УДК 330.341

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Борщёва Наталья Леонидовна
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
Одним из важнейших стратегических приоритетов социально-экономического развития России является формирование национальной инновационной системы. Возрастающая роль инновационной модели развития экономики обусловливает не только совершенствование национального уровня законодательства, регулирующего вопросы инновационной инфраструктуры и, в частности, правового статуса технопарков как одного из ее важных элементов, но и активное многостороннее международное сотрудничество в этой сфере.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система, технопарк


INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ORGANIZATION AND INNOVATION MANAGEMENT

Borscheva Natalya Leonidovna
First Moscow State Medical University I.M. Sechenov
PhD, associate professor of economy and management department

Abstract
One of the key strategic priorities of socio-economic development of Russia is the formation of the national innovation system. The increasing role of innovative development model of economy has resulted in not only improvement of national legislation regulating issues of innovation infrastructure and, in particular, the legal status of technoparks, as one of its important elements, but active and multilateral international cooperation in this field.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борщёва Н.Л. Международный опыт организации и управления инновационной деятельностью // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/66304 (дата обращения: 19.11.2016).

Одним из важнейших стратегических приоритетов социально-экономического развития России является формирование национальной инновационной системы. Как и в большинстве развитых стран, в нашей стране идет активный поиск эффективного подхода, который бы опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков, характера конкуренции на них. Формирование национальной инновационной системы России должно происходить с учетом реального состояния экономики и инновационной сферы в нашей стране, ее сильных и слабых сторон, выбранных ориентиров. Известно, что состояние инновационной сферы Российской Федерации в настоящее время не соответствует инновационному потенциалу нашей страны, что, в свою очередь, подчеркивает необходимость поиска более эффективного подхода к государственному управлению инновационной сферой. В течение последнего десятилетия предпринято немало попыток усовершенствовать организационную и нормативную базу разработки и реализации государственной инновационной политики; при этом важной составляющей государственной инновационной политики являются инициативы по развитию инновационной инфраструктуры.

Государственная политика в области создания и функционирования образовательных организаций высшего образования неразрывно связана с государственной инновационной политикой и является ее составной частью, в связи с чем она не может формироваться изолированно, без учета заявленных целей и установленных ориентиров государственной инновационной политики. Она должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций; обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов и местного самоуправления; венчурное финансирование; поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций; развитие системы технопарков и бизнес-инкубаторов.

На современном этапе одной из основных проблем, требующих решения, является преодоление тенденции технологического отставания российской экономики, что невозможно без проведения продуманной, четкой и последовательной государственной политики.

Создание и развитие технопарков – это один из способов организации взаимодействия научной и предпринимательской среды. Технопарки как инструмент инновационной политики обеспечивают соединение, с одной стороны, предложения результатов научной деятельности и, с другой стороны, спроса на технологии, возможностей финансового сектора и потребностей региональной экономики. Создание технопарков в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Необходимость развития технопарков очевидна. Это обусловлено несколькими причинами:

- необходимостью формирования благоприятных условий для коммерциализации знаний и результатов научных исследований, в том числе преодоления негативных последствий недостаточного финансирования как научно-исследовательских институтов, так и осуществляющих научные исследования высших учебных заведений;

- потребностью в концентрации перспективных субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства для координации их деятельности, и оказания поддержки на всех этапах инновационного цикла;

- необходимостью повышения конкурентоспособности продукции и, соответственно, потребностью промышленных предприятий в создании инновационного продукта научными организациями и высшими учебными заведениями.

Развитие сети технопарков должно быть ориентировано на решение следующих задач:

- создание эффективного механизма реализации государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне, направленной на поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем формирования инновационной инфраструктуры;

- создание условий для стимулирования научной деятельности и инновационной деятельности;

- создание механизма реализации результатов научных исследований;

- формирование системы доведения инноваций до промышленного производства;

- обеспечение роста инвестиционной активности (в том числе привлечение иностранных инвестиций);

- ускорение внедрения новых знаний, образование наукоемких и высокотехнологичных производств;

- создание условий для интеграции субъектов инновационной деятельности.

Развитие инфраструктуры инновационной деятельности позволяет повысить инновационную активность предпринимательского сектора, расширить экспортные возможности малого и среднего инновационного предпринимательства, повысить жизнеспособность малых предприятий, создать и укрепить кооперационные связи, в том числе межрегиональные и международные.

Имеющаяся инфраструктура инновационной деятельности является недостаточной и в количественном, и в качественном отношении. К одной из причин следует отнести несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, которая не позволяет эффективно оказывать государственную поддержку развитию инновационной инфраструктуры. Чтобы обеспечить системность мер государственной поддержки создания и деятельности инновационной инфраструктуры, целесообразно сформировать концепцию использования инструментов инвестиционной политики в целях стимулирования инновационной деятельности (предоставления налоговых льгот, налоговых кредитов, гарантий, бюджетных кредитов, отсрочек по уплате налогов и арендных платежей; использования земли, объектов инфраструктуры и иной государственной собственности или муниципальной собственности; создания залоговых, страховых, венчурных фондов).

Новые структуры создания объектов инновационной инфраструктуры в нашей стране рассматриваются чаще всего виде технопарков. Если в большинстве стран развитие бизнес-инкубаторов, технологических (научных, исследовательских) парков, технополисов (наукоградов) шло именно в такой логической последовательности – от наиболее простых форм к более сложным и комплексным, то в России наблюдается обратная очередность. Еще в советское время было создано немало технополисов, научных городков (часть из которых после принятия Федерального закона от 07.04.1999 Г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» получили этот статус), ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований)[1]. В 90-х годах прошлого века стали активно создаваться технопарки, и только в последние годы в рамках государственной инновационной политики стали уделять внимание развитию самой элементарной формы – бизнес-инкубаторов.

Отсутствие общепринятой методологической основы, неразвитость понятийного аппарата часто приводят к разногласиям и недопониманию (смешение понятия «технопарки» с другими формами инновационной инфраструктуры, такими как бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и др.), что, в свою очередь, осложняет правоприменительную практику.

Можно привести множество определений, используемых в сфере инноваций и указанных в специальной научной литературе, в различных нормативных правовых актах федерального уровня. Однако, в настоящее время отсутствует законодательное определение ряда новых структур, создаваемых в сфере инноваций, в связи с чем представляется целесообразным использовать специальную научную литературу.

К основным формам организационных структур, обеспечивающим эффективное взаимодействие между наукой и производством, принято относить технополисы, наукограды, технологические и научные парки, научные и бизнес-инкубаторы. Данные образования, заимствованные из практики промышленно развитых стран, призваны гармонизировать отношения между академической наукой, государством и промышленными центрами. Наиболее мощными по возможностям мобилизации материальных и финансовых средств являются технополисы. Они представляют собой целые административные образования, в состав которых могут входить несколько технопарков и парков инкубаторного типа. В России по типу технополиса создавались, например, Зеленоград, Обнинск.

Научные и технологические парки рассматриваются в литературе как структуры более мелкого масштаба по сравнению с технополисами. Они, как правило, создаются на базе одного или нескольких ООВО с привлечением отдельных предприятий. Примером может служить технопарк «Новосибирск».

Научные инкубаторы, или парки инкубаторного типа, в большей степени нацелены на активизацию инновационной и предпринимательской деятельности. Это многофункциональные комплексы, предоставляющие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля получают эти услуги, арендуя одновременно помещения инкубатора. По истечении срока аренды фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Территориальные образования научного или высокотехнологического профиля, проявляющие экономическую активность посредством создания и коммерциализации новых знаний, технологий, продуктов, получили названия технополисов, высокотехнологических центров, научных городков, технопарков. Всем им присуща инновационная направленность, формирующая новое качество взаимодействия науки, техники и производства. Их развитие воздействует на укрепление и расширение кооперативных связей с предприятиями, расположенными не только на территории научно-производственных объединений, но и за их пределами. Сохраняя общие черты, в различных странах подобные формирования обогащаются национальной спецификой.

Научно-производственный комплекс (НПК) – территория, охватывающая одну или несколько административно-территориальных единиц (округов, районов), в экономике которых главную роль играют региональные формы интеграции и производства, исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, основывающиеся на применении этих новых технологий. Региональный комплекс обладает развитой информационной инфраструктурой.

В составе НПК в основном формируются два типа структур: это технополисы и различные научно-технические парки.

Под научным парком в литературе понимается образование, связанное с университетом или другим высшим учебным заведением, главная цель которого состоит в стимулировании передачи новых технологий из академических учреждений в промышленность.

Выделяют несколько основных типов парков:

1) инновационный центр, т.е. экономическая структура небольшого размера, характерная преимущественно для малого предприятия, что отличает его от научного парка, который представляет собой достаточно большую территорию, пригодную для размещения наукоемких фирм разных размеров и стадий развития, обеспечивающая развертывание производств в основном на научно-технических разработках регионального исследовательского центра;

2) исследовательский парк, где в отличие от научного парка научно-исследовательские новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

3) технопарки – оптимально организованные научно-промышленные зоны, где осуществляется сотрудничество и обмен идеями и информацией между предприятиями и научными организациями в целях внедрения инноваций. Термин «технологический парк», как правило, употребляется для обозначения родового понятия и включает несколько видов парков, отличающихся друг от друга ориентацией, соотношением между исследовательскими и производственными функциями, объемом научно-технических услуг:

- промышленный парк – объединение фирм, основанное на совместном использовании земельного участка, производственных и служебных помещений;

- грюндерский центр – промышленный парк, предназначенный для новых предприятий в области обрабатывающей промышленности;

- технологический центр – грюндерский центр, где концентрируются предприятия обрабатывающей промышленности, ориентирующиеся на высокие технологии, освоение которых связано с крупными затратами и риском.

Технополисом обычно называют город, в экономике которого главная роль принадлежит научно-техническим паркам, исследовательским центрам по разработке новых технологий и производствам, использующим эти технологии.

Инкубаторы (бизнес-инкубаторы). Они предоставляют помещения и оборудование для новых предприятий, а также информацию и услуги, помощь в обучении кадров. Как правило, администрация инкубатора предоставляет помещение по цене значительно ниже рыночной, а также бесплатные или льготные советы по управлению, маркетингу, учету, налогообложению, финансированию, услуги общего назначения (секретариат, телекс, копировальный центр) и др.

Администрация постепенно уменьшает льготы, побуждая предприятия покидать «гнезда» через 3 – 5 лет. Таким образом, инкубаторы специализируются на создании новых малых фирм, действующих в сфере высоких технологий, в частности на базе изобретений, сделанных в местных университетах или технических организаций высшего образования.

Технопарки и технополисы зачастую рассматриваются в литературе как территориальные формы комплексной поддержки инновационных предприятий, интеграции науки и производства. Это системы, способствующие рождению и выращиванию инновационных организаций.

К технопаркам по направленности деятельности близка такая организационная форма содействия инновациям, как наукограды. Одним из первых актов о наукоградах стал президентский Указ от 07.11.1997 № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий»[2]. В этом документе была признана необходимость государственной поддержки муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами, осуществляющими научную и научно-инновационную деятельность, экспериментальные разработки и подготовку кадров по приоритетным для государства направлениям. Кроме того, Правительству Российской Федерации  поручалось совместно с органами государственной власти субъектов Федерации определить общий порядок отнесения муниципальных образований к наукоградам, а также обосновать формы их господдержки, направленной на сохранение и развитие научно-технического потенциала.

Таким образом, возрастающая роль инновационной модели развития экономики обусловливает совершенствование национального уровня законодательства, регулирующего вопросы инновационной инфраструктуры и, в частности, правового статуса технопарков как одного из ее элементов.

Возрастающая роль инновационной модели развития экономики обусловливает не только совершенствование национального уровня законодательства, регулирующего вопросы инновационной инфраструктуры и, в частности, правового статуса технопарков как одного из ее элементов, но и активное многостороннее международное сотрудничество в этой сфере.

В условиях глобализации мировой экономики международное научно-техническое сотрудничество становится одним из требований современного регулирования. Особенность развития экономики государства, особенности правовой системы, готовность применять единообразные механизмы регулирования научно-технической деятельности, цели и принципы создания инновационной инфраструктуры в стране обусловливают различные формы подобного сотрудничества. Отсюда следует, что, «чтобы правильно выбрать форму сотрудничества, необходимо ставить четкие цели, понимать способы их достижения, знать правовую среду страны партнера».

Международное сотрудничество в сфере создания и функционирования технопарков, безусловно, должно осуществляться при неуклонном соблюдении международных правовых норм и общепризнанных принципов международного права, а также учитывать интересы сторон, являющихся сторонами международного сотрудничества.

Статья 16 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[3] закрепляет, что Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, деятельности технопарков, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников научных и иных организаций.

Одним из основных прав субъектов научной и научно-технической деятельности в сфере международного сотрудничества, как следует из указанной статьи Федерального закона, является право вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, а также право на участие в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств.

Из этого следует, что совместные проекты в области инноваций могут стать наиболее распространенной формой международного сотрудничества. Развитию международного сотрудничества в этой области способствует и возложенная на органы государственной власти обязанность по созданию необходимых условий для такого сотрудничества путем заключения международных соглашений.

Таким образом, международное сотрудничество в сфере создания и деятельности технопарков может осуществляться посредством:

а) заключения межгосударственных соглашений, предусматривающих не только цели, направления и принципы политики государств в инновационной области в целом и в области создания и деятельности технопарков в частности, но и устанавливающих непосредственно порядок создания и деятельности совместных инновационных институтов;

б) установления правовых основ создания инновационной инфраструктуры и отдельных ее элементов на уровне интеграционных образований.

Вопросы создания и деятельности технопарков становятся предметом многочисленных межгосударственных соглашений, при этом устанавливаются различные варианты такого сотрудничества. Так, Декларацией о содействии развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея (Сеул, 28 сентября 1995 года) предусмотрено создание корейского технопарка в Находкинской свободной экономической зоне. Принимая рассматриваемую Декларацию, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Корея исходили из того факта, что научно-техническое сотрудничество занимает важное место в связях между двумя странами. Поэтому они намерены и впредь развивать сотрудничество в области фундаментальных и прикладных исследований при активном содействии государства и при соблюдении соответствующих национальных законов и правил, в том числе с учетом возможностей промышленного внедрения их результатов.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области науки и техники (Хельсинки, 11 июля 1992 года) предусмотрено, что сотрудничество в рамках Соглашения может осуществляться в форме научной работы в научно-исследовательских учреждениях, образовательной организации высшего образования, технопарках, архивах, библиотеках и музеях другой Стороны. Статьей 2 Соглашения определены и сферы сотрудничества: а) фундаментальные и прикладные исследования в области естественных наук; б) исследования в области технических наук и развития технологий; в) исследования в области гуманитарных и общественных наук. Обратим внимание, что согласно данному Соглашению Стороны договорились взаимно использовать национальные технопарки для совместных исследований и продвижения в производство результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Аналогично решен вопрос и в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 11 января 1993 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 25 мая 1993 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о научно-техническом сотрудничестве (Тбилиси, 3 февраля 1994 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве (Ташкент, 27 июля 1995 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Азербайджан о научно-техническом сотрудничестве (Баку, 7 октября 1995 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 27 февраля 1996 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 27 августа 1996 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 8 октября 1996 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 25 ноября 1996 года), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о научно-техническом сотрудничестве (Бишкек, 10 октября 1997 года).

В ряде других двусторонних международных актов предусмотрены и другие формы сотрудничества в научно-технической сфере, в том числе при решении вопросов создания и деятельности технопарков. Так, в Меморандуме о дальнейшем развитии и расширении сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (Ташкент, 27 июля 1995 года) выражена готовность формировать на своих территориях совместные технополисы и технопарки с целью дальнейшей диверсификации экономической деятельности, территориальной интеграции науки и производства, создавать межотраслевые научно-технологические комплексы. Согласно п. 7 Меморандума Стороны будут содействовать проведению совместных исследований и разработок в важнейших областях науки и техники, подготовке предложений по эффективному использованию научного потенциала и защите интеллектуальной собственности.

В 2012 году был заключен ряд соглашений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией, предметом которых стало партнерство в области науки, технологий и инноваций в рамках договоренности о создании технологического альянса. Такое партнерство предусматривает:

- во-первых, выработку плана совместных действий по сотрудничеству в таких сферах, как нанотехнологии, биотехнологии, медицина и информационно-коммуникационные технологии;

- во-вторых, активизацию сотрудничества между технологическими парками, инновационными центрами и институтами, опираясь на возможности инновационного центра «Сколково» в России, и бразильскими технологическими парками в первую очередь в таких областях, как энергетика, нанотехнологии, аэрокосмический сектор, биомедицина и здравоохранение.

Лидеры двух стран отметили развитие инноваций как ключевую цель двусторонних инициатив в области науки и технологии и подчеркнули важность вовлечения технологических парков, бизнес-инкубаторов, а также малых и средних предприятий в данный процесс. Президенты двух стран приветствовали создание в России инновационного центра «Сколково», чья деятельность в области биомедицины, энергетики, информационных технологий и коммуникаций, а также в сфере ядерной энергетики и космоса представляет интерес для обеих стран. В связи с этим было принято решение о проведении в 2013 году встречи между представителями бразильских предприятий по продвижению и развитию инноваций и технологических парков с их российскими коллегами, особенно из центра «Сколково».

Меморандумом о принятии Программы действий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства экономики, торговли и промышленности Японии по расширению российско-японского торгово-инвестиционного сотрудничества (Токио, 28 февраля 2007 года) предусмотрены консультации по возможностям использования японского опыта при создании технопарков. Данные консультации проводятся в целях стимулирования сотрудничества в высокотехнологичных областях и включают вопросы относительно условий и форм содействия участию японских высокотехнологичных компаний в проектах, осуществляемых на территории особых экономических зон в Российской Федерации.

Приоритет развития стратегического партнерства в торговой экономической и, что особенно важно в свете рассматриваемой темы, в научно-технической областях указан в Среднесрочной программе торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2012 – 2015 годы, принятой в г. Стамбуле 3 декабря 2012. Развитие сотрудничества в научно-технической сфере согласно указанной Программе осуществляется путем финансирования совместных проектов, при этом приоритетными являются высокотехнологичные сферы. Важно отметить, что Российская Федерация и Турецкая Республика выразили намерение приложить усилия для развития межрегионального сотрудничества при участии предпринимателей двух стран с целью реализации возможностей для взаимодействия и инвестиций в отдельных регионах и секторах экономики. В частности, было предусмотрено поощрение инвестиций в технопарк «Родники» в Ивановской области.

Наиболее активное сотрудничество в области создания технопарков для развития инновационного потенциала наблюдается между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Китай, как ни одно из государств мирового сообщества, стремится совершить качественный скачок в научно-технической сфере и за счет этого выйти в экономические и политические лидеры.

Меморандумом о взаимопонимании между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерством науки и техники Китайской Народной Республики по сотрудничеству в области инновационной деятельности (подписан в г. Пекине 3 ноября 2000 года) предусмотрены поддержка и развитие деятельности существующих и будущих российско-китайских центров наукоемких технологий, оказание содействия в сфере создания и функционирования совместных инновационных структур, таких как консорциумы, зоны и базы промышленного освоения новых и высоких технологий, технопарки, технологические инкубаторы (ст. 2 Меморандума). При этом концентрация усилий инновационных структур, как отмечается в Меморандуме, должна быть направлена на решение следующих задач.

1 Создание условий для совместной разработки научно-технических проектов, их коммерциализации, продвижения на рынки государств Сторон и третьих стран.

2. Содействие в трансфере наукоемких технологий.

3. Создание условий для организации обучения и подготовки научных кадров, обмена учеными и специалистами, проведения выставок научно-технических достижений.

4. Другие задачи, которые могут стать актуальными в процессе расширения материально-технической основы и потенциальных возможностей создаваемых инновационных структур в дальнейшем.

Российская Федерация является членом нескольких интеграционных образований, наиболее динамично развивающимися из которых являются Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Таможенный союз, в состав которого входят Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Цель указанных интеграционных объединений состоит в эффективном продвижении Договаривающимися Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, что позволит не только объединить рынки обращения продукции, рабочей силы и т.д., но и создать гармонизированное национальное и наднациональное правовое регулирование. Значимость указанных интеграционных образований для Российской Федерации подчеркивается во многих программных документах, включая Концепцию внешней политики Российской Федерации[4]. и Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[5]

Анализ документов ЕврАзЭС показал, что на сегодняшний день оно активно вовлечено в процесс совершенствования правовых механизмов, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности: ведется разработка Основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности, которые представляют собой новый вид международно-правовых актов, отличающийся от модельных законов, широко применяемых в практике СНГ.

Гармонизация законодательства в определенных сферах является одним из важнейших направлений деятельности каждого межгосударственного интеграционного объединения, созданного на постсоветском пространстве. Не является исключением и инновационная сфера. Так, Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС принята Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности технопарков, которые устанавливают общие начала правового регулирования в сфере инновационной деятельности.

Разработка Основ законодательства ЕврАзЭС в сфере инновационной деятельности имеет целью:

- обеспечить условия для эффективного использования в каждом государстве интеллектуального и научно-технического потенциала, повышения доли высокотехнологичной конкурентоспособной продукции в структуре производства;

- обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов стран Сообщества;

- сформировать законодательные условия для развития инноваций;

- создать правовые условия для унификации и гармонизации законодательств государств ЕврАзЭС в сфере инновационной деятельности;

- создать необходимые условия регулирования инновационной деятельности в государствах – членах ЕврАзЭС, отвечающие требованиям Всемирной торговой организации.

Как указывается в Концепции, в Основах законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности представляется целесообразным закрепить общие принципы построения и реализации инновационной системы. Это положение представляется важным как для системного изложения правовых норм, так и для последующей реализации таких принципов в национальных законодательствах с целью их гармонизации.

В условиях рыночной экономики, подчеркивается в Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности, весьма важной является интеграция науки и производства, позволяющая организационно объединить проведение работ полного цикла инновационного процесса от фундаментальных исследований до стадии промышленного использования. Взаимодействие между научными организациями, производственными предприятиями и инвестиционными финансовыми структурами может быть обеспечено путем создания инфраструктуры инновационной деятельности – центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, фондов стартового финансирования, венчурных, гарантийных и страховых фондов, технико-внедренческих экономических зон, технологических инкубаторов и т.п.

Из этого следует, что субъекты инновационной инфраструктуры, коими являются по смыслу Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности и технопарки, будут представлять собой центры коммерциализации технологий, которые должны обеспечивать поиск инвесторов, заинтересованных во вложении средств в технологические разработки, в приобретении и освоении полученного интеллектуального продукта; предоставление консалтинговых услуг (технологический аудит, маркетинг, исследование рынка инновационной продукции и т.д.), патентно-правовое сопровождение и т.п.

Концепцией Основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности предусмотрены и виды государственной поддержки субъектов инновационной инфраструктуры:

- применение системы адресных налоговых льгот, направленных на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;

- безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для мелкого и среднего бизнеса;

- льготное кредитование научных разработок, созданных на малых предприятиях, и долевое финансирование крупных проектов.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 11.12.2009 № 475  утверждена Концепция создания Евразийской инновационной системы[6], которая закрепляет, что основа интеграции должна быть ориентирована на более эффективное использование ресурсного, инвестиционного, научно-технического, инновационного и образовательного потенциала, определяющего уровень достижений в области научных исследований, опытно-экспериментальных разработок, иных видов деятельности, связанных с развитием технологий.

Основные проблемы развития инновационной деятельности в государствах – членах ЕврАзЭС, как указывается в Концепции, связаны с отсутствием эффективных механизмов реализации приоритетов инновационной политики, недостаточностью финансовых средств, необходимых для осуществления технологической модернизации производства, проведения перспективных научных исследований и разработок.

В качестве целей формирования Евразийской инновационной системы Концепцией определено:

- повышение конкурентоспособности государств – членов ЕврАзЭС в международном разделении труда за счет расширения возможностей национальных инновационных систем на основе интеграции научно-технического и промышленно-технологического потенциала государств – членов ЕврАзЭС,

- развитие кооперации в инновационной сфере, ориентированной на создание совместных конкурентоспособных высокотехнологичных производств.

Создание Евразийской инновационной системы должно обеспечивать условия перехода к устойчивому развитию Евразийского экономического сообщества на основе интеграции научно-технического, инновационного и производственного потенциала государств – членов ЕврАзЭС.

Основными принципами, лежащими в основе создания Евразийской инновационной системы, являются:

- обеспечение необходимых условий и мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, включая меры поддержки и стимулирования малого и среднего инновационного бизнеса;

- создание условий для развития инновационного предпринимательства, возможность равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к участию на конкурсной основе в разработке и реализации инновационных проектов;

- информационная прозрачность в инновационной сфере, предполагающая наличие необходимых сведений для частных инвесторов об условиях вложения капитала в создание высокотехнологичных производств;

- открытость информации о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности государств – членов ЕврАзЭС;

- соблюдение требований международной системы качества и экологической безопасности, технических регламентов, норм, правил и стандартов, установленных для разработки и реализации инновационных проектов, условий предпринимательской этики и добросовестной конкуренции.

Для этих целей решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС создан Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества.

Предполагается, что составляющими элементами инфраструктуры Евразийской инновационной системы должны стать: Ассоциация национальных исследовательских центров, Евразийская ассоциация исследовательских университетов, Евразийский деловой совет, Евразийская ассоциация инвестиционных и венчурных фондов, Евразийская патентная организация, Евразийская технологическая палата, Евразийская ассоциация национальных центров научно-технической информации, Евразийский инновационный союз, Евразийская ассоциация технопарков, Евразийский центр трансфера технологий, а также инфраструктурные элементы, обеспечивающие в рамках Евразийской инновационной системы соответствующие интеграционные взаимодействия. В процессе формирования инфраструктуры Евразийской инновационной системы предусматривается также создание и развитие региональных и межрегиональных инновационных центров в сфере высоких технологий, а также технопарков, технико-внедренческих зон, территорий инновационного развития, которые будут обеспечивать взаимодействие и поддержку инновационной деятельности.

Таким образом, на межгосударственном уровне создание объектов инновационной системы рассматриваются как обязательный элемент инновационной инфраструктуры, который позволяет развивать ведущие направления промышленности за счет внедрения и генерации новых технологий. Как видно из приведенных соглашений и иных международных правовых документов, технопарки в большинстве случаев играют роль посредника в коммерциализации технологий между авторами, предоставляя доступ к источникам финансирования и существующим предприятиям, у которых, в свою очередь, нет доступа к современным исследовательским комплексам.

Основываясь на вышеприведенном анализе, можно сделать следующие выводы.

1. Создание и развитие инфраструктуры инновационного развития являются одними из актуальных и ключевых вопросов международного сотрудничества.

2. В рамках международных соглашений Российской Федерации с другими странами предусматриваются несколько основных форм международного сотрудничества:

- создание технопарка одного государства на территории другого государства;

- взаимное использование одной стороной технопарков другой стороны;

- создание совместных технопарков;

- оказание материально-финансовой и правовой поддержки созданию и развитию совместных технопарков;

- использование опыта другой стороны при создании технопарков.

3. Организация совместных объектов инновационной инфраструктуры неразрывно связана с развитием торговых и экономических связей. Их организация дает новый импульс экономического развития региона, в котором они образуются, выполняет социальную функцию (создание рабочих мест, повышение благосостояния населения), содействует взаимной коммерциализации результатов интеллектуального труда.

4. Активное сотрудничество в сфере создания объектов и элементов инновационной инфраструктуры сдерживается как объективными причинами, так и субъективными причинами: отсутствие развитой инфраструктуры, недостаточность инвестиций, отсутствие механизмов стимулирования инновационной деятельности, высокий риск реализации технологических проектов; значительный объем издержек; неразвитость правового поля организации и деятельности технопарков в Российской Федерации и т.д.

Таким образом, первые элементы инновационной инфраструктуры – научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы – были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

В конце 90-х – начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. Поэтому в отличие от технопарков, которые должны были создаваться при образовательной организации высшего образования и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.

С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.

В целом можно констатировать, что технопарки являются одним из самых востребованных объектов инновационной инфраструктуры.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 07.04.1999 Г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http: http://www.сonsultant.ru
  2. Указ от 07.11.1997 № 1171 «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий».- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: http://www.сonsultant.ru
  3. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: http://www.сonsultant.ru
  4. Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: http://www.сonsultant.ru
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. – [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: http://www.сonsultant.ru
  6. Концепция создания Евразийской инновационной системы. – http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=47590


Все статьи автора «Борщёва Наталья Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация