РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ И ЮЖНОЙ КОРЕИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Панчина Юлия Сергеевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
магистрант

Аннотация
В статье анализируется современная роль государства в экономике, зависимость между степенью вмешательства государства и уровнем экономического развития страны на примере Китая и Южной Кореи. Характеризуется роль государства через Индекс экономической свободы и Индекс слабости государств, рассматривается методика расчёта данных индексов.

Ключевые слова: государственное вмешательство, индекс слабости государств, индекс экономической свободы, экономическое развитие


THE ROLE OF THE STATE IN THE ECONOMY OF CHINA AND SOUTH KOREA: A COMPARATIVE ASSESSMENT

Panchina Yuliya Sergeevna
National Research Ogarev Mordovia State University
graduate student

Abstract
The article analyzes the modern role of the state in the economy, dependence between extent of intervention of the state and level of economic development of the country on the example of China and South Korea. Characterized role of the state through the Index of Economic Freedom and the Fragile States Index, considered the method of calculation of these indexes.

Keywords: economic development, Failed States Index, Fragile States Index, Index of Economic Freedom, role of the state


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панчина Ю.С. Роль государства в экономике Китая и Южной Кореи: сравнительная оценка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72689 (дата обращения: 18.04.2024).

Интерес к исследованию роли государства в экономике проявляло большое количество учёных на протяжении нескольких столетий, но до сих пор данная тема привлекает внимания  многих ученых. В особенности любопытно соотношение между достигнутыми экономическими успехами страны и уровнем её государственного вмешательства в экономику. Насколько связаны роль государства в экономике, и тот факт, что некоторые страны, имея высокий экономический потенциал, не могут его реализовать, а другие, несмотря на его низкий уровень, добиваются больших успехов?  Ответ на этот вопрос остается открытым, но очевидно, что грамотно выбранный уровень государственного вмешательства в стране может служить основанием для роста её экономического благосостояния. И даже совершенно противоположные взгляды на этот уровень могут  привести к успеху, причем страны с такими разными взглядами не обязательно находятся в разных частях света, вполне возможно, что они расположен совсем рядом.

Китай и Южная Корея соседи, однако, несмотря на это, понимание роли государства в экономике в этих странах различно. Название страны в китайском языке обозначается иероглифами中国 (zhōng guó), что означает серединная страна или страна в центре мира.  Начиная с трактатов древнейших мыслителей, в Китае подчеркивается «первостепенность» государства и идёт усиление степени его вмешательства в экономику. Напротив, в Южной Корее после окончания Корейской войны под влиянием США выбрали политику ослабления вмешательства государства в экономику. Однако после достигнутых успехов в экономическом развитии остаются выбранные ими приоритеты такими же или уже начали изменяться в обратном направление?

На наш взгляд роль государства в экономике характеризуют такие показатели как Индекс экономической свободы и Индекс слабости государств. Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) это комбинированный показатель, и сопровождающий его рейтинг, оценивающий уровень экономической свободы в странах мира [1]. Он рассчитывается американским исследовательским центром The Heritage Foundation, совместно с газетой The Wall Street Journal начиная с 1995 года. Составители индекса, опираясь на идеи шотландского экономиста Адама Смита о свободе экономического развития (выдвинутые им в широко известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»), считают, что между свободой экономики и успешностью ее развития есть взаимосвязь, которую можно наблюдать благодаря предложенному индексу.  Индекс слабости государств ( Fragile States Index) – комплексный показатель, характеризующий неспособность властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Исследование и сопровождающий рейтинг выпускаются ежегодно с 2005 года независимой общественной организацией The Fund for Peace совместно с политологическим журналом Foreign Policy [2].

Подробнее остановимся на методике расчета вышеназванных индексов, и начнем с Индекса экономической свободы (далее – ИЭС). Оценка экономической свободы в индексе проводится на основании 10 количественных и качественных компонентов, которые можно сгруппировать в четыре категории или основания экономической свободы:

I. Верховенство закона (включаются такие факторы, как права собственности и свобода от коррупции);

II. Ограничение полномочий федеральных властей (налоговая свобода, государственные расходы);

III.Эффективность регулирования (свобода предпринимательства, свобода труда, денежная свобода);

IV. Открытость рынка (свобода торговли, свобода инвестиций, финансовая свобода).

По каждой из  10 составляющих странам выставляется оценка в баллах от 0 до 100, и чем больше баллов, тем более высоко оценивается уровень экономической свободы в стране по данному критерию. Далее рассмотрим значение и методику расчету каждой составляющей.

1) Составляющая права собственности представляет собой качественную оценку степени, в которой законодательная база страны позволяет людям свободно иметь частную собственность, и обеспечивается применением прозрачных законов правительством. Оценка прав собственности каждой страны соотносится с 10 возможными вариантами, начиная от 100 – то есть, частная собственность гарантируется правительством и, заканчивая 0 – частная собственность вне закона, а все имущество принадлежит государству.

2) Коррупция разрушает экономическую свободу за счет создания нестабильности и неопределенности в экономических отношениях. Составляющая свободы от коррупции, показывает в какой степени коррупция преобладает в стране. Значение данного компонента выводится непосредственно из Индекса восприятия коррупции (Transparency International’s Corruption Perceptions Index), который измеряет уровень восприятия коррупции в 177 странах. Так как Индекс восприятия коррупции (далее – ИВК) отражает оценку по десятибалльной шкале, а ИЭС оценивается по шкале от 0 до 100, то для расчета Индекса экономической свободы оценка ИВК умножается на 10. Для стран, которые не охвачены Индексом восприятия коррупции, оценка составляющей определяется с помощью качественной информации из международно признанных и надежных источников.

3) Налоговая свобода показывает налоговую нагрузку, введенную правительством. Она включает в себя прямые налоги, с точки зрения верхних предельных налоговых ставок на личные и корпоративные доходы, и общие налоги, в том числе всех форм прямого и косвенного налогообложения на всех уровнях власти, в процентах от ВВП. Таким образом, данная составляющая состоит из трех количественных факторов:

1. Верхняя предельная налоговая ставка на доходы физических лиц,

2. Верхняя предельная налоговая ставка на доходы компаний,

3. Общая налоговая нагрузка в процентах от ВВП.

Причем, каждый из них в равной степени влияет на итоговый вес Налоговой свободы, которая определяется их средним арифметическим. Это позволяет стране с полученными значениями факторов соответственно 100,100,0 получить высокую итоговую оценку 67, хотя 3 фактор оценен на 0.

Данные для каждого фактора преобразуется в 100-балльный масштаб с помощью следующего уравнения:

Xij = 100 – α (Yij)2 , где

Xij – налоговая свобода в стране I по фактору J;

Yij – значение фактора (по шкале от 0 до 100) в стране I для фактора J;

α  – является коэффициентом и устанавливается равным 0,03.

4) Государственные расходы. Данный компонент рассматривает уровень государственных расходов в процентах от ВВП. Методология расчета определяет нулевые госрасходы в качестве ориентира, и отсталые страны с небольшими возможностями правительства могут получить искусственно высокие баллы в результате. Тем не менее, они, скорее всего, получат более низкие баллы по некоторым из других компонентов экономической свободы (например, права собственности, финансовой свободы, и инвестиционной свободы), которые отражают эффективность работы правительства.

Для расчета государственных расходов в стране используется следующее уравнение:

GEi = 100 – α (Ei)2, где

GEi – значение государственных расходов в стране I;

Ei – представляет собой общую сумму государственных расходов на всех уровнях в % от ВВП (от 0 до 100);

α  – является коэффициентом и устанавливается равным 0,03.

В большинстве случаев, данные по общим государственным расходам включают в себя все расходы всех уровней власти: федеральных, региональных, и местных. В случаях, когда данные по государственным расходам в целом не доступны, используются данные о федеральных государственных расходах.

5) Свобода предпринимательства является общим показателем эффективности государственного регулирования бизнеса. Количественная оценка складывается из массива измерений сложности запуска, эксплуатации и закрытия бизнеса в стране. Значение свободы предпринимательства для каждой страны представляет собой число от 0 до 100,  где 100 означает самую свободную бизнес-среду.

Итоговое значение составляется из 10 факторов, взвешенных в равной степени, по данным исследования Всемирного Банка «Ведение бизнеса»:

  • Начало бизнеса –  число процедур;
  • Начало бизнеса – количество дней;
  • Начало бизнеса  – стоимость (в % от дохода на душу населения);
  • Начало бизнеса – минимальный капитал (в % от дохода на душу населения);
  • Получение лицензии – число процедур;
  • Получение лицензии – количество дней;
  • Получение лицензии – стоимость (в % от дохода на душу населения);

(Получение лицензии – это необходимые процедуры, время и расходы на получение разрешения на строительство).

  • Закрытие бизнеса – количество лет;
  • Закрытие бизнеса – стоимость (% от имущества);
  • Закрытие бизнеса – скорость восстановления (центов на доллар).

Каждый из этих исходных факторов конвертируется в масштабе от 0 до 100, после чего вычисляется среднее значение. Результат означает оценку свободы предпринимательства в стране. Каждый из этих факторов конвертируется в масштабе от 0 до 100, используя следующее уравнение, которое основывается на соотношении данных по странам для каждого фактора по отношению к среднемировому значению, умноженному на 50.

FSi = 50*fa/fi , где

FSi – оценка фактора в стране I;

fa – среднемировое значение фактора ;

fi – значение фактора в стране I.

6) Составляющая свободы труда является количественной мерой, которая рассматривает различные аспекты нормативно-правовой базы рынка труда страны, в том числе норм в отношении минимальной заработной платы, законов, препятствующих увольнениям и т.д. Для расчета составляющей используют шесть количественных факторов,  каждый из которых является одной шестой частью составляющей свободы труда:

  • Соотношение минимального размера оплаты труда к средней добавленной стоимости на одного работника;
  • Препятствия для найма дополнительных работников;
  • «Жесткость» рабочих часов;
  • Сложность  увольнения избыточных сотрудников;
  • Срок для уведомления (предшествующий увольнению);
  • Обязательное выходное пособие.

Значения определяются на основе данных исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса». Каждый из этих факторов для расчета свободы труда конвертируется в масштабе от 0 до 100, используя следующее уравнение, которое основывается на соотношении данных по странам для каждого фактора по отношению к среднемировому значению, умноженному на 50.

FSi = 50*fa/fi , где

FSi – оценка фактора в стране I

fa – среднемировое значение фактора

fi – значение фактора в стране I

7) Денежная свобода объединяет измерение стабильности цен с оценкой контроль над ценами. Так как и инфляция, и контроль над ценами искажают рыночную активность. Расчет денежной свободы основывается на двух факторах:

  • Средневзвешенная ставка инфляции за последние три года;
  • Контроль над ценами.

Для расчета денежной свободы используются два уравнения:

WAIi = θ1Iit + θ2Iit–1 + θ3Iit–2

MFi = 100 – α √(WAIi – PCpi), где

WAIi  – средневзвешенная ставка инфляции за последние три года в стране I;

θ1, θ2, θ3  - представляют собой три числа, которые в сумме дают 1, в убывающей геометрической прогрессии (значения 0,665, 0,245, 0,090, соответственно);

Iit, Iit–1, Iit–2 - это абсолютная величина годовой инфляции в стране I за год T, измеренная по индексу потребительских цен;

α – представляет собой коэффициент, который стабилизирует дисперсию оценки;

MFi – денежная свобода в стране I;

PCpi – это присвоенное штрафное значение от 0 до 20 пунктов, основанное на степени регулирования цен.

8) Свобода торговли представляет собой отсутствие тарифных и нетарифных барьеров, влияющих на импорт и экспорт товаров и услуг. Свобода торговли рассчитывается на основе двух показателей:

  • Усредненная ставка таможенного тарифа страны, рассчитанная с учетом стоимостных объемов импорта различных товаров;
  • Нетарифные барьеры (НТБ).

9) Свобода инвестиций. В экономически свободной стране, не было бы никаких ограничений на движение инвестиционного капитала. Такая идеальная страна получит 100 баллов по составляющей «свобода инвестиции» в Индексе экономической свободы. На практике, в большинстве стран есть различные ограничения на инвестиции. Некоторые из них имеют различные правила для иностранных и отечественных инвестиций; некоторые ограничивают доступ к иностранной валюте; некоторые накладывают ограничения на платежи, переводы, и операций с капиталом; в некоторых, некоторые отрасли будут закрыты для иностранных инвестиций. Индекс оценивает различные ограничения, которые, как правило, накладываются на инвестиции. Из идеального варианта 100 вычитаются штрафные очки – от 5 до 25 по каждому из 7 выделяемых инвестиционных ограничений, присутствующие в стране.

10) Финансовая свобода является показателем эффективности банковской системы, а также независимости от государственного контроля и вмешательства в финансовом секторе. Оценка финансовой свободы включает изучения следующих пяти широких областей:

  • Степень государственного регулирования финансовых услуг;
  • Степень вмешательства государства в банкb и другие финансовые фирмы через прямое и косвенное владение;
  • Степень развития рынка финансов и капитала;
  • Государственное влияние на распределение кредита;
  • Открытость для иностранной конкуренции.

Общая оценка для финансовой свободы дается по шкале от 0 до 100 через вычеты от идеального варианта 100.

В итоге, после расчета вышеотмеченных составляющих, по их среднему арифметическому и определяется  Индекс экономической свободы. В «абсолютно свободной» экономике должно получиться 100 баллов. В соответствии со своим рейтингом все страны мира разделяются на пять групп:

  • Страны со свободной экономикой (набравшие более 80 баллов).
  • Страны с преимущественно свободной экономикой (от 70 до 80 баллов).
  • Страны с умеренно свободной экономикой (от 60 до 70 баллов).
  • Страны с преимущественно несвободной экономикой (от 50 до 60 баллов).
  • Страны с несвободной экономикой (набравшие менее 50 баллов).

Перейдем к анализу составляющих Индекса слабости государств. В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное», «недееспособное» или «слабое» государство. В общем случае данное определение служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией The Fund for Peace были предложены следующие ключевые признаки «слабого государства»:

  1. Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
  2. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
  3. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
  4. Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.

При составлении Индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов на основании 12 критериев  –  так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические:

  • Социальные показатели:
  1. Уровень демографического давления.
  2. Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
  3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
  4. Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
  • Экономические показатели:
  1. Неравномерность экономического развития.
  2. Уровень экономической нестабильности.
  • Политические показатели:
  1. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  2. Наличие и качество общественных услуг.
  3. Уровень нарушений прав человека.
  4. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
  5. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  6. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Итоговый Индекс рассчитывается по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности  – максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности  – максимально высокие риски и угрозы), максимальная сумма всех индикаторов – 120 баллов.

Все государства в рейтинге распределены на четыре группы:

  1. с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков).
  2. с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
  3. государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков).
  4. государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков).

После изучения методологии расчета необходимых индексов вернемся к оценке их значений в Китае и Южной Корее. В 2015 году в рейтинге по Индексу экономической свободы Южная Корея занимает 29 место с общим индексом 71,5 баллов, что позволяет считать её страной с преимущественно свободной экономикой. По всем 10 анализируемым в индексе критериям Республика Корея получила больше 50 баллов, поэтому можно сделать вывод, что страна не относится к странам с несвободной экономикой как в целом по индексу, так и по отдельным составляющим. КНР занимает только 139 место в рейтинге, и со значением индекса в 52,7 баллов и относится к странам с преимущественно несвободной экономикой. По 4 контрольным показателям Китай не преодолел  границу несвободной экономики в 50 баллов (таблица 1).

Таблица 1 – Значения показателей и место в рейтинге по Индексу экономической свободы КНР и Южной Кореи в 2015 г.

КНР

Южная Корея

Место в рейтинге

139

29

Общий индекс

52,7

71,5

Права собственности

20

75

Свобода от коррупции

40

55

Налоговая свобода

69,7

72,5

Государственные расходы

81,5

67,9

Свобода предпринимательства

52,1

89,7

Свобода труда

63

51,1

Денежная свобода

74,2

81,6

Свобода торговли

71,8

72,6

Свобода инвестиций

25

70

Финансовая свобода

30

80

Среди 10 составляющих индекса, наиболее прозрачными являются налоговая свобода и государственные расходы, так как их можно рассчитать, при помощи рассмотренной ранее методике и необходимые данные для расчета открыты.

В следующей таблице 2 показан расчет составляющей Налоговая свобода для Китая и Юной Корее за 2015 год.  Как видно из таблицы полученная по результатам расчетов Налоговая свобода в КНР совпадает с значением в ИЭС, а у Южной Корее имеется небольшое расхождение, которое связано с дополнительным 10% НДС, включенным в первые 2 показателя.

Таблица 2 – Расчет составляющей «Налоговая свобода» КНР и Южной Кореи за 2015 г.

КНР

Южная Корея

1. Верхняя налоговая ставка на доходы физических лиц

45

35 (+ 10% = 38,5)

1.1. Налоговая свобода в стране по фактору 1

=100 – 0.03*(45*45)

= 39,25

=100 – 0.03*(38,5*38,5)

= 55,53

2. Верхняя налоговая ставка на доходы компаний

25

22 (+10% = 24,2)

2.1. Налоговая свобода в стране по фактору 2

=100 – 0.03*(25*25)

= 81,25

=100 – 0.03*(24,2*24,2)

= 82,43

3. Общая налоговая нагрузка в процентах от ВВП

19,4

26,8

3.1 Налоговая свобода в стране по фактору 3

=100 – 0.03*(19,4*19,4)

= 88,71

=100 – 0.03*(26,8*26,8)

= 78,45

Налоговая свобода

(=(1.1+2.1+3.1)/3)

=(39,35+81,25+88,71)/3

= 69,77

=(55,53+82,43+78,45)/3

=72,2

Значение в ИЭС

69,7

72,5

Если же рассматривать расчет составляющей Государственные расходы, то так как она рассчитывается через один фактор, сложностей и расхождений в расчетах не возникает (таблица 3).

Таблица 3 – Расчет составляющей «Государственные расходы» КНР и Южной Кореи за 2015 г.

КНР

Южная Корея

Общая сумма государственных расходов на всех уровнях в % от ВВП

24,8

32,7

Государственные расходы

=100 – 0.03*(24,8*24,8)

= 81,54

=100 – 0.03*(32,7*32,7)

= 67,9

Значение в ИЭС

81,5

67,9

В динамике за последние 10 лет, можно увидеть, что и КНР, и Южная Корея изменили свои первоначальные позиции в рейтинге, однако если Корея перешла черту стран с преимущественно свободной экономикой, то Китай остался на уровне страны с преимущественно несвободной экономикой (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика значений Индекса экономический свободы в  КНР и Южной Кореи за 2005 – 2014 гг.

По Индексу слабости государств наиболее благоприятное положение также у Южной Кореи, из 178 стран она занимает 156 место, т.е. находится в группе стран с уровнем стабильности выше среднего и низким уровнем рисков, значение индекса в 2015 году составило 36,3 балла. У КНР значение индекса в 2 раза больше – 76,4 балла, и группа государств с уровнем стабильности ниже среднего.

Таблица 4 – Значения показателей и место в рейтинге по Индексу слабости государств КНР и Южной Кореи в 2015 г.

КНР

Южная Корея

Место в рейтинге

83

156

Общий индекс

76.4

36.3

Группа

Государства с уровнем стабильности ниже среднего — опасный уровень рисков

Государства с уровнем стабильности выше среднего — низкий уровень рисков

Можно отметить, что хотя Южная Корея относится к странам, преимущественно со свободной экономикой, а КНР ближе к странам, с преобладающей несвободной экономикой, и та и другая страна получили свои плюсы от этого. И как видно в динамике за последние 10 лет пока они не отошли от выбранного курса. Однако это не означает, что они не смещаются в соседнее направление. Так не так давно, в октябре 2015 года, в Китае была отменена «политика одного ребенка», что можно считать шагом к повышению экономической свободы. А Правительство Республики Корея в последнее время быстрыми темпами развивает систему соцобеспечения. Так в период с 2001 по 2011 год государственные расходы на социальные нужды выросли на 12,6 процента. Таким образом, можно сделать вывод, что после достигнутых успехов в экономике, чтобы сохранить и накапливать их в дальнейшем, и та и другая страна регулирует избранные ранее приоритеты, а не пытается сохранить их  в том же виде.


Библиографический список
  1. 2015 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.heritage.org/index/
  2. Fragile States Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global.fundforpeace.org/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Y»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация