ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Лопатин Максим Александрович
Уральский государственный университет путей сообщения
кафедра "Иностранные языки и межкультурные коммуникации", преподаватель английского языка

Аннотация
В работе рассматриваются возможности использования новых информационных технологий в процессе преподавания иностранных языков в вузе. Указывается на целый ряд дидактических задач, которые можно решать на занятиях по английскому языку с помощью интернет-ресурса. Отмечается необходимость в этой связи пересмотра сложившихся организационных форм учебной деятельности.

Ключевые слова: кибернетические сетевые ресурсы., коммуникативность, личностно-ориентированный подход в обучении, межкультурная компетенция


USE OF INTERNET RESOURCE FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL

Lopatin Maxim Alexandrovitch
Ural State University for Railway Transport
Department of "Foreign languages and intercultural communications", Teacher of English

Abstract
The article looks upon possibiliies of applcation of new information technology in teaching foreign languages at a higher school. A series of didactic tasks which may be solved with Internet resource at classes of Engish is indicated. The need for overview of existing organizational forms of academic activities in this connection is stated.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лопатин М.А. Применение интернет-ресурса для обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72741 (дата обращения: 13.03.2024).

Вопрос о применении новых информационных технологий в преподавании иностранных языков в ВУЗе всё чаще поднимался  последние годы и не является по сути чем-то  новым. Он включает в себя не только новые технические средства, но и новые методы преподавания и, в целом, новый подход к обучению иностранным языкам. Главная цель обучения иностранному языку – это развитие коммуникативных навыков обучаемых, практическое овладение иностранным языком.

Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые бы позволили каждому учащемуся проявить свою активность, творческие способности и, в итоге, привести к практическому овладению иностранным языком. Перед преподавателем стоит задача – активизировать студента на активную самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение основным навыкам иностранного языка. Современные педагогические технологии такие, как обучение в команде, проектная методика, использование новых информационных технологий, ресурсов сети Интернет помогают в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных способностей учащихся, их уровня владения  иностранным языком, наклонностей. «Перед преподавателем и студентом встает трудная задача – не только преподать или получить новые знания, но и научиться овладевать ими, выбирая способы приобретения знаний и области их применения, адекватные выдвинутым требованиям…» [1, с. 189]

В настоящей статье мы поставили задачу показать возможности, которые открывает и перед студентами, и перед преподавателями использование  современных информационных технологий в методике преподавания английского языка.

В первую очередь хотелось бы отметить практическую значимость компьютерных обучающих программ, особенно для интенсификации самостоятельной работы студентов.

Виды работ с компьютерными обучающими программами включают в себя:

  • отработку грамматических явлений
  • обучение письменной речи
  • обучение диалогической и монологической речи
  • отработку произношения
  • изучение лексики

Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку даёт возможность получения практически любой необходимой информации обучающимся и учителям: страноведческие материалы, новости, статьи из газет и журналов, разного рода необходимую литературу и т.д.

С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать навыки письменной речи студентов; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. С помощью Интернета можно расширить кругозор студентов, наладить деловые связи и контакты со своими сверстниками из англоязычных стран.

Студенты имеют возможность принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со студентами из других стран, участвовать в обсуждении определенной темы, видеоконференциях. Доступна совместная работа российских и зарубежных студентов в рамках одного общего проекта [2, c.7].

С помощью возможностей сети Интернет студенты могут «погрузиться» в естественную языковую среду.

Сейчас при обучении иностранному языку делается уклон в сторону коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучения языка в культурном контексте [3, c.15].. В данной статье мы попытаемся выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью сети Интернет.

Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях общения. Сегодня новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционное обучение включает в себя в первую очередь заучивание правил и выполнение языковых упражнений. Но ведь язык – это не математика (хоть и языковые структуры – это формулы, необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция. Интеллект не будет работать без определённой мотивации и очень редко функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не хватает в методическом материале. Для того, чтобы научить студентов общаться на иностранном языке, необходимо создать настоящие жизненные ситуации (аутентичность общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Это можно сделать с помощью новых технологий, в частности, сети Интернет.

Как хорошо известно, что всему, чему обучается человек, он старается применить на практике, поэтому заниматься подготовкой студента, изучающего иностранный язык, необходимо в процессе иноязычного общения и в условиях иноязычного общения, созданных преподавателем в группе. Следовательно, процесс обучения, при коммуникативном подходе обучения, является моделью процесса общения.

Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, которая направлена на создание психологической и языковой готовности студента к общению. Для того, чтобы реализовать коммуникативный подход с помощью Интернет не нужно особых усилий. Коммуникативное задание предлагает обучающемуся проблему или вопрос для обсуждения, однако, студенты, в данном случае, не просто делятся информацией, а также оценивают её. Такого рода задания делают возможным гибкое использование всех знаний и умений студента. Основной отличительной особенностью данного подхода от других видов учебной деятельности является то, что обучающиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для выражения своих мыслей. У студентов появляется возможность выразить себя и свой опыт как личность. Именно личность поставлена в центр теорий образования ближайшего будущего. Этому соответствует коммуникативный подход, так как он направлен на студента, отвечая основному критерию современного подхода обучения.

Можно интегрировать информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, успешно решая целый ряд задач на занятиях по английскому языку:

a)    формировать навыки чтения разной степени сложности, непосредственно используя материалы Интернет-ресурсов (www.moscownews.com, www.washingtonpost.com)

б) улучшать навыки и умения аудирования на основе аутентичных текстов сети Интернет, заранее подготовленных преподавателем (www.bell-labs.com/project)

в) совершенствовать навыки диалогической и монологической речи, базируясь на обсуждении проблемы, представленной преподавателем или учащимся, на основе материалов сети Интернет;

г) совершенствовать умения письменной речи, принимая участие в подготовке докладов, сочинений, эссе;

д) расширять свой активный и пассивный словарный запас, лексикой современного английского языка;

е) проводить знакомство с культуроведческими знаниями, включая речевой этикет, особенности культуры, традиций стран изучаемого языка

Используя компьютерные технологии на занятии по английскому языку, роль преподавателя меняется, основная задача которого состоит в том, чтобы направлять и поддерживать развитие личности. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В данных условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня форм обучений: увеличение самостоятельной работы студентов, как индивидуальной, так и групповой, увеличение объёма практических и творческих работ исследовательского характера. При использовании ресурсов сети Интернет на занятиях по английскому языку преобладает проектная форма обучения, в которой студенты проводят самостоятельную исследовательскую работу, проводится поиск решений комплексной многоуровневой задачи. Использование в учебном процессе различных компьютерных технологий, например, презентаций Microsoft PowerPoint, позволяет повысить плотность и эффективность занятия, создать благоприятные условия для работы памяти, концентрации внимания, включённости студентов в учебный процесс [4].

В заключении хочется отметить, что интернет- ресурсы содержат в себе огромный потенциал, который уже используется в обучении во всём мире. Однако, для эффективного использования ресурсов сети для обучения иностранному языку требуется огромная научно-исследовательская работа критериев отбора ресурсов сети, сайтов и материалов, а также нужно существенно обновить арсенал методических средств и приёмов обучения.


Библиографический список
  1. Хан О.Н. Роль изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в совершенствовании когнитивной мобильности студентов вуза» // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 8 (26) 2013, часть 2, С.189-191.
  2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и др. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. – 1998. – №5. – с.7.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. – М.: Просвещение, 1991
  4. Лопатина Т.Я. Развитие интереса и способностей студентов транспортного вуза при профессионально-ориентированном обучении английскому языку (с использованием PP-презентаций)  // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59233 (дата обращения: 23.10.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лопатин Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация