ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИДЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Зимина Марина Андреевна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
студентка 3 курса психолого-педагогический факультет

Аннотация
В данной статье рассматривается лидерство личности в коллективе. Аргументируется то, что лидер в коллективе должен быть личностью, к которой другие члены коллектива прислушиваются, уважают Он должен быть способен решать любые проблемы, задачи. Опытным путем выявлено каким является лидер в определенном коллективе.

Ключевые слова: группа, коллектив, лидер, личность, руководство, эффективность


A STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF THE LEADERSHIP OF THE FIRST PRESIDENT

Zimina Marina Andreevna
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch
student 3 courses psychology and pedagogical faculty

Abstract
This article discusses leadership personality in the team. The argument is advanced that the team leader must be a person to which other members of the team listen, I respect It needs to be able to solve any problems. Empirically identified as the leader in a certain team.

Keywords: group, leader efficacy, leadership, personality, team


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зимина М.А. Исследование эффективности лидерства среди студентов психологов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72310 (дата обращения: 24.04.2024).

В процессе формирования коллектива (группы) любой его член начинает играть активную роль, т.к. каждый выполняет в коллективе определенную деятельность, влияет на развитие и продуктивность коллектива. В итоге коллектив разделяется и получается формально две части ведущие (лидеры) и ведомые (последователи). К тем людям, которые становятся ведущими, остальные прислушиваются, отдают свое предпочтение, не идут поперек них, т.е такие люди приобретают доминирующую роль в коллективе.

Лидер, в узком смысле, определяется членом группы (коллектива), члены которого признают за ним право принимать важные решения в ситуациях значимых для группы (коллектива) [1,с.43]. Т.е. это такая личность, которая играет центральную роль в организации совместной деятельности всего коллектива и регулирует внутри него взаимоотношения.

Безусловно, важно то, какой стиль лидерства используется данной личностью для управления своим коллективом. Курт Левин выделяет три основных стиля руководства:

- авторитарный, при котором во главе находится лидер, сам принимающий решения, при этом остальные члены коллектива беспрекословно подчиняются ему;

-демократический, когда в решении каких-либо вопросов или проблем принимает участие весь коллектив;

-либеральный, где лидер спокойно отдает полномочия на нижестоящие уровни, что способствует креативности и инициативности других членов коллектива [2, с.64].

Лидером коллектива становится человек способный  решать различные задачи для развития и оптимизации коллектива, у которого получается разрешать конфликтные ситуации, проблемы внутри коллектива. Именно лидер несет в себе наиболее важные для этого коллектива личностные черты, разделяет те ценности, которые присущи группе. Если человек является лидером в одной группе, то это не значит, что он станет им и в другой, так как каждая группа имеет свои ценности, ожидания, требования к лидеру, которые могут отличаться от мнения других групп.

На базе психолого-педагогического факультета АФ ННГУ было проведено небольшое исследование, в котором приняла участие староста нашей группы и другие обучающиеся коллектива в количестве 20 человек. Были использованы методика «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) проведенная на старосте, и заданы вопросы членам коллектива по поводу эффективности лидерства старосты. Методика «Эффективность лидерства» оценивает не качества личности самого человека, а его возможную практическую  деятельность в качестве лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. Обработка методики осуществляется следующим образом: за каждый ответ «да» или «+» ставится 1 балл, за ответ «нет» или «-» – 0 баллов.

По результатам методики «Эффективность лидерства» лидером нашей группы было получено 30 баллов, что свидетельствует о том, что стиль руководства нашей группой считается высокоэффективным.

Другим членам группы были предложены следующие вопросы:

- Считаете ли Вы лидером своего коллектива старосту? Если нет, то возможно есть другой человек, который по вашему мнению лидер в пределах коллектива?

- Лидер вашего коллектива, т.е. староста, по вашему мнению использует демократический стиль руководства или все таки автократический?

- Является ли ваш лидер для вас «лидером вдохновителем»?

- Прислушиваетесь ли вы к своему лидеру?

По результатам ответа на 1 вопрос у  студентов было выявлено, что 100 % респондентов считают лидером коллектива старосту. Согласно ответам на второй вопрос  респонденты считают, что лидер коллектива использует больше демократический стиль руководства это – 80 % опрошенных, из них 20% ответили, что автократический (Рис.1.). 

Рис.1. Исследование лидера на стиль руководства коллектива

Вероятнее всего это связано с тем, что случаются некие чрезвычайные ситуации, где при значительном превосходстве компетентности лидера будет эффективным использование автократического стиля руководства. На 3 вопрос респонденты в процентном соотношении (100%) предпочли ответить «нет», т.е. в пределах их коллектива староста не является для них лидером – вдохновителем. И наконец-таки результатом опроса на 4 вопрос стало следующее: 60 % опрошенных прислушиваются к мнению лидера, следовательно, из них 40% ответили «нет».

Рис.2.Результаты ответов респондентов на четвертый вопрос «Прислушиваетесь ли вы к мнению лидера?»

По результатам опроса видно, что эффективность старосты как лидера группы довольно высока, однако некоторые члены группы, не всегда прислушиваются к мнению лидера, не всегда согласны с его решениями. Вероятнее всего это связано с тем, что у каждого члена группы есть своя определенная позиция, мнение на ту или иную проблему, и каждый видит путь решения данной  проблемы по-разному. Чтобы детально изучить причины не согласия членов группы со старостой, стоит провести дополнительное исследование с целью изучения представлений студентов о лидере, его качествах и стиле поведения.

В целом можно сказать, что лидерство представляет собой сложный социально-психологический феномен, тесно связанный с идеей руководства, и заключающийся в процессе доминирования одних личностей над другими. Лидер в исследованном нами коллективе, имеет главенствующую роль среди других членов коллектива и выполняет важные функции для группы, такие как представительство группы, предотвращение конфликтов, организация совместной деятельности, экспертная функция и пр. При этом личность лидера отражает ценности, свойственные для его группы.


Библиографический список
  1. Прыгин Б.Д., Руководство и лидерство. – Л., 1973.
  2. Яхонтова Е.С., Эффективность управленческого лидерства. – М., 2002.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сухарева Марина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация