УДК 316.346.32-053.6

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И САМООПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ

Замуленко Андрей Юрьевич1, Кисиленко Анастасия Владимировна2
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студент 2 курса, Институт управления
2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, научный руководитель, старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью

Аннотация
Данная статья посвящена роли семьи в формировании личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери и т.д. Но семья не всегда выполняет свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Семья- это социальный институт, который оказывает огромное влияние на формирование жизненных стратегий молодого человека.

Ключевые слова: асоциальный, взаимоотношения, духовная ценность, личность, молодежь, родители, семья, социальный институт


THЕ ROLЕ OF THЕ FAMILY IN FORMING LIFЕ STRATЕGIЕS, AND SЕLF-DЕTЕRMINATION OF YOUTH

Zamulenko Andrey Yurieviсh1, Kisilenko Anastasia Vladimirovna2
1Bеlgorod Statе National Rеsеarсh Univеrsity, 2nd year student, Institute of Management
2Bеlgorod Statе National Rеsеarсh Univеrsity, sсientifiс Direсtor, Senior Leсturer of the Department of soсiology and organization of work with young people

Abstract
This artiсle foсuses on the role of the family in shaping the personality. Family personality is formed not only the сhild but also his parents. The family has its own struсture, speсifiс soсial roles of its members: husband and wife, father and mother, son and daughter, etс. But the family does not always fulfill its funсtion. In suсh сases, there is the problem of the asoсial role of the family. The family is a soсial institution that has a huge impaсt on the formation of life strategies of the young man.

Keywords: asoсial, Family, parents, personality, relationship, soсial institution, spiritual valuеs, Young people


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Замуленко А.Ю., Кисиленко А.В. Роль семьи в формировании жизненных стратегий и самоопределении молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72919 (дата обращения: 29.09.2017).

Существуют различные факторы, влияющие на формирование жизненных принципов молодежи, главным является семья. Основным институтом воспитания издревле считается семья. Человек на протяжении всей жизни проносит всё, что он приобретает в семье. Ведь именно здесь закладываются основы личности. Благодаря тесным отношениям с родителями, дедушками, бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с рождения начинает формироваться структура личности.

Всегда следует помнить, что в семье наряду с формированием личности ребенка, формируется и личность  его родителей. Воспитывая детей, взрослый человек обогащает свою собственную личность, сам прцесс воспитания усиливает его социальный опыт. Большинство родителей делают это бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, осознанно воспитывающие и себя тоже. Такие случаи, к сожалению, встречаются редко, хотя процесс воспитания родителей через воспитание их детей заслуживает самого пристального внимания. Роль родителей наряду с их ответственностью имеет огромное значение в жизни каждого человека. Они знакомят ребенка с новыми образцами поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он старается  подражать во всех своих действиях. Влияние родителей на ребенка  усиливается благодаря позитивной атмосфере между ребенком с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. [ 1, с.9]

Поведение детей – это отражение поведения их родителей. Лишь поняв, что именно они  формируют личность ребенка, родители начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Данный процесс воспитания считается вполне сознательным, потому, что напрямую связан со своим поведением, с отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни ведет к воспитанию детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Одним из самых значимых моментов в семье являются взаимоотношения поколений, отношения между супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками. Семья является малой социальной группой, и она воздействует на все своих членов. Одновременно с этим, участник этой группы х своими личными качествами, своими поступками влияет на жизнь всей семьи. Каждый член семьи способствуют формированию духовных ценностей остальных ее членов, влияет на цели и жизненные установки всей семьи.

Человек способен адаптироваться к новым социальным условиям, которые, в свою очередь добавляют  индивиду нового опыта, помогают стать социально более зрелым. Большинство этапов развития семьи, есть шанс предугадать и даже подготовиться к ним. Однако, жизнь часто не поддаётся предвидению, т.к. некоторые ситуации  стихийны, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Такого рода явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится искать новые методы взаимоотношений. [ 2, с.12]

Люди сплочаются, находясь в кризисной  ситуации и стараются  преодолеть ее совместно. И,наоборот, есть моменты, которые  ведут  к распад семьи, дезорганизует ее жизнь. В формировании самоопределения личности семья имеет огромное значение. Для детей-сирот, у которых нет возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, это огромная потеря. Это очень заметно у малышей, живущих в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей и  детей, воспитывающихся в семье,  нередко протекает по-разному. Психическое развитие этих детей иногда запаздывает, а эмоциональное, наоборот, затормаживается. Что касается взрослых, то такой недостаток постоянного общения является основной причиной одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Всем известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многим людям свойственно вести себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если к человеку относятся доброжелательно, то он, чаще всего, старается вести себя так, чтобы вызвать одобрение окружающих его людей, которые помогают ему предстать в лучшем свете. Если же  к человеку относятся негативно ,то и  у него появляется сопротивление, которое может проявляться по-разному. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием . [3, с.18]

Каждому члену семьи отведена своя социальная роль, и эти роли являются основой межличностных отношений в семье. Насколько активно человек участвует в жизни семьи , в большей или меньшей степени зависит влияние семьи на человека.

Роль семьи в жизни и деятельности общества невозможно описать  вкратце, она – безгранична. Функции семьи рассматривают как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Семья обладает репродуктивной функцией и в связи с этим, она является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая формирует личность человека на начальном этапе. Семья помогает обществу созидать и производить. Благодаря семье – расширяется общество, с семьей передается язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, именно семья вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальная роль семьи проявляется  ведь не только касательно детей, но и относительно супругов. Супружеская жизнь –это процесс, играющий большую роль в жизни общества.

Функция  семьи – это создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В семье проявляется множество чувств : забота друг о друге, чувство любви и взаимопонимания, чувство безопасности, признание, уважение. Чтобы удовлетворить свои потребности – необходимо выполнить определенные функций семьи.

К сожалению, далеко не все в семье выполняют свои функции. Подобные ситуации являются причиной возникновения проблемы асоциальной роли семьи. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу. [ 4, с.12]

Следует уделить внимание психологической функции семьи, потому что именно здесь формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Каждый человек за свою жизнь является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. В семье родителей  человек находится приблизительно до юношеского возраста. Взрослея, человек становится самостоятельным. Чем человек старше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта  он накапливает, и все большую роль для него начинает играть семья.

Проанализировав роль семьи, как фактор формирования жизненных стратегий молодого человека и его самоопределения, получается, что семья – это тот самый социальный институт, играющий огромную роль и оказывающий большое влияние на данный процесс.


Библиографический список
  1. Карпухин О.И. //Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. М., 2010. 76 с.
  2. Лисовский В.Т. // Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи). М., 2013. 114 с.
  3. Садыкова Х.Н. // Базовые ценности молодежи: межпоколенческий подход. Пятигорск, 2007. 229 с.
  4. Ручкин Б.А. // Молодежь и становление новой России. М., 2010. 84 с.


Все статьи автора «natashafil»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: