УДК 378.4

МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Борунова Екатерина Евгеньевна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
ассистент кафедры социальной работы, сервиса и туризма

Аннотация
В статье рассмотрена инновационная технология, которая выступает основой для качественной и эффективной воспитательной работы в современном ВУЗе. Использование мониторинга, как опоры воспитательной деятельности высшей школы дает результативную информацию о ее реальном положении. Мониторинг выступает объективной необходимостью развития и формирования любой системы образования и воспитания. Проблематика, затрагиваемая в статье, имеет многогранный характер в современном российском высшем образовании.

Ключевые слова: анализ, инновационная технология, моделирование воспитательной работы, мониторинг качества воспитания, положительная динамика, развитие высшего образования, современная высшая школа, уровень воспитанности


MONITORING AS A BASIS FOR THE CONSTRUCTION OF UPBRINGING WORK IN THE MODERN UNIVERSITY

Borunova Ekaterina Evgenievna
Nizhny Novgorod State University NI Lobachevsky Arzamas branch
assistant department of social work, service and tourism

Abstract
The article describes an innovative technology that is the basis for high-quality and effective upbringing work in the modern university. Using monitoring as upbringing activity of the higher school support productive yields information on its real position. Monitoring serves the objective necessity of development and formation of any upbringing system. The issue raised in the article, is the multifaceted nature of the modern Russian higher upbringing.

Keywords: development of higher education, innovative technology, level of upbringing, modeling of upbringing work, modern high school, monitoring the quality of upbringing, positive dynamics


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борунова Е.Е. Мониторинг как основа построения воспитательной работы в современном ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72363 (дата обращения: 21.11.2016).

В данной статье хотелось бы затронуть тему сравнительно нового, современного средства, которое позволяет обнаружить проблемы, кроме этого дает возможность иначе посмотреть на целостный учебно-воспитательный процесс. Этим средством выступает мониторинг и применение мониторинговых технологий в воспитательной и образовательной работе ВУЗа, он выступает объективной необходимостью развития и формирования практически любой системы образования. Сам термин мониторинг можно определить как совокупность кинетических наблюдений, макроаналитической и микроаналитической оценки и прогнозирования положения целостной системы. Если говорить о цели мониторинга, то пожалуй ее можно заключить в следующем: выявить способности ВУЗа помогать всестороннему воспитанию и развитию личности студента [1, c. 7]. Этот процесс можно наблюдать в эффективности результативного отражения информационного состояния воспитательной работы, аналитическом синтезе итогов работы, создания прогноза векторов воспитательной системы ВУЗа в целом. Говоря об основных задачах, которые выполняет мониторинг, как основа воспитательной работы, можно отметить, что на первых этапах важна тщательная разработка и создание конкретных технологий выбора видов требований и методик сбора необходимой информации, кроме этого разработка компьютерной основы для сведения, синтеза, систематизации и первичного исследования полученной информации. На следующем этапе необходимо обработать полученную информацию, если требуется скорректировать и произвести ввод информации в общую базу данных, тем самым создавая информационный банк. При дальнейшей работе, можно выявить следующую задачу мониторинга, которая направлена на обнаружение ведущих  склонностей и векторов развития воспитательной работы ВУЗа, которые в свою очередь позволят составить некоторые аналитические прогнозы и усовершенствовать технологии мониторинга воспитательной деятельности [2, c. 206]. По итогу выполнения мониторинговых технологий направленные на диагностику воспитательной работы можно выяснить будет ли достигнута цель воспитательной работы, определить, динамику какого характера присутствует в  онтогенезе  личности студента в сравнении с опытом предшествующих лет, имеет ли место быть положительная динамика и есть ли возможности  для усовершенствования данного вида работы.

Моделируя и проектируя деятельность по выявлению эффективности учебно – воспитательного процесса (который мы обозначаем мониторингом),  можно отметить, что его базу составляют десять основополагающих принципов, которые выделяли исследователи в своих научно-практических работах. Так, В.А. Сластенин рассматривал личность ребенка как цель, субъект и результат учебно- воспитательного процесса. Указывал, что в процессе отбора компонентов, индикаторов и методик исследования результативности учебно-воспитательной работы используется системный подход [3, c. 98]. Говоря о следующих принципах, можно опереться на мнение А.В. Мудрика, который считает, что диагностика показателей  формирования личности студента считается важнейшим составляющим в работе по установлению эффективности учебно – воспитательного процесса, и эта диагностика варьирования ситуации анагенеза  ребенка осуществляется в течение нескольких лет. В процессе осуществления диагностики выявляются более действенные педагогические способы и те средства и формы формирования учебно-воспитательного процесса, которые в минимальной степени имели воздействие  на развитие личности студента. Лисовский В.Т. утверждает, диагностическое оснащение не является, массивным и требует не большого объема времени и сил для того, что бы подготовить и изучить, обработку приобретенных результатов. При отборе нужного диагностического инструментария преимуществом владеет количественный метод оценки [2, c. 144].  Необходима максимальная вовлеченность педагогов в диагностический процесс (педагоги-психологи, преподаватели, культурные организаторы, социальные педагоги, заместитель деканов по воспитательной работе, заместители деканов по учебной работе). В ходе проведения диагностики, важно неотступно соблюдать педагогический такт. Завершающим этапом мониторинга является принятие или непринятие решений в сфере менеджмента воспитательной работы. Последний критерий требует особого, пристального внимания. В процессе изучения полученных материалов и результативности учебно – воспитательного процесса, необходимо реализовывать  не одну методику, а их комплекс, в котором они дополняют друг друга и гарантируют объективность и правильность результатов [4, c. 1]. Регулярность исследования положения воспитательной работы ВУЗа учитывает ее регламентированность, которая помогает придерживаться “чувство меры” в ходе исследований в различных коллективах (академическая группа, направление, факультет), чтобы чрезмерно не загружать педагогов и студентов.

Важность исследуемого процесса требует реализации опроса по одной и той же проблематике (например, по установлению требований, предъявляемых к воспитательной системе ВУЗа) с каждым членом воспитательного процесса (преподавателями, студентами, родителями) [5, c. 16]. Уровень совпадения их ответов, мнений и оценок гарантирует наибольшую объективность полученных результатов. В случае если мы будем использовать термин «воспитания» как менеджмент в процессе формирования и развития личности благодаря максимальной организации благоприятных условий, то сущностью мониторинговых технологий будут являться: развитие личности студента как главного указателя на эффективность созданной воспитательной системы и условий, которые будут благоприятной почвой в развитии личности студента [3, c. 128]. При создании технологических особенностей мониторинга воспитательной деятельности выделяется: объект (аспект исследования), каким образом (конкретное диагностическое средство) и временной промежуток (например учебный год или семестр), кто (или что) будет являться инициатор исследований (здесь указывается лицо, являющееся ответственным за реализацию диагностики); кто является исследуемым (указать одинаковые курсы разной направленности, в которых будет реализовываться мониторинг; иногда, исследуемым является весь педагогический состав или родители студентов и т.п.). Так как целенаправленные векторы, общевузовской учебно-воспитательной системы и другие составляющие воспитательной работы ВУЗа  ориентированы, скорее всего, на всестороннюю помощь в формировании и развитии личности студента, то важными  критериями и индикаторами является сформированность скрытых возможностей личности студента (это дат возможность дать оценочное суждение продуктивности учебно-воспитательной работы), таких как: исследовательско – познавательный  потенциал, духовный и этический потенциалы, творческий потенциал, физический и коммуникативный потенциалы. В основу мониторинга воспитательной работы входят также изучение определенные требования и условий для развития личности студентов, в т.ч. удовлетворенности студентов, родителей и преподавателей жизнедеятельностью в ВУЗе (это позволит дать оценочное суждение психологическому состоянию исследуемых) и изучение положения воспитательной системы ВУЗа в целом [5, c. 14]. Анализируя полученные результаты исследования пристальное внимание важно уделять отслеживанию тенденций  и имеющейся динамике любых изменений в  показателях на протяжении нескольких лет. Что обеспечит более точно выявить: в каком положении (развивается, стабильно функционирует или регрессирует) прибывает воспитательная система ВУЗа, присутствует ли какая – либо степень эффективности характерная для нее. Обсуждение выявленных результатов проходит на заседаниях совета факультета, для обеспечения возможности педагогов полно представить положение и векторы усовершенствования воспитательной работы, смогли установить место и роль своего присутствия в инновации процесса воспитания студентов. В ходе осуществления  мониторинговых технологий необходимо иметь стремление к тому, чтобы исследование положения и итогов работы органично входило в  сам воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также имела воспитывающую направленность и содействовала решению педагогических задач [1,c. 9].

Составляющими мониторинга, для создания более четкого представления о происходящей ситуации в ВУЗе в воспитательном процессе, являются такие информационные данные как: сведения о занятости студентов в творческих объединениях на факультете дополнительного образования, участие в волонтерских движениях, информация о положении планирований воспитательной работы в целом на факультете и планирование воспитательной работы в каждой конкретной академической группе (этот план должен разрабатывать куратор); так же о состоянии деятельности методических объединений; и соответственно информационные данные об итогах внутривузовского контроля по направлениям, которые определены планами контроля; сведения ежегодных диагностических исследований по результатам года [4, c. 1]. Основная задача мониторинга состоит в том,  что бы организовать возможность выявлять сложившийся уровень организации воспитания с его сильными и проблемными местами.  Это выявление осуществляется сначала на уровне одной академической группы, затем нескольких групп относящихся к одному направлению, затем нескольких направлений, и далее факультета в целом. Необходимо по средствам управленческих ресурсов принимать важные решения о ликвидации проявившихся проблемах или минимизацию их негативных проявлений. Исключительно верный выбор условий эффективности – важнейшее требование, т.к. неправильно определенные условия не позволяют добиться результатов, которые обозначены целью. Мониторинг имеет в виду не только неразрывное, но и научно-обоснованное наблюдение, которое убирает житейско – бытовой подход к оцениванию характеристик работы преподавательского коллектива по реализации воспитательного процесса, сопоставляется с основными закономерностям психолого-педагогического знания и менеджмента педагогических объектов и явлений. Кроме того, мониторинг подразумевает, что ход фактического наблюдения имеет прогностическую ориентацию, так как выявленная в ходе наблюдения информация должна быть сопоставлена с ранее предписанной, картиной нормы работы педагогического состава по реализации воспитательного процесса. Нельзя сказать, что мониторинг является работой одной администрации ВУЗа, к осуществлению диагностических процедур, так же привлекаются кураторы, специалисты психологической службы и др.

Таким образом, подобный многосторонний анализ посредствам мониторинга дает отличный результат – со временем накапливается база данных, которая строится по блокам и может быть классифицирована по любой  системе (по критериям и показателям). Так же отметим, что важным и неотъемлемым условием исследования эффективности воспитательной деятельности ВУЗа является неразрывный, с регулярным учетом, исследование и запись полученных итогов воспитания и ежегодное приобретение точных сведений о влиянии процесса воспитания на студентов, от чего появляется возможность обнаружить предпосылки и скорость решения задач развития воспитуемых. Менеджмент воспитательной работы требует внутривузовской системы контроля, создать которую возможно на основе мониторинга. Именно мониторинг в данное время имеет наиболее совершенные способы информационного обеспечения и управления. Сегодня в ВУЗах нет программ, которые позволяли бы определить эффективность воспитательного процесса. Важно знать, что однотипный контроль не даст стопроцентного результата, поскольку существуют самые разные требования к образу воспитанности студента. Поэтому каждое высшее образовательное учреждение имеет право само решать и составлять образ воспитанности своего выпускника, на развитие которого и будет установлен вектор воспитательного процесса ВУЗа.


Библиографический список
  1. Из опыта моделирования воспитательной системы факультета. Щелина Т.Т. Вопросы воспитания. 2013. №3.с.9
  2. Лисовский В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. 480 с.
  3. Сластенин В.А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2005. 336 с.
  4. Инновационные стратегии развития образования в ВУЗе и школе: проблемы, перспективы, риски. Щелина Т.Т. Электронный научно – практический журнал Культура и образование. 2014. №7 (11). с.1
  5. Организация работы с родителями студентов в воспитательной системе ВУЗа в контексте уровнего образования. Акутина С.П., Калинина Т.В. Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2016 №3-2(59).С.-12-18.


Все статьи автора «Борунова Екатерина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация