ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА CASE STUDY В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

Абаева Фатима Борисовна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей

Аннотация
Статья посвящена анализу дидактических возможностей метода case study в обучении студентов, который позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес к изучаемым предметам, способствует развитию коммуникативных, исследовательских и творческих компетенций. Бесспорным достоинством технологии ситуационного обучения на реальных практических примерах является не только формирование теоретических знаний и практических навыков, но и расширение профессиональных позиций студентов, системы ценностей, жизненных установок, своеобразного профессионального самоопределения и осознанного мироощущения.

Ключевые слова: дискуссия, кейс стади как технология обучения, кейс-метод, обучение студентов, ситуационное обучение


DIDACTIC POSSIBILITIES OF THE METHOD CASE STUDY IN TEACHING STUDENTS

Abaeva Fatima Borisovna
North Ossetian State University. KL Khetagurova
candidate pedagogical sciences, associate professor of foreign languages for language specialties

Abstract
This article analyzes the possibilities of the method of teaching case study in teaching students that allows you to create a stable cognitive interest to the subject contributes to the development of communication, research and creative skills. The indisputable advantage of the technology of situational training on real practical examples is not only the formation of theoretical knowledge and practical skills, but also the expansion of the professional positions students, the system of values, of attitudes, a kind of professional self-determination and informed attitude.

Keywords: case method, case studies as technology training, discussion, situational training, student learning


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абаева Ф.Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 21.03.2024).

Case study это интерактивная технология обучения, базирующаяся на анализе практических примерах, конкретных ситуациях, решении и обсуждении как смоделированных, так и реальных ситуаций. Характерной особенностью case study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, то есть данный метод иллюстрирует реальную жизненную, социальную, профессиональную или иную ситуацию. Он демонстрирует академические знания и умения с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные экономические ситуации.

В ряде научно-педагогических исследований кейс-метод, как образовательная технология, рассматривается авторами с различных позиций: способ обучения на практических примерах (Е.И. Михайлова) [2], возможность оформления собственной позиции по отношению к разной информации (Ю.П. Сурмина) [4], короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными (О.Г. Смолянинова) [3].

На ранней стадии своего возникновения метод case study наиболее широкое применение получил за рубежом в обучении бизнес наукам. Впервые данная образовательная технология была реализована в Гарвардском университете в обучении экономики, а позже она была использована в изучении юриспруденции, медицины, экологии, социологии и других научных областей. В Российской системе образования данный метод является наименее изученным, тогда как интерактивные методы обучения, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, деловые игры, контекстное обучение и другие инновационные технологии получили достаточно широкое распространение. Точного перевода на русский язык case study не имеет, чаще применяется английский термин, или его русскоязычные аналоги: кейс-метод, кейс-стади, бизнес-кейсы, метод конкретных ситуаций, метод решения ситуационных задач, ситуационное обучение.

Для того, чтобы учебный процесс на основе сase-study был успешным, немаловажны два момента: хороший сase study и эффективная методика его использования в учебном процессе. Технология кейс-метода – не просто реальное описание событий (А. Долгоруков), а единый информационный комплекс, позволяющий разрешать различные проблемные ситуации [1]. Кроме того, он должен содержать набор вопросов, наводящих на решение обозначенной проблемы. Грамотно составленный case study должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать ясно определенной цели создания; иметь соответствующий уровень сложности; иллюстрировать несколько аспектов реальной ситуации; не терять актуальности слишком быстро; приобретать национальную окраску; быть достаточно значимым в современных условиях; иллюстрировать характерные ситуации в будущей профессиональной деятельности; развивать критическое мышление; содействовать началу дискуссии; иметь несколько вариантов решений.

По различным параметрам case-study могут быть представлены в разной форме. Однако не следует забывать, что большие кейсы у обучающихся обычно вызывают некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при разборе кейсов впервые. Кэйс-стади может содержать описание одной ситуации в одной организации или различные ситуации в нескольких организациях; может включать популярные академические модели или новые, еще не известные, модели и т. д. Определенного стандарта представления case-study нет: кейсы, как правило, представляются в печатном виде, однако включение в текст таблиц, диаграмм, фотографий делает его для студентов более наглядным.

В последнее время все активнее используются мультимедиа презентации. Однако фильмы, аудио и видео презентации могут создавать определенные проблемы. Легче работать с печатной информацией, анализировать ее, чем с информацией, представленной в мультимедиа продуктах. Но, в то же время, ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра печатной информации могут привести к ее искажению и даже ошибкам. Представление case-study с помощью мультимедиа дают возможность избежать вышеназванные трудности, а также сочетают в себе преимущества интерактивного видео и текстовой информации.

Большинство исследователей считают целесообразным выделение следующих главных стадий разработки и реализации кейс-стади:

Первая стадия. Определить цель разработки кейса, например, формирование коммуникативной компетентности. Для этого следует создать кейс по определенному, хорошо известному сценарию, описав детали его коммуникации, используемые в межличностном взаимодействии участников сценария. Разработать проблемные вопросы и задания, которые позволяют студентам овладеть различными видами коммуникации (обращение, тон, интонация, культура речи, фразеологизмы и т.д.).

Вторая стадия. Идентифицировать соответствующую цель кейса и конкретной реальной ситуации.

Третья стадия. Провести предварительный поиск различных источников информации для дополнения кейса. Можно провести поиск по ключевым словам в интернет ресурсах, в печатных изданиях, журнальных статьях, газетных публикациях, статистических сводках и т.д.

Четвертая стадия. Обработать собранную для кейса информацию, анализируя каждую новую деталь.

Пятая стадия. Подготовить начальный вариант представления собранного и изученного материала в кейсе. На данной стадии осуществляется компоновка материала, макетирование, определение формы представления кейса (презентация, видео, деловая игра, стенгазета и т.д.).

Шестая стадия. Получить разрешение на публичное представление кейса, в том случае если информация в кейсе содержит данные, касающиеся конкретного лица.

Седьмая стадия. Обсудить завершенный кейс, привлекая как можно большую аудиторию и перед его апробацией получить экспертную оценку со стороны коллег и других присутствующих. Внесение необходимых изменений и совершенствование кейса может быть как результат экспертной оценки.

Восьмая стадия. Подготовить методические рекомендации по созданию и использованию кейса в дидактических целях. Разработать комплекс заданий для участников и различные вопросы для ведения полемики и презентации кейса, очертить круг предполагаемых действий преподавателя и студентов в момент обсуждения кейса.

Технология подготовки и реализации кейса основана на способностях работы с информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями, что позволяет актуализировать имеющиеся умения и навыки, активизирует исследовательскую, творческую деятельность студентов. Так, например, на четвертой стадии (сборе информации) используются различные источники, действующих на основе современных средств коммуникации: обучающие программы, телевидение, аудио и видео ресурсы, компьютерные словари, электронные энциклопедии, базы данных, доступные через коммуникационные системы. Эти источники зачастую дают возможность получать более актуальную и более обширную информацию по теме кейса.

Основной этап работы с информацией – это ее обработка и хранение, то есть обобщение, систематизация и анализ перечня имеющихся фактов для общего представления исследуемой проблемы или события [3]. Для удобства работы с электронными ресурсами необходимо представление числовой информации в виде графиков, схем, таблиц, диаграмм и т.д. В таком случае электронные таблицы и графики являются наиболее наглядным средством представления кейса. В зависимости от формы представления, при создании кейса можно использовать либо средства электронных мультимедийных презентаций, либо другие дидактические средства.

Любой кейс позволяет преподавателю применить его на различных этапах обучения и в различных дидактических ситуациях. В последнее время, в связи с переходом на балльно-рейтинговую систему контроля и оценки знаний студентов, все более популярным стало использование кейса не только как средство обучения, но и как средство контроля и оценки результатов обучения на экзаменах. Кейс студенты получают непосредственно перед экзаменом, они должны изучить, проанализировать, и прийти на экзамен с ответами на поставленные в кейсе проблемные вопросы. Конечно, можно кейс предложить обучающимся во время экзамена, но тогда он должен быть предельно кратким и несложным, для того чтобы в ограниченные временные рамки смог уложиться студент. При реализации кейсов в процессе ситуационного обучения обычно основываются на двух подходах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского подхода – открытая дискуссия. Альтернативным подходом является подход, связанный с групповым или индивидуальным опросом, в результате которого студенты формально оценивают ситуацию и предлагают примерное решение представленного кейса, дают свои рекомендации для его дальнейшего использования. Такой подход облегчает преподавателю проведение контроля и оценки знания студентов, а некоторым студентам позволяет минимизировать их учебные напряжения (каждый обучающийся опрашивается один-два раза за занятие), формирует у них коммуникативные способности, учит их более ясно выражать свои предположения и рекомендации. Задавая вопросы, преподаватель акцентирует внимание обучающихся  на определенную информацию, провоцируя их ответы. Он может даже уточнить какие аналитические методы должны быть использованы. Руководя дискуссией, преподаватель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого студента. Он может завершить обсуждение, обрисовав контур найденного группой решения проблемы. В свободном обсуждении преподаватель обычно в начале задает вопрос: «Как вы думаете, какая в рассматриваемом кейсе основная проблема?». Затем он руководит дискуссией, выслушивает аргументы, за и против и комментарии к ним, и контролирует процесс обсуждения, только не ее содержание, ожидая в конце письменного анализа кейса от отдельного участника или группы. Данный отчет сдается или в конце обсуждения, или по истечении определенного времени, что позволяет студенту проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии, более тщательно.


Библиографический список
  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Источник: http://evolkov.net/case/case.study.html
  2. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. Маркетинг.1999. №1.
  3. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». Красноярск, 2000.
  4. Сурмина Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация