УДК 339.35

СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Заруднев Дмитрий Иванович
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
кандидат технических наук, доцент кафедры логистики

Аннотация
В статье рассмотрена проблема выбора варианта распределения товаров в розничной торговле. Представлены преимущества и недостатки транзитной и складской форм товародвижения и опыт их применения. Обоснован подход к решению поставленной проблемы.

Ключевые слова: канал распределения, логистические затраты, форма товародвижения


COMPARISON OF OPTIONS OF GOODS DISTRIBUTION IN RETAIL TRADE

Zarudnev Dmitry Ivanovich
Siberian State Automobile and Highway Academy
PhD in Technical Science, Assistant Professor of the Logistics Department

Abstract
The problem of the choice of option of goods distribution in retail trade is considered in the article. Benefits and shortcomings of transit and warehouse forms of merchandising and experience of their application are provided. Approach to the solution of the delivered problem is reasonable.

Keywords: distribution channel, logistic costs, merchandising form


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заруднев Д.И. Сравнение вариантов распределения товаров в розничной торговле // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72195 (дата обращения: 07.06.2017).

Одной из задач логистики является выбор технологии товародвижения в логистических цепях [1, с. 304].

Поставка товарной продукции может производиться в торговые точки как напрямую от местных поставщиков (производителей, посредников, ритейлеров), так и через склад. Таким образом, возможна реализация двух форм товародвижения – складской и транзитной. Выбор варианта поставок зависит от вида продукции, размера партии поставки и географического расположения отправителей по отношению к торговым точкам и складу.

Изучение опыта работы торговых предприятий показало, что при поставках продукции на склад цена товара ниже, чем при доставке напрямую от поставщиков в торговые точки. Информацию о том, каким образом и в каком размере транспортные издержки закладываются поставщиками в цену товара, получить не удалось, но логично предположить, что при транспортировке более крупных партий себестоимость перевозки одной единицы (килограмма, тонны) продукции уменьшается, что отражается на продажной цене товара. Более того, при поставке на склад поставщики часто предлагают скидку от цены товара (4-5 %), что говорит о справедливости высказанного предположения.

Прямой вариант поставок от производителей (поставщиков) используется при доставке скоропортящейся продукции, обладающей малым сроком реализации и, соответственно, незначительном сроком хранения в торговых точках. Также прямая схема применяется при доставке мелких партий товаров (небольших заказах магазинов) [2, с. 269].

Вариант поставок через склад используется при доставке больших партий товаров, обладающих значительным сроком хранения (месяц и более). Увеличение размера заказа при поставке на склад может быть вызвано скидками или акциями, проводимыми поставщиками. Размер таких скидок может достигать 10 % от суммы заказа. Виды применяемых скидок – обычная, точечная, оперативная скидка по сверхнормативному запасу, оперативная скидка по продукции с критическими сроками годности.

При этом поставщики предпочитают отгружать товары на склады компаний, т.к. при этом существенно возрастает объем поставок и снижаются транспортные издержки. В таком случае поставщики могут предоставлять так называемые скидки за логистику, т.к. транспортировка помашинными отправками на склад обходится дешевле, чем доставка грузов по развозочному маршруту клиентам.

Однако такой вариант может быть невыгоден для потребителя и всей цепи поставок в целом, т.к. он предусматривает наличие и эксплуатацию склада и рост транспортных издержек уже для заказчика, который собственными силами должен доставлять товар со склада в торговые точки. Поэтому мелкие торговые точки не могут позволить себе заказы большими партиями просто по причине отсутствия складских площадей или нерациональности их содержания.

Складской вариант товародвижения приводит к появлению запаса (текущего, страхового) и связанных с его содержанием издержек. Анализ работы торговых компаний показал, что завышенный запас может создаваться на срок до 3-х и более месяцев. Затраты на эксплуатацию склада, грузопереработку, физический износ, замороженный капитал будут неизбежно сопровождать такой вариант организации работы.

Кроме того, размер партии поставки влияет не только на издержки содержания запаса, но и на конфигурацию технологической схемы транспортировки продукции. Заказчик (торговая компания) должен в таком случае собственными силами доставлять товары со склада в торговые точки. Для этого необходимо содержание собственного автопарка, наем автомобилей или использование услуг сторонних перевозчиков. Доставка продукции собственными силами приводит к формированию капитальных и текущих эксплуатационных транспортных затрат.

Также при использовании складской формы товародвижения изменяются и затраты на работу с заказами, которую выполняет соответствующий персонал (менеджеры и бухгалтеры).

В результате экономия, полученная от увеличения объема закупки и получения скидок, может быть компенсирована увеличением размера указанных издержек. Для формирования целостной картины по этому вопросу необходимо подходить к вопросу оценки логистических затрат с позиции системного, комплексного подхода. Однако в настоящее время, как показывает практика, данный подход недостаточно используется при управлении деятельностью компаний.

Поэтому для обоснования рационального варианта поставок продукции необходимо проведение сравнительных расчетов с учетом всех затрат на логистические операции и функции в цепи поставок.


Библиографический список
  1. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В. В. Дыбская [и др.]; ред. В. И. Сергеев. М.: ЭКСМО, 2013. 940 с.
  2. Заруднев Д.И., Карпеченко В.А. Роль каналов распределения готовой продукции в логистической системе предприятия // NovaInfo.Ru. 2016. T. 3. №48. C. 267-271.


Все статьи автора «Заруднев Дмитрий Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: