КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Камнева Елена Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология»

Аннотация
В статье рассматривается проблема совладания с профессиональным стрессом, неконструктивное преодоление которого может приводить к развитию профессионального выгорания. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости формирования соответствующего профессии копинг-поведения, позволяющего во всех случаях адекватно реагировать на стрессовое раздражение.

Ключевые слова: активное преодоление, избегание, копинг-стратегии, профессиональное выгорание


COPING AND PROFESSIONAL BURNOUT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Kamneva Elena Vladimirovna
Finance University under the Government of the Russian Federation
PhD in in Psychological Science, Associate Professor of Department «Personnel Management and Psychology»

Abstract
In the article the problem of coping with occupational stress, unconstructive and overcoming it can lead to the development of professional burnout. This study allows to draw a conclusion on necessity of formation of the corresponding profession coping behavior, allowing in all cases to adequately respond to stressful stimulation.

Keywords: active bridging, avoid, coping strategies, professional burnout


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Камнева Е.В. Копинг-поведение и профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70631 (дата обращения: 13.03.2024).

Российские средства массовой информации в последнее время представляют все новые и новые сюжеты о бесчинствах сотрудников правоохранительных органов. Анализ данных программ показывает, что им присущ репортерский, комментаторский характер, внимание зрителя акцентируется на конкретных происшествиях с участием сотрудников полиции и преступлениях, ими совершаемых. В результате этого в сознании россиян формируется негативный образ сотрудника органов внутренних дел, который, как правило, ассоциируется с коррупцией, злоупотреблениями служебным положением и агрессией, вызывающей неприязненное отношение к полиции у населения.

Однако, следует отметить, что указанное выше поведение сотрудников, не соответствующее их назначению борьбы с преступностью и охраны граждан от преступных проявлений,  достаточно часто связано с эмоциональной насыщенностью их профессиональной деятельностью, для которой характерны повышенная ответственность, напряженность, высокие психологические и физические перегрузки, экстремальные условия службы, что способствует формированию повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам и даже проявлениям жестокости, которые, как показывает анализ публикаций, свойственны и полиции других государств. Поэтому проблема совладания со стрессом в эпоху возрастающих информационных нагрузок и стрессовых ситуаций актуальна не только для сотрудников органов внутренних дел России.

Ответной реакцией на длительные профессиональные стрессы становится «психическое» (профессиональное) выгорание, представляющее состояние физического, эмоционального и умственного истощения [1]. Формирующийся на фоне постоянного стресса и приводящий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов синдром «выгорания», по существу, представляет собой дистресс или третью стадию стресса — стадию истощения.

Синдром «выгорания» является сочетанием физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Главным компонентом считается эмоциональное истощение, а дополнительные – становятся следствием поведения (купирования стресса), приводящего к деперсонализации или/и к редуцированию персональных достижений.

К основным (личностным, ролевым и организационным) факторам, вызывающим выгорание, относят специфику профессиональной деятельности и особенности свойств личности специалистов [2]. Среди личностных факторов выгорания, оказывающих большее влияние на формирование профессионального выгорания по сравнению с ролевыми и организационными [3], можно выделить предрасположенность к стресс-реакциям, локус субъективной ответственности личности, характерные для индивида стратегии совладания со стрессом (coping) [4].

Копинг, условием появления которого является стресс, – это комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий человека для взаимодействия и совладания со стрессовой (кризисной) ситуацией. Психологическое значение копинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к ситуации, давая ему возможность овладеть ситуацией, ослабить или смягчить ее требования, попытаться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, прекратить воздействие стресса. Следовательно, важнейшая задача копинга состоит в обеспечении и поддержании благополучия личности, ее физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Копинг осуществляет две основные функции: регуляцию эмоций и управление проблемами, которые, собственно, вызывают дистресс [5]. Эти две функции реализуются в большинстве стрессовых ситуаций, а их количественное соотношение определяется тем, как они оцениваются человеком. От оценки происходящего зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает индивид, сталкиваясь с проблемами. Оценка ситуации (события) определяется объемом имеющихся у человека ресурсов, которые позволяют ему справиться с событием. При оценивании ресурсов как недостаточных, неадекватных, событие воспринимается как угроза. Люди, устойчивые к стрессу, адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают как изменения стрессогенные события. Совладающее поведение (копинг) может быть гибким и пассивным, продуктивным и непродуктивным, может способствовать эффективности поведения человека, его адаптации к конкретной ситуации, а может и не способствовать этому [6].

В связи с неоднозначностью интерпретации рассматриваемого феномена существуют различные типологии копинг-стратегий [7].

Так, предложенная С. Хобфоллом многоосевая модель «поведения преодоления», в которой преодолевающее поведение рассматривается не как отдельные типы поведения, а как стратегии (тенденции) поведения, представляется нам наиболее применимой для проведения исследований по данной проблематике. Одним из положительных моментов предложенной концепции, является то, что в ее модели представлены две основные оси (просоциальная-асоциальная, активная-пассивная) и одна – дополнительная (прямая-непрямая). По мнению автора, конструктивным считается активное преодоление с положительным использованием социальных источников [8]. В тоже время, выбор стратегии преодолевающего поведения определяется не только самими ситуациями (событиями) и их личностным смыслом для субъекта, но и индивидуально-психологическими, характерологическими особенностями личности. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуация может вызвать травму у одного человека и почти не затронуть другого.

Целью нашего исследования стало выявление уровня профессионального выгорания и копинг-стратегий сотрудников органов внутренних дел.

В исследовании применялись методики: опросник «Профессиональное выгорание» и «Опросник SACS».

Эмпирическое исследование уровня выраженности «профессионального выгорания» у 500 сотрудников органов внутренних дел, проведенное нами, показало, что выгорание присутствует у всех испытуемых, только в разной степени выраженности. Развитию феномена психического выгорания способствуют содержание профессиональной деятельности и общения; условия исполнения профессиональных обязанностей; частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами и т. п.

Анализ результатов проведения методики «Профессиональное выгорание» показал, что эмоциональному истощению подвержены 25 % респондентов. Уже испытывают ощущения эмоционального перенапряжения и в чувство опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов 28 % испытуемых, стаж службы которых в правоохранительных органах менее года. Развитию данного состояния способствуют, с одной стороны, необходимость работы в напряженном ритме, с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия со сложным контингентом, с другой стороны, – отсутствие положительной поддержки сослуживцами (52 % респондентов отмечают необходимость улучшения взаимоотношений в коллективе). Сильнее всего эмоциональное истощение проявляется у сотрудников органов внутренних дел, стаж профессиональной деятельности которых более 10 лет. Вместе многими названными детерминантами развитию синдрома эмоционального истощения способствует недостаточное вознаграждение (не только материальное, но и психологическое, которое часто вообще отсутствует) за выполненную работу, что вынуждает сотрудника полагать, что его профессиональная деятельность не является ценной для общества.

Деперсонализации, сказывающейся в деформации отношений с другими людьми, подвержены 32 % сотрудников. Склонность более молодых по возрасту сотрудников ОВД (27 % от числа сотрудников ОВД, стаж службы которых составляет не более 3-х лет) к выгоранию можно объяснить эмоциональным потрясением, которое возникает при встрече с реальностью профессиональной деятельности, зачастую несоответствующей их ожиданиям. Причиной выгорания также становится отсутствие (недостаточность) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества, особенно при вкладывании в работу значительных личностных ресурсов. Следует отметить чувствительность старшего возраста (56 % респондентов, стаж профессиональной деятельности которых составляет более 10 лет) к данному синдрому. Таким образом, почти для трети сотрудников, принявших участие в исследовании, характерны негативизм, циничность установок и чувств по отношению к контингенту, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере профессиональной деятельности.

Сотрудники органов внутренних дел, принявшие участие в исследовании, наиболее подвержены третьей составляющей профессионального выгорания – редукции личностных достижений (56 % респондентов). Они имеют либо тенденцию негативно себя оценивать, свои профессиональные достижения и успехи, негативно относиться к служебным достоинствам и возможностям, либо склонны к преуменьшению собственного достоинства, ограничению своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. На фоне постоянного стресса, в обстановке, требующей быстрых и эффективных действий, в условиях жесткой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения, что нередко в таких ситуациях приводит к ощущению своей некомпетентности (особенно у молодых сотрудников), симптомы выгорания проявляются уже в течение первого года службы. Со стажем работы происходит увеличение числа сотрудников органов внутренних дел, подверженных редукции профессиональных достижений. У респондентов с увеличением срока службы появляются чувства собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенности в положительных результатах профессиональной деятельности. Это сотрудники органов внутренних дел, переживающие постоянный внутриличностный конфликт.

Результаты проведенного исследования показывают, что высокую степень выраженности среди сотрудников ОВД (40 % опрошенных) имеет пассивная стратегия избегания, то есть уход от разрешения проблем: фантазирование, еда, алкоголь, курение, наркотики или лекарства. Это наиболее характерно для начинающих службу (57 % респондентов). С увеличением стажа службы число сотрудников, прибегающих к данной стратегии, уменьшается. Сотрудники ОВД с небольшим стажем службы часто проявляют социальную несмелость, и в тоже время достаточно ведут себя в проблемных ситуациях асоциально (33 %) и даже агрессивно (29 %) по отношению к окружению, причем с увеличением стажа службы число сотрудников, прибегающих к данным стратегиям, увеличивается. Полученные данные свидетельствуют об уменьшении со стажем службы конструктивности совладающего поведения. Возможно, в этом проявляется компенсаторный механизм преодоления внутреннего дискомфорта или психологических комплексов неуверенности в себе.

При проведении корреляционного линейного анализа выявлены взаимосвязи эмоционального истощения и агрессивных действий (r=0,298313 при p≤0,01); деперсонализации и агрессивных действий (r=0,30865 при p≤0,01). Следовательно, безразличие, повышенная раздражительность в ответ на незначительные события, частые вспышки немотивированного гнева или отказ от общения, «уход в себя», постоянное переживание негативных эмоций (вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности), которые внешне ничем не обусловлены, неосознанное беспокойство и повышенная тревожность, негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам имеет связь с такими действиями как принуждение, угрозы, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество и тому подобное имеют связь с более частым применением неконструктивных моделей копинга.

Предпочтение неконструктивных стратегий поведения выступает в качестве риска развития синдрома выгорания. Выгорание меньше затрагивает людей с опытом успешного преодоления профессионального стресса и навыков конструктивного изменения поведения в напряженных условиях. Преодолевающее поведение должно быть направлено на то, чтобы найти социально приемлемый способ проявления отрицательных чувств и эмоций, связанных с конфликтом или кризисом.

Следовательно, профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть периодом, в котором необходимо формирование соответствующего профессии копинг-поведения, позволяющего всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение. В процессе профессиональной подготовки необходимо, на наш взгляд, формирование у будущих сотрудников правоохранительных органов системы представлений об основных психологических механизмах и закономерностях совладания со стрессом, а также приобретение практических навыков конструктивного совладания со стрессом; формирование профессионально-психологической устойчивости и мобилизации внутренних ресурсов личности в целях эффективного управления своим поведением в напряженных ситуациях будущей профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Maslach С., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. P. 52.
  2. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC: Taylor and France, 1999. P. 409–417.
  3. Huebner E.S., Mills L.B. Burnout in school physchology: the contribution of personality characteristics and role expectations // Special Service in the Scholl. 1994. V. 8 (2). P. 53-67.
  4. Лебедев А.Н., Камнева Е.В., Буянова С.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей на «профессиональное выгорание» сотрудников органов внутренних дел // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 3 (7). С. 58-63.
  5. Lazarus R.S. & Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. Р. 141.
  6. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в период нестабильности // Научный вестник МГИИТ. 2011. № 2. С. 101-115.
  7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб: Питер, 2009. 336 с.
  8. Hobfoll S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Камнева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация