УДК 334.02

СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ИССЛЕДОВАНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Булуева Линда Аднановна1, Абдулазизова Элиза Аптиевна2
1ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 4 курса института экономики и финансов
2ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», ассистент кафедры «Налоги и налогообложение»

Аннотация
В работе рассмотрены основные барьеры препятствующие развитию среднего предпринимательства, оценка эффективности развития.

Ключевые слова: барьеры, инновации, среднее предпринимательство


MEDIUM BUSINESSES: STUDY AND CONCLUSIONS

Bulueva Linda Adnanovna1, Abdulazizova Eliza Aptievna2
1Chechen State University, 4th year student of the Institute of Economics and Finance
2Chechen State University, Assistant of "Taxes and taxation" chair

Abstract
In this paper the main barriers hindering the development of medium enterprises, assessment of development effectiveness.

Keywords: barriers, innovations, medium businesses


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Булуева Л.А., Абдулазизова Э.А. Среднее предпринимательство: исследование и подведение итогов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70639 (дата обращения: 22.11.2016).

В последние десятилетия во всем мире возрастает внимание к среднему предпринимательству благодаря открытию феномена быстрорастущих фирм в США в 1980-х гг. и получению аналогичных результатов во многих странах мира. Результаты проведенных исследований показали следующую картину. На общем фоне медленного роста большинства крупных и малых компаний, показывающих медленный рост и вносящих скромный вклад в прирост ВВП и увеличение занятости, заметно выделялся сектор предпринимательских фирм среднего бизнеса, отличающихся высокой динамичностью и способных поддерживать значительные темпы роста в течение продолжительного времени. Весомый прирост ВВП и занятости (от 50 до 80%) в развитых экономиках обеспечивается сектором быстрорастущих предпринимательских фирм. Как правило, предпринимательские фирмы среднего бизнеса являются «нишевыми» игроками или имеют узконаправленную специализацию. Поскольку компаниям приходится работать над удовлетворением потребностей конкретных групп клиентов и тонко вникать в многочисленные нюансы при выполнении заказа, особую роль в таких компаниях имеет процесс подготовки специалистов. Предпринимательские фирмы среднего бизнеса целенаправленно осуществляют инвестирование в своих сотрудников, проводят тщательный их подбор, непрерывно организуют повышение квалификации и переобучение работников, стремясь сохранить «костяк» высокоспециализированных кадров даже в периоды неблагоприятной рыночной конъюнктуры и снижения спроса на производимые товары. В связи с этим средний бизнес принято считать одним из важнейших факторов стабильности национальной экономики. Средние предпринимательские фирмы являются проводниками модернизации и инновационных процессов в экономике, поскольку именно научные разработки в таких компаниях позволяют сформировать и поддерживать в дальнейшем неоспоримое конкурентное преимущество. Позицию предпринимательских компаний среднего бизнеса выгодно отличает инновационная направленность их деятельности.[1] Известный специалист по изучению деятельности быстрорастущих предпринимательских фирм в Германии Г. Саймон, сравнивая усилия, предпринимаемые средним бизнесом, с деятельностью крупных компаний в области инноваций, отмечает неоспоримые преимущества среднего предпринимательства. Средние компании больше тратят на R&D — 3,6% выручки против 3%, производимых крупными игроками рынка. Средние фирмы имеют большее количество патентов, приходящихся на одного работающего. Так, в крупных компаниях приходится 6 патентов на одного занятого, тогда как у средних предпринимательских компаний — 31. Средний предпринимательский бизнес выгодно отличает большая экономичность при разработке патентов в сравнении с крупными игроками. У крупнейших ТНК затраты на один патент составляют 2,5 млн долл. США, в среднем бизнесе — 0,5 млн долл. США. Для российских предпринимательских фирм среднего бизнеса также характерным является высокий уровень затрат на R&D, поскольку именно инновации выступают неотъемлемым механизмом функционирования этих фирм, позволяющим не только выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, но и обеспечить успешное развитие бизнеса в дальнейшем. В результате создания инновационных продуктов возникает ситуация инновационной монополии по причине уникальности товара и отсутствия аналогов у конкурентов, что позволяет иметь значительные доходы. Стремление к получению высоких доходов в дальнейшем, когда новацией утрачивается свойство оригинальности и она активно используется конкурентами, вынуждает предпринимательские фирмы среднего бизнеса постоянно работать над усовершенствованием новинок и заниматься поиском последующих инноваций. Предпринимательскими фирмами среднего бизнеса применяются технологические, и нетехнологические инновации. Отечественные предприятия среднего бизнеса демонстрируют высокий уровень затрат на R&D, варьирующий от 1,5% (в секторе производства потребительских товаров) до 10—15% (в сфере машиностроения и индустрии информационных технологий). Высокая инновационная активность предпринимательских фирм среднего бизнеса подтверждается данными Национального рейтинга быстроразвивающихся высокотехнологичных компаний России «ТехУспех-2014». Наряду с определением лидеров среди успешных компаний среднего бизнеса организаторы рейтинга.

Согласно классификации, предложенной ОЭСР, технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (усовершенствованного) продукта (услуги), а также внедренного на рынке нового процесса производства (передачи) услуг, используемого в практической деятельности. В состав нетехнологических инноваций входят организационные, маркетинговые и экологические инновации. В Российской венчурной компании (РВК) и Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) проводили детальное интервьюирование руководителей фирм-участников, результатом которого стало составление медианного «портрета» компании-участника рейтинга: годовая выручка от реализации — 1 млрд руб.; количество сотрудников — 322 человека; среднегодовые темпы роста выручки за последние три года — 25%; доля расходов на технологические инновации в выручке — 22%4. Результаты интервьюирования показали, что особое внимание в деятельности средних предпринимательских фирм уделяется развитию научно-технических идей, проведению исследований, разработке инновационных продуктов. В качестве основополагающего фактора успеха руководители этих компаний назвали наличие компетенций по разработке новых технологических решений и наличие высокопрофессиональной команды разработчиков, и инженеров-конструкторов. Одно из первых мест в рейтинге ” ТехУспех-2014 ” компания ” Интерскол “( 1991) захватила благодаря неизменному применению инноваций. Сегодня любой пятый аппарат, рождаемый в нашей стране, выпускается под маркой ” Интерскол “. Использование передовых технологий ” Интерскол ” позволяет фирмам удачно соперничать с глобальными игроками рынка, таковыми как bosch, hitachi, black&decker. Работая над исполнением установленной дерзкой цели — зайти в пятерку глобальных игроков на мировом базаре — ” Интерскол ” тщательно работает над творением нужных для потребителей инновационных товаров. Фирма является инициатором формирования инновационно – производственного кластера в нашей стране, надобность которого связана с чертами функционирования машиностроительного комплекса, служба в котором подразумевает эффективную кооперацию меж производителями отдельных узлов. Непосредственная зависимость от удачной работы смежников приводит к необходимости сотворения инновационно-производственного кластера, в состав которого вступают учебные заведения, производители узлов, опытно-конструкторские бюро. Ряд экспертов считает, что фирма ” Интерскол ” полностью может претендовать на выполнение роли центра российского станкостроения в нашей стране в недалеком будущем. Результатом организационных инноваций стало творение компанией ” Интерскол ” альянса с крупнейшим китайским производителем электроинструмента компанией Crown power-tool manufacturing. Использование китайской производственной базы в совокупности с технологическим управлением фирмы ” Интерскол ” позволяет выпускать большие партии прибора с низкой себестоимостью. Благодаря покупке в 2009 г. итальянской компании Felisatti — мирового лидера в области  приборов для отделки бревна, демонтажу оснащения, компания ” Интерскол ” получила цельный комплекс инновационных элементов: сверхсовременное производственное оснащение, конструкторскую документацию на новейшие модели машин, патенты, договоры и, наиболее принципиальное, непосредственный доступ к европейскому рынку. Покупка испанской компании Casals позволила российскому производителю овладеть новейшим сектором — высокотехнологическое оснащение. Благодаря проделанной работе фирма ” Интерскол ” стала единым русским производителем электроинструмента, получившим международное признание. Основной производственной площадкой для освоения новейших современных решений компании ” Интерскол ” является построенный и начавший работу в октябре 2014 г. самый нынешний в России завод по производству профприбора ( ОЭЗ ” Алабуга “, Республика Татарстан). После вступления третьей очереди завода в Алабуге фирма ” Интерскол ” будет крупнейшим поставщиком электроинструмента в Европе. Анализ удачной деятельности предпринимательских компаний среднего бизнеса позволяет утверждать, что в современной отечественной экономике проистекает создание сектора передовых компаний среднего бизнеса, способных производить долговременный рост благодаря использованию инновационных технологических решений.[4] Полагаем, что конкретно эти фирмы имеют все шансы стать типичными «драйверами» роста российской экономики и в недалеком будущем превратиться в важных государственных игроков, удачно работающих на отечественном и зарубежном рынках. Избранная предпринимательскими фирмами среднего бизнеса стратегия позволяет выйти от лобового столкновения с большими компаниями, специализирующимися на массовом производстве обычного продукта. Однако нужно учесть и появляющиеся опасности, связанные с ограниченностью ниши, в которой работает деятель. Снизить опасности, связанные с ограниченностью спроса на государственном рынке, позволяет глобализация, подразумевающая вывод компаний на зарубежные рынки. Известно, что вывод на зарубежные рынки подразумевает потребление значимых денежных ресурсов, связанных с сертификацией изготовления и продаж. Почти для всех российских производителей барьеры, появляющиеся при выходе на зарубежные рынки, преобразуются в значительные препятствия, посодействовать в том, чтобы справиться с ними, на наш взгляд, может правительство. Имеющиеся наработки государственной поддержки компаний среднего бизнеса в ряде зарубежных государств показывают значимость проводимой политики и направление ее на процесс выявления государственных лидеров. В большинстве государств решетка программы по помощи предпринимательским компаниям среднего бизнеса являются составной частью экономической политики и ориентирована на повышение характеристик эффективности данных компаний с тем, чтобы адаптировать условия их работы, облегчить функцию выхода на интернациональный базар, аннулировать барьеры, препятствующие росту. Полагаем, что принятие в нашей стране государственной программы по помощи государственным лидерам в лице сектора удачно функционирующих предпринимательских компаний среднего бизнеса сумеет развить специфичную площадку для «выращивания» передовых производителей. В деятельности сектора предпринимательских компаний среднего бизнеса заложен потенциал роста, открыться которому поможет муниципальная программа по помощи этим компаниям.


Библиографический список
  1. Алексеева Ю.В. Малый и средний бизнес.  2014  с [124-128].
  2. Савельева В.В. Малые предприятия России. 2015 с [25-28]
  3. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства. Гаврилов  А.А. 2014 г.
  4. Исследование быстрорастущих высокотехнологичных компаний России. — М.: РВК, октябрь 2014. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analitics (дата обращения: 12.02.2016).
  5. КиберЛенинка /Электронный режим: http://cyberleninka.ru/
  6. Андреев В.М. Малое предпринимательство в РФ. 2015 г. с[20]


Все статьи автора «Абдулазизова Элиза Аптиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация