УДК 336.77

ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ НА ОСНОВЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кулишова Анастасия Владимировна1, Захарова Оксана Игоревна2
1Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, бакалавр, кафедра «Электронной коммерции»
2Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, к.т.н., доцент, кафедра «Информационных систем и технологий»

Аннотация
В статье рассматривается область применения облачных сервисов в банковской сфере. Также в работе описана возможность разработки экспертной системы для анализа и оценки деятельности банка реализуемой при помощи облачных технологий.

Ключевые слова: бизнес, облачнее сервисы, СППР, финансирование, экспертные системы


DECISION SUPPORT IN THE BANKING SECTOR CLOUD BASED

Shcherbinina Maria Yurievna1, Zaharova Oksana Igorevna2
1Volga State University of Telecommunications and Informatics, bachelor, department of E-Commerce (Electronic Commerce)
2Volga State University of Telecommunications and Informatics, candidate of technical sciences, Associate Professor, department of «Information systems and techologies»

Abstract
The article discusses the scope of the cloud services in the banking sector. This paper outlines the possibility of developing an expert system for the analysis and assessment of the bank's activities implemented with the help of cloud technologies.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кулишова А.В., Захарова О.И. Поддержка принятия решений в банковской сфере на основе облачных технологий // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71803 (дата обращения: 21.11.2016).

Как известно, разработка любого сложного объекта, является постоянным выбором определенных решений, которые влекут за собой определенные последствия. Стоимость ошибочного выбора с каждым этапом проектирования значительно возрастает.

Потребность принятия решений быстро и качественно привела к созданию систем поддержки принятия решений (англ. Decision Support System) – компьютерных автоматизированных систем, предназначенных для помощи людям, принимающих решения в сложных условиях.

Современные системы поддержки принятия решений могут быть охарактеризованы как системы, направленные на решение задач повседневной управленческой деятельности, которые также являются инструментом, созданным с целью с целью оказания помощи лицам, принимающим решения. С помощью систем поддержки принятия решений производится выбор альтернатив среди некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач.

Стоит отметить, что рынок СППР в финансовых институтах на данный момент считается самым емким. Сфера применения DSS-систем в банках касается, прежде всего, платежных пластиковых карт, анализа рисков, предотвращения мошенничества; анализа потребительского поведения и проектирования новых финансовых услуг. Последнее основано на анализе и формировании потребительских групп, которые характеризуются сходным поведением.

В связи с непрерывным увеличением объема обрабатываемой СППР информацией возникает проблема хранения и структурирования данных. Зачастую, большое количество данных, принадлежащее, одной компании, может храниться в различных хранилищах.

На данный момент, вышеописанные проблемы способны решать недавно появившиеся на рынке IT облачные технологии.

Под термином «облако» следует понимать организацию доступа по сети к удаленному дата-центру с оплатой за фактическое потребление вычислительных ресурсов.

У пользователя облачных технологий появляется возможность получить вычислительные мощности и программное обеспечение «как услугу», а это значит, что ему не нужно заботиться ни о работоспособности инфраструктуры, ни о программном обеспечении – эти обязанности теперь лежат на плечах поставщика облачных услуг.

 

Рис.1 – Объем мирового рынка облачных вычислений, млрд. долларов [1]

На сегодняшний день практически каждая крупная IT-компания стала поставщиком облачных услуг. Свои облачные решения предлагают потребителям такие IT-гиганты как Google, Microsoft, IBM и многие другие.

Облачные технологии и сервисы могут стать эффективным инструментом в деле реализации самых разнообразных целей и задач для банков, начиная с разработки банковских приложений и заканчивая предоставлением партнерам полноценной рабочей среды для совместных проектов.

Вложением средств в облачные технологии занимаются как крупные финансовые институты, такие как ОАО «Сбербанк России, ОАО «Альфа-Банк», так и банки регионального уровня ОАО «Международный Финансовый Клуб», ОАО «Банк Интеза» и другие.

Рассмотрим несколько способов применения облачных сервисов в банковской сфере.

1.     Осуществление аналитических расчетов для оценки рисков.

2.     Анализ внешних данных о состоянии рынков.

  1. Анализ внутренних данных и подготовка отчетности на внешних мощностях.
  2. Аналитика клиентских данных для выявления типовых сценариев поведения мошенников.
  3. Исследование поведения клиентов.
  4. Управление мобильными устройствами и сайтами.
  5. Управление документами.
  6. Обучение и оценка персонала.
  7. Новые банковские проекты.
  8. Партнерские услуги.
  9. Разработка и тестирование приложений.
  10. Услуга автоматизированных банковских систем (АБС).

Стоит отметить, что АБС (комплекс программного обеспечения, направленный на автоматизацию банковской работы) является ключевым элементом работы банка.

Использование облачных сервисов позволяют банкам снизить операционные и инвестиционные риски, связанные с внедрением и использованием комплексной АБС, а также позволяет в сжатые сроки получить доступ к полноценной банковской системе.

Эффективность использования облачных сервисов в банковской сфере не вызывает сомнения.  Кроме того, облачные технологии способны решать проблему хранения и структурирования больших массивов данных, которые необходимы для реализации СППР в финансовых институтах.

Учитывая преимущества облачных технологий, возникает задача разработки общедоступной и удобной платформы для разработки и использования экспертных систем.  Решением данной задачи может стать интеллектуальная веб- СППР.

Веб-системы поддержки принятия решений являются системами, которые доступны удаленно, через сеть Интернет. Они имеют не уступающие настольным системам границы функционала.

Система поддержки принятия решений в облаке позволит производить в режиме реального времени получение данных из серверов датацентра или внешних источников, предлагать варианты решения проблем на основе правил, хранящихся в базе знаний, предоставление результатов для визуализации в удобной языковой форме для пользователей, архивирования, выдачи в другие информационные системы.

Рис.2 – Схема функционирования СППР в облаке

Архитектура СППР, размещаемая на облачных серверах, должна включать в себя три звена. Первое звено — это клиентское приложение, с помощью которого пользователь работает с системой. Как правило, в качестве такого приложения выступает обычный браузер или мобильное приложение. Вторым звеном является так называемый «Front-end» сервер, занимающийся обработкой огромного потока заявок и ставящий их в очередь к третьему звену архитектуры — «Back-end» серверу.  Он хранит данные промышленной системы и реализует ее логику.[2]

Виртуальная DSS система позволит решить следующие задачи:

1.     Анализ, оценка и распознавание ситуаций;

2.     Контроль, оценка и диагностика состояний, параметров;

3.     Оценка приоритетных альтернатив;

4.     Выявление и оповещение о чрезвычайных ситуациях и угрожающих состояний;

5.     Прогнозирование развития событий, ситуаций и действий;

6.     Формирование советов и рекомендаций для адаптации системы к новым условиям эксплуатации.

Несмотря на то, что банковский сектор всегда был одним из самых консервативных во всем, что касается передачи сторонним компаниям каких-либо внутренних данных и аутсорсинга бизнес-процессов, в последние годы меняется. В 2015  г. финансовый сектор России занимает прочное второе место по использованию облачных технологий, уступая лишь капиталоемким индустриям. Банки увидели экономические выгоды и готовы проявлять больше доверия новым технологиям, хотя это и связано с определенными страхами потери контроля над ключевой информацией. Дальнейшее развитие будет идти, вероятнее всего, от наиболее безопасного сценария использования облачных сервисов для функций управления закупками, кадрами, и так далее к более глубокому проникновению облаков в основную банковскую деятельность.

В настоящее время в российском банковском секторе уже есть несколько банков, которые отдали в облако практически всю ИТ-инфраструктуру,  включая автоматизированные банковские системы.


Библиографический список
  1. Батаев А. В. Анализ использования облачных сервисов в банковском секторе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 234-240.
  2. Кузнецова А. С., Сенюшкин Н. С., Султанов Р. Ф., Клементьева Н. В. Анализ возможности реализации систем поддержки принятия решений с применением облачных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 93-96.


Все статьи автора «Кулишова Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация