УДК 336.201

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Макаров Сергей Львович
Федеральный научно-производственный центр Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Полет»
заместитель начальника планово-экономического отдела, кандидат экономических наук

Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных критериев оценки налогоплательщиков налоговыми органами для проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

Ключевые слова: «миграция» налогоплательщика, «нулевая» декларация, «фирма-однодневка», выездная проверка, камеральная налоговая проверка, материальные и трудовые ресурсы, налоговая база, налоговая декларация, налоговая нагрузка, хозяйственные операции


THE MAIN CRITERIA FOR AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE RISKS FOR TAXPAYERS

Makarov Sergey Lvovich
Federal Research and Production Center of JSC "Scientific-Production Enterprise «Polet»
Deputy Head of Planning and Economic Department, Candidate of Economic Sciences

Abstract
This article provides an overview of the main evaluation criteria of taxpayers by tax authorities for field and desk tax audits.

Keywords: business operations, cameral tax inspection, firm - "something ephemeral", material and labor resources, migration of the taxpayer, site inspection, tax base, tax burden, tax returns, zero declaration


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаров С.Л. Основные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72639 (дата обращения: 30.09.2017).

Налоговое администрирование в настоящее время постоянно совершенствуется благодаря разработанным современным программным средствам, в частности АИС Налог, АСК НДС-2 и АИС Налог-3. Данные программы позволяют проводить самый разнообразный мониторинг организаций практически в любых разрезах, причем вне зависимости от количества анализируемых плательщиков и в максимально короткие сроки. В этой связи, требования к деятельности налогоплательщика (далее – НП) при ведении налогового и бухгалтерского учета значительно возросли.

Чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов, необходимо знать основные критерии, по которым происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

1. Налоговая нагрузка у НП ниже среднего уровня по конкретному виду экономической деятельности.

Нагрузка рассчитывается как отношение суммы начисленных за календарный год налогов по данным налоговых деклараций (расчетов) к сумме, указанной в строке 2110 «Выручка» годового отчета о финансовых результатах. Предельные значения нагрузки по виду экономической деятельности регламентированы Приложением №3 к Приказу № ММ-3-06/333@ и представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Налоговая нагрузка по отдельным видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Предельное значение налоговой нагрузки в 2015г.

Химическое производство

4,2%

Металлургическое производство

4,5%

Строительство

12,7%

Гостиницы и рестораны

9%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

17,2%

2. Представление «нулевых» деклараций на протяжении длительного времени.

При нулевых оборотах или временном отсутствии хозяйственной деятельности, НП обязан подавать «нулевую» налоговую декларацию, иначе организации грозит штраф по ст.119 п.1 НК РФ в минимальном размере 1000 руб. Правомерность привлечения НП к ответственности за непредставление «нулевок» подтвердила ФНС России в письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Однако, если «нулевые» декларации представляются в ИФНС на протяжении нескольких лет, то у налоговых органов могут возникнуть вопросы к деятельности организации и целесообразности ее существования, что вызовет выездную проверку или необходимость предоставления пояснений в рамках камеральной проверки.

3. Отражение значительных сумм налоговых вычетов в налоговой отчетности за четыре предыдущих квартала. Доля налоговых вычетов определяется как отношение общей суммы вычетов к общей сумме полученных доходов за налоговый период. Если данное значение составляет 89% и более (письмо ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722), то налогоплательщик может попасть в поле зрения ИФНС.

Стоит отметить, что только факт низкой налоговой нагрузки не может являться основанием для доначисления налогов. Доказательства неуплаты налогов и нарушения НК РФ могут быть установлены только по результатам налоговой проверки (п. 50 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57).

4. Отражение в декларации по налогу на прибыль убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух или более лет). Если убытки получены по объективным причинам, то налогоплательщик вправе представить пояснения и необходимые документы о правомерности их отражения. Такими причинами могут быть:

- расторжение договоров с основными покупателями и заказчиками;

- изменения цен на рынке на реализуемые товары;

- падения спроса на продукцию;

- незапланированный ремонт оборудования;

- покупка дорогостоящей техники и т.п.

5. Следующий критерий связан с результатом анализа операций, проходящих по расчетному счету налогоплательщика. Основные моменты, на которые обращается внимание ИФНС:

- несоответствие операций (наименования операций) с заявленным видом деятельности НП;

- наличие операций с выделением НДС, при условии, что НП находится на специальном режиме налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН);

- вывод значительных сумм денежных средств из оборота организации через пластиковые карты физических лиц;

- наличие транзитных операций (значительные поступления и списания денежных средств с расчетного счета в короткие сроки – 1,2 дня);

- слишком широкая номенклатура покупаемых и реализуемых товаров.

6. Хозяйственные операции с организацией, имеющей «сомнительную» задолженность. Данный вид задолженности возникает, когда НП представляет в ИФНС декларацию со значительной суммой налога к уплате за текущий период при «нулевых» декларациях за предыдущие налоговые периоды. Например, за 1,2,3,4 кварталы 2015г. и 1,2,3 кварталы 2016г. налогоплательщик представил в ИФНС «нулевые» декларации или декларации с незначительными суммами к уплате. В свою очередь за 4 квартал 2016г. представил декларацию к уплате на 7 млн. руб. Это ситуация возникает в случае отражения суммы реализации и не отражения суммы вычетов по декларации. Данная сумма налога уплачена в бюджет не будет. Обычно эта операция является только звеном схемы уклонения от налогообложения (занижения налоговой базы) организации-выгодоприобретателя, которой и создана цепочка фирм-«однодневок» с фиктивным документооборотом. В данном случае налогоплательщику-выгодоприобретателю должен быть составлен акт налоговой проверки о доначислении суммы налога.

7. Отсутствие трудовых и материальных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности. Например, организация занимается строительством. Обороты по расчетному счету за 2015г. составляют более 500 млн. руб., при этом среднесписочная численность равна 1 чел., отсутствуют здания, складские помещения и транспортные средства в собственности. В данном случае организация попадает в поле зрения налоговых органов, ввиду невозможности  выполнения заявленных работ при существующих ресурсах.

8. Не отражение зеркальных операций по книге покупок и книге продаж с контрагентами. После внедрения программного средства АСК НДС-2, стало возможным в автоматическом режиме производить проверки зеркальности отражения таких операций. При заключении договора с малоизвестной организацией, следует удостовериться в ее «надежности», иначе в случае не отражения зеркальных операций контрагентом, ИФНС может доначислять налог к уплате с формулировкой «недолжная осмотрительность при выборе контрагента», даже при реальном осуществлении хозяйственных операций.

9. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня выплат по виду экономической деятельности. По данному аспекту в районных ИФНС проводятся еженедельные комиссии по легализации налоговой базы.

Информацию о средней заработной плате можно получить из официальных  Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной налоговой службы и сборников экономико-статистических материалов.

10. Неоднократная «миграция» налогоплательщика из одного налогового органа в другой в связи с изменением места нахождения. Сюда также можно отнести нахождение по адресу «массовой» регистрации. При каких либо подозрениях по поводу реального нахождения организации по адресу, ИФНС вправе направить сотрудников отдела оперативного контроля для проверки помещений и составления по ее результатам акта обследования [1,2].

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности согласно информации статистических органов. Предельные значения рентабельности проданных товаров, работ, услуг и активов организации по отдельным видам экономической деятельности приведены в таблице 2 (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Таблица 2. Предельные значения рентабельности по отдельным видам экономической деятельности.

Вид экономической деятельности

2015 год

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %

Рентабельность активов, %

Сельское хозяйство

21,3

7,4

Производство пищевой продукции

10,7

7,0

Химическое производство

33

10,11

Производство машин и оборудования

8,2

2,3

Строительство

5,4

1,9

12. Наличие в цепочке хозяйственных операций НП фирм – «однодневок». Данный фактор является самым распространенным способом уклонения от налогообложения, на который обращают внимание ИФНС. Как правило, в книге покупок НП отражает операции с подконтрольными ему фирмами – «однодневками», путем создания с ними фиктивного документооборота без осуществления хозяйственной деятельности. На рис. 1 показан пример схемы организации документооборота предприятия (в действительности цепочка фирм – «однодневок» как правило, гораздо больше).

 

Рис.1 Пример схемы организации документооборота предприятия

При данной схеме операций, НДС организации к уплате можно рассчитать по формуле:

(НДС от реализации + НДС от авансов – Вычеты)*18%=НДС к уплате

(152,54т.р.+122,03-250т.р.)*18%=4,42 т.р. к уплате

Если из цепочки убрать фирмы-«однодневки», то налог значительно возрастет.

(152,54т.р.+122,03-50т.р.)*18%=40,42 т.р. к уплате

Таким образом, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.


Библиографический список
  1. И.М. Мухина Что будет компании, если она часто меняет место своего нахождения // Российский налоговый курьер. – 2014.− № 7.
  2. И.Клементьева «Миграция» организации со сменой адреса и без – на что обратят внимание контролеры // Российский налоговый курьер. – 2014.− № 19.


Все статьи автора «Макаров Сергей Львович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: