В настоящее время сложно представить предприятие, осуществляющее свою деятельность без маркетинга. Современный маркетинг затрагивает абсолютно все аспекты функционирования предприятия и способствует:
- продвижению продукции фирмы на рынок;
- отражению атак конкурентов;
- оптимизации и совершенствованию различных направлений деятельности фирмы;
- повышению удовлетворенности клиентуры;
- разработке стратегий развития фирмы и их успешной реализации;
- формированию имиджа фирмы и многому другому.
При этом все маркетинговые мероприятия разрабатываются на основе информации, собранной в ходе маркетинговых исследований с использованием статистики маркетинга.
Суть термина «статистика маркетинга» можно рассматривать с разных сторон (таблица 1).
Таблица 1. Характеристика термина «статистика маркетинга» [1,2]
Аспект рассмотрения термина |
Определение термина |
Цель «статистики маркетинга» |
Как наука | Статистика маркетинга – это часть области знаний статистики, в которой рассматриваются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических данных о деятельности предприятия, его внутренней и внешней среды, в целях разработки маркетинговых мероприятий, способствующих развитию предприятия во времени. | Определение оптимальной методологии расчета и анализа важнейших показателей, используемых в маркетинговой деятельности |
Как вид деятельности | Статистика маркетинга – это деятельность по сбору, обработке и анализу данных о состоянии, динамике и развитии маркетинговой деятельности. | Организация процесса сбора, обработки и анализа маркетинговой информации |
Как массив информации | Статистика маркетинга – это совокупность данных и показателей, характеризующих количественную сторону массовых явлений и событий, изучаемых в маркетинговой деятельности, в числовой форме. | Изучение состава и динамики информационных ресурсов, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности |
Исходя из этого, статистика маркетинга направлена повышение эффективности использования информационных ресурсов в маркетинговой деятельности субъектов хозяйствования.
Роль и место статистики маркетинга в ходе маркетинговых исследований отражена на рисунке 1. Статистика маркетинга активно используется в ходе второго и третьего этапов маркетингового исследования, где необходимо обеспечить правильный сбор и обработку информации.
Рисунок 1. Роль и место статистики маркетинга в ходе маркетинговых исследований
Остановимся более подробно на методах статистики маркетинга.
1. Методы формирования выборки. Маркетинговые исследования могут носить сплошной или выборочный характер. В первом случае изучаются все элементы генеральной совокупности, а во втором – элементы выборки.
Поскольку в большинстве исследований состав генеральной совокупности значителен, то возможность сплошных исследований ограничена и встает вопрос определения метода формирования выборки. Статистика маркетинга в этих целях использует вероятностные и невероятностные методы формирования выборки (рисунок 2).
Рисунок 2. Методы формирования выборки [3,4].
При помощи вероятностных методов построения выборки элементы, включаемые в нее, отбираются случайным образом. Благодаря этому появляется возможность оценить ошибку выборки и сделать обоснованные выводы в отношении изучаемой совокупности. В свою очередь, невероятностные способы построения выборки опираются на личные суждения исследователей о целесообразности попадания конкретного элемента генеральной совокупности в выборку. В такой ситуации получаемые результаты нельзя распространять на всю исследуемую совокупность.
2. Методы сбора информации. Сбор маркетинговой информации осуществляется по двум основным направлениям: сбор вторичной информации и сбор первичной информации. Основными статистическими методами, используемым на данном этапе являются статистическое наблюдение и опрос [4,5].
Статистическое наблюдение. При сборе вторичной информации используется статистическое наблюдение, заключающееся в получении данных о единицах наблюдения из отчетов об их деятельности. При сборе первичной информации об изучаемом объекте используется статистическое наблюдение, заключающееся в пассивной регистрации исследователем процессов, действий, поступков людей, событий в микро и макросреде фирмы. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Опрос. Данный метод используется только для сбора первичной информации и осуществляется путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какой-либо маркетинговой проблемы.
3. Методы преобразования данных. Собранную маркетинговую информацию необходимо преобразовать в более сжатый вид, пригодный для анализа. Для этих целей используется комплекс методов, позволяющих оптимизировать представление и формат данных с точки зрения целей и задач последующего анализа. Основными из них являются [6]:
а) группировка данных – позволяет сформировать на базе собранной информации однородные группы по признакам, существенным для принятия маркетинговых решений (особенно часто используется при сегментации рынка и изучении потребительских предпочтений),
б) квантование (дискретизация) – предполагает дробление диапазона возможных значений числового признака на заданное количество интервалов с присвоением номера интервала или иных меток попавшим в них значениям (например, для определения диапазонов цен),
в) сортировка данных – используется для упорядочения собранных данных в определенной последовательности (например, сортировка товаров по ассортиментным группам позволяет определить глубину ассортимента),
г) слияние данных – используется для объединения данных, собранных в ходе различных исследований в целях восполнения недостающей информации (применяется для объединения вторичной и первичной маркетинговой информации),
д) нормализация данных – способствует организации данных в таблицы и установлению отношений между ними в соответствии с правилами, которые устраняют избыточность и несогласованность маркетинговой информации, а также позволяет изменить значения числового признака в другой диапазон, более удобный для применения к данным тех или иных аналитических алгоритмов.
4. Методы обработки данных. Маркетинговые данные в преобразованном виде подвергают анализу, базирующемуся на статистических методах, отраженных в таблице 2.
Таблица 2. Основные методы статистической обработки маркетинговых данных[1,2,4,7].
Группа методов |
Характеристика группы методов |
Перечень основных методов |
Дескриптивный анализ | Метод описательного представления отдельных переменных | Графические и табличные методы
Анализ рядов динамики Анализ средних величин Вариационный анализ Структурный анализ |
Выводной анализ | Основан на статистическом анализе результатов выборочных исследований и направлен на оценку параметров совокупности в целом | Оценка параметров
Проверка гипотезы |
Анализ различий | Метод оценки достоверности различий по одному и тому же параметру между двумя выборками испытуемых
Метод анализа динамики показателей по одному и тому же признаку, измеренному дважды на одной и той же выборке через определенный промежуток времени (реже используемая формулировка) |
|
Анализ связей | Метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими величинами | Корреляционный анализ
Регрессионный анализ Дисперсионный анализ Факторный анализ Многомерный анализ Каузальный анализ |
Предсказательный анализ | Метод, позволяющий спрогнозировать развитие событий в будущем | Экстраполяция временного ряда
Экономико-математическое моделирование Прогноз на основе индикаторов Корреляционный и регрессионный анализ |
Описанный перечень статистических методов, применяемых для обработки маркетинговых данных, характеризует только основные из них и не является исчерпывающим. Помимо названных методов в маркетинге могут используются математико-статистические методы (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование, имитационное моделирование) и прочие.
Таким образом, в статистике маркетинга можно выделить два этапа: подготовительный и этап непосредственного анализа данных. Как результат – статистика маркетинга снабжает маркетологов количественным данными, используемыми для оценки текущей ситуации и определения перспектив предприятия на рынке.
Библиографический список
- Багиев Г.Л., Богданова Е.Л. Маркетинг-статистика: учебное пособие/ Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Кафедра маркетинга. Санкт-Петербург, 1999.
- Статистические исследования в маркетинге: введение в экономический анализ : учебное пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, О.В. Воронкова ; под ред. проф. Б.И. Герасимова. – Тамбов : Изд- во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 136 с.
- Выборка, типы и методы формирования выборки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://murzim.ru/nauka/sociologija/25085-vyborka-tipy-i-metody-formirovaniya-vyborki.html
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика учебник / Е. П. Голубков. Москва, 2008. Сер. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом» (4-е изд., перераб. и доп.)
- Кисляк М. Методы сбора информации и инструменты анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/methods/collect_and_analysis.htm
- Трансформация данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kek.ksu.ru/EOS/DW/transform.doc
- Обзор методов статистического анализа данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statlab.kubsu.ru/node/4
Количество просмотров публикации: Please wait