НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ

Бактыгулов Элназ Сталбекович
Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики

Аннотация
В данной статье представлен обзор некоторых течений современности, а именно взаимодействие человека с потоком информации, усиливающимся в XXI веке. Также приведены некоторые размышления о связи развития науки и точных знаний с внутренним состоянием современного человека. Произведена попытка обоснования важности философии в современном обществе.

Ключевые слова: война, время, интернет, мудрость, осознание, современность, социальные сети, философия


SOME REFLECTIONS ON THE ROLE OF PHILOSOPHY IN MODERN INFORMATION FLOW

Baktygulov Elnaz Stalbekovich
Institute of philosophy and political-legal research, The national Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic

Abstract
This article presents an overview of certain trends of the modernity, namely the human interaction with information flow, increasing in the twenty-first century. Also some thoughts about the relationship of science and exact knowledge with the internal condition of a modern man are given. The proof of the importance of philosophy in modern society is attempted.

Keywords: Internet, knowledge, modernity, philosophy, time and social networks, war, wisdom


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бактыгулов Э.С. Некоторые размышления о роли философии в современном потоке информации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70487 (дата обращения: 10.04.2024).

Философия как наука о любви к мудрости на сегодняшний день как никогда остается самой  нужной отраслью познания. Наше время характеризуется огромным количеством информации, окружающей нас. Порой так сложно остановить внимание на чем-то одном: мы окружены непрерывным потоком информации в виде социальных сетей, рекламных щитов, радио, телевидения, и – самое главное – поток этот не прекращается, а увеличивается с каждой минутой. Феномен в том, что при осознании нескольких вариантов действия или наличия различных видов информаций для обработки, наш мозг теряется в разнообразии альтернатив. Таким образом, наше внимание рассеивается, и становится очень трудным выбрать одно конкретное направление и следовать ему, не отвлекаясь в других направлениях. Сегодняшний человек, зайдя с утра проверить новостную ленту в социальной сети, загружен информацией, не успев еще до конца проснуться.

Мы загружены выбором между самым разнообразным контентом: миллионы медиа файлов есть в открытом доступе. Как нам кажется, все это ведет современного человека к некому ступору.

Вырисовывается следующая картина: будучи снабженным огромным потоком информации и потенциальных действий, в результате чего человек теряется в выборе, современное общество представляет собой растерянное поколение потребителей. Самым легким для загруженного мозга времяпровождением является отдохнуть потреблением развлекательного контента а также покупки безделушек.

По данным подготовленного PwC «Всемирного обзора индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2015–2019 годы»», совокупные годовые темпы роста (СГТР) общей выручки от индустрии развлечений и СМИ составят в последующие пять лет 5,1 %, что означает, что выручка увеличится с 1,74 трлн долл. США в 2014 г. до 2,23 трлн долл. США в 2019 г.

Наиболее динамично развивающимися сегментами станут доступ в Интернет (15,4%), интернет – реклама (13,7%) и платное телевидение (9%).[1]

Самое трагичное в таком раскладе дел это то, что сегодня объектами потребления становятся не только материальные блага, но и духовные ценности человечества. Люди охотно публикуют, или – как это принято говорить – постят, контент, составляющий из себя какие-либо духовные познания. Дружба, любовь, семейные ценности становятся объектами потребления. Таким образом, мы рискуем иметь в жизни не друзей, а потребителей дружбы. Что касается любви, многие молодые пары сходятся именно в социальных сетях, «клюя» на социальные маски, которые очень удобно обрисовать так как душе угодно в виртуальной реальности. Некоторые нынешние отношения напоминают круглосуточную онлайн трансляцию. Самые искренние порывы могут быть опубликованы и проданы за лайки. Личная жизнь становится медиа контентом.

Как мы знаем на своем опыте, в жизни каждого происходят моменты осознания каких-либо процессов или вещей вокруг нас. Эти моменты транслируются в Твиттере, получая лайки, которые в психологическом плане представляют собой положительное подкрепление действий, стимулирующее дальнейшее повторение и зависимость от таковых подкреплений. Таким образом, моменты озарения или, если можно так выразиться, моменты мудрости человека становятся контентом для одобрения другими. В данном случае считаем важным оговориться о том, что вышеуказанный пример может являться крайностью. Во все времена было принято выражать свои мысли и эмоции, при этом получая отзывы и реакцию «публики». Это норма человеческого поведения. В данном случае мы говорим об отклонении от нормы, когда человек теряет контроль и становится зависимым от положительных подкреплений виртуального мира. Ведь, если говорить простым языком, как эти подкрепления влияют на реальную жизнь? И как вообще соотносится активность в виртульном мире с жизнью в реальности? Образуется порочный круг, когда человек посвящает свою активность в социальных сетях ради социальных сетей.

Примеров можно приводить много. Задача современного человека научиться проводить черту между потребительским мышлением и пониманием духовных ценностей.

Отдельного внимания заслуживает то, как это влияет на течение времени в современном мире. Несмотря на разнообразие информации, окружающей нас, время проходит довольно таки однообразно, и сейчас можно бегло в режиме перемотки взглянуть на 10 лет жизни, не различив ничего существенно нового (например, спросите себя, не кажется ли Вам, что 2004-й год ближе во временном плане, чем 2020-й?).

Таким образом, мы имеем возможность наблюдать разрыв между биологическим и эмоциально-психологическим возрастом людей на сегодняшний день. Время проходит довольно таки быстро за наблюдением каждодневного потока информации. Это легко проверить, зайдя в Фейсбук на час – время летит незаметно. Так часы переходят в дни, дни в недели, недели в месяцы, а последние – в годы. Так мы имеем то, что имеем на сегодня: человек, растерянный в огромном потоке информации, на бешенной скорости проматывающий свое время.

Какое же место в этом круговороте отводится философии? Отметим, что современному человеку не чужды размышления на самые глубокие насущные проблемы, включая извечные вопросы бытия, жизни и смерти, жизни после смерти и т.п. Более того, в информационный век, сегодняшнее общество все больше задается вопросами относительно бытия, развивается скептическое видение мира. Трудно не начать задаваться вопросами, увидев несоответствие информации касательно одной и той же темы, например войны в Сирии, между СМИ разных стран и независимыми интернет-источниками. Современный человек сам начинает искать правду, будучи не ограниченным в потоке информации.

И как никогда раньше на сегодняшний день философия необходима обществу, ибо любовь к мудрости может возвысить человека из любых оков времени, будь это индустриальное или информационное время. Вопрос в том, на сколько велики шансы у современного потребительского общества выйти за рамки рыночного мышления, не растерявшись при этом в каждодневном потоке информации? Проблема заключается в следующем: люди-потребители занимают себя развлечениями, покупкой услуг, ориентируясь на бренды, то бишь продукты маркетинга. В последнее входит многое, но не философия и философские категории с отсылками на диалектику и диалектическое мышление. Любопытно отметить, что в современности все большую популярность набирают различные курсы, где товаром является информация, помогающая людям развиться не только в материальном плане. Такие курсы как «стань миллионером» и т.п. призывают людей менять свое мышление, находить сорняки «бедного» мышления, таким образом, они предлагают человеку меняться в некой степени в духовном плане. И чем глубже оратору удается потрясти внутренний мир слушателя, чем дороже стоит лекция.

Успешные люди имеют право делиться своими секретами признания, и хорошо, если они помогают другим людям познавать мудрость. Смущает лишь сама напрашивающаяся формулировка «мудрость становится объектом потребления». Считаем уместным задаться простым вопросом: «что такое мудрость?».

Мудрость - по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь , в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание ; 2) постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; 3) всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью ; 4) В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики; 5) Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества»[2].

Суммируя вышеприведенные определения, попробуем обозначить мудрость как умение качественно управлять своей жизнью. Если современные лекции популярных ораторов и другие многочисленные мастер-классы помогают публике познать или хотя бы приблизиться к понимаю мудрости, то цены нет таким мероприятиям. Однако, на наш взгляд, важным является в способности качественно управлять своей жизнью умение критически мыслить, то есть уметь подвергать сомнению самые авторитетные постулаты. Считаем важным ставить перед современным человеком задачу различать потребительские и духовные ценности, учиться контролировать свое время, выбирая нужную информацию в огромной массе цифрового мусора и оставаться думающим потребителем. Человек в постиндустриальном обществе должен уметь жить осознанно.

Феноменально то, что для этого у современного человека есть все – любая информация или знания доступны в поисковом приложении на смартфоне, но нету воли отследить то, что интересует больше всего, и довезти познание до какой-то части осознания себя, что приблизило бы его к более качественному управлению своей жизнью.

Таким образом, прогресс науки вооружил каждого «гражданина планеты» гаджетом, который превосходит в своих информационных возможностях оснащенную космическую станцию прошлого века. Стоит отдельно отметить, что несмотря на прогресс цивилизации, психологическое свойство первобытнообщинных отношений с присущими им милитаризованным сознанием сохранился в умах людей, перешагнувших порог цивилизации. В ходе неизбежного прогресса человек, оставаясь или сохраняя скрытую варварскую природу в эпоху цивилизации или став цивилизованным варваром, рискует довести развитие науки до массового самоубийства, учитывая опасность современной ядерной интервенции. Таким образом, прогресс самого человека, а также естественный ход истории приближает осознание пагубности развития науки без развития духовности на мировом уровне.

Перед лицом возможной Третьей мировой войны и с оглядкой на прошлые нечеловеческие разрушения первых двух мировых столкновений современное общество, испытывая общие страхи и имея при этом свободный доступ к информации, чего не было ранее, все чаще задается вопросами об оправданности применения насилия, таким образом растет гражданская активность, любопытность народных масс. Развитие цивилизаций происходило скачком от статики до динамики, исходя из чего можно сделать предположение, что нынешнее общество ждет очередной исторический скачок, многие исследователи приписывают этому скачку духовный характер. В сознание людей должно впитываться понимание жизни, а не пропаганда эгоизма и предпочтение духовным ценностям материальных благ.


Библиографический список
  1. Интернет-источник: http://www.pwc.ru/ru/entertainment-media/publications/outlook-2015.html
  2. Н. Гартман. Этика , 1935


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бактыгулов Элназ Сталбекович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация