ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПОСТРОЕНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Фролов Сергей Владимирович
Финансовый университет (Липецкий филиал)
магистрант кафедры Менеджмент

Аннотация
В представленной статье рассматривается адаптация популярной модели проектирования и оптимизации бизнеса А. Остервальда и И. Пинье в формат бизнес-плана для предоставления заинтересованным сторонам. Показана взаимосвязь между основными блоками бизнес-модели и структурными элементами бизнес-плана. Для примера приведены данные инвестиционного проекта по созданию комплекса по переработке автомобильных шин в Липецкой области.

Ключевые слова: бизнес-план, инвестиционный проект, оптимизация, планирование, финансовая модель, финансовый анализ, финансовый менеджмент


APPLICATION OF THE METHOD OF GENERATION A BUSINESS MODEL FOR THE DEVELOPMENT AND OPTIMIZATION OF THE INVESTMENT PROJECT BUSINESS PLAN

Frolov Sergey Vladimirovich
Financial University (Lipetsk branch)
undergraduate

Abstract
The present article discusses adaptation the popular model of dusiness generation and optimization by A. Ostervalder and I. Pigneur to format business plan for presentation to interested party. The article present interrelation between basic blocks of business model and strutkurnye elements of business plan. for example considered data of investment project for creation of complex Recycling tires in Lipetsk region.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов С.В. Применение метода построения бизнес-модели при разработке и оптимизации бизнес-плана инвестиционного проекта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72228 (дата обращения: 19.03.2024).

Введение

Разработанная под руководством Александра Остервальда и Ива Пинье бизнес-модель позволяет планировать инвестиционный проект или оптимизацию действующего бизнеса на основе комплексного использования современных концепций менеджмента, маркетинга, используя методологический аппарат с элементами психологии, дизайна. Модель успешно апробирована в 45 странах. На момент 7-го издания методологии в коллективе соавторов заявлено 470 специалистов и руководителей бизнеса. В данной статье рассмотрено использование принципов данной модели для составления бизнес-плана.

Структура бизнес-модели

Бизнес-модель представляет проект в формате взаимодействующих блоков:

- ключевые партнеры проекта;

- ключевые виды деятельности;

- ключевые ресурсы бизнеса;

- ценностные предложения;

- взаимодействие с клиентами (каналы и формы коммуникации);

-каналы сбыта;

- целевые сегменты потребительской аудитории.

На основе разработки данных блоков выстраивается исходящий денежный поток (структура издержек) и входящий денежный поток (потоки поступления дохода)  [1, с. 50].

Применительно к инвестиционному проекту по созданию комплекса по переработке автомобильной резины [2], модель будет иметь вид:1.

1. Ключевые партнеры проекта:

- НИИ-Разработчик технологии;

- Крупные промышленные предприятия, сдающие шины на утилизацию;

-МОБР;

- сетевые СТО.

2. Ключевые виды деятельности

-утилизация авторезины;

-производство регенерата;

-производство РТИ.

3. Ключевые ресурсы

- запатентованная технология;

-технологическая линия;

- система логистики.

4. Ценностные предложения

- решение экологической проблемы утилизации;

-РТИ высокого качества;

-сырье с уникальными потребительскими свойствами.

5. Взаимодействие с клиентами

- совместное создание продукта;

- персональное обслуживание;

-сообщества.

6. Каналы сбыта

-долгосрочные договора;

-  сети СТО;

- ретейлерские сети.

7. Потребительские сегменты

-МОБР;

- производители РТИ;

-ДРСУ;

- сетевые магазины стройматериалов и оптовые базы;

- промышленные предприятия с крупным автопарком.

8. Структура издержек

- сбор и транспортировка резиновых покрышек;

- расходы на технологический процесс переработки;

- маркетинг;

- НИОКР.

9. Потоки поступления доходов

- утилизационные сборы от физических и юридических лиц;

- платежи от покупателей регенерата;

-платежи от покупателей РТИ.

В первую очередь определяются потребительские сегменты – на кого рассчитано ценностное предложение инвест-проекта, его целевая потребительская аудитория. В данном структурном блоке модели определяются группы людей или предприятия, которые предполагается привлечь в качестве клиентов.

Следующий блок – ценностные предложения – содержит проработку товаров и услуг, с точки зрения ценности для конкретного потребительского сегмента – определяется, какие проблемы и потребности потребителя решает  наша компания.

Блок «каналы сбыта» содержит информацию о способах взаимодействия компании с потребительскими сегментами, как доносит до них свои ценностные предложения. Вопрос рассматривается широко: от каналов информирования потенциальных потребителей о возможностях компании до пост продажного обслуживания.

Блок «взаимодействие с клиентами» предполагает разработку отношений компании с каждым из потребительских сегментов. Форма взаимоотношений компании с клиентом существенно влияет на поведение потребителя.

Четыре перечисленных блока, взаимодействуют, образуя процесс передачи потребителю созданной компанией ценности. В результате формируются потоки дохода от клиентов к компании. Инвестиционный проект может предусматривать получение нескольких потоков дохода по различным ценностным предложениям, от различных аудиторий. Так, в рассматриваемом примере регенератный завод имеет (упрощенно) три группы клиентов, получающих различное ценностное предложение:

- компании и частные лица, заинтересованные в утилизацию своих изношенных шин оплачивают их утилизацию [3];

- производители РТИ и ДРСУ закупают регенерат для производства на его основе продукции;

- муниципальные организации, ретейлеры и оптовые базы стройматериалов закупают резиновые изделия завода и услуги по их монтажу (тротуарную плитку, спортивные покрытия и услуги по их укладке) для собственных нужд (муниципальные организации) и перепродажи (торговые сети).

Различается два типа доходов:

- поток по разовым сделкам;

-  поток дохода от регулярных периодических платежей.

Под «ключевыми ресурсами» приводится описание наиболее важных активов проекта, необходимых для функционирования бизнеса. Те ресурсы, которые позволят создать и донести потребителю ценностное предложение проекта.

Производственные процессы, необходимые для реализации проекта, прорабатываются в блоке «ключевые виды деятельности». Это процессы, необходимые для создания и реализации ценностного предложения, выхода на потребительские сегменты, организацию и поддержание взаимоотношений с клиентами, получения выручки.

Ключевые партнеры – основные поставщики и партнеры, необходимые для запуска и функционирования инвест-проекта.

После проработке данных блоков определяется структура издержек – все расходы, связанные с функционированием бизнес-проекта.

Таким образом, ключевой подход бизнес-модели Остервальда в том, что весь инвестиционный проект выстраивается, в соответствии с современными концепциями маркетинга, от потребностей целевого потребителя. Мировой опыт показывает обоснованность такого подхода жизнеспособностью реализованных по данной философии проектов.

Процесс составления бизнес-модели предполагает большую работу по варьированию ее элементов, оптимизации процессов, их тестирования различными способами.

Интеграция бизнес модели в бизнес-план.

Далее предлагается структура бизнес-плана, основанная интеграции в формат данного документа структурных блоков и наработок, полученных при разработке и оптимизации бизнес-модели. [4, c. 252].

1. Резюме проекта.

2. Команда проекта.

3. Бизнес-модель.

4. Финансовый анализ.

5.Внешние условия.

6. Схема реализации.

7. Анализ риска.

Заключение.

Приложения.

Бизнес-план – документ, содержащий системное, комплексное описание инвестиционного проекта и процесса его реализации. Обычно бизнес-план составляется либо как схема действий для реализации проекта (получатель – инициатор проекта) или для презентации проекта сторонним инвесторам, партнерам, другим заинтересованным сторонам. Информация, отобранная и структурированная при разработке бизнес-модели – качественная основа для составления бизнес-плана. Предложенная модель бизнес-плана состоит из пяти разделов и шестого – анализа рисков, коррелирующих со структурными элементами бизнес-модели.

1. Команда. Один из первых элементов бизнес-плана, существенных для инвестора – управляющая команда [5]. Оцениваются опыт и знания, достижения участников проекта для определения способности достичь задуманного результата.

2. Бизнес-модель содержит подразделы:

- видение проекта, миссия и ценности;

- описание работы бизнес-модели;

-ценностные предложения проекта;

-целевые рынки проекта;

-маркетинговый план;

-ключевые ресурсы и виды деятельности.

Задача данного раздела – раскрыть привлекательность инвестиционного проекта. Шаблон бизнес-модели позволяет наглядно и информативно представить всю необходимую информацию. Иллюстрации схемами и рисунками, интерактивной графикой и медиа-вставками увеличивают качество презентации материала. Описание ценностного предложения проекта в бизнес-плане сопровождается доказательствами соответствующих потребностей будущих клиентов, объяснением процесса выхода на рынок. Также в бизнес-плане необходимо подчеркнуть обоснованность выбора и привлекательность выбранных в качестве целевых потребительских сегментов. Описываются основные виды деятельности, предполагаемые проектом, и необходимые ресурсы.

3. Финансовый анализ включает:

- анализ рентабельности;

- сценарии и прогноз продаж;

- расходы;

- операционные издержки;

- требования к фондам.

Данный раздел бизнес-плана привлекает особое внимание инвесторов. Раздел составляется на основе финансовых таблиц, полученных в процессе разработки бизнес-модели.  Эти предварительные расчеты показывают возможное число клиентов, объемы продаж, выручку. Шаблон бизнес-модели уже содержит подсчеты распределения капитала и издержек. Расходы, доходы и денежный поток формируют требования к начальному капиталу, необходимому для реализации инвестиционного проекта. Также финансовый план должен содержать оценку рентабельности, сценарии продаж, расчет операционных издержек.

4. Внешние условия содержат элементы:

- анализ экономического окружения проекта;

-анализ отрасли и основные тенденции, определяющие ее развитие;

- анализ конкурентов;

-конкурентные преимущества проекта.

Раздел описывает соотношение проекта с внешней средой. В процессе разработки бизнес-модели анализируются параметры влияния множества внешних факторов:

- отраслевые факторы: поставщики и иные участники цепочки создания стоимости;

заинтересованные стороны; конкуренты (устойчивые участники рынка и новые участники, способные нарушить равновесие); анализ товаров-заменителей;

- ключевые тенденции: изменения законодательства, технологии и направления развития научно-технического прогресса в данной сфере; общественные и культурные приоритеты; социально-экономические тенденции;

- рыночные факторы: сегменты рынка; потребности и спрос; движущие силы отраслевого рынка; затраты на переключение; привлечение прибыли;

-макроэкономические факторы: условия на глобальном рынке; экономическая инфраструктура; ограничения для взаимодействия с мировыми рынками (культурные, законодательные, экономические); сырье и иные ресурсы; фондовые рынки.

Все эти факторы, проанализированные в бизнес-модели, переходя в бизнес-план, делают его информативным и продуманным. В итоге необходимо просуммировать и обобщить конкурентные преимущества инвестиционного проекта на фоне рассмотренных условий внешней среды.

5. Схема реализации включает:

- основные этапы выполнения проекта;

- перспективы развития проекта;

- оперативный план.

Этот раздел бизнес-плана показывает, что и как предполагается сделать для реализации проекта. Содержит резюме проекта и основные этапы его развития. Здесь можно проиллюстрировать дорожную карту проекта диаграммой Ганта. Все материалы уже содержатся, как и в предыдущих случаях, в шаблоне бизнес-модели.

6. Анализ риска содержит:

- рассмотрение ограничений и препятствий реализации проекта;

-критические факторы успеха;

- специфические риски проекта и стратегию управления данными рисками.

Так как на этапе анализа бизнес-модели методология работы с нею предполагает как минимум SWOT-анализ каждого структурного блока, при переносе данных в формат бизнес-плана уже есть качественный материал.

Заключение

Таким образом, наработки, полученные в процессе создания бизнес-модели легко переводятся в формат полноценного, проработанного и логически структурированного бизнес-плана. Полученный бизнес-план соответствует всем принятым в финансовой среде требованиям и может быть представлен банкам, инвесторам, государственным структурам и прочим заинтересованным лицам.

Базовым преимуществом работы с бизнес-моделью А. Остервальда при разработке инвестиционного проекта является ее выстраивание от потребностей целевых потребительских сегментов, комплексное использование проверенных методик менеджмента и маркетинга. Эффективность работы с моделью проверена множеством разработок в различных странах, опыт которых, в свою очередь, был осмыслен авторами и включен в методологию создания бизнес-модели.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014).
  2. Иванов  К.С.,  Сурикова  Т.Б.  Современные  экологические  и  экономические  проблемы  утилизации  отработавших  автомобильных  шин  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s10/s10_10.pdf  (дата  обращения  19.09.2016.).
  3. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора/ А. Остервальд, И. Пинье; Пер. с англ. – 5-е изд. –М.: Альпина Паблишер, 2015. –288c.
  4. Требования к содержанию бизнес-плана: Официальный сайт ОАО «Сбербанк РФ»   [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.sbrf.ru (дата  обращения  20.09.2016)
  5. Утилизация автомобильных покрышек. Мировой опыт // Материалы исследования МБУ «Управление экологии г. Чебоксары» [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=610&id=570041 (дата  обращения  20.09.2016.).
  6. Официальный сайт ЗАО «Чеховский регенерационный завод» [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.chrz.ru (дата  обращения  20.09.2016)

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фролов Сергей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация