УДК 159.922.8

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Николаева Любовь Владимировна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка, психолого-педагогический факультет
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, ассистент кафедры психологи развития, психолого-педагогический факультет

Аннотация
В этой статье раскрывается проблема особенностей направленности личности старших подростков в сельской школе. Выявляется направленность личности в той или иной сфере жизни на основе проведенного исследования учеников 9-х, 10-х классов.

Ключевые слова: ведущая деятельность, мотивационная сфера личности., направленность личности, подростковый возраст


THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL TEENAGER IN A RURAL SCHOOL

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Nikolaeva Lyubov Vladimirovna2
1Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, student, psycho-pedagogical faculty
2Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, assistant Professor psychologists development, psycho-pedagogical faculty

Abstract
In this article, the problem of the peculiarities of the orientation of the individual older adolescents in a rural school. Reveals the orientation of the personality in one or another sphere of life on the basis of the study students of 9th, 10th classes.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Николаева Л.В. Изучение особенностей направленности личности подростка в сельской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70481 (дата обращения: 20.11.2016).

Подростковый возраст одна из самых сложных и важных ступеней в жизни каждого человека. Конечно же, столь важный период характеризуется определенными трудностями, например, перестройка взглядов подростка на отношения со сверстниками, родителями, особое отношение к противоположному полу, возникновение определенных трудностей в обучении, «уход» в самого себя и попытка найти себя в столь сложном социальном окружении, и, конечно же, первые серьезные мысли и решения о дальнейшем определении себя в мире профессий.

Помимо перечисленных трудностей подростку приходится достаточно быстро сформировать устойчивый «образ Я», чтобы самоутвердится в новом для него обществе. Л.С. Выготский выделяет центральное новообразование – чувство взрослости, через которое многие подростки стремятся занять определенное место в обществе для достижения этого «образа Я» [1]. Именно заложение системы собственных норм в подростковом возрасте способствует формированию направленности личности, что в свою очередь выступает своеобразным новообразованием этого возраста.

Л.И. Божович считает, что личность формируется через развитие мотивационной сферы. Направленность личности в данном случае определяется общностью фундаментальных и главных мотивов. По словам Л.И. Божович на протяжении жизни у ребенка формируются мотивы имеющие главное значение, которые подчиняют себе все другие мотивы [2].

Со сменой взглядов на жизнь у подростка меняется и круг общения, сверстники становятся важным звеном в его жизни – ведущей деятельностью. Они уже не стремятся все рассказать родителям, поговорить с ними о чем-то очень личном, считают, что родители этого не поймут.

По мнению Д.И. Фельдштейна ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная деятельность. Эта деятельность способствует становлению самостоятельности подростка, общению со сверстниками и другими людьми, способности самовыражаться в обществе и занять более высокое положение в системе общественных отношений [3].

Как уже отмечалось ранее в связи с изменением мотивационной сферы личности перед подростком стоит не простая задача обозначить собственный житейский подход, отыскать собственное предназначение, установить нацеленность своей личности.

С помощью методики Сакса-Сиднея «Незаконченные предложения» мы решили изучить особенности направленности личности подростка в сельской школе [4].

Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. Нами было проведено исследование на учениках 9-х, 10-х классов в составе 15 человек.

В данной методике представлено семь  тематических блоков (в каждом блоке по 8 предложений): «Учеба», «Школа», «Семья», «Сверстники», «Я», «Люди», «Будущее». Рассмотрим каждую шкалу.

В блоке «Учеба» отображается отношение подростка к его успеваемости, его уровень притязаний в плане учебы, способность  и желание выполнения домашнего задания, уровень участия его на уроках, отношение к учебным предметам, а так же его целостное отношение к процессу обучения.

Блок «Школа» включает в себя отношение к школьному начальству, учителям, кем  чувствует себя ученик в школе и чувства, которые он испытывает думая о школе.

Блок «Семья» охватывает взаимоотношения между подростком и родителями, его отношение к семье в целом, как подросток ощущает себя в семье.

В графе «Сверстники» можно проследить как подросток относится к своим друзьям, классному коллективу, ровесникам; как окружающие относятся к его мнению; как он чувствует себя в классе; чего сторонится подросток.

Блок «Я» или «отношение к себе» охватывает ряд вопросов, касающихся способностей учащегося, его скрытных желаний, боязней, притязаний, невезению, его мыслей об отношении окружающих к нему.

Блок «отношение к людям» включает в себя восприятие подростком мира окружающих людей, его отношение к незнакомым и знакомым людям, его представление о жизни других людей, их стремлений, смысле жизни, их отношение друг к другу.

И последний блок «Будущее» наполнен вопросами о представлениях подростка о своем будущем, а именно, стоит ли вообще его планировать, думать о нем, что будет лет через пять, чем займется в будущем ученик, и какова цель жизни для него.

После обработки результатов методики «Незаконченные предложения» были выявлены следующие результаты:

Рисунок 1. Результаты исследования учеников по методике «Незаконченные предложения»: исследование особенностей направленности личности

Из рисунка 1 видно, что в блоке «Учеба» большая часть учеников – 72% – показала «весьма положительный результат». У трех учеников был выявлен «положительный результат», что составило 21%. И лишь у одной ученицы, которая, по словам учителей, проявляет старание и неплохие результаты в обучении, был выявлен «нейтральный результат», что составило 7%.

По шкале «Школа» результаты оказались «весьма положительными» (93%) и «положительные» (7%), подростки писали о школе: «Школьное начальство хорошее», «Наша школа самая лучшая», «Наши учителя лучшие».

Результаты исследования блока «Семья» оказались отличными у всех исследуемых нами учеников. В бланках, исследуемых по данному блоку, были замечены только искренние и теплые отзывы о своих родителях и семьи в целом: «Считаю, что большинство матерей любящие и заботливые», «Мой отец и я не просто семья, мы еще крепко дружим», «По сравнению с большинством семей, моя семья отдает много тепла и любви детям»

После проведенного исследования и небольшой беседы с учениками и учителями было ясно, что эти классы одни самых сплоченных и дружелюбных, активно участвуют в мероприятиях и занимают призовые места, о чем и свидетельствуют результаты – в блоке «Сверстники» 100% учеников проявили «весьма положительный результат». Ученики писали о сверстниках так: «Я думаю, что мои ровесники дружелюбные», «Когда я высказываю свое мнение меня слушают (или «…ко мне прислушиваются»)», «Когда летом я вспоминаю наш класс я очень скучаю, мне грустно без них»

В блоке «Я» или «отношение к себе» 14 учеников проявили положительный результат, что составило 93%. Школьники пишут о себе: «Когда мне начинает не везти я не доволен», «Мне кажется, что я хороший друг», «Моим скрытным желанием является стать военным», «Больше всего я люблю спорт». Ученица, набравшая наименьшее количество баллов в блоке «Учеба», показав «нейтральное отношение», набрала в блоке «Я» снова наименьшее количество баллов (-1) проявив «нейтральный результат». После обработки ее бланка стало ясно, что у ученицы занижена самооценка, в общении же она проявляет скромность, стеснительность, негативное отношение к самой себе.

Анализ блока «Люди» показал, что 93% учеников хорошо относятся к окружающим. Большинство ребят дополняли предложения этого блока следующими фразами: «Большинство известных мне людей мои друзья», «Почти все люди стремятся к совершенству», «Мне кажется, что люди в основном хорошие». И только у одного ученика был выявлен «нейтральный результат», что составило 7%, это может свидетельствовать о некоторых трудностях в настоящее время у подростка во взаимоотношениях с окружающими.

И последний блок «Будущее» показал «весьма положительный результат» у 100% учеников, что говорит о четко поставленных целях учеников, их дальнейших действий, четких представлениях кем бы они хотели стать, и необходимости планировать будущее. Ответы школьников были таковы: «Мне кажется, что в будущем я стану успешным человеком», «Я думаю, что в будущем стану военным», «Целью своей жизни я считаю сделать отличную карьеру», «В будущем я займусь спортом», «Думать о будущем нужно именно сейчас».

В итоге, самыми благоприятными сферами оказались – семья, сверстники и будущее. Данные результаты говорят о том, что подростки наиболее направлены именно в эти сферы.

Общение со сверстниками является ведущем в этом возрасте, соответственно сфера «Сверстники» наиболее важен, для подростка важно как их оценивают, принимают ли его. В данном классе дружелюбные отношения, поэтому конфликты свойственные в целом данному возрасту не возникают.

Как говорилось выше, у подростков происходят изменения в мотивационной сфере, подросток хочет занять определенную позицию в обществе, задумывается о своем будущем. Именно поэтому представление подростка о будущем, его планирование также определяют направленность личности подростка.

Семья очень важный фактор в жизни каждого ребенка. Именно в семье закладывается фундамент формирования личности ребенка. Именно семья определяет наиболее важные моменты в жизни ребенка. Многое для подростка с возрастом меняется, но семья всегда остается рядом. Для многих подростков семья стоит на первом месте. Поэтому семья является одной из самых благоприятных сфер.


Библиографический список
  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия. – 2011.- 528 стр.
  2. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972. – 352 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. – 224 с.
  4. Михайлов Б.В., Сердюк А.И., Федосеев В.А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б.В. Михайлова. — Харьков: Прапор. – 2002. — 128 стр.


Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация