АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Метеж Виктория Дмитриевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса студентка 3 курса направления подготовки Экономика (Налоги и налогообложение)
Аннотация В статье даётся разъяснение понятия «налог», так же рассматриваются его сущность и функции для целей налогообложения. Анализируется динамика и структура поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2014-2015 годы, как во все уровни бюджета, так и в консолидированный бюджет Приморского края. Практическая значимость статьи связана с оценкой экономических изменений поступления налоговых платежей за анализируемые года, а также оценкой их влияния на будущие периоды.
ANALYSIS OF RECEIPT OF TAX PAYMENTS IN BUDGETARY SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION ON TERRITORY PRIMORYE
Metezh Victoria Dmitrievna Vladivostok State University Economics and Service 3nd year student the direction of preparation is Economy (Taxes and taxation)
Abstract In this article, the explanation of the concept "tax" is made, its essence and functions for the purposes of the taxation are also considered. Dynamics and structure of receipt of tax payments in the consolidated budget of the territorial subject of the Russian Federation for 2014-2015, both in all levels of the budget, and in the consolidated budget of Primorsky Krai is analyzed. The practical importance of article is connected with assessment of economic changes of receipt of tax payments for the analyzed years, and also assessment of their effect on future periods.
Библиографическая ссылка на статью:
Метеж В.Д. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71146 (дата обращения: 13.01.2021).
Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государственной политики. Само существование государства и реализация им своих функций и задач немыслимо без налогов[1].
Основной функций налогов была и остается фискальная — пополнение доходной части государственного бюджета. В самом деле, доля налоговых поступлений в доходах бюджета стабильно составляет 70-80 %.
Вторая немаловажная налоговая функция — контрольная. Посредством налогообложения государство контролирует доходы граждан и юридических лиц, их источники и направления расходования, тем самым решая общественные, всеобщие, задачи.
Помимо вышеназванных, в современном обществе все большее значение приобретают распределительная и регулирующая функции, позволяющие государству перераспределять доходы между отдельными категориями граждан, стимулировать развитие отдельных областей и видов деятельности и ограничивать другие.
Таким образом, налоги – достаточно гибкий и эффективный инструмент не только бюджетной, но и социальной политики. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей являются приоритетной задачей российских налоговых органов РФ.
Зависит они и от эффективности работы по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах инспекциями ФНС на территории Приморского края.
В таблицах 1 и 2 представлены данные о налоговых поступлениях во все уровни бюджета за 2014-2015 гг., а также на территории Приморского края. Данные в таблице 1 приведены на основе налоговой отчетности формы №1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ»[2].
Таблица 1 – Поступление налоговых платежей бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.
Показатели
2014 год млрд. руб.
2015 год млрд. руб.
в % к 2014г.
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации
12 670,2
13 788,3
108,8
в том числе:
в федеральный бюджет
6 214,6
6 880,5
110,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ
6 455,6
6 907,8
107,0
Поступления налогов и сборов по инспекциям на территории Приморского края в целом характеризуется некоторой нестабильностью. Так, за 2015 год наблюдался рост объема налоговых платежей на 1 118,1 млрд. руб. (8,8 %), по сравнению с 2014 годом. Общий объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году составил13 788,3 млрд. руб.
Рисунок 1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.
Федеральный бюджет, формирующийся плательщиками инспекции в течение всех двух лет остается дотационным — поступления этого уровня незначительно меньше, чем налоговые поступления в консолидированные бюджеты Приморского края.
Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составляет 49 % в 2014 году и 49.9 % в 2015 году. Отклонение за анализируемый период составляет 10,7 % к предыдущему году. Увеличение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по сравнению с 2014 годом составляет 7 %.
Далее проанализирована структура налоговых поступлений каждого уровня бюджетов РФ. Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы РФ за 2 года менялся мало, поэтому за основу анализа структуры налоговых платежей был взят 2014 год.
На формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС: именно за счет того, что по данному налогу возмещаются значительные суммы, весь бюджет в целом отказывается дотационным.
Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2014 году его доля в федеральном бюджете — 80,8 %.
Вторая по значимости для федерального бюджета — группа платежей за пользование природными ресурсами. Это водный налог, НДПИ, сборы ВБР: соответственно, 5,1 %, 4,9 % и 2,9 %.
Налог на прибыль сформировал 4,0 % налоговых поступлений.
В региональном бюджете более одной третьей поступлений — 36,8 % – составляет налог на доходы физических лиц.
Практически равен ему по значимости налог на имущество организаций. Его доля 34,4 %.
В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его доля — 81,2 % всех поступлений.
А вот один из самых массовых налогов — налог на имущество физических лиц — занимает совсем незначительное место в доходах бюджета Приморского края (всего 1,5 % поступлений). Основной причиной является то, что порядок оценки инвентаризационной стоимости объектов налогообложения устарел, а налог на имущество граждан исчисляется из вышеуказанной стоимости. Изменения этого положения следует ожидать после 2015 года – в связи с введением в действие главы 31 НК РФ до 2020 года будет осуществлен постепенный переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов, приближенной к рыночной, что должно дать дополнительные поступления в местные бюджеты.
Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2014-2015 гг. в разрезе налогов [3]
виды налогов
2014 год
2015 год
млрд. руб.
в % к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ
млрд. руб.
в % к объему поступлений в консолид. бюджеты субъектов РФ
Всего поступило доходов
6 455,60
100
6 907,80
100
из них:
Налог на прибыль
1 961,50
30,4
2 107,50
30,5
НДФЛ
2 679,50
41,5
2 806,50
40,6
Акцизы
478,1
7,4
486,5
7
Налог на имущество физических лиц
27,1
0,4
30,3
0,4
Налог на имущество организаций
634,6
9,8
712,4
10,3
Транспортный налог
117,5
1,8
140
2
Земельный налог
175,3
2,7
185,1
2,7
НДПИ
46,2
0,7
66,8
1
Остальные налоги и сборы
335,7
5,2
372,7
5,4
По данным таблица 2 можно наблюдать, что лидирующее место в бюджете Приморского края по сравнению с другими видами налогов и сборов занимает НДФЛ (41,5 % в 2014 году, 40,6 % – 2015 год), который, как и все остальные виды налогов, является рычагом экономического воздействия. Ведь именно с помощью НДФЛ обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, иными словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование собственного бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют минимальную социальную защищенность.
Основным преимуществом НДФЛ для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, потому что уклонение от его уплаты практически невозможно.
Второй по значимости – налог на прибыль: 30,5 % налоговых доходов. При этом незначительно увеличение поступлений по нему привело и к увеличению удельного веса этого налога в доходах бюджета в среднем на 0,1 процентных пунктов.
Большую роль в формировании налоговых доходов в 2015 году, как и в 2014 году, начали играть налог на имущество организаций: удельный вес налога, взимаемый на территории Приморского края, повысился до 10,3 %. При этом следует отметить, что налог на имущество физических лиц занимает намного меньшую долю — всего 0,4 %.
Обращает на себя внимание один из федеральных налогов – акциз, который также отличается стабильностью и положительной динамикой как в 2014 году (478,1 млрд. руб.), так и в 2015 году (486,5 млрд. руб.).
Прочие налоги и сборы образуют менее значительную часть налоговых доходов и, несмотря на колебания поступлений по ним, их доля остается практически неизменной. Так, например, транспортный налог занимает 2 % общего объема поступлений консолидированного бюджета, земельный налог — 2,7 %, НДПИ – менее 1 %.
Все вышеуказанные изменения можно объяснить спецификой социально-экономического состояния подведомственных муниципальных образований на территории Приморского края.
Таким образом, налоговые поступления в 2015 году увеличились в среднем 7 % по сравнению с 2014 годом. Исходя из вышесказанного, можно заметить увеличение доходов не только Приморского края, но и Российской Федерации в целом.
Не смотря на положительные показатели администрируемых ФНС доходов, дефицит регионального бюджета на 2016 год составляет 6% от расходов, что говорит о необходимости увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта путем повышения эффективности налогового контроля инспекциями ФНС на территории Приморского края.
Библиографический список
Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата: учебник для студентов вузов / [авт.: А. А. Агапова, М. В. Белецкий, О. В. Белянская и др.] ; под ред.: Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плаханова. – М. : Юрайт, 2014. – 503 с.
Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика.// Официальный сайт налоговых органов РФ. URL: : https://www.nalog.ru/rn25/