УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МАТЕРЕЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СВОЕГО РЕБЕНКА

Байкалова Анна Александровна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Аннотация
Подростковая беременность это следствие не только влияния друзей и среды. Большая ответственность на формирование личности ложится на матерей. Рассмотрены психологические типологии матерей в целом, а также одиноких матерей в частности.

Ключевые слова: материнство, подростковая беременность, типология материнства, типология одиноких матерей


PSYCHOLOGICAL TYPES OF MOTHERS AND THEIR ROLE IN SHAPING THE PERSONALITY OF YOUR CHILD

Baikalova Anna Aleksandrovna
Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafiev

Abstract
Teenage pregnancy is a consequence not only of the influence of friends and environment. Big responsibility on the formation of personality falls to mothers. The psychological typology of mothers in General and single mothers in particular.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Байкалова А.А. Психологические типы матерей и их роль в формировании личности своего ребенка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/70833 (дата обращения: 21.11.2016).

Современное общество переживает кризис не только социально-экономический, политический, но ценностно-нравственный. Жизненные установки дестабилизированы. Приоритеты расставляются не в сторону духовных ценностей, а в пользу материальной стабильности.

Научно-технический прогресс, который идет семимильными шагами по миру и цель его упрощение жизненной рутины человека, оказывает влияние как на общество в целом, так и на женщин в частности. Многие традиции утрачиваются, стереотипы уходят в небытие. Крах старых моделей взаимоотношений в семье, поиск современных ценностных ориентиров находит отклик в формировании не только личности подростка, но и в формировании его социальных ролей. Особенно актуально это для девушек-подростков. Ведь девушка это будущая мать, это здоровое поколение и, как следствие, здоровое будущее.

Подростковый возраст для девушки уже, по сути, является кризисным, но и этот непростой период можно усложнить. Девушка должна всего лишь забеременеть и стать матерью.

Исторически подростковая беременность не всегда была социальной проблемой. Вплоть до 18-19 веков средняя продолжительность жизни составляла примерно 40 лет, что вполне объяснимо высоким количеством сражений, низким медицинским обслуживанием, низким уровнем жизни. Поэтому девушки выходили замуж в 14-16 лет, чтобы успеть родить и воспитать детей. Однако очень многие девушки во время вынашивания беременности или тяжелого родоразрешения умирали. Но даже в столь юном возрасте девушка психологически была готова к замужеству, рождению детей и их воспитанию.

Испокон веку женщине в быту отводилась весомая роль, она была хранительницей очага, она воспитывала детей и передавала традиции домоводства дочерям, а мужчине отводилась роль добытчика. В 21 веке ценностные ориентации получили новые векторы: феминизм достиг пика. Женщины владеют рядом мужских профессий, служат в армии, водят самолеты и т.д. Однако оборотной медалью такого прогресса  общество получило снижение женского участия в семье, в воспитании детей. Все чаще женщины-матери  перекладывают ответственность за воспитание своих детей на учебные заведения. Другое негативное последствие феминизма это частота разводов, частота девиантной беременности, увеличение числа матерей-одиночек.

Воспитать девочку в 21 веке одна из сложнейших задач. Перед родителями и педагогами возникает дилемма:  на что ориентировать девочку. Формировать ли в ней женственность, нежность и мягкость, чтобы девушка была отзывчивой и внимательной к своим детям  матерью. И тут же возникает вопрос профессионального роста. Ведь современный рынок труда приветствует напористых, коммуникабельных девушек с задатками лидера.

Современная социализация в социальных сетях, интернет, средства массовой информации пропагандируют половые отношения и маргинальность общественной среды.

А. Болдин выделил два стиля воспитания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль воспитания подразумевает под собой высокий уровень вербального общения между родителями и детьми. Члены семьи включены в семейные успехи и проблемы. Родители нацелены на успешность своих детей и всегда готовы прийти на помощь.

Контролирующий стиль предполагает ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий. К ребенку зачастую с малого возраста предъявляются жесткие требования, которые в дальнейшем принимаются ребенком как должное, справедливое и обоснованное.

            Однако в воспитании детей огромную роль играют матери. В психологии выделяю пять типов матерей.

  • Мать-призрак это отсутствующая мать. Она закрыта от своего ребенка. Ребенок не чувствует ни любви, ни заботы. Мать не демонстрирует пример детско-родительских взаимоотношений. Ребенок не учиться от своей матери открытости и близости с другим человеком.
  • Мать – фарфоровая кукла не готова сама быть взрослой, не то, чтобы воспитывать детей. Проблемы, эмоции, неприятности ее ребенка погружают саму маму в уныние, страх, панику. Однако эти негативные эмоции не мешают ей любить своего ребенка, но и нести ответственность за него она не в состоянии. Она не умеет устанавливать границы, контролировать себя и свое окружение.
  • Властная мать это мать, которая устанавливает тотальный контроль за своим ребенком. Она не приветствует в своем чаде самостоятельности, самоидентификации и ответственности.
  • Мать — «Охотница за скальпами» желает воспитать абсолютно идеального ребенка. Она не допускает проявления слабости, стыда, чувства вины у своего ребенка. У такой матери ребенок это ее личное создание, которым она гордится, причем мнение ребенка ею никогда не учитывается.
  • Мать — «Босс» подрывает способность ребенка стать независимым, нормально функционирующим взрослым человеком. Такая мать воздвигает себя в ранг авторитета в семье, где ребенок должен ей подчиняться. Мать устанавливает дома правила проживания и требует четкого выполнения ею поставленных границ и рамок.

Исследования, проводимые в КТПС, в котором приняли участие 40 девушек, выявили, что 49% из них проживают в неполной семье и воспитываются только мамами. 64% опрошенных ответили, что существует масса ограничений в поведении. Однако, если возникает сложная ситуация или необходима помощь, девушки в 80% случаях обращаются за помощью к родителям. Причем, никто из опрошенных девушек не ответил, что готовы за помощью обратиться к преподавателям. Что касается личной жизни девушек, то 58% из опрошенных признались, что у них есть молодой человек, однако они не считают эти отношения стабильными и постоянными. А первая половая близость в возрасте с 16-18 лет наступила у 26 девушек, и большинство из них это девушки, которые воспитываются только мамой.

Исследования показали, что большинство девушек, которые вступают в ранние половые отношения, воспитываются только мамами. Следовательно, необходимо понять, чем мотивированы одинокие мамы в процессе воспитания детей.

Мягкова М.А. в научной статье «Психологические типы одиноких матерей» выделила три типа матерей-одиночек:

  • Позитивная мать высоко оценивает свои личные качества родителя, не испытывает негативных эмоций к отцу ребенка. Ребенок же ею принимается как должное со всеми положительными и отрицательными сторонами. Для них воспитание ребенка является одной из главных целей в жизни.
  • Сознательная мать обладает высокой степенью понимания своего положения и ценностью семейных ценностей. Такая мама с рождения планировала создание семьи и рождение ребенка. Отношение к материнству позитивно. У нее развито представление о родительской любви, способах и возможностях ее проявления.
  • Традиционная мать воспитывает своего ребенка исходя из общепринятых норм и правил воспитания. Такая мать не обладает четко сформированным представлением о материнской любви, о формах ее проявления, о запретах для ребенка. Как себя, так и отца ребенка, такая мать воспринимает негативно. Существующие запреты ребенок легко нарушает, зная, что отчитываться перед мамой все равно не придется, поскольку ему фактически все позволено.

Следовательно мама, воспитывающаяя свою дочь одна, не может в комплексе сформировать представление о полноценных семейных отношениях и трудностях, которые могут возникнуть в период половых взаимоотношений.

Подводя итог можно сказать, что воспитание девочки-подростка ответственное мероприятие, требующее комплексного подхода как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Для того, чтобы снизить подростковую беременность надо донести до девушки, что материнство это самопожертвование. Женщина приносит в жертву здоровье, образование, карьеру, личное время и интересы. Для того, чтобы понимать, что рискует потерять молодая девушка, вступая в половые отношения, она должна иметь представление об ответственности, а чтобы добиться успеха в этом направлении, необходимо найти средства для формирования этой самой материнской ответственности.


Библиографический список
  1. Г. Клауд и Дж. Таунсенд. «Фактор матери». -Христианское издательство «Триада», 2007
  2. Г.Г. Филиппова. «Психология материнства. Учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-tipy-odinokih-materey#ixzz4IbFcoKjq


Все статьи автора «Байкалова Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация