ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Гордеева Юлия Юрьевна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена изучению художественного мира Сергея Есенина. Исследуется особая взаимосвязь мира природного и человеческого в картине мира поэта. Особенность есенинской природы – своеобразный деревенский, крестьянский облик, разнообразие и многоликость, очеловеченность и живописность.

Ключевые слова: поэзия, природа, Сергей Есенин, художественный мир, человек


INTERRELATION OF THE PERSON AND NATURE IN AN ART PICTURE OF THE WORLD SERGEY YESENIN

Gordeeva Yulia Yurevna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to studying of the art world of Sergey Yesenin. The special interrelation of the world of the natural and human world of the poet in a picture is investigated. Feature of the esenin-sky nature – a peculiar rural, country shape, a variety and richness, an ochelovechennost and picturesqueness.

Keywords: art world, nature, person, poetry, Sergey Yesenin


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеева Ю.Ю. Взаимосвязь человека и природы в художественной картине мира Сергея Есенина // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62141 (дата обращения: 14.03.2024).

В художественном мире многих писателей особое место уделяется связи человека с природой [1; 2; 3]. Наиболее ярко и своеобразно это отражено в картине мира известного русского поэта Сергея Есенина [4; 5].

Природа для С. Есенина не только «колыбель» и поэтическая «школа», но и душа его стихов, без которых они не могут существовать.

Природа – это источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти все есенинские стихотворения содержат описания картин природы. Вначале произведения идут пейзажные зарисовки, в которых природа «просто вытесняет человека», а потом следуют пейзажные зачины и природные образы в лирики поэта.

Природный мир С. Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы,  а так же множество животных, от воробья до орла.

Все «небесные» пейзажи С. Есенина не кажутся однообразными, хотя они многократно повторяются, например, луна и месяц упоминаются в произведениях более 160 раз, небо и заря – 90 раз, а звезды – почти 80 раз. Но, несмотря на то, что некоторые слов употребляются поэтом довольно-таки часто,  фантазия С.Есенина безгранична и неистощимая.

А «земные» пейзажи С. Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее неброской, скромной красоте: «буераки… пеньки… косогоры обпечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах » и кавказских стихах природа южная, экзотическая («розы, как светильники, горят»).

В есенинских пейзажах поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев (береза, тополь, клен, осина, рябина и др.), около 20 видов цветов (роза, яблоня, вишня), разные виды злаков и трав. Поэт не любит говорить вообще о растениях, безликих и абстрактных, – для него каждое дерево и цветок имеют свое обличие, свой характер. «Как метель, черемуха машет рукавом», у обвисших до земли берез клейкие сережки…

И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие и многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. С годами крестьянско-бытовая окраска пейзажей будет постепенно стираться, но деревенская остается навсегда.

В отличие от других русских поэтов – Пушкина и Некрасова, Блока и Маяковского – у С. Есенина  нет городских пейзажей, разве что упоминание о «городе вязевом» и «московских изогнутых улицах».

Не менее важная черта «мирозрения» С. Есенина – вселенский круговорот, всеобщая текучесть и взаимопревращение: одно переходит в другое, другое отражается в третьем, третье походит на  четвертое… «Солнце, как кошка, С небесной вербы Лапкою золотою Трогает мои волоса» – космос уподобляется животному и растению и приобщается к человеку.

Так на древней мифологической основе С. Есенин творит свой собственный поэтический миф о космосе и природе, в котором «миф и вечность» близки как «родительский очаг», холмы напоены «неизреченностью животной», себя же поэт видит выразителем и защитником этой неизреченности. Для него в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье лягушек казалось ему музыкой – «под музыку лягушек я растил себя поэтом». Крысы заслуживают того, чтобы их воспевали – «воспеть и прославить крыс». И хотелось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». В некоторых строках можно заметить нотки вызова и эпатажа, особенно в период «Москвы кабацкой», когда Сергей Есенин находился в состоянии идейного и духовного кризиса, пережил отчаяние и «грубость повесе». Тогда он кощунствовал, посылал «к черту чувства», предполагал жениться на овцах в хлеву.

По словам А.М. Горького, который читал и слушал «сердечные стихи», сказал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Действительно, С. Есенин всегда искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, Мою грусть в небеса ведром»; «Оттого что тот старый клен Головой на меня похож».

Животный мир у поэта так же часть природы, живой, одушевленной, разумной, как и растения. Его звери не олицетворения человеческих пороков и добродетелей, как это наблюдалось у многих писателей. Животные – это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками» и т.д. По словам М. Горького С. Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой любовью пишет о животных». Это тем более верно, если говорить не обо всей русской литературе, в которой был и «Холстомер» Л. Н. Толстого, и «Каштанка» А.П. Чехова, и «Белый пудель» А.И. Куприна, а только о поэзии. В ней действительно описания зверей и птиц редки и беглы, являясь чаще всего лишь предлогом для философских раздумий, либо аналогий человеческой жизни. С самого начала своего творчества вместо традиционных параллелей создается образы животных, описывает их жизнь и становиться по существу зачинателем анималистического жанра в русской поэзии.

Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы – свыше 30 наименований (журавли и лебеди, грачи и совы и т.д.), а наиболее распространены домашние животные – лошади, коровы, собаки. Корова, кормилица крестьянской семьи. Лошадь – работница в крестьянском хозяйстве и ассоциируется с образами неостановимого движения, уходящей молодости. Собака – сторож в доме, помощник в труде и друг человека.
С. Есенин относиться к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности -  к каждой корове, лошади и собаке. Поэт говорил об этом следующее: «Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит». И в свою очередь поэт признательность быть  поэтической условностью и превращается в живую лошадь: «Старый, добрый, заезженный Пегас, Мне ль нужна твоя мягкая рысь?»

Так С. Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии все многообразие животного мира -  не только давно использованных лебедей в литературе да журавлей, собак да коней, но всякую «живность», причем и в нарочито приземленной форме – кобели и суки, лошадки и кобылы. Объединив в своем художественном мире живую и неживую природу, поэт так определил природную окраску и сострадательную тональность своих стихов: «Звериных стихов моих грусть я кормил резедой и мятой».


Библиографический список
  1. Атаманчук А.Е., Минашкина Д.М. Год литературы: итоги и перспективы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 43-44.
  2. Ваховский С.С., Гаранин А.А. 120 лет со дня рождения С. Есенина // Инновационная наука. 2015. № 12-2. С. 160-161
  3. Кочнова К.А Образ природы в языковой картине мира писателя // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Выпуск 2. Н.Новгород, 2003. С. 46-47.
  4. Захаров А.Н. Художественно-философский мир Сергея Есенина: автореф. докт… филол. наук. М., 2002. 44 с.
  5. Куняев С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака. М., 2001.
  6. Есенин С. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Художественная литература, 1966-1967.
  7. Зуев Н.Н. Поэзия С.Есенина. Философия мира и человека // Русская литература. XX в. М., 1995.
  8. Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 (41). С. 3-7.
  9. Болдарева Е.О. Русская осень глазами поэтов // Инновационная наука. 2015. № 11-1. С. 227-229.
  10. Губашова Я.А., Щенникова Д.С. Человек и природа в художественном мире С.Есенина // Научный альманах. Тамбов, 2015. № 9. С. 1591-1594.
  11. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1 (45). С.115-117.
  12. Шоркина Е.Ю. Проблема вариативности языковой картины мира // Филология и литературоведение. 2015. № 9. С. 44-47.
  13. Савина К.С. Языковая картина мира: аспекты изучения // Инновационная наука. 2015. № 11-1. С. 256-258.
  14. Забавина Т.С., Волкова Л.В. Языковая картина мира: к определению понятия // Инновационная наука. 2015. № 12-2. С. 166-167.
  15. Кулагина В.А. Русский менталитет: аспекты исследования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. С. 187-189.
  16. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015. 145 с.
  17. Смирнова Д.С., Шолина А. Зоонимы в русской языковой картине мира // Инновационная наука. 2015. № 11. С. 259-261.
  18. Чанчина А.В. Метафорическая мотивация слов в русском языке // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Выпуск 2. Н.Новгород, 2003. С. 101-102.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kzn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация