УДК 316.473

ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ

Захарова Анастасия Александровна
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
старший преподаватель

Аннотация
Обобщая определения термина «имидж», в статье выводятся общие характеристики имиджа организации с точки зрения социологии. Автор сопоставляет понятия «имидж» и «репутация». Разъясняются особенности работы с имиджем и репутацией в условиях малого провинциального города. Обосновывается актуальность исследования имиджа и репутации строительных организаций.

Ключевые слова: имидж, имидж организации, малый провинциальный город, репутация, символический образ, строительная организация


THEORETICAL SOCIOLOGICAL BASES OF RESEARCH OF IMAGE OF THE ORGANIZATION

Zakharova Anastasia Aleksandrovna
Khakass State University named after N. F. Katanov
senior tutor

Abstract
In article definitions of the term "image" are generalized and general characteristics of image of the organization from the point of view of sociology are removed. The author compares the concepts "image" and "reputation". Features of work with image and reputation in the conditions of a small country town are explained. The author proves relevance of research of image and reputation of the construction organizations.

Keywords: construction organization, image, image of the organization, reputation, small country town, symbolical image


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Захарова А.А. Теоретико-социологические основы исследования имиджа организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72147 (дата обращения: 19.11.2016).

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6

Имидж один из важнейших компонентов нематериальных ресурсов фирмы. Именно имидж влияет на выполнение планов организации среди инвесторов, потребителей, конкурентов, партнеров. Целью формирования имиджа организации является формирование поведения потребителей, которое является желательным для руководства. Благодаря чему растет спрос на продукцию организации, работа персонала становится значительно лучше, увеличивается количество инвесторов.

Т. Ю. Быстрова дает следующее определение «имидж организации – репутация, сложившаяся у потребителей, партнёров, конкурентов, поддерживаемая имиджмейкерами и специалистами по связи с общественностью» [1].

По мнению М. В. Томиловой «имидж организации – это такой символический образ организации, создаваемый в процессе объект-субъектного взаимодействия, в составе которого имеются элементы, которые провоцируют восприятие данной организации как субъекта» [2]. Имидж организации всегда ориентирован на восприятие. Создается для того, чтобы у субъектов, находящихся внутри и вне организации, сложился образ данной организации, который способствует достижению внешних целей и задач, выдвигаемых руководством.

Обобщая все определения об имидже организации можно сказать следующее – существует необходимость согласованности всех элементов визуальной коммуникации фирмы, передающей целевой аудитории главную идею фирмы, при этом, главное – не навредить и создать положительный отклик, способствующий увеличению уровня доверия потребителей и партнеров к организации. Для обеспечения успешной деятельности фирмы необходимо задумываться о формировании образа организации в целом.

Зачастую понятия «имидж» и «репутация» взаимозаменяют, но это ошибочно. Имидж можно создать в короткий промежуток времени, а хорошая репутация заслуживается годами. С. А. Наумова определяет репутацию как «оценку, в которой некто предстает; характер публичной оценки; характеристику, приписываемую личности, вещи или действию; доброе имя» [3]. В целом, различие между понятиями видится в следующих положениях:

  1. Имидж и репутация – противопоставляемые понятия, где имидж понимается как нечто искусственно созданное, а не реальное.
  2. Имидж – фактор влияния на репутацию.
  3. Репутация – один из компонентов имиджа.
  4. Репутация зависит от имиджа, который складывается у индивида на основе оценивания поведения фирмы; в то же время репутация может влиять на текущие меняющиеся имиджи.
  5. Репутация – некая динамичная конструкция, влияющая сама и подвергающаяся влиянию всех средств, с помощью которых организация формирует свой имидж, например, поведение, символика.
  6. Репутация в отличие от имиджа формируется в результате прямого взаимодействия с организацией.
  7. Репутация в большей степени, чем имидж, является оценочным суждением, который может быть выражен как рейтинг организации среди конкурентов.

В процессе «разведения» этих понятий выяснилось, что репутация фактически является более «устойчивой» категорией в сравнении с имиджем, и может быть изучена как действительно существующее явление.

Немного иначе дело обстоит с «работой» имиджа и репутации в провинциальном городе, и для лучшего понимания, для начала необходимо разъяснить социокультурные особенности малого провинциального города. В небольшом населенном пункте люди часто и подолгу общаются между собой, делятся новостями и впечатлениями, рассказывают, все, что им понравилось и не понравилось в новой организации, и об этом обязательно узнает все ближайшее окружение. К тому же, в последнее время большое распространение получили интернет-форумы, где можно найти большое количество отзывов практически о любой организации.

Руководителям организаций любого уровня необходимо помнить о том, что в малом городе отлично работает «сарафанное радио», которое может, как помочь продвижению деятельности, так и погубить ее. Формирование положительной репутации организации реализуется через построение имиджа.

Получается, что в условиях малого города создать имидж гораздо легче, чем в мегаполисе, так как затраты на рекламу ниже, а также в провинциальном городе намного легче «заявить о себе», так как население более восприимчиво к появлению чего-либо нового. Однако наличие рекламы не всегда гарантирует появление положительного образа, иногда даже наоборот, непродуманная реклама в малом городе может оказать пагубное влияние на развитие бизнеса. В малом городе, в отличие от большого, обязательно заметят неудачно сделанный рекламный баннер, что вызовет определенно негативную реакцию у потребителя.

Особенно интересно и специфично изучение имиджа строительной организации, и объясняется это следующими критериями: в отличие от товаров потребления, объекты недвижимости как инвестиционные продукты наиболее продолжительны; круг потенциальных покупателей намного уже, так как строительство требует больших материальных вложений. Кроме того, потребители меньше поддаются влияниям моды, как на рынке широкого потребления, и стремятся быть максимально информированным.

Фактор имиджа строительной организации объединяет в себе не только впечатления и мнения реальных потребителей о том, что он получает от работы с организацией, но и уверенность в том, что жилье будет построено высочайшего качества, а также в том, что строительная фирма в любой момент поможет решить проблемы с момента разработки проекта до послепродажного обслуживания.

Для российских строительных компаний этот фактор определяется, прежде всего, сроками сдачи в эксплуатацию и условиями договора, соотношением потребностей потребителя и предложениями организации, количеством конфликтных ситуаций и неразрешенных споров с потребителями, соотношением цены и качества.

Имидж на строительном рынке – это скорее фактор самой организации, а не предоставляемых услуг и работ по строительству и обслуживанию строительных объектов. Инвестор зачастую готов согласиться на минимальный пакет услуг, но не согласиться вкладывать свои средства в фирму, которая нарушает условия договора.

Современный строительный рынок перенасыщен, и именно поэтому руководители строительных предприятий находятся в условиях жесточайшей борьбы за потребителя. На данном этапе складывающийся рынок строительных услуг обязывает строительные фирмы ориентироваться на потребителей, учитывать их запросы, а, следовательно, появилась необходимость управления социальным поведением потребителя, для чего используется множество средств для воздействия на его сознание и подсознание.

Кроме того, в экономический кризис возрастает конкуренция среди строительных организаций, ведь за жильем будут идти в ту фирму, которая выполняет заказ на среднем уровне, но за более низкую стоимость. Чаще всего это муниципальные фирмы. Другим фирмам приходиться перепрофилироваться с более высокого уровня на средний, но при этом, сохранять хорошую репутацию для потребителей высшего уровня.

Таким образом, сформировав и продвинув реальный благоприятный имидж, организация будет в состоянии создать вокруг себя активное потребительское сообщество, опирающееся на рациональные рассуждения, реальный опыт взаимодействия и достоверную информацию о фирме [4, С. 142].


Библиографический список
  1. Быстрова Т. Ю. Словарь [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text9/25.htm (дата обращения 30.11.2015).
  2. Томилова М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/1998-1/05.shtml (дата обращения 13.08.2016).
  3. Наумова С. А. Имиджелогия [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 01.12.2015).
  4. Костюнина А. А. Теоретические основания изучения имиджа в социологии  // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Научные перспективы XXI века.  Достижения и перспективы нового столетия». 2014. С. 140-142.


Все статьи автора «Захарова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация