УДК 378.147

РОЛЬ СЕТЕВЫХ КОМЬЮНИТИ В ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Панченкова Мария Федоровна
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Данная статья посвящена актуальным проблемам подготовки будущих специалистов транспортной отрасли к профессиональной коммуникации средствами сетевого комьюнити. Автор дает определение профессионально-коммуникативной компетентности и обосновывает роль сетевого комьюнити в ее формировании.

Ключевые слова: коммуникация, профессионально-коммуникативная компетентность будущего специалиста, сетевое комьюнити


THE ROLE OF NETWORK COMMUNITY IN TRAINING FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION OF STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITIES

Panchenkova Maria Feyodorovna
Ural State University of Railway Transport
Senior Lecturer of the Foreign Languages and Intercultural Communication Department

Abstract
This article is devoted to topical methodological issues of professional and communicative competence formation for future specialists of railway transport. The author gives theoretical substantiation of the role of network community in training for professional communication of students of transport universities.

Keywords: communication, network community, professional and communicative competence of future specialist


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панченкова М.Ф. Роль сетевых комьюнити в подготовке к профессиональной коммуникации студентов транспортных университетов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71197 (дата обращения: 22.11.2016).

Интеграционные процессы XXI века, влияние продвинутых интернет-технологий на общество, предъявляют специалисту любой области компетентностно-ориентированный заказ, требующий постоянного самообразования и обладание профессиональными интегративными качествами, позволяющими соответствовать вызовам современного общества и глобальной рыночной экономики.

Рост международных перевозок, вступление России в международное информационно-образовательное пространство диктует повышение уровня профессионализма в области коммуникации, и в частности, языковой профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта для участия в реализации международных проектов и программ,   демонстрации конкурентоспособности российских специалистов на интернациональном рынке труда.

Значительные изменения, происходящие в языковом образовании в связи с вхождением нашей страны в Совет Европы и согласованием образовательных стандартов России с общеевропейскими, подразумевают такие подходы к отбору содержания обучения и организации материала, которые способствовали бы формированию языковой и коммуникативной компетенции, расширению социокультурного пространства обучающихся [1]. Соответственно, можно говорить о том, что выпускник профессионально компетентен, если он владеет устной и письменной формой коммуникации на уровне, адекватном целям и задачам профессионального общения.

В толковых словарях современных европейских языков достаточно очевидна потенциальная однозначность трактовки обыденного смысла термина «коммуникация». Отечественная научная литература дает широкий спектр различных толкований содержания понятий и существа явления «коммуникация».

В современном педагогическом словаре под редакцией С.А. Днепрова понятие «коммуникация» рассматривается как передача того или иного содержания от одного сознания к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях»; «общение» – процесс установления и развития контактов между людьми; обмен информацией; восприятие и понимание другого человека; процесс, порождаемый потребностями в совместной деятельности; осуществление взаимодействия знаковыми средствами; взаимодействие, направленное на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера» [2].

Главное, что объединяет точки зрения, имеющиеся в науках по вопросу общения и коммуникации, состоит в указании на социальность как важнейшую характеристику этих явлений.

Проблеме организации и осуществления коммуникативного образования посвящен ряд диссертационных исследований российской педагогической науки, строящихся в основном, на базе теории педагогического общения (В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, В.С.Грехнев, А.А.Леонтьев, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский и др.).

Все более интенсивным становится поиск путей решения проблемы формирования коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности и коммуникативных умений специалистов отраслей, в которых, на первый взгляд, не требуется особых умений общения. По причине отсутствия специализированных курсов обучения коммуникации будущие специалисты вынуждены приобретать опыт профессионального общения, в основном, самостоятельно, в результате чего могут складываться неадекватные познавательные схемы, деформирующие коммуникативные взаимодействия. В такой связи возникает необходимость введения коммуникативного компонента в подготовку специалистов разного профиля, содержание которого должно определяться особенностями профессиональной деятельности.

В последние годы пристальное внимание исследователей привлекает проблема формирования профессионально-коммуникативной компетентности (И.И.Барахович, Л.А.Жумаева, Р.А.Белоусов, Г.К.Борозенец, А.Г.Измайлова, О.Ю.Искандрова, Л.В.Голикова, В.В.Охотникова и др.).

Проведенное исследование проблемы сущности понятия «профессионально-коммуникативная компетентность» и ее формирования позволяет полагать, что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное профессионально-коммуникативное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. В таком понимании профессионально-коммуникативная компетентность специалиста транспортной отрасли есть многокомпонентное интегративное качество, выраженное в профессиональных и лингвистических знаниях, коммуникативных умениях и способностях специалиста железнодорожного транспорта, применяемых в профессиональной деятельности как на родном, так и на иностранном языках (в условиях межкультурного профессионального взаимодействия) [3].

Диверсификация системы высшего образования, возникновение интегрированных образовательных систем «ссуз-вуз» реализующих многоуровневую подготовку и сетевое взаимодействие с зарубежными образовательными учреждениями и отраслевыми предприятиями на международном уровне, означает необходимость учета данных процессов в системе критериев оценки качества будущих специалистов, формирования их профессиональной компетентности, а также поиск современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.

Руководство транспортных университетских комплексов в настоящее время рассматривает иностранный язык как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки квалифицированного специалиста, способного эффективно функционировать в мультикультурной информационно-профессиональной среде.

В эпоху продвинутых интернет-технологий, государство и общество предъявляют специалисту любой области компетентностно-ориентированный заказ, требующий постоянного самообразования и высоких профессиональных интегративных качеств. На современном этапе возникают сетевые комьюнити, способствующие профессиональному росту и представляющие возможность их применения для образовательных целей. Резкое разделение этих понятий происходит в 19 веке в связи с изменениями в сфере технологий и права.

Комьюнити от англ. означает сообщество людей, объединённых общими интересами, целями, идеями. Единого определения того, что такое сообщество, не существует. Различные научные дисциплины формируют различные определения и подходы к изучению данного понятия. Так, по словам Дж. Дьюи [4, c. 165]: «Сообщество – это множество людей, общающихся между собой». С начала 17 века происходит постепенно расширение значения этого понятия и оно начинает обозначать не только людей объединенных географической близостью, но и людей имеющих что-то общее. Постепенно термин «сообщество» все более отгораживается по своему значению от слова «общество». В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество – это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели» [5, c. 754].

Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает людей, общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Люди пользуются его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Термин «Виртуальное сообщество» был введен Г. Рейнгольдом исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщества WELL в 1993 году в книге «Virtual Community». В этой книге Г. Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, чат.

Ученый Дж. Дьюи указывал на то, что функцию обучения содержат любые виды человеческих сообществ. Им были разработаны критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации того или иного сообщества. Также первые попытки анализа полезности средств коммуникации в педагогическом процессе в рамках учебного сообщества, приведены в работах французского педагога Селестина Френе. В рамках созданной этой корреспондентской сети школьники обменивались текстами и картинками. С. Френе рассматривал коммуникационные возможности данной сети как средства для выработки учеником своего собственного языка, при помощи которого он мог бы общаться с другими людьми. Причем сообщество обмена знаниями С. Френе основывалось не только на обмене сообщениями, но и на печатных документах — публикациях. Технические средства Френе рассматривал как новые возможности для самостоятельных исследований творчества в процессе учебы.

В развитии сетевого образования большое значение сыграла книга И. Иллича «Общество без школ», посвященная изучению содержания учебной среды. Иллич полагал, что в формировании такой среды необходимо определить, какие компоненты должны в ней присутствовать, чтобы процесс обучения проходил комфортно и эффективно. В главе «Учебная паутина» Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого комьюнити [6, c.100-151]. Он полагал, что для учебы необходимы следующие составляющие:

- учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы;

- примеры для подражания и система, которая поддерживает обмен навыками и умениями;

- партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке.

Кроме того, необходимо участие экспертов, оценивающих результаты учебной деятельности.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой – обмен опытом, знаниями и обсуждения с другими членами сообщества.

Для развивающего сетевого комьюнити характерны:

- создание и поддержка веб-сайта или страницы в социальных сетях, которые являются организующим “центром”, где размещается вся информация о целях, задачах, направлениях деятельности будущих профессионалов;

- значимая роль координатора или координирующего центра, инициирующего различные сетевые мероприятия;

- целенаправленное использование самых разных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до видеоконференций, организация обсуждений на форумах в режиме он-лайн, чат-сессиях в режиме единого времени, выпуски новостных рассылок или других материалов;

- проведение конкурсов проектов, олимпиад, конференций, организация консультаций, форумов с ведущими преподавателями и опытными специалистами;

- периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на поощрение;

- организация очных встреч, мероприятий на учебных занятиях, играющих немаловажную роль для активизации взаимодействия.

Одним из важнейших факторов является то, что участники сетевых комьюнити в процессе межкультурного диалога, методологически основанного на интегративно-контекстном подходе, имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессионально-коммуникативной компетентности.

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию, совершенствование их деятельности, адекватную ориентацию во всех сферах общественной жизни. Соответственно, сформированность профессионально-коммуникативной компетентности выступает показателем профессионализма специалиста.

В интегративно-контекстном обучении претерпевает изменение не только содержание изучаемых студентами учебных дисциплин. Преобразования касаются предметных и личностных компетенций, которые подлежат формированию в процессе обучения. Главным источником таких изменений является будущая профессиональная деятельность. Важным и ценным с этой точки зрения является то обстоятельство, что использование в процессе подготовки к профессиональной коммуникации посредством сетевого комьюнити соответствующих систем проблемных ситуаций выстраивается своеобразная «сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности» [7, c. 36].

При интегративно-контекстном обучении решается проблема междисциплинарных связей посредством совмещения в едином учебном процессе предметно-технологической (обеспечивается содержанием ряда спецдисциплин) и иноязычной речевой (обеспечивается содержанием учебной дисциплины «Иностранный язык») деятельности будущих специалистов, создаются предпосылки для трансформации учебной деятельности студентов в профессиональную деятельность.

Одно из основных положений, на которых базируется теория сетевого комьюнити, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно обеспечить участие новичка в реальной деятельности. Участвуя в этой деятельности, будущие специалисты осваивают новые знания в контексте данного профессионального сообщества. Учение происходит не столько через усвоение учебного курса, сколько через участие в совместной деятельности. Во многих случаях траектория личного роста участников внутри комьюнити может рассматриваться как процесс обучения.

Новые сервисы социального обеспечения намного упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. При этом общение между участниками сетевого комьюнити может происходить не в форме прямого высказывания, а в форме взаимного (коллективного, совместного) сетевого взаимодействия в учебных целях.

Это и есть не что иное, как пример обучения  и самообразовательной деятельности в течение всей жизни (Long-life Learning) будущих специалистов в межкультурном диалогическом пространстве, среды, формирующей профессионально-коммуникативную компетентность ее участников, развивающей их готовность к профессиональной коммуникации.


Библиографический список
  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.  М.: Академия, 2004. 336 с.
  2. Днепров С.А. Педагогика в терминах и понятиях: пособие – справочник для самообразования/ С.А.Днепров, В.М.Кадневский. Омск: ОмГУ, 2006. 191 с.
  3. Панченкова М.Ф. Теоретико-методологические аспекты языковой подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта //Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57807  (дата обращения: 01.09.2016).
  4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. — М.: Мир, 1915.- С.202.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наукИнститут русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  6. Иван Иллич. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир = Deschooling Society (1971). — М.: Просвещение, 2006. — 160 с.
  7. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С.36.


Все статьи автора «Панченкова Мария Федоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация