УДК 159.9.07

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ДИНАМИЧЕСКИМ, ПРОДУКТИВНЫМ КОМПОНЕНТАМИ И СФЕРАМИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Обухова Юлия Владимировна1, Кагермазова Алина Зауровна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, старший преподаватель Академии психологии и педагогики
2Южный федеральный университет, студентка 5 курса Академии психологии и педагогики

Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования инициативности студентов Кабардино-Балкарской Республики. Анализируется психологическая структура этого свойства, в частности динамический и продуктивный компоненты, гармоничные и агармоничные характеристики, а также сферы проявления инициативности.

Ключевые слова: агармоничные характеристики, гармоничные характеристики, динамический компонент, инициативность, Кабардино-Балкарская республика, продуктивный компонент, студенческая молодежь, сферы инициативности


INTERRELATION BETWEEN DYNAMIC, PRODUCTIVE COMPONENTS AND SPHERES OF MANIFESTATION OF INITIATIVE OF STUDENT'S YOUTH OF KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

Obukhova Julia Vladimirovna1, Kagermazova Zalina Zaurovna2
1Southern Federal University, Senior Lecturer of Academy of Psychology and Educational Sciences, PhD in Psychological Sciences
2Southern Federal University, student of the 5th course of Academy of Psychology and Educational Sciences

Abstract
This article presents the results of the research initiative of students of the Kabardino-Balkarian Republic. Analyzes the psychological structure of the properties, in particular the dynamic and productive components, harmonious and agarmonichnye characteristics, as well as the scope of manifestation of initiative.

Keywords: a dynamic component, agarmonichnye characteristics, harmonic characteristics, initiative, Kabardino-Balkar Republic, students, the productive component, the scope of initiative


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Обухова Ю.В., Кагермазова А.З. Взаимосвязь между динамическим, продуктивным компонентами и сферами проявления инициативности студенческой молодежи Кабардино-Балкарской Республики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72879 (дата обращения: 19.11.2016).

Введение

В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности, быть инициативным, творческим и самостоятельным.

Молодежь особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. Данная проблема обширна и требует отдельного изучения в рамках различных наук. Важность изучения состоит в том, что студенческая молодежь является неотъемлемой частью становления нашего будущего и именно поэтому необходимо полностью изучить все спектры плодотворного воздействия на данную социальную группу, а также рассмотреть сферы ее инициативности.

Инициативность, вслед за А.И. Крупновым, мы будем рассматривать как систему содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных) составляющих. К гармоничным характеристикам относится эргичность и субъектность, к агармоничным – аэргичность и предметность [1].

В современной литературе представлены работы, изучающие исследовательскую (фундаментальная форма взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание) [2], интеллектуальную (способность личности к целенаправленным, самостоятельным, активным действиям, способствующим созданию интеллектуального продукта) [3], социальную (интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении личности к самостоятельным действиям, в интересах социума, направленных на конструирование новой социальной реальности) [4]. Анализируются различные средства и условия развития инициативности: проектная деятельность [4], групповая работа [5], социокультурная деятельность [6], учебно-познавательная деятельность [7], художественно-творческая деятельность [8]; учебно-профессиональная деятельность [9].

Из приведенного выше анализа научной литературы, мы видим, что особенности и сферы проявления инициативности недостаточно изучены, что и побуждает нас к более детальной проработке данного вопроса.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между компонентами и сферами проявления инициативности кабардино-балкарской студенческой молодежи. Предмет исследования: инициативность личности. Нами была выдвинута следующая гипотеза: взаимосвязь между компонентами и сферами инициативности, возможно, будет варьировать в зависимости от половой принадлежности респондентов.

Выборка, методики и методы исследования

Эмпирическим объектом исследования выступили 30 представителей кабардино-балкарской молодежи – девушки и юноши в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в Кабардино-Балкарском Аграрном университете (г. Нальчик).

В исследовании использовались следующие методы: психологическое тестирование, статистическая обработка результатов (методы непараметрической статистики). Методики исследования: бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнов, авторская анкета «Сферы инициативности» Ю.В. Обуховой, А.З. Кагермазовой [1].

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования среди респондентов Кабардино-Балкарской Республики (КБР) было выявлено 10 ведущих и 3 игнорируемых сфер проявления инициативности.

Обратимся для начала к анализу ведущих и игнорируемых сфер проявления инициативности девушек КБР (Таблица 1 и 2).

Таблица 1. – Ведущие сферы проявления инициативности у девушек КБР (критерий Фридмана)

Переменные

Average Rank

Sum of Ranks

1.

Планирование собственной жизни

20,000

320,000

2.

Достижение материального благополучия

19,125

306,000

3.

Обретение самостоятельности и независимости

18,781

300,500

4.

Мероприятия по поддержанию физического и психологического здоровья

17,625

282,000

5.

Создание семьи

15,313

246,500

6.

Стремление стать матерью/ отцом

15,063

241,000

7.

Нахождение единомышленников в сфере хобби

14,375

230,000

8.

Проявление творчества и креативности в деятельности

13,844

221,500

9.

Построение дружеских отношений

13,657

218,500

10.

Проведение благотворительных, волонтерских мероприятий

12,219

195,500 

Таблица 2. – Игнорируемые сферы проявления инициативности у девушек (критерий Фридмана)

Переменные

Average Rank

Sum of Ranks

1.

Ситуации вынужденного общения

6,063

97,000

2.

Участие в политической жизни страны

6,281

100,500

3.

Общение с незнакомыми людьми

6,500

104,000

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что ведущей сферой инициативности у девушек является планирование и самореализация в общественной жизни, а игнорируемой сферой – ситуации вынужденного общения.

У юношей КБР ведущие и игнорируемые сферы проявления инициативности незначительно отличаются от девушек КБР (Таблица 3 и 4).

Таблица 3. – Ведущие сферы проявления инициативности у юношей КБР (критерий Фридмана)

Переменные

Average Rank

Sum of Ranks

1.

Планирование собственной жизни

20,056

180,500

2.

Достижение материального благополучия

17,667

159,000

3.

Построение дружеских отношений

16,945

152,500

4.

Создание семьи

16,611

149,500

5.

Мероприятия по поддержанию физического и психологического здоровья

16,000

144,000

6.

Отношение с противоположным полом

14,667

132,000

7.

Стремление стать матерью/ отцом

14,566

130,000

8.

Нахождение единомышленников в сфере хобби

14,000

126,000

9.

Построение партнерских отношений

13,833

120,000

10.

Реализация совместных проектов

12,056

108,500

Таблица 4. – Игнорируемые сферы проявления инициативности у юношей (критерий Фридмана)

Переменные

Average Rank

Sum of Ranks

1.

Участие в политической жизни страны

2,945

26,500

2.

Общение в социальных сетях

5,889

53,000

3.

Ситуации вынужденного общения

7,334

66,000

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что ведущей сферой инициативности у юношей является планирование и самореализация в общественной жизни, а игнорируемой сферой – участие в политической жизни страны. Различия между юношами и девушками в первую очередь проявляются в игнорировании инициативности при общении в социальных сетях юношами.

Рассмотрим взаимосвязь между показателями динамического компонента инициативности и сферами проявления инициативности девушек и юношей. У девушек выявлена положительная связь между эргичностью и инициативностью в построении дружеских отношений, партнерских отношений, в общении с незнакомыми людьми, в нахождении единомышленников в сфере хобби и общении в социальных сетях.

Чем выше потребность в непринужденности и легкости во время общения, склонность проявлять инициативность даже в неблагоприятных условиях, способность с легкостью устанавливать контакт с любым человеком, тем более выражена инициативность при построении дружеских и партнерских отношений, в общении с незнакомыми людьми, в нахождении единомышленников в сфере хобби и общении в социальных сетях. Такие девушки с легкостью располагают к себе собеседников, могут непринужденно поддержать разговор на любую тему, не боятся брать инициативу разговора на себя.

У юношей выявлена отрицательная связь между аэргичностью и инициативностью в отношении с противоположным полом, незнакомыми людьми, при построении семейных отношений и выполнении родительских функций, разрешении конфликтных ситуаций.

Чем выше непостоянство и неустойчивость проявлений инициативы, тем менее выражена инициативность в построении отношений с противоположным полом, незнакомыми людьми, построении семейных отношений и выполнении родительских функций, разрешении конфликтных ситуаций. Такие юноши не стремятся первыми знакомиться с девушками, а ждут проявления инициативности от самих девушек. Если даже и делают первый шаг при построении отношений, то в дальнейшем их инициативность постепенно ослабевает. При построении семейных отношений инициатива также не исходит от юношей, а перекладывается на девушек. Что касается инициативности при выполнении родительских функций, то кабардино-балкарские юноши склоны перекладывать обязанности по воспитанию детей полностью на девушек, считая это главным их предназначением. Данный феномен характерен не только для кабардино-балкарских юношей, но и для русских юношей. Это находит подтверждение в работе Ю.В. Обуховой, М.Ю. Добровольской, где выявлено, что русские юноши боятся потерять привычное социальное окружение при переходе в статус родителя, а русские девушки переживают, что не смогут выполнять на высоком уровне родительские функции [10]. В работе Ю.В. Обуховой, Т.П. Юзенковой, посвященной изучению Я-концепции родителя армянских мужчин и женщин, выявлено, что у армянских мужчин при рождении ребенка формируются определенные представления о себе как о родителе, которые не претерпевают никаких изменений с приобретением стажа родительства. У армянских женщин выявлена иная закономерность: с увеличением родительского стажа они воспринимают заслуги своего ребенка как свои собственные заслуги, которые позволяют им достичь определенного статуса в обществе [11].

Кабардино-балкарские юноши не стремятся поддерживать беседу с незнакомыми людьми без веских на это оснований. При возникновении конфликтных ситуаций такие юноши не признают, что они не правы и не будут выступать инициатором разрешения конфликтной ситуации.

Рассмотрим взаимосвязь между показателями продуктивного компонента инициативности и сферами проявления инициативности девушек и юношей. У девушек выявлена прямая связь между предметностью и инициативностью при выполнении совместных проектов. Следовательно, чем выше потребность в использовании инициативности для решения практических задач, снятии эмоционального напряжения и разрешении конфликтов в общении с другими людьми, получении новой информации, налаживании межличностных отношений, тем более выражена инициативность в реализации совместных проектов. Выявлена прямая связь между субъектностью и инициативой при реализации совместных проектов. Чем выше способность лучше понимать окружающих, более глубокое осмысление мотивов своего поведения, тем более выражена потребность в реализации совместных проектов.

У юношей выявлена прямая связь между субъектностью и инициативностью при построении дружеских отношений. Чем выше потребность в способности лучше понимать окружающих, более глубоко осмысливать мотивы своего поведения, тем выше потребность в установлении дружеских отношений.

Выводы

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1) Ведущей сферой инициативности, как для девушек, так и для юношей, является реализация жизненных планов, что означает их нацеленность на собственное развитие. Ведущие сферы инициативности девушек и юношей схожи между собой, однако девушки больше нацелены на собственную независимость, а юноши – на поддержание дружеских отношений.

2) Игнорируемой сферой инициативности, как для девушек, так и для юношей является участие в политической жизни страны, что может свидетельствовать о слабой заинтересованности респондентов деятельностью власти.

3) Девушки в отличие от юношей вне зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий общения быстрее устанавливают дружеские, партнерские и семейные отношения. Характер взаимосвязи между гармоничными характеристиками динамического компонента инициативности и сферами проявления инициативности обусловлены полом респондентов.

4) Взаимосвязь между продуктивным компонентом инициативности и сферами проявления инициативности зависит от половой принадлежности респондентов.

5) Инициативность была и остается чрезвычайно актуальной. Поскольку, во-первых, теоретическая разработка данного вопроса поможет выявить специфику жизненного планирования студентов и дать базу для дальнейших психологических исследований, во-вторых, применение полученных результатов поможет выявить конкретные закономерности в изучаемом предмете, в-третьих, практическое применение полученных результатов даст возможность обществу адекватно реагировать на основные тенденции самоопределения студентов и рационально его использовать.


Библиографический список
  1. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М: РУДН, 1988. С. 28–39.
  2. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. 170 с.
  3. Мельникова Н.М. Развитие интеллектуальной инициативы у младших школьников: Автореф. дисс. … канд пед. наук. Ярославль. 2005. 18 с.
  4. Лесникова С.Г. Проектная деятельность как средство развития социальной инициативности подростка в условиях детской общественной организации: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ижевск. 2005. 20 с.
  5. Даровских Л.В. Развитие инициативности студентов в процессе групповой работы как основа формирования общекультурных компетенций / Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. с. 150–155.
  6. Смирнова З.А. Социокультурная деятельность в студенческих творческих объединениях как фактор формирования социальноориентированной личности студента // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1. с. 75–78.
  7. Головинова И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Волгоград. 2005. 17 с.
  8. Ивченко Е.В. Модель развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). с.122–127.
  9. Журавлева Н.П. Формирование инициативности студентов-первокурсников в ситуациях учебно-профессиональной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук. Волгоград. 2006. 205 с.
  10. Обухова Ю.В., Добровольская М.Ю. Образ будущего родителя у мужчин и женщин в связи с особенностями их эмоционального интеллекта // Символ Науки. 2015. № 5. с. 251–253.
  11. Обухова Ю.В., Юзенкова Т.П. Содержание когнитивного компонента Я-концепции родителей: национальный и половозрастной аспекты // Символ Науки. 2015. № 6. с. 342–344.


Все статьи автора «Кагермазова Алина Зауровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация