее праздничный характер включают в орбиту дизайна другой феномен культуры, Карнавал – живое воплощение принципа игры.

В некотором роде Карнавал можно считать олицетворением Дизайна. Оба они генетически антиномичны, первый играет противоположными смыслами, второй их создает, предпочитая интуицию логике. Именно нелинейность дизайна делает его востребованным, позволяет решать одновременно несколько проблем. Карнавал же необходим как мощный коммуникативный потенциал, чья гротескная образность – средство разрешения назревающих общественных проблем, среда для реализации личности, снимающая напряжение, вызванное социальной, экономической, политической ситуацией. Карнавал – общепризнанная процедура «излечения праздником», возможность публичной творческой самореализации, средство формирования имиджа, бренда. Он признан устойчивым объектом культуры, привлекательным и доходным объектом туризма и бизнеса.
Разработка нашей коллекции – акция, демонстрирующая потенциальные возможности Дизайна в области Карнавала, и карнавального костюма как его бренда.

Цель проекта: разработать коллекцию костюмов для карнавальных шоу (бизнеса) и провести «имиджевую» акцию дизайна карнавального костюма.

Задачи проекта: проанализировать исторические предпосылки востребованности данного вида дизайн-продукции, предложить концепцию своей коллекции, популяризировать результаты проекта, его возможности и художественные принципы.

Итак, карнавал – один из видов массовых развлечений, народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Тематика его различна, но всегда он –
шедевр устного и нематериального наследия человечества, единство разнообразных традиций и культур, время свободы и веселья. Визитной карточкой карнавала стала Маска.

Карнавальное движение в мире сегодня переживает ренессанс и развивается по двум направлениям: европейскому и карибскому. В России корни карнавала – в национальной культуре (языческие и христианские празднования) и европейской традиции венецианского карнавала, в свою очередь берущего начало в римских Сатурналиях, стиравших грани между сословиями.

Назовем самые популярные «карнавальные» места планеты, являющиеся мощным аргументом востребованности «карнавального» дизайна: Рио-де-Жанейро (Бразилия), Тенериф (Латинская Америка), Колумбия, Боливия, Тринидад и Тобаго, Венеция, Кельн (Германия), Новый Орлеан (США), Ницца, и, наконец, – Гоа (Индия).

В данной коллекции (рис.1) представлены модели, отражающие своеобразие и уникальность культуры Индии, одной из древнейших мировых цивилизацийЕе прообразами стали локапа́лы – божества-властители и охранители сторон света в индуизме. На наш взгляд, восточная культура отличается от европейской именно своей необычностью, загадочностью.

Если говорить об истории стилей, прививших «любовь к Востоку», то это, несомненно, Арт Деко, ставший определяющим фактором развития международной моды, оказавший влияние на индустрию развлечения, показавший, широту и
разнообразие мира Культуры. Позже внутренняя свобода и бегство в мир грез и фантазий сформировали стиль хиппи, чей протест против серого будничного мира привел к моде на этнический стиль. Разностильная одежда была навеяна национальными костюмами самых разных стран: Индии, Непала, Центральной Америки, Бали и Марокко. Главное правило этнического стиля одежды: «чем больше, тем лучше», открывало широкие перспективы декоративно-прикладному искусству и цвету.

Поп-культуру и радикальные течения дизайна можно считать началом современного постмодерна, использующего в художественном формообразовании декоративность и красочность, китч и шик, цитирование исторических стилей, весь опыт мировой художественной культуры.
В современной эстетике
«симулякры» – образы отсутствующей действительности (различные чудовища, биороботы, пришельцы, трансформеры и т.д.) заняли одно из главных мест. Чужие языки, культуры, знаки воспринимаются сегодня как собственные, из них строится наш мир. Постмодернистское произведение – процесс взаимодействия художника с текстом, с пространством культуры, с самим собой. Искусство хепенинга обновило взаимосвязь изо-искусств с театром. Движение Fluxus в Германии выдвинуло лозунг: «искусство – игра». Очень сложно отнести современного художника к какому-либо направлению или стилю, можно лишь указать, откуда он получил импульс для творчества.

Нужно отметить, что большим спросом сегодня пользуются ростовые куклы (рис.3), вид анимационного костюма, в котором выполняют развлекательный или рекламный сюжет. Они могут быть разного размера, изготавливаться непосредственно по фигуре актёра. Их часто применяются в киноиндустрии и в спортивных мероприятиях, какталисман команды. Ростовые куклы – идеальный инструмент для пиар кампаний, способ общения с потребителем, они у всех способны вызывать положительные эмоции, своим присутствием способствуют оригинальности праздника. Коммерческую привлекательность подобных кукол можно видеть и на примере фурсьютов, костюмов людей, интересующихся антропоморфными животными и причисляющих себя к фурри-фэндому (рис.2), сообществу этих людей (от англ. furry — покрытый мехом).

Цена фурсьюта может достигать 10 000 долларов, но обычно держится в районе 1500—2000 долларов. Интерес к подобным костюмам и достаточное количество участников движения привели к появлению фурри-конвентов (конференций) в Северной Америке и Европе. Там в дружелюбной атмосфере проводятся арт-шоу, выставки литературы, костюмов, кукол, конкурсы; мастер-классы, семинары по созданию тематического творчества, геймерские семинары и развлекательные мероприятия, продаются тематические предметы: уши, хвосты, маски, футболки и другие аксессуары, проводят аукционы с целью сбора средств.

Выведение карнавального костюма на подиум Высокой моды можно считать проявлением эко-сознания (самосохранения) дизайна.

Одним из первых это сделал Кристиан Лакруа в 2002 году, оправдывая звание мастера театрализации. Его коллекция была пропитана эстетикой феерии, граничащей с авангардом. Намек на «карнавальность» придавали имитированные маски, привносящие в образ тайну.
Позже, в 2012 году Alexander McQueen представил свое дизайнерское виденье маски, превратив ее в зрелищное дополнение образа. Продолжил тенденцию маскарада неординарный Джон Гальяно, в коллекции, созданной для Maison Margiela, представив карнавальную маску в своей эпатажной манере, зрелищно, нестандартно и дорого(рис.4). Итальянский модный Дом предложил свою интерпретацию венецианского торжества. Их коллекция Haute Couture сезона осень-зима 2015-2016 отражала настроение праздника роскошью и фактурами (рис.5). Иногда карнавальная тематика находит воплощение в нестандартной манере. Так, известный итальянский интернет-магазин LuisaViaRoma запускал необычный проект, в рамках которого представители 5 популярных брендов создали маскарадные костюмы для детей, а вырученные с продаж средства пожертвовали благотворительному фонду, помогающему африканским детям (рис.6).

В России карнавальные костюмы – сезонный товар, представленный скудно и стереотипными образами. Но, как утверждают опытные предприниматели, прибыль от их продажи и проката сравнима с прибылью «внесезонного» бизнеса.

Дизайн – феномен Культуры, транслирующий ее традиции, демонстрирующий нелинейность восприятия.
Превратить Карнавал в имиджевую модель дизайна, раскрыть потенциал карнавального костюма – насущная потребность и дело чести современного Российского дизайна, способные стать перспективной практикой, ведущей к развитию ВУЗа, города, региона, страны.

Конечно, было бы убедительней для акции сделать целую серию коллекций, посвященных другим древнейшим культурам – Японии, Египту, Америке, чтобы истоки мировой культуры не предавались забвению. Надеемся, что наш проект послужит началом решения этих важных задач (рис.7).


Библиографический список
  1. Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 6. С. 34-35.
  2. Мереняшева М. А. Дизайн как феномен культуры. //Перспективы науки и образования. 2014. №3 URL: http://pnojournal.wordpress, сом/ №3-2014 (дата обращения: 30.10.2016)
  3. http:// 365mag.ru/fashion/kak-karnaval-ny-e-tendentsii-proyavlyayutsya-v-vy-sokoj-mode


Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация