ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Китов Анатолий Григорьевич
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
кандидат технических наук, заведующий кафедрой технологии транспортных процессов и систем

Аннотация
В современных условиях преобразований социально-технических систем возрастает роль инновационной деятельности инженера. В статье раскрыта актуальность подготовки инженера-новатора в области автомобильного транспорта. Приведены результаты анкетирования обучающихся по направлению подготовки «Организация перевозок на автомобильном транспорте» с целью выявления отношения студентов к проблеме инновационного саморазвития и инновационной направленности будущей профессии.

Ключевые слова: инженер-новатор, инновационная деятельность, инновационность, инновация


INNOVATION AS QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF FUTURE ENGINEER

Kitov Anatoly Grigoryevich
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
Candidate of Technical Sciences, head of the department of technology of transport processes and systems

Abstract
The role of innovative activity of the engineer increases in modern conditions of transformations of social and technical systems. In article relevance of training of the engineer innovator in the field of the motor transport is disclosed. Results of questioning of students on the direction of preparation "The organization of transportations on the motor transport" for the purpose of identification of the relation of students to a problem of innovative self-development and an innovative orientation of future profession are given.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Китов А.Г. Инновационность как качественная характеристика будущего инженера // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70830 (дата обращения: 10.04.2024).

В современных условиях инновационного развития образования необходим качественно новый уровень подготовки будущего инженера – специалиста в области организации перевозок на автомобильном транспорте, способного быть созидателем, преобразователем и творцом своей профессии. Требования профессионального сообщества в области транспорта и транспортных услуг также выдвигают на первый план значимость развития у специалистов не только конкретных знаний, умений и навыков по профессии, но и развитие творческого мышления и инициативности.

Организация инновационной деятельности требует от специалиста определенных качеств и характеристик, направленных на доведение научной идеи до стадии практического использования и реализация. Прежде всего, будущий инженер-новатор должен принимать инновацию как значимо личностную ценность, иметь потребность в изменениях и готовность к преодолению сопротивлениям, способность находить идеи, системно их отбирать под конкретную цель и организовывать оптимальную реализацию, умение увидеть ситуацию по-новому, развитое творческое мышление, аналитические и рефлексивные способности. Важными качествами являются способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска, умение предвидеть развитие событий, явлений, представить возможный результат действия, способ решения до его выполнения [1, 2, 3, 4]. Поэтому, инновационность как качественная характеристика специалиста является отражением мотивационных, содержательных и технологических особенностей и может рассматриваться в этой связи как необходимое условие устойчивого будущего [5, 6].

С целью выявления отношения студентов к проблеме инновационного саморазвития и инновационной направленности будущей профессии со студентами первых-четвертых курсов, обучающихся по направлению подготовки «Организация перевозок на автомобильном транспорте», было проведено анкетирование. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы: Какие инновации Вы знаете? Является ли профессия инженера инновационной? Кто такой инновационный инженер? Готовы ли Вы к инновационной инженерной деятельности? Какие качества личности способствуют развитию инновации? Какие качества, необходимые для инновационной инженерной деятельности, Вам необходимо развивать?

Исследование показало, что более 70% обучающихся первого и второго курсов нацелены на формальное запоминание фактов и событий. Низкий уровень развития качеств, необходимых для осуществления инновационной деятельности, проявляется в следующих характеристиках: неопределенность к содержанию собственного технического творчества, нежелание проявлять оригинальные идеи и осуществлять их поиск, ограничиваясь стандартными решениями, др.

У обучающихся третьего (и особенно четвертого) курсов данные показатели соответствуют 36% и 28% соответственно. Выпускники акцентировали внимание именно на инновационности деятельности инженера. Ими выделены качества лидерства, творчества, целеустремленности, ответственности, направленные на преобразовательную и созидательную деятельность в области безопасности перевозочного процесса и организации деятельности транспортных предприятий. Кроме того, будущие выпускники точно определили для себя, к какой именно инновационной деятельности они предрасположены: к исполнительской, организационной, технологической, исследовательской, др. Так, 18% выпускников считают, что открыты к изменениям и готовы к творческой работе: разработке и ведению инновационных проектов; 24% отметили, что с большим желанием готовы заниматься исполнением нового проекта, проявляя самостоятельность и ответственность, а при необходимости, отбирать наиболее эффективные способы его реализации; а 36% видят свое предназначение в инженерно-предпринимательской деятельности, убеждены в готовности обеспечивать продвижение инноваций [6].

Таким образом, инновационное развитие/саморазвитие осознается обучающимися как приоритетное направление инженерной профессиональной подготовки. Данное обстоятельство обуславливает необходимость преобразования содержательных аспектов профессиональных знаний, форм организация учебного процесса и внедрения современных образовательных технологий [7, 8, 9].  Личность преподавателя и его инновационная направленность должны стать источником новых идей для обучающихся, стимулом к учебным и будущим профессиональным достижениям. «Организация инновационного обучения студентов предполагает, что преподаватели должны уметь не просто стремиться к обогащению своего профессионального опыта, но и уметь воспринимать и внедрять нововведения, развивать способности создавать новый опыт» [10].

В этой связи в рабочие программы профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Организация перевозок на автомобильном транспорте» включен модуль «Инновационность инженера» [11]. Определены основные вопросы, обсуждение которых возможно организовывать в рамках любого учебного предмета: В чем состоит оригинальность и перспективность предлагаемой новации (идеи)? Продумайте алгоритм Вашей новой идеи: цель (актуальность, для кого предназначена) – способы (как) – методы (кто, сколько времени, сколько стоит) – предполагаемый (ожидаемый) результат.  Как данная проблема решается в настоящее время, какие организации этим занимаются, каких успехов достигли? Опишите преимущество выдвинутой Вами идеи по сравнению с разработкой данной проблемы потенциальными конкурентами. Рассчитайте социальный, экологический и экономический эффект Вашей новой идеи и др. Обсуждение вопросов непосредственно увязывается с содержанием конкретной учебной дисциплины.

Необходимо отметить, что профессиональная деятельность инженера в области транспортных услуг основывается на определенных законах, нормах, правилах, что обуславливает стандартизацию многих управленческих решений. Поэтому, любая новаторская идея (предложение) обосновывается с точки зрения конкретных технических, социальных, экологических закономерностей, норм производственных процессов. Следовательно, организация профессионального обучения будущего инженера должна отличаться инновационностью при сохранении объективных нормативов в области перевозок на автомобильном транспорте. Объединение имеющихся нормативных документов, регламентирующих деятельность инженера по организации перевозок, в единую базу данных, с одной стороны, позволяет реализовать принцип нормированности, а с другой – междисциплинарности, что устраняет повторяющуюся учебную информацию в различных дисциплинах профессионального цикла. В содержании учебных дисциплин выделены основополагающие (междисциплинарные) и специализированные (узконаправленные) документы, изучаемые в процессе обучения.

Приведение в соответствие данного фактора высвобождает время на решение инновационных задач, уменьшая объем учебной информации, но развивая умение осознанно ее находить и самостоятельно изучать, используя разнообразные и необходимые ресурсы. Данное качество весьма полезно для будущего инженера, так как связано с развитием системности мышления, профессионального кругозора, а также индивидуальным процессом управления своими собственными знаниями и степенью их усвоения (самостоятельной познавательной деятельностью).


Библиографический список
  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.
  2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/д: НМД «Логос», 1999. 136 с.
  3. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998.
  4. Crozier M. L’enterprise a L’ecounte. Apprendre le manaqement postindustriale. P.1991
  5. Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12820 (дата обращения: 26.08.2016).
  6. Китов А.Г., Фролова П.С. Актуальность подготовки инженера-новатора в образовательном процессе вуза. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 209-211.
  7. Бичева И. Б., Китов А. Г. Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19) С. 106-111.
  8. Китов А.Г. Роль витагенной технологии в развитии инженерной культуры обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 683-686.
  9. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
  10. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 45. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf (дата обращения: 26.08.2016).
  11. Сироткин А.А., Китов А.Г. Транспортно-экспедиционное обслуживание на наземном транспорте: современное состояние и перспективы развития. Учебное пособие / Москва, 2016.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация