УДК 376

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Медведева Елена Юрьевна1, Кудрявцев Владимир Александрович2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Аннотация
В статье представлен краткий аналитический обзор опыта российских вузов в сфере обеспечения доступного и качественного высшего образования лицам с ОВЗ и инвалидностью. Данный обзор базируется на мониторинге информации, находящейся в открытом доступе, на официальных сайтах вузов, специализированных тематических порталах, в материалах научных конференций, в научной литературе, материалах СМИ и т.д. Анализ информации осуществляется в соответствии со специально разработанной критериальной базой, разработанной коллективом НГПУ им. К. Минина в рамках реализации государственного контракта на выполнение работ по проекту «Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» .

Ключевые слова: мониторинг


MONITORING THE ACTIVITIES OF UNIVERSITIES AND THE REGIONAL RESOURCE CENTERS FOR TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES: PROBLEMS OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Medvedevа Elena Yuryevna1, Vladimir Kudryavtsev Aleksandrovich2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Department of Special Education and Psychology
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ph.D., Associate Professor, Department of Special Education and Psychology

Abstract
The article provides a brief analytical overview of the experience of Russian universities in the field of affordable and quality higher education for persons with disabilities and the HIA. This review is based on the monitoring information in the public domain, on the official websites of universities, specialized subject portals, materials of scientific conferences, scientific literature, media coverage, etc. Data analysis is carried out in accordance with a specially developed base of criteria, developed by a team NSPU them. K. Minin in the framework of the state contract to perform works on the project "Monitoring and information-analytical support of the activities of regional resource centers of higher education for persons with disabilities".

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: проблемы инклюзивного высшего образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72156 (дата обращения: 19.11.2016).

Гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью  в нашей стране обеспечены на государственном уровне законами РФ «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1]. Практически все образовательные организации высшего образования имеют опыт взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью в качестве субъектов образовательного пространства вуза.

Основная задача деятельности в этом направлении определяется созданием такой системы образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, в которой они могли бы обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, ссузах, вузах и на протяжении всей жизни не  испытывали бы чувства изолированности, ущемлённости, неуспешности и бесперспективности [2]. Именно на решение этой задачи направлена государственная программа «Доступная среда», реализуемая в нашей стране с 2011 года, способствующая повышению уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективности их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры [3].

Несмотря на достаточно большое количество предпринимаемых усилий и задействованных ресурсов, остается актуальной стратегическая социальная задача – создание равных возможностей для инвалидов и лиц с ОВЗ для их реализации во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социокультурного, экономического пространства, здравоохранения и образования. Более остро в социальном, педагогическом и в нормативно-правовом аспекте актуализируется проблема доступности и качества высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста [4].

Как показали социологические опросы, лишь немногим более 35% молодых инвалидов г. Нижнего Новгорода хотели бы получить высшее образование, работать в дальнейшем по полученной специальности, стать полноправными членами общества, обеспечивая необходимый уровень жизни себе и своей семье [5]. В связи с этим представляется интересным проведение мониторинга  актуальной ситуации доступности и качества обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях высшего образования. В оценку информации о деятельности вузов по предоставлению возможностей обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью были положены следующие критерии:

  1. Институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования.
  2. Система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации.
  3. Система организации практик для студентов-инвалидов.
  4. Модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов.
  5. Взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда.
  6. Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии.
  7. Модель выпускника с инвалидностью.
  8. Наличие и системно-функциональная характеристика ресурсных центров высшего образования для инвалидов.
  9. Структура и функции информационно-аналитического сопровождения.
  10. Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов.

В мониторинговом анализе представлены некоторые аспекты деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Челябинского государственного университета, Южного федерального университета и Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева в соответствии с предлагаемой критериальной базой.

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Следует отметить, что в МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен уникальный в системе отечественного высшего образования опыт подготовки специалистов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью. В 2004 году приказом Минобрнауки России Университету был присвоен статус «Федерального головного центра по обучению инвалидов» (ГУИМЦ). МГТУ им. Н.Э. Баумана – единственный национально-исследовательский университет техники и технологий, успешно реализующий в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования специальные образовательно-реабилитационные программы инженерного образования одной нозологической группы – глухих и слабослышащих граждан [6].

Система требований этого вуза к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации в открытом доступе не представлена. Лица с ОВЗ и инвалидностью зачисляются на первый курс в МГТУ им. Н.Э. Баумана в ГУИМЦ на специальные образовательно-реабилитационные программы бакалавриата по результатам конкурсных вступительных испытаний, которые проводятся в установленном законом порядке без предварительного распределения по направлениям подготовки.

Система организации практик для студентов-инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана решается за счет органичного включения в учебный процесс системы производственных и социальных практик. Комплекс производственных практик базируется на оригинальных инновационных социально-педагогических идеях, таких как целевая функционально-ориентированная адресная подготовка, перманентная профессиональная интеграция и самоидентификация, кооперативное обучение в режиме неполной занятости и др. [7].

Модель трудоустройства выпускников из числа инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана реализуется с 2000 года. В вузе создана система содействия трудоустройству для выпускников-инвалидов. Предлагаемая данным вузом система прошла успешную апробацию на промышленных предприятиях московского региона в течение нескольких последних лет и подтвердила свою функциональность и результативность. В данной модели четко прослеживается взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда. Принципиальной позицией университета по отношению к студентам с инвалидностью является предоставление им возможности получения всех уровней высшего образования: бакалавра – магистра и дипломированного специалиста. Такой подход обусловлен пониманием и принятием того, что каждая из последующих ступеней образования повышает степень социальной безопасности лиц с ОВЗ и инвалидностью и расширяет их потенциальные возможности и перспективы на рынке труда.

Институт финансовой поддержки студентов с инвалидностью, включая выплату стипендий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Студентам выплачивается академическая, именная им. Л.А. Чижевского и социальная стипендии. Осуществляется компенсация стоимости медицинских операций, дорогостоящего лечения, импортных медицинских препаратов; оплата медицинских осмотров; выплачивается компенсация за проезд к месту постоянного проживания или отдыха. Оказывается единовременная материальная помощь.

Модель выпускника с инвалидностью в МГТУ им. Н.Э. Баумана детерминируется содержанием профессионального инженерного образования и требованиями к уровню компетенций и квалификаций инвалида-выпускника университета и представлена тремя составляющими:

- обучение,

- образование,

- абилитация.

Системно-функциональная характеристика ресурсного центра высшего образования для инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана представлена головным учебно-исследовательским и методическим центром (ГУИМЦ). Описание структуры, кадрового потенциала  и функционала представлено в положении о ГУИМЦ. Вуз имеет инновационное материально-техническое и информационное сопровождение деятельности, занимающее лидирующие позиции не только у нас в стране, но и за рубежом. Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана представлены индивидуальным пакетом специального ресурсного обеспечения студента с инвалидностью. Помимо этого, в вузе существует служба занятости Центра, оказывающая помощь в поиске работы. Структура и функции информационно-аналитического сопровождения не представлены в доступных для анализа материалах.

Челябинский государственный  университет

Институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования в Челябинском государственном университете представлен моделью  регионального центра образования инвалидов, в котором  определены цели, задачи, описаны реализуемые образовательно-реабилитационные программы. В 1998 году в данном вузе состоялся первый выпуск 146 студентов с инвалидностью.

В вузе четко и обоснованно разработана система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации студентов с инвалидностью. Студентам предоставляется выбор формы аттестации с учетом нозологии. Невидящие студенты письменные задания могут выполнять на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением.

Для неслышащих и слабослышащих предоставляется возможность пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.

Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, неслышащих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности – по решению организации).

Для лиц с нарушениями двигательных функций предоставляется возможность выполнить письменные задания на компьютере со специализированным программным обеспечением. Кроме этого, в данном вузе разработаны правила приема на обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью по программам бакалавриата и магистратуры.

Существует разработанная система организации практик для студентов-инвалидов. На основании договоров обеспечивается предоставление мест практики на предприятиях г. Челябинска и области. Для прохождения практики разрабатываются адаптированные образовательные программы для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата по основным направлениям подготовки.

В рамках программы развитие инклюзивного образования в ФБГУ ВО «ЧелГУ» предусмотрено адресное создание рабочих мест для трудоустройства выпускников с инвалидностью – это является основой  модели  трудоустройства выпускников из числа инвалидов. При этом взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда четко не просматривается.

Вуз имеет полнообъёмную и пролонгированную финансовую поддержку студентов с инвалидностью. Она  осуществляется на государственном уровне, с привлечением частных стипендиальных фондов (банк «Уралсиб»), некоммерческих благотворительных организаций и внебюджетных средств ЧелГУ. В вузе имеется опыт выплат академической и  именной стипендий,  единовременной материальной помощи студентам с инвалидностью. Также осуществляется оплата подготовки к поступлению в университет в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования, оплата дистанционного обучения на факультетах ЧелГУ [8].

В доступных для анализа материалах нет информации о модели выпускника с инвалидностью Челябинского государственного университета.

Системно-функциональная характеристика регионального учебно-научного центра инклюзивного образования апеллирует только к материально-техническому и информационному сопровождению деятельности, который представлен универсальным оснащением и оборудованием (мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов, тифлотехническая аудитория, сурдотехническая аудитория).

Структура и функция информационно-аналитического сопровождения характеризуются разработкой на сайте вуза специального раздела, отражающего наличие условий для обучения студентов с инвалидностью. Доступность информации о деятельности образовательной организации высшего образования определяется наличием сурдопортала, интерактивной базы жестов-терминов, которые активно используются при обучении студентов с инвалидностью.

Проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов в ЧелГУ  представлено наличием программы довузовской подготовки в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования.

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ им. А.Н. Туполева)

В КНИТУ им. А.Н. Туполева институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования отсутствует, но в структуре Казанского учебно-исследовательского и методического центра (КУИМЦ) есть официальные штатные должности тьютора, социального педагога, педагога-психолога и сурдопереводчика. Разработаны должностные инструкции для тьюторов.

В вузе предоставляется выбор формы аттестации студентов с ОВЗ и инвалидностью с учетом нозологии, в процессе сдачи вступительных экзаменов абитуриенты с инвалидностью могут использовать необходимые технические средства. Все это определяет систему требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации вуза.

Для студентов с ОВЗ и инвалидностью содержание практики варьируется в соответствии с рекомендациями индивидуального плана развития студента. Учебные и производственные практики реализуются на базе организаций и предприятий г. Казани.  Как и в большинстве российских вузов, в КНИТУ им. А.Н. Туполева выстроено четкое взаимодействие с предприятиями региона, продумано отраслевое взаимодействие, однако результаты трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью не представлена в источниках открытого доступа. Взаимосвязь системы инклюзивного высшего образования с рынком труда как критерий работы Казанского учебно-исследовательского и методического центра (КУИМЦ) для лиц с ОВЗ и инвалидностью также отсутствует.

Институт финансовой поддержки студентов-инвалидов, включая стипендии и другие формы, реализует социальную, академическую и именные стипендии. Для лиц с инвалидностью предусматривается оказание материальной помощи. Осуществляется премирование студентов за учебные и научные достижения.

О модели выпускника с инвалидностью в КНИТУ им. Н.А. Туполева информации не предоставлено.

Такие критерии, как наличие и системно-функциональная характеристика ресурсных центров высшего образования для инвалидов, структура и функции информационно-аналитического сопровождения, проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов, представлены разрозненно и в большей степени апеллируют к материально-технической составляющей. Вуз богат различными типами звукоусиливающих систем, частотно-модулирующими устройствами приема-передачи сигнала; имеет в своем арсенале специальные программно-аппаратные комплексы, предназначенные для диагностики и обучения «слышать и говорить». Все вышеуказанное ориентировано на одну нозологическую группу – «слабослышащие».

Именно для данной категории студентов разрабатывается индивидуальный план обучения, включающий график прохождения и объем дисциплин обязательной, вариативной и факультативной части циклов АОП, индивидуальный пакет услуг и средства обучения [9].

Южный федеральный университет (ЮФУ)

В Южном федеральном университете функционирует Центр инклюзивного образования. В нем выделены должности тьютора, социального педагога и педагога-психолога. Есть разработанная программа тьюторского сопровождения дистанционного обучения студентов с инвалидностью.

Абитуриенты с инвалидностью, поступающие в ЮФУ, могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, которые необходимы абитуриентам в соответствии с нозологической группой.

Формы отчетности студентов с инвалидностью не варьируются в зависимости от их дефекта. Содержание практики может быть изменено в соответствии с рекомендациями ИПР студента с инвалидностью. Учебные и производственные практики реализуются на базе организаций (предприятий) гг. Ростова-на-Дону, Таганрога.

Модель трудоустройства выпускников на сайте ЮФУ представлена такими рубриками, как общероссийский банк вакансий, работа для инвалидов и центр карьеры ЮФУ. Этими же показателями определяется такой критерий, как взаимосвязь системы инклюзивного образования с рынком труда.

Выделение дополнительных стипендий, материальной помощи является одним из необходимых видов социального сопровождения студентов-инвалидов в вузе. Традиционно в ЮФУ начисляются следующие виды стипендий, на которые могут рассчитывать студенты с инвалидностью:

1. Государственная академическая стипендия.

2. Государственная социальная стипендия.

3. Персональные именные стипендии.

4. Материальная помощь студентам с инвалидностью.

Как и в большинстве вузов России, обеспечивающих подготовку студентов с ОВЗ и инвалидностью, в Южном федеральном университете не представлена модель выпускника с инвалидностью.

Достаточно четко, емко и конкретно прописана структурно-функциональная характеристика ресурсного центра высшего образования для инвалидов в ЮФУ. На сайте Центра инклюзивного образования размещены пакеты документов, регламентирующих деятельность ресурсного центра высшего образования для инвалидов. Четко определена структура центра, включающая  научно-организационный сектор, диагностико-аналитический и учебно-методический сектор. Источниками финансирования являются средства федерального бюджета, государственных  программ и грантов, поступления от заказчиков за выполнение договорных работ, инвестиционные и инновационные средства, поступления от реализации услуг населению, предпринимателям, организациям, а также средства, получаемые в качестве дохода по другим видам деятельности.

Заслуживает внимания грамотное материально-техническое и информационное сопровождение центра. Структура и функции информационно-аналитического сопровождения представлены размещенным на сайте вуза специальным разделом, отражающим наличие условий для обучения студентов с инвалидностью. Активно реализуются методическое рекомендации по преподаванию различных дисциплин с учетом нозологии. В разделе «Полезные ссылки» размещена хрестоматия «Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе» для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Такой критерий, как проектирование и реализация информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов, представлен наличием программ довузовской подготовки лиц с инвалидностью и наличием их поствузовского сопровождения.

Таким образом, результаты проведенного авторами мониторинга свидетельствуют о наличии тенденции к необходимости функционирования в структуре вуза ресурсного центра по  развитию инклюзивного образования. Проведенный анализ показал, что в наибольшей степени разработаны материалы для сопровождения студентов с нарушениями слуха. Для них созданы условия обучения в ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана, КНИТУ им. А.Н. Туполева, ЧелГУ и ЮФУ. Во всех этих высших учебных заведениях осуществляется руководство и контроль над прохождением аттестации студентами с инвалидностью. Разработаны вопросы организации практик для студентов, реализуются модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов.

«Доступность» по отношению к студентам-инвалидам наполняется содержательно, переходя от обеспечения бытовой доступности к материально-техническому и информационному сопровождению деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что при достаточном понимании и разработанности деятельности рассмотренных ресурсных центров в общероссийском масштабе еще не сформировано единое понимание системно-функциональной структуры ресурсных центров высшего образования для инвалидов, их функций, не существует общепринятого подхода к проектированию и реализации информационно-аналитического сопровождения высшего образования инвалидов. Это круг вопросов, требующий теоретического и практического осмысления.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  2. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Особенности индивидуальных образовательных траекторий взрослых лиц с ОВЗ и инвалидностью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Ялта, 2016. С.163-176; Медведева Е.Ю. Ольхина Е.А. Специальная андрогогика: актуализация проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Выпуск 51. Часть VI. С 260-266.
  3. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы» / Собрание законодательства РФ. 07.12.2015. № 49. Ст. 6987.
  4. Зайцев Д.В. Оптимизация получения инвалидом высшего образования: совершенствование социальных условий // Инновации в образовательной деятельности. М., 2013. № 1. Выпуск 2. С.91-99; Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 2 (5). С. 151-154.
  5. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск: ЧелГУ, 2002.
  6. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2015. 334 с.
  7. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б.Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2015. 334 с.
  8. Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: ЧелГУ, 1999; Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск: ЧелГУ, 2002.
  9. Козлов В.Н., Мартынова Е.А., Мишина О.К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: ЧелГУ, 1999.


Все статьи автора «Чанчина Анна Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация