УДК 378

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АНДРАГОГИКИ КАК НАУКИ И ПРАКТИКИ

Сыцко Татьяна Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена описанию современной андрагогики, как науки и практики. Описываются перспективы развития андрагогики, обусловленные условиями социального характером, которые обеспечивают и эффективную подготовку человека в личном и профессиональном плане.

Ключевые слова: андрагогика, наука, опережающие образование, практика, социальные условия


THE DEVELOPMENT OF MODERN ANDRAGOGY AS SCIENCE AND PRACTICE

Sicko Tatyana Sergeevna
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin

Abstract
This article is devoted to description of modern andragogy as a science and practice. Describes prospects for the development of andragogy, due to the social nature that provide a and efficient preparation of a person in personal and professional terms.

Keywords: andragogy, higher education, science and practice, social conditions


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сыцко Т.С. Развитие современной андрагогики как науки и практики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73453 (дата обращения: 19.11.2016).

Актуальность развития андрагогики как теории и практики обусловлена совершенно новыми требованиями, которые продиктованы современными социально-экономических условиями к образованию взрослых. В настоящее время основные цели и практика образования взрослых субъектов все более носят опережающий характер, андрагогические аспекты ориентированы на конкретные социальные группы и существующие условия социального характера.

Андрагогика представляет собой науку и научную дисциплину, охватывающую теорию и методику образования взрослых субъектов в формате непрерывного становления человеческой личности. Андрагогическое знание берет свои истоки в педагогической теории и практике, формируя особую область научного знания, прежде всего, социальной направленности.

Следует выделить несколько этапов развития андрагогики как обособленной науки:

1) введение общего понятия «андрагогика»;

2)формирование науки андрагогики в качестве важнейшего направления педагогики;

3) признание андрагогики в качестве самостоятельной науки;

4) рост социокультурной значимости андрагогики;

5) усиление прикладной составляющей опережающих функций [7,с.156,158].

Объектами андрагогических исследования являются последипломное образование; переподготовка кадров; внутрифирменное образование; последипломное образование; различные категории кадров; обучение в компетентных центрах [2,с.123,127].

Андрагогика как междисциплинарная область научного знания включает:

1. Философскую, методологическую и культурологическую составляющие. Данные компоненты характеризуют цели и смысл образования, процесс непрерывного образования, как андрагогический процесс, ее принципы, позиции.

2. Социальный и психологический элементы андрагогики, которые охватывают этапы жизненного становления человека, раскрывают концепцию Б. Г. Ананьева: “индивид – личность – субъект – индивидуальность”, а также описывают психофизические аспекты развития взрослых, кризисы в становлении личности взрослого и особенности их протекания, особенности психологического и социального сопровождения процесса обучения групп населения, являющихся незащищенными: безработные, инвалиды, осужденные.

3. Дидактико-технологический аспект андрагогики включает андрагогические аспекты модели управления эффективностью обучения взрослых, его качеством. Здесь следует отметить понятие, структуру, основополагающие технологии обучения взрослых, психологическую диагностику в связке с андрагогической, выявление возможного опыта, эмпирические концепции, теории и подходы к обучению взрослых, существующие модели обучения, отражающие основные этапы получения опыта.

Проблематика андрагогики как социальной практики обусловлена рядом социально-экономических условий, которые характеризуют развитие системы образования в нашей стране:

1) Учитывая структурные экономические преобразования, достаточно сильно обострилась проблема отсутствия востребованности имеющихся профессий (специальностей), и их несоответствие с уровнями квалификации.

2) в сложившихся условиях реструктуризации занятости населения, прогнозируется увеличение активности в области краткосрочного переобучения персонала, что будет реализовываться специальными государственными структурами и частными организациями. Отметим, что успешное переобучение существенной части освободившихся работников – одна из гарантий преодоления сложившихся проблем;

3) переход к рыночным правилам в 90-е годы привел к стремительному упадку системы внутрипроизводственного образования. Пришли новые поколения управленцев, которые воспринимают реальность иначе. Чаще всего, данные субъекты не в состоянии осознать специфику образования взрослых в системе организации и обучения. Отсутствие эффективных методик андрагогической организации внутрифирменного обучения приводит к явной неэффективности данного процесса;

4) существует проблема взрослых, являющихся специалистами. Это связано с тем, что согласно социологическим данным, свыше 50% выпускников вузов не работают по своей специальности. Очень ярко это проявляется в сфере педагогических кадров. Данной категории взрослых требуется дополнительная подготовка, чтоб эффективно войти в профессию. [4]

Разрешение указанных выше противоречий возможно при использовании моделей опережающего обучения. Особенностью таких моделей является подготовка обучающегося к самостоятельному освоению новой техники, технологии, самостоятельному развитию профессиональных компетенций, которые позволят ему своевременно профессионально развиваться. Особый упор при этом делается на:

1) развитие интересов и убеждений, что способствуют адаптации человека к изменениям жизни;

2) развитие способностей применять полученные знания с целью совершенствования деятельности;

3) развитие личности в процессе обучения;

4) фундаментальные общеобразовательные знания и знания мировоззренческого плана;

5) развитие навыков самообразования и саморазвития;

6) применение умений находить решение для проблем, которые не встречались в деятельности ранее.

Опережающее образование в полной мере помогает становлению глобального сознания специалиста-профессионала, осознающего любые возможные опасности и умеющего применить все средства для их предотвращения, определяет возможности развития человека “мобильного”, самореализующегося, способного в полной мере осознавать свое место и роль в изменяющейся ситуации, делать эффективные шаги для решения практических задач и добиваться необходимого результата.

Таким образом, современное теоретическое и практическое развитие андрагогики направлено на обеспечение активной и эффективной жизнедеятельности человека в личном и профессиональном плане. Важнейшим направлением андрагогической практики становится опережающее обучение, способствующее подготовке к самостоятельному освоению обучающимися разнообразных новшеств.


Библиографический список
  1. Богданова А.И., Деренжи Н.Д., Стефанова В.С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование. 2008.  № 1
  2. Змеев С.И. Проблемы и перспективы применения андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов. // Медицинское образование и вузовская наука. М., Научно-практический рецензируемый журнал ГБОУ Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 2014, № 1 (5).  С. 123-127
  3. Мухлаева Т.В., Соколов В.И., Заборщикова М.М. Андрагогика: проблемы идентичности и сопряженность с педагогикой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4
  4. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 21.
  5. Прохорова М.П. Механизмы и формы реализации инновационных программ педагогической подготовки // Мир науки. 2015. № 3. С. 42.
  6. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1-0. С. 106-109.
  7. Рукавишникова Е. Л. Некоторые аспекты обучения взрослых // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  Пермь: Меркурий, 2012. С. 156-158
  8. Цеунов, К.С. Понятийный аппарат проблемы формирования межкультурной компетенции / К.С. Цеунов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2012.  №3 (8). С. 104-109.


Все статьи автора «Сыцко Татьяна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация