TOUR LENT. К ВОПРОСУ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ

Русанова Татьяна Витальевна
Академия танца Бориса Эйфмана
педагог классического танца

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению одного из самых важных медленных поворотов в классическом танце, алгоритму его изучения в процессе обучения в балетной школе по предмету «Классический танец», его музыкальному раскладу, в зависимости от этапа освоения. Методические рекомендации к исполнению этого поворота освещены настолько подробно, что эта статься будет полезна для изучения как студентам педагогического отделения , педагогам , так и артистам балета, чья танцевальная карьера еще в самом расцвете.

Ключевые слова: балет, Классический танец, методика классического танца, профессиональная балетная школа


TOUR LENT. TO THE QUESTION OF METHODS OF STUDY AND PERFORMANCE IN PROFESSIONAL BALLET SCHOOL

Rusanova Tatiana Vitalievna
Dance Academy of Boris Eifman
pedagogue of classical dance

Abstract
This article is devoted to consideration of one of the most important slow turns in classical dance, the algorithm study it in the process of training at the ballet school on the subject "Classical dance", his musical alignment, depending on the stage of development. Methodical recommendations to implementation of this rotation is illuminated in such detail that this article will be useful for studying how students of pedagogical departments , teachers , and dancers, whose dancing career is still in full bloom.

Keywords: ballet, Classical dance, professional ballet school, technique of classical dance, Tours lents


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Русанова Т.В. Tour lent. К вопросу методики изучения и исполнения в профессиональной балетной школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62723 (дата обращения: 15.03.2024).

Tours lents — это медленные повороты en dehors и en dedans во всех больших позах. Исполнение бывает как  на целой стопе, так и на полупальцах и в  demi-plie. Tours lents развивают устойчивость корпуса и вырабатывают силу ноги, поднятой на 90°. В профессиональных балетных школах изучение этого поворота начинается в 4 классе.

Поворот  tour lent  осуществляется при помощи продвижения пятки опорной ноги. В процессе обучения необходимо уделять большое внимание на правильность этого продвижения и тщательно его проучить.

Алгоритм изучения tour lent.

Первый этап. Встаем на левую ногу, правая нога в положении впереди у колена. Руки открыты на II позицию. Все тело подтянуто. Крепкая спина, подтянуты ягодичные мышцы, очень открыто колено. Начинаем двигаться en dehors, проходя через все точки, и сначала только половину поворота. Пятка опорной ноги двигается совершенно незаметно, медленно, плавно и без отрыва от пола. При этом необходимо помнить, что исполняя поворот en dehors, нужно сдерживать движение пятки опорной ноги, а в повороте en dedans активно поддавать её вперед.

Исполнив половину поворота  до точки зала № 5, открыть ногу в a’ la seconde и закрыть в V позицию. Затем поднять левую ногу в положение сзади у колена и вторую половину круга двигаться, исполняя поворот en dedans.

Проучив половину поворота, можно переходить к исполнению целого поворота на одной ноге.

Поворачиваясь в направлении и en dehors, и en dedans необходимо все время чувствовать корпус точно на опорной ноге.    Освоив движение опорной ноги, переходим ко второму этапу –  изучению tours lents в больших позах. Следует сконцентрировать внимание на том, что поза, в которой начинается tour lent, сохраняется до конца поворота. Первой позой, в которой надо начинать проучивать этот поворот, является поза а ‘ la seconde. Это самая трудная поза для tour lent, поэтому учить поворот в положении а ‘ la seconde нужно долго и тщательно.

В начальном этапе изучения  tour lent  делается  с задержкой в каждой точке зала и только на половину поворота. Музыкально это движение исполняется на 2 такта 4/4. Поворот en dehors. Правая  нога делает développe в сторону на 90°, руки открываются на II позицию.

На первую четверть  первого такта поворачиваемся я на опорной ноге в точку № 2. На вторую четверть  сохраняем положение и проверяем его правильность. На третью четверть  снова поворот до точки № 3.На четвертую четверть  вновь сохраняем  положение.

На первую четверть  второго такта поворачиваемся  в точку № 4. На вторую четверть – положение сохранить. На третью четверть таким же образом повернуться в точку № 5. После поворота на четвертую четверть второго такта вновь  положение сохраняем. Далее на два специальных аккорда в музыкальном сопровождении  поменять ноги. На первый аккорд опустить правую ногу в V позицию, одновременно закрыть руки в подготовительную позицию.

На второй аккорд поднять левую ногу в сторону на 90°, открывая одновременно руки на II позицию. Вторая половина поворота исполняется в направлении en dedans в таком же музыкальном раскладе – на 2 такта 4/4.Музыкальный темп медленный. Не смотря на смену ног в точке 5 и направления движения опорной ноги с en dehors на en dedans, важно, чтобы весь поворот шел в одну сторону. Проучив tour lent с задержкой в каждой точке зала и только половину поворота, переходим к проучиванию целого поворота на одной ноге с задержкой во всех точках. Музыкальный размер движения 4 такта  44. Далее половину поворота выполняем без остановок.

В законченной форме tour lent исполняется на 1 такт 4/4 без остановок, равномерно и плавно. Темп остается медленным. Необходимо помнить, что tour lent так же, как и в подготовительном движении с ногой у колена, движение производится только пяткой опорной ноги, тело же неподвижно и очень подтянуто. Важна сильная спина. Ноги выворотные и натянутые, спокойные руки держатся точно на II позиции. Не стоит гнаться за высотой поднятой ноги, точно 90°. Во время исполнения поворота  нужно тщательно контролировать, чтобы корпус не опережал ногу, поднятую в a’ la seconde. Поза держится до окончания поворота.

После а’ la seconde можно переходить к изучению tour lent в других позах. Все позы учатся в повороте и en dehors, и en dedans, но каждая поза сохраняет присущий ей характер только при определенном повороте.

Поворот en dehors имеет позы:

1.      attitude croiséе

2.      Ill arabesque

3.      IV arabesque

4.      effacéе вперед

5.      écartéе назад

Поворот en dedans:

1.      attitude effac’ее

2.      I arabesque

3.      II arabesque

4.      croiséе вперед

5.      écartéе вперед

Начинать учить tour lent в позах можно с половины поворота, но можно сразу с целого поворота. Поскольку одной из основных задач tour lent является подготовка к турам в больших позах, проверка позы во время поворота необходима. Позы croiséе и effacéе вперед, attitude croiséе и effacéе строятся в четные точки класса 8 и 2, следовательно, и проверка позы происходит в четных точках.

Первый и второй arabesque проверяют по нечетным точкам, третий и четвертый arabesque – по четным точкам класса. Но в adagio возможен любой поворот, тогда по ходу медленного поворота может меняться и поза. Например, если позу croiséе вперед из точки 8 направить в точку 2 и т.д., то голова, поворачиваясь налево, естественно, изменит во время поворота принятую позу на позу effacéе вперед, которая сохранится до точки 4, – отсюда голова, постепенно поворачиваясь направо, опять изменит характер позы на croiséе вперед, в которой и закончится движение в точку 8.

В четвертом классе также необходимо изучение медленного поворота из позы в позу через passé на 90°. Работающая нога приходит в passé на 90° из различных положений, но само положение passé всегда одинаково – колено работающей ноги выворотно, носок работающей ноги находится сбоку на уровне колена опорной ноги ( но не прикасается к ней ), чтобы не мешать переходу из позы в позу. Одновременно с положением passé на 90° руки, независимо от принятой позы, соединяются в первой позиции. Учить этот поворот лучше всего из положения а’ la seconde в a’ la seconde. Так проучиваются повороты и en dehors, и en dedans. Верх ноги очень закреплен, корпус подтянут и спокоен. Как только начинается поворот, нога сразу идет медленно и плавно на passé и без остановки медленно вынимается на a’ la seconde. В повороте en dehors работающая нога направляет поворот, помогая корпусу. В повороте en dedans необходимо активно посылать пятку опорной ноги вперед. Работающая нога не снижает принятый уровень и не отстает от поворота корпуса. Поворот исполняется на 1 такт 4/4.

Варианты этого поворота могут быть различны. Применяются в маленьком и большом adagio, но не раньше, чем усвоен tour lent на 360° без перемены позы. В пятом классе идет усложнение tour lent, его изучают на demi-plie. Правила исполнения остаются прежними, важно держать очень сильно спину. Особое внимание должно уделяться  выворотности колена опорной ноги. В седьмом классе tour lent исполняется на полупальцах. Эта работа требует большой выносливости. Поэтому изучают его постепенно, начиная с 1/8 поворота, позднее переходят на 1/4 поворота и лишь по усвоении исполняют поворот на 360°. Исполнять его нужно осторожно, плавно. Важно чтобы до начала движения ученики были  уже на полупальцах. Ноги сильно натянуты, сильная спина, руки до конца сохраняют позу.

Существует еще один вид медленных поворотов. Это повороты из одной позы в другую позу. Изучается в 5 классе. Повороты из позы в позу могут быть различными, но сам поворот всегда исполняется через вторую позицию на 90°. Например, медленный поворот из позы в позу croiséе вперед в позу attitude croisé. Или медленный поворот из позы écartéе назад в позу attitude effacéе.    Эти повороты прививают навыки координации, дают возможность окрашивать движения наклонами и перегибами корпуса, что делает танец выразительным.

При исполнении медленных поворотов необходимо сохранять центр тяжести корпуса точно на опорной ноге. Поворот корпуса должен точно совпадать как с движением работающей ноги, так и с движением рук.


Библиографический список
  1. Асафьев Б. О балете. – Л., 1974.
  2. Асылмуратова А. Методика Вагановой – фундамент для дома любого стиля // Вестник Ака-демии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб: Изд-во АРБ. – 2001. – № 9.
  3. Блок Л. Классический танец: история и современность. – М., 1987.
  4. Ваганова А. Основы классического танца. – Л., 1980
  5. Головкина С. Уроки классического танца в старших классах. – М., 1989.
  6. Тарасов Н. Классический танец. – М., 1981


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Anna Prutskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация