УДК 33

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ХАКАСИИ

Прищепа Евгений Валерьевич
ГБНИУ РХ Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора экономики и социологии

Аннотация
Статья посвящена анализу проведенного анкетного опроса населения Республики Хакасия о состоянии развития малого и среднего бизнеса в регионе. Респондентами были определены основные проблемы, которые, по их мнению, препятствуют полноценному развитию данной сферы. Автор статьи приходит к выводу о том, что малый бизнес имеет нераскрытые перспективы своего развития, которые во многом зависят от создания условий и системы мер по его полноценному функционированию в Республике Хакасия.

Ключевые слова: Хакасия


STATE AND PROSPECTS OF SMALL AND MEDIUM IN KHAKASSIA

Prishchepa Yevgeniy Valerevich
Khakass Research Institute of Language, Literature and History
candidate of Historical Sciences, senior researcher of department of economics and sociology

Abstract
The article is sanctified to the analysis of the conducted questionnaire public opinion of Republic of Khakassia. Poll about development of small and midsize businesses status. By respondents basic problems, that in their opinion, prevent to valuable development of this sphere, were certain. The author of the article comes to the conclusion that small business has the unexposed prospects of the development, that in a great deal depend on conditioning and system of measures on his valuable functioning in Republic of Khakassia.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прищепа Е.В. Состояние и перспективы сферы малого и среднего бизнеса Хакасии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72593 (дата обращения: 04.06.2017).

В последние десятилетия деятельность малого и среднего бизнеса привлекает пристальное внимание исследователей, экономистов и политиков. Это вполне закономерно и связано с тем, что сектор малого бизнеса может производить значительную часть ВВП страны (например, в развитых странах доля составляет от 30 до 60 %). Малый бизнес вносит существенный вклад в решение проблем занятости населения и повышения конкурентоспособности целых отраслей экономики.

Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства на современном этапе развития отечественной экономики, в том числе и для регионального её сегмента [1, с.3]. Определение наиболее значимых проблем развития малого бизнеса, в результате опроса проведенного нами, позволит с учётом мнения респондентов, определить стратегию и основные направления его развития. В перспективе позволит выработать необходимые условия и комплекс мер по его полноценному функционированию в Республике Хакасия.

Развитие малого и среднего бизнеса, который является структурообразующим сектором развитой экономики, имеет для экономики страны важное значение. Малый бизнес способен более гибко реагировать на меняющиеся экономические вызовы времени, на изменение конъюнктуры рынка. Малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, не требуя при этом крупных финансовых вложений, обеспечивает занятость населения, формирует конкуренцию.

К сожалению, в настоящее время Россия не может похвастаться комфортными условиями для ведения бизнеса в секторе малого и среднего предпринимательства. Все проводимые правительством мероприятия с целью поддержки малого бизнеса имеют для него слабый эффект. Время уходит, а проблемы остаются всё те же: по-прежнему бизнес нуждается в серьёзных и доступных финансовых вливаниях, освобождении от административных барьеров и надзорного бремени. Фактически все основные проблемы малого бизнеса можно свести к одной: отсутствие достаточных условий для его становления и развития. Данные трудности, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса явление общероссийское.

Мы обратились к жителям Хакасии с просьбой принять участие в анкетном опросе и высказать своё мнение о состоянии сферы малого бизнеса в экономике республики.

Проводимый нами анкетный опрос, предполагал случайный принцип отбора респондентов по месту работы или в общественных местах. Респондентам предлагались анкетные листы с возможностью выбора предложенных вариантов ответа и плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

Используемые нами методы которые применялись в исследовании – это метод опроса (анкетирование). Кроме того, при работе с полученными материалами использовались методы теоретического анализа, синтеза и логические методы обобщения полученных данных – индуктивные и дедуктивные методы.

Научная новизна работы заключается в современном срезе общественного мнения населения Республики Хакасия на предмет отношения к проблемам развития малого бизнеса в регионе и уровнем удовлетворенности развитием сферы услуг бизнеса населением региона. Результаты полученного среза могут быть использованы или учтены при разработке стратегии развития малого бизнеса в регионе.

Население Республики Хакасия небезучастно относится к перспективам развития экономики региона. Может ли ситуация в сфере развития малого бизнеса измениться в лучшую сторону, при имеющихся кризисных процессах в экономике страны? Возможна ли смена отношений между чиновниками, государством и малым бизнесом на полноценный диалог и реальные действия или малому бизнесу не стоит ждать радикальных перемен? Эти и многие другие вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса в современных условиях, призвано освятить исследование, проведённое нами в рамках работы сектора социологии и экономики.

Хакасия по среднесписочной численности работников в Сибирском федеральном округе занимает отнюдь не лидирующие позиции в предпринимательской деятельности. Численность работников малых и средних предприятий без учёта совместителей в Хакасии на начало 2016 года составляет 17 тыс. человек [2].

Из общего числа опрошенных нами, 35 % жителей Республики Хакасия, хотели бы заняться бизнесом и открыть своё дело. Ведут подобную бизнес-деятельность 23 % опрошенных. 27% – бизнесом заниматься не желают. Затруднились ответить – 11 % респондентов.

Наиболее распространенными направлениями, в которых в основном представлен бизнес жителей Хакасии являются: промышленное производство, торговля и оказание бытовых услуг населению, услуги здравоохранения и образования по 14% соответственно. Бизнес в сфере туризма, ремёсел и народных промыслов по 9% соответственно.    Производство и переработка сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, переработка вторичных ресурсов и жилищно-коммунальное хозяйство – 4%. Иные варианты направлений в бизнесе выбрали – 18% респондентов. Затруднились с ответом – 9%.

Президент России Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей назвал отечественный бизнес ответственным и зрелым [3]. Как изменилось отношение между бизнесом и государством сегодня? Эксперты отмечают важность взаимодействия государства и бизнеса в их отношении между собой, которое возможно только на основе реального двустороннего диалога. Сегодня отмечается, что полноценное развитие бизнеса и отношение к нему во многом определяется поведением государства.

Считает ли житель Хакасии достаточной государственную поддержку малого и среднего предпринимательства? 43% ответили на этот вопрос отрицательно. Скорее нет, чем да – 26%, скорее да, чем нет – 13%. Иной вариант ответа выбрали 5%. Затруднились с ответом – 13%. Ни один из числа респондентов отвечая на этот вопрос, не ответил утвердительно.

Вполне закономерными оказались результаты, полученные на вопрос о необходимости дополнительной помощи начинающим (молодым) предпринимателям? Утвердительно на этот вопрос ответило – 96%. Затруднились с ответом – 4%. Отрицательные ответы отсутствуют.

Тема важности и необходимости льготных кредитов для развития бизнеса, который в них остро нуждается, поднималась в РФ не единожды. Сегодня бизнес как никогда нуждается в дешёвых кредитах, без которых невозможно его дальнейшее развитие. В чем, по мнению жителя Хакасии должна выражаться помощь бизнесу?

В необходимости в льготных кредитах и в целом финансовой помощи – 26%. Софинансирование в случае крупных финансовых вложений, дешёвые кредиты, выделение первоначального капитала, открытая политика в области разрешительной документации, беспроцентные ссуды, нулевая ставка кредита первоначально, с постепенным возрастанием – по 4% соответственно. 15% респондентов видят помощь в освобождении от налогов. Помощь с помещением и отмену проверок – отметили по 3% соответственно. За систему господдержки ратуют – 7%. Затруднились с ответом – 22%.

Начинающие предприниматели сталкиваются с множеством проблем в своей деятельности. Время погружает бизнесмена в новые условия для развития своего дела и ставит перед ним новый круг проблем.

Какие проблемы, по мнению жителей республики, в настоящее время наиболее актуальны для начинающих предпринимателей, в том числе и молодых? Лидирует среди ответов отсутствие первоначального капитала, который треть опрошенных считают основной – 32%. Проблему экономической нестабильности в обществе назвали – 20%. По 14 % соответственно назвали высокие банковские проценты и недостаток экономических знаний. Высокие налоги и отчисления в пенсионный фонд – 11%. По 3 % соответственно: это – незнание с чего начать, отсутствие поддержки со стороны министерств, правительства Хакасии, волокита со сбором документации и отчетностью.

В Хакасии существует сеть предпринимательских услуг, которая существует благодаря малому и среднему бизнесу. Как жители Хакасии оценивают развитие этой необходимой предпринимательской сети услуг (парикмахерские, салоны, ателье, СТО, услуги по ремонту и строительству, туризм и др.) в своём муниципальном образовании? Для 11% опрошенных сеть услуг развита отлично и в ней представлены все направления данной сферы. Считают, что в целом удовлетворительно, есть некоторые предприниматели, предоставляющие основные услуги – 61%. 11 % респондентов считают, что эти основные услуги для населения не развиты. Неудовлетворительно отозвались об отсутствии таковых услуг – 6%. Затруднились с ответом – 11%.

Следующий вопрос посвящён востребованности в услугах населения Хакасии и проблеме недостающих услуг, в которых население нуждается. В каких видах бытовых услуг особенно нуждается население Хакасии? Самой востребованной услугой оказалась услуга по ремонту бытовой техники – 43%. Услуги парикмахерских назвали – 14%. Ремонт обуви – 7%. Услуги станций технического обслуживания оказались востребованными для 4%. По 3 % соответственно распределены для ателье, юридических услуг, бань, частных детских садов. Затруднились с ответом – 20%.

Следующий вопрос касался развитости сферы услуг в местах проживания респондентов. В какой степени на Ваш взгляд развита производственная сфера услуг в Вашем муниципальном образовании? Все полученные данные представлены в табличной форме (Табл.1).

 Табл. 1. Виды экономической деятельности

производственная сфера

высокая степень развития

средний уровень

низкая степень развития

производство продуктов питания 5% 18% 14%
строительство 7% 11% 11%
производство продукции из металла, дерева, пластика - 9% 18%

Затруднились с ответом – 4%. Один респондент от общего количества опрошенных добавил вариант изготовление мебели, что составило 2%.

Важное значение в жизнедеятельности жителей Хакасии имеет сфера общественного обслуживания и быта. В какой степени развития оно представлено в местах проживания, какие проблемы имеет, и какую роль данная сфера играет в повседневной жизни жителя Хакасии. Эти проблемы увязываются с ответом на вопрос: Какое производство (малое, среднее предприятие) необходимо открыть в Вашем населенном пункте? Равное количество респондентов отметили необходимость в организациях по предоставлению бытовых услуг – 4%; аптеках – 4%; пекарне – 4%; с/х предприятии – 4%; пунктах общественного питания (национальная кухня) – 4%; детском саде – 4%; предприятии по переработке отходов – 4%; трикотажной фабрике – 4%. Затруднились с ответом более половины опрошенных – 56%.

Особая роль сферы платных услуг в экономическом развитии общества определяется тем, что она вносит решающий вклад в улучшение качества жизни населения. Повышение качества жизни населения во многом зависит от сферы услуг. Респондентам был задан вопрос о том, какие новые частные организации в течение последних двух лет появились в Вашем населенном пункте? Опрос показал, что равное количество – 12 % соответственно, принадлежит аптекам и фермерским хозяйствам. По 4% соответственно – это организации ремонта и облуживания автомобилей, организации питания населения, организации по пошиву изделий, фотоателье и организации по переработке сырья (бумага, пластик). 6 % респондентов заявили об открытии частных детсадов и яслей. 8 % организации по ремонту бытовой техники. Большее количество – 29 % заявило об открытии новых магазинов. 2 % высказалось о появлении организаций по изготовлению и перетяжке мебели. 8% респондентов соответственно высказались, что новых не появилось и столько же, затруднились с ответом на данный вопрос.

56% респондентов пользовались услугами указанных выше организаций сферы услуг. 33% – услугами не пользовались. И затруднились с ответом – 11%.

На вопрос об оценке состояния сферы малого и среднего предпринимательства в регионе, высокую степень развития отметили 4% респондентов. Большинство – 44% отметили среднюю степень развития. Низкая степень характерна для 30% опрошенных. Затруднились с ответом – 22%.

Существуют различные варианты благоприятного приспособления предпринимателей к изменениям рынка. В мировой практике применяется ориентация нововведений на спрос, которая выражается в семейном характере мелких фирм, например в Тайване, где существует развитая «семейственность» бизнеса – стремление ограничить число работников фирм членами одной семьи [4, с. 49]. Учитывая сохранившийся патриархально-традиционный уклад жизни жителей Хакасии во многих населённых пунктах, нами был включён вопрос в анкеты о том, насколько развито семейное предпринимательство в Хакасии? Положительно ответили на вопрос о развитии в Вашем населённом пункте семейного предпринимательства – 26%. 30% – ответили отрицательно. Затруднились с ответом – 44%.

В 2016 году Федеральная служба государственной статистики проводит федеральное статистическое наблюдение за деятельностью малого и среднего предпринимательства. Сплошное наблюдение проходит во всех  субъектах России. В наблюдении принимают участие субъекты малого и среднего предпринимательства – юридические лица и индивидуальные предприниматели. Как отмечают в Росстате, решение о проведении сплошного наблюдения является закономерным и необходимым этапом в формировании государственной стратегии развития малого и среднего бизнеса и одновременно показателем основательности и серьезности взятого курса на развитие предпринимательства в стране. Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Основной целью проведения сплошного наблюдения станет формирование конкурентной среды в экономике страны, а также благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Итоги сплошного наблюдения дадут максимально четкое представление о том, насколько реальной силой обладает сегмент малого и среднего бизнеса. Подведение и публикация окончательных итогов сплошного наблюдения будет осуществлена в срок до 1 июля 2017 года.

Положительно отнеслись к предстоящей переписи малого и среднего бизнеса в России – 37% опрошенных в Хакасии. Нейтральную позицию выразили – 37%. Отрицательное отношение присуще – 7%. Затруднились с ответом – 19%.

Известно, что сегодня доля российского импорта для разных отраслей экономики страны чрезвычайно высока. Государство планирует опираться на бизнес-инициативу в области импортозамещения и помогать компаниям, которые хотят расти. Старт курса на импортозамещение декларируется в России с 2014 года после введения взаимных санкций Россией и странами западного мира. В рамках данного курса важным моментом является продовольственная безопасность в стране. Приоритет родной продукции, замена импортных товаров отечественными, отсутствие должной конкуренции, инфляционные процессы и другие аспекты этого процесса сейчас актуальны. «Что требуется для увеличения  производства сельскохозяйственной продукции (зерновых, кормовых и плодово-ягодных культур)?» – с этим вопросом мы обратились к жителям Хакасии. Необходимым мероприятием, по их мнению, должно явиться введение дотаций для фермеров и кооперирование с/х – по 7% соответственно. За государственное финансирование этой сферы, налоговые льготы, снижение цен, низкие проценты по кредитам, государственное регулирование и постройку овощехранилищ высказалось по 4% соответственно. Затруднились с ответом – 63% респондентов.

От общего числа принявших участие в опросе, респонденты мужского пола составили – 26%, женского пола – 74%.

Возраст опрошенных: 16-25 лет – 4%, 26-35 лет – 22%, 36-45 лет – 33%, 46-55 лет – 15%, 56 лет и старше – 26%.

Образование: среднее – 7%, средне профессиональное – 26%, высшее – 59%. О наличии двух и более высших образований заявили – 11% респондентов.

Национальность респондентов: указали себя как представителей русской национальности – 48%, хакасской национальности – 44%, иных национальностей – 8%.

Места проживания респондентов – Республика Хакасия. Жители города – 22%, жители сельской местности – 78 %.

Таким образом, анализ проведённого анкетирования показал, что более трети опрошенных выразили своё желание заниматься бизнесом. Четверть опрошенных оказалась уже задействована в сфере предпринимательской деятельности.

Для населения Хакасии также важны проблемы, связанные с недостаточностью поддержки малого бизнеса со стороны государственных органов. Практически все опрошенные высказались за необходимость помощи молодым предпринимателям. Треть опрошенных, считает первоначальный капитал, наиболее важной составляющей для их деятельности. Четверть опрошенных высоко оценивают роль льготных кредитов для развития бизнеса.

Удовлетворенность сферой услуг бизнеса испытывают более половины респондентов. Почти половина оценивает состояние сферы малого и среднего предпринимательства в регионе как средней степени развития.

Все отмеченные, проблемы напрямую связаны с возможными перспективами и направлениями развития предпринимательского бизнеса в современный период времени. Малый бизнес имеет нераскрытые перспективы своего развития, которые во многом зависят от потенциала предпринимателей и того климата в виде системы мер, которые формируют бизнесообразующие административные структуры в Республике Хакасия.

С развитием малого бизнеса связывают надежды на расширение доступных и необходимых для людей товаров и услуг, на поддержание инициатив и занятости населения, сокращение безработицы. Высока роль малого бизнеса в формировании того социального фундамента, который призван обеспечить стабильное экономическое развитие российского общества. Стабильность здесь напрямую будет зависеть от того, насколько будут преодолены препятствия и решены экономические проблемы, тормозящие данное развитие. Малый бизнес сегодня, должен быть в максимальной степени ориентирован на нужды общества.


Библиографический список
  1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М., 2011. – 193 с.
  2. Хакасстат URL: http://hakasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/hakasstat/ru/statistics/enterprises/small and medium enterprises/ [дата обращения: 16.08. 2016].
  3. Аргументы недели // [сайт]. URL: http://argumenti.ru/live/2016/06/452919 [дата обращения: 17.07. 2016].
  4. Дитц Н. Ф. Структурные преобразования экономики и малое предпринимательство: региональный аспект. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 108 с.


Все статьи автора «Прищепа Евгений Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: