УДК 37

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Дзапарова Зара Георгиевна
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Аннотация
В статье речь идет о роли изучения биографии писателя при изучении литературного произведения. В частности, акцент делается на раскрытии связи между личностью автора и идейным содержанием произведения. Такой подход способствует более глубокому пониманию исторических условий, при которых создавалось то или иное произведение, и лучшему усвоению идейно- художественного замысла произведения.

Ключевые слова: авторская позиция, восприятие, замысел, личность писателя, нравственные идеалы, освоение, реализм


AUTHOR'S POSITION IN THE WORK OF ART AS AN IMPORTANT MEANS OF IDENTITY FORMATION

Dzaparova Zara Georgievna
North Ossetian State University named after K.L. Khetagurova
candidate of pedagogical sciences, associate professor department of pedagogy and psychology

Abstract
The article deals with the study of the role of the writer's biography in the study of literature. In particular, the focus is on the discovery of the connection between the author's personality and the ideological content of the work. This approach contributes to a better understanding of the historical conditions under which it was created or that product, and better assimilation of the ideological and artistic conception of the work.

Keywords: development, moral ideals, perception, personality of the writer, realism, the author's position, vision


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дзапарова З.Г. Авторская позиция в художественном произведении как важное средство формирования личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70874 (дата обращения: 29.09.2017).

В нравственном воспитании учащихся ведущая роль принадлежит художественной литературе. Воздействуя одновременно на чувства, воображение, интеллект человека, художественная литература способствует формированию мировоззрения, морального облика, гражданской позиции, эстетических взглядов. Чем глубже идейное содержание произведения, чем совершеннее его художественные достоинства, тем сильнее его воспитательное влияние на школьника. Учащимся младших классов и подросткам ещё недоступны способы постижения моральных ценностей. В старших классах углубляется процесс эмоционально- образного освоения норм и ценностей, чему способствует, прежде всего, курс литературы. На конкретных образцах, примерах, отражающих высокие моральные позиции литературных героев, укрепляются убеждения школьников.

Фактически весь учебный материал по осетинской литературе в средней школе направлен на нравственное воспитание детей. Он может и должен быть эффективно использован в воспитательных целях. Основу этого процесса составляет совместная деятельность учителя и учеников при освоении нравственных ценностей, содержащихся в произведении.

В разработке вопросов первоначального усвоения эпических произведений методическая наука исходит из последних достижений литературоведения, дидактики и психологии восприятия художественной литературы. По данным психологических экспериментов, создавая благоприятные условия, можно руководить процессом восприятия, направляя его в нужное русло, содействуя его углублению. Результаты таких экспериментов дают возможность более основательно постичь научные основы преподавания литературы. Читательские первичные представления, вызываемые художественным текстом, определены О.И. Никифоровой как «субъективные образы объективного содержания художественного текста» [6, с. 13]. Встреча с художественным произведением должна быть подготовлена. Иначе она останется незамеченной учеником.

Задача учителя – сделать все возможное, чтобы каждая встреча школьника с писателем была яркой, обогащающей, запоминающейся надолго. Умелая подготовка этой встречи во многом обеспечивает успех. На вводных уроках формируется положительная установка, которая, как говорят психологи, есть готовность к познавательной эмоциональной поведенческой активности. Установка – необходимое условие для дальнейшего успешного формирования убеждений. Исходя из структуры установки, учитель должен:

1) знать познавательный уровень своих учеников, их интересы, потребности;

2) вызвать положительное эмоциональное отношение к автору, к произведению, к его нравственным идеям, актуализировать их для учащихся.

Здесь решающую роль играет умение учителя быть эмоционально открытым, установить доверительные отношения с учениками. Именно эти эмоциональные моменты определят вхождение школьника в текст.

Роль изучения биографических фактов писателя имеет важное значение не только для лучшего усвоения идейно-художественного замысла произведения, но и для максимально полного представления тех исторических условий, при которых создавалось то или иное произведение. Именно поэтому знакомство с художественным произведением чаще всего следует начать с кратких биографических сведений о писателе, сообщив их в виде отдельных конкретных фактов из его жизни или яркого, образного рассказа о писателе и его творчестве. Изложение биографического материала имеет свою специфику и свои трудности.

Биография, скажем, в 5-7 классах специально не изучается, но в учебниках – хрестоматиях для этих классов материал о писателях предваряет изучение произведения. Необходимо добиваться того, чтобы биографические рассказы к рассматриваемым произведениям были невелики по объему, увлекательны, не напоминали биографические справки учебных хрестоматий, отражали связь писателя с краем, с его современниками и таким образом помогали понять идейно – художественную суть произведения. Такая работа готовит учащихся к пониманию изучаемого материала, авторской позиции, его взгляда на действующих в произведении героев, на те или иные события.

«Эстетическое восприятие формируется всего активнее тогда, когда читатель – школьник становится как бы соучастником всего того, что пережил и перечувствовал автор» [5, с. 15]. Утверждение К.М. Нартова принципиально важно для нас, поскольку устанавливает связь между качеством восприятия литературы и способностью проникнуться в замысел авторской позиции. Авторская позиция является основным смысловым и оценочным вектором, обеспечивающим единство и неповторимость художественного мира, запечатленного в произведении. Важнейшим показателем полноценного восприятия литературы является освоение ее нравственных идеалов.

Каждое вступительное занятие, подготавливающее встречу с произведением писателя и, следовательно, с ним самим, требует продуманности, тщательного отбора материала. Задача раскрытия связи между идейным содержанием произведения и сутью личности автора наиболее полно раскрывается в прозаических произведениях. Здесь в качестве примера можно привести жанр рассказа, который имеет богатые традиции в осетинской литературе. Как жанр литературы, осетинский рассказ корнями уходят в глубь истории и своим происхождением обязан устному народному творчеству. Нартовский эпос, Даредзановские сказания, предания, легенды, сказки, притчи вели к формированию жанра рассказа.

Сека Гадиев является одним из основоположников осетинского рассказа. Мы знакомимся с Сека Гадиевым в раннем детстве: грустная история Гуырдзыхан и Гуырдзыбека («Женщина в трауре») вводит маленьких читателей в прекрасный мир искусства, а затем автор «Залда», «Азау», «Дыса», «Айсса», «Арагвийский алдар Нугзар» сопровождают нас всю жизнь [2].

Первые произведения Сека были опубликованы в газете «Ног цард» в 1907 году. С тех пор прошло более 100 лет, за это время немало написано о его жизни и творчестве, однако притягательность и интерес к этой личности остается неизменной и во многом еще нераскрытой. Сека прошел школу народной поэзии и стал певцом народной жизни. Предметом изображения в его рассказах является повседневная жизнь горцев с ее радостями и горестями. Герои его произведений – простые люди, стремящиеся к свободной жизни. Все действия в основном происходят в Гудском ущелье в селе Ганис. «Здесь каждый камень, каждое дерево, каждая скала овеяны легендой. Какими-то тайными, до сих пор ещt не разгаданными нитями Гудское ущелье связано с «Демоном» Лермонтова. Ведь осетинская легенда о любви злого духа Гуда к земной девушке, услышанная Лермонтовым, родилась здесь, у подножия Гуд – горы» [3, с. 35].

Будущий писатель родился и вырос в этом богатом легендами селе. Как и для всех жителей села Ганис, для Сека имена Азау, Таймураз, Дыса, Айсса, Залда – с детства близкие и дорогие имена. Такая атмосфера легенд и преданий оказала воздействие на творчество Гадиева. Его сын Цомак отмечал: «Поэзии он учился преимущественно и притом непосредственно у народа, в гуще которого он неизменно пребывал, жизнью которого он жил все время» [2. с. 37]. Уже с детства Сека Гадиев познакомился с вопиющей народной нищетой, был потрясен впечатлениями от непосильного рабского труда. Он не был образован, только будучи юношей, благодаря случайным обстоятельствам, Сека овладел грузинской церковной грамотой. Это помогло ему познакомиться с грузинской классической литературой, что впоследствии сказалось на его творчестве. Цомак Гадиев вспоминал: «В маленьком деревянном сундучке вместе с разными бумагами поэт бережно хранил две грузинские книги: первая – известную поэму средневековья «Витязь в барсовой коже» и вторая – сборник горских рассказов и повестей Александра Казбеги» [2, с. 37].  Сека Гадиев не владел русским языком, но у него есть переводы на осетинский язык басен Крылова. «Совершенно случайны и эпизодичны были влияния со стороны русской литературы, – пишет Цомак Гадиев. Русского языка наш поэт не знал настолько, чтобы читать литературные произведения. Дети переводили ему какие-то басни Крылова, помещенные в школьных учебниках, а Сека их обрабатывал. Таково происхождение таких переводов Сека Гадиева с русского языка на осетинский, как «Свинья под дубом», «Лебедь, щука и рак» и другие». [2, с. 37].

Тяжелые лишения не погасили в нем страстное желание писать. Его первое выступление в печати относится к 1905 году, когда издается сборник стихов, басен и песен под названием «Ирон фиййау» («Осетинский пастух»).

Сека Гадиев был большим художником и глубоким мыслителем. Он писал о том, что знал лучше всего – о простой обыденной и непростой жизни горцев, одним из которых был он сам [1]. Герои его произведений, их конкретные судьбы, порой такие драматические, сложные взаимоотношения между разными социальными слоями общества легли в основу сюжетов его произведений. Многие события происходили на его глазах, некоторые же истории он знал по рассказам старших, поэтому с большой уверенностью можно говорить о реальности происходящих в его рассказах произведений.

В творчестве Сека Гадиева на первый план выдвигаются вопросы общественной жизни, быта, морали. Он сам прошел непростой, можно сказать тяжелейший путь горца – осетина, – долгие годы батрачил у разных людей, испытывал тяжелые лишения, жил в бедности, но все равно в нем нашлись силы воспитать семерых детей, дать им образование. Его сердце не очерствело, не обеднело. Более того, не утратило своего первозданного благородства. Отсюда такая правдивость и естественность созданных им литературных персонажей, отображения общественной жизни. С большой глубиной и человечностью он изображает судьбы горцев, сталкивает их с суровыми природными условиями, с бесчеловечной общественной средой, их характеры писатель особенно ярко раскрывает в трагических ситуациях. Все его творчество, воплотившее в себе исторический опыт и народную мудрость, оказало заметное влияние на развитие самосознания осетинского народа, сыграло значительную роль в становлении его нравственных идеалов. Творчество Сека тесно связано с фольклором, оно плоть от плоти народа, однако писатель творчески развивает и обогащает народные традиции, выдвигает новые способы и приемы изображения человеческого характера.

«Новаторство Сека Гадиева проявилось и в усложнённости сюжета, и композиции его произведений – драматизм, трагизм описываемых событий, пейзаж, введение множества действующих лиц, которые группируются вокруг главных героев. Большим новаторством Сека Гадиева является создание образа народа, не просто как массы, а индивидуализация его, портрет его. («Арагвийский алдар Нугзар», «Азау», «Залда» и др.) [3, с. 66]. В его рассказах повествование развивается по сюжетному принципу, охватывая факты биографии персонажей, дополняясь лирическими отступлениями, описаниями. Поэтическая натура писателя, с детства наблюдая родную природу, замечая мельчайшие тонкости природных явлений, тонко связывает лирические пейзажи с настроением человека, со всем его обликом. Пейзаж и событие создают единое и целостное впечатление. Часто пейзаж в творчестве писателя имеет символическое значение, созвучен атмосфере изображаемых жизненных явлений. Интонации рассказа сразу вводят нас в народный быт. Народность рассказов Сека Гадиева проявляется не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта осетин, но, прежде всего, правдивым описанием черт национального характера народа, проникновением в сущность народного духа. Недостаток образования у Сека обильно восполнялся его природным умом и чутьем большого художника. Этим объясняется то, что он от литературы требовал не только искренности, большой правды, но и веры писателя в идеалы народа, служения делу его просвещения и освобождения от социального гнета. Он не приукрашал мир, он показывал его суровую правду; каждое слово, каждый образ выражали реальную действительность, отношение к ней самого писателя. Реализм творчества С. Гадиева как в правдивости изображения окружающей действительности, так и в мужественной, обличительной направленности против несправедливости господствующего строя. Внимательно и глубоко всматриваясь в исторические процессы, писатель увидел то, что сковывало силы народа, что превращало его жизнь в мучительное существование. «Надо отметить и то, что именно в эти годы мы находим в творчестве Сека мотивы, проникнутые светлой надеждой на скорое осуществление его давней и заветной мечты о свободе трудового, угнетенного и задавленного нуждой и невежеством народа» [2, с. 12].

В 1915 году трагически оборвалась жизнь писателя. «Не сбылись ни творческие, ни гражданские, ни просто человеческие мечты писателя. Он, как гражданин, мечтал об освобождении трудового народа, но так и не удалось ему дождаться свободы. Как писатель, он мечтал видеть на родном языке газеты, журналы и книги, но появившиеся в эти годы газеты и журналы умирали на его глазах, и он бессилен что – либо сделать, даже собственные свои произведения не мог издать, хотя из года в год старательно переписывал их и представлял в издательство. Как отец, он страстно желал поехать в Сибирь повидаться со своим ссыльным сыном, но не было у него средств, чтобы пуститься в такой дальний путь».

В своих произведениях Сека создал яркие характеры. Его персонажи поражают читателя силой характера, решительностью, человеческим достоинством. И одним из главных действующих лиц, несомненно, является цельная и колоритная фигура самого писателя. Творчество Сека Гадиева явилось для всей последующей осетинской литературы чистым и неиссякаемым родником. Большинство осетинских писателей испытали его плодотворное влияние.


Библиографический список
  1. Баскаева Ж.Х.Бароева З.З. Фразеологическая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития речи младших школьников //В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2013. С. 60-68.
  2. Гадиев Ц.С. Сека Гадиев – осетинский поэт – самоучка. Рукопись. Архив. СОНИИ Ф. Гадиева Ц.; №17 -21, папка№4.
  3. Джусойты Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир. 1958.
  4. Дзапарова З.Г. Вводные уроки и их роль в усвоении художественного произведения //Современная педагогика. 2016. № 3 (40). С. 113-117.
  5. Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы в старших классах национальной школы. Владикавказ, 1991.
  6. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.М.: Книга, 1972.
  7. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе. Ир, 1970.


Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: