УДК 159.922.8

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Николаева Любовь Владимировна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка, психолого-педагогический факультет
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, ассистент кафедры психологи развития, психолого-педагогический факультет

Аннотация
В этой статье раскрывается проблема особенностей направленности личности старших подростков в сельской школе. Выявляется направленность личности в той или иной сфере жизни на основе проведенного исследования учеников 9-х, 10-х классов.

Ключевые слова: ведущая деятельность, мотивационная сфера личности., направленность личности, подростковый возраст


THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL TEENAGER IN A RURAL SCHOOL

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Nikolaeva Lyubov Vladimirovna2
1Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, student, psycho-pedagogical faculty
2Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, assistant Professor psychologists development, psycho-pedagogical faculty

Abstract
In this article, the problem of the peculiarities of the orientation of the individual older adolescents in a rural school. Reveals the orientation of the personality in one or another sphere of life on the basis of the study students of 9th, 10th classes.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Николаева Л.В. Изучение особенностей направленности личности подростка в сельской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70481 (дата обращения: 13.01.2018).

Подростковый возраст одна из самых сложных и важных ступеней в жизни каждого человека. Конечно же, столь важный период характеризуется определенными трудностями, например, перестройка взглядов подростка на отношения со сверстниками, родителями, особое отношение к противоположному полу, возникновение определенных трудностей в обучении, «уход» в самого себя и попытка найти себя в столь сложном социальном окружении, и, конечно же, первые серьезные мысли и решения о дальнейшем определении себя в мире профессий.

Помимо перечисленных трудностей подростку приходится достаточно быстро сформировать устойчивый «образ Я», чтобы самоутвердится в новом для него обществе. Л.С. Выготский выделяет центральное новообразование – чувство взрослости, через которое многие подростки стремятся занять определенное место в обществе для достижения этого «образа Я» [1]. Именно заложение системы собственных норм в подростковом возрасте способствует формированию направленности личности, что в свою очередь выступает своеобразным новообразованием этого возраста.

Л.И. Божович считает, что личность формируется через развитие мотивационной сферы. Направленность личности в данном случае определяется общностью фундаментальных и главных мотивов. По словам Л.И. Божович на протяжении жизни у ребенка формируются мотивы имеющие главное значение, которые подчиняют себе все другие мотивы [2].

Со сменой взглядов на жизнь у подростка меняется и круг общения, сверстники становятся важным звеном в его жизни – ведущей деятельностью. Они уже не стремятся все рассказать родителям, поговорить с ними о чем-то очень личном, считают, что родители этого не поймут.

По мнению Д.И. Фельдштейна ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная деятельность. Эта деятельность способствует становлению самостоятельности подростка, общению со сверстниками и другими людьми, способности самовыражаться в обществе и занять более высокое положение в системе общественных отношений [3].

Как уже отмечалось ранее в связи с изменением мотивационной сферы личности перед подростком стоит не простая задача обозначить собственный житейский подход, отыскать собственное предназначение, установить нацеленность своей личности.

С помощью методики Сакса-Сиднея «Незаконченные предложения» мы решили изучить особенности направленности личности подростка в сельской школе [4].

Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. Нами было проведено исследование на учениках 9-х, 10-х классов в составе 15 человек.

В данной методике представлено семь  тематических блоков (в каждом блоке по 8 предложений): «Учеба», «Школа», «Семья», «Сверстники», «Я», «Люди», «Будущее». Рассмотрим каждую шкалу.

В блоке «Учеба» отображается отношение подростка к его успеваемости, его уровень притязаний в плане учебы, способность  и желание выполнения домашнего задания, уровень участия его на уроках, отношение к учебным предметам, а так же его целостное отношение к процессу обучения.

Блок «Школа» включает в себя отношение к школьному начальству, учителям, кем  чувствует себя ученик в школе и чувства, которые он испытывает думая о школе.

Блок «Семья» охватывает взаимоотношения между подростком и родителями, его отношение к семье в целом, как подросток ощущает себя в семье.

В графе «Сверстники» можно проследить как подросток относится к своим друзьям, классному коллективу, ровесникам; как окружающие относятся к его мнению; как он чувствует себя в классе; чего сторонится подросток.

Блок «Я» или «отношение к себе» охватывает ряд вопросов, касающихся способностей учащегося, его скрытных желаний, боязней, притязаний, невезению, его мыслей об отношении окружающих к нему.

Блок «отношение к людям» включает в себя восприятие подростком мира окружающих людей, его отношение к незнакомым и знакомым людям, его представление о жизни других людей, их стремлений, смысле жизни, их отношение друг к другу.

И последний блок «Будущее» наполнен вопросами о представлениях подростка о своем будущем, а именно, стоит ли вообще его планировать, думать о нем, что будет лет через пять, чем займется в будущем ученик, и какова цель жизни для него.

После обработки результатов методики «Незаконченные предложения» были выявлены следующие результаты:

Рисунок 1. Результаты исследования учеников по методике «Незаконченные предложения»: исследование особенностей направленности личности

Из рисунка 1 видно, что в блоке «Учеба» большая часть учеников – 72% – показала «весьма положительный результат». У трех учеников был выявлен «положительный результат», что составило 21%. И лишь у одной ученицы, которая, по словам учителей, проявляет старание и неплохие результаты в обучении, был выявлен «нейтральный результат», что составило 7%.

По шкале «Школа» результаты оказались «весьма положительными» (93%) и «положительные» (7%), подростки писали о школе: «Школьное начальство хорошее», «Наша школа самая лучшая», «Наши учителя лучшие».

Результаты исследования блока «Семья» оказались отличными у всех исследуемых нами учеников. В бланках, исследуемых по данному блоку, были замечены только искренние и теплые отзывы о своих родителях и семьи в целом: «Считаю, что большинство матерей любящие и заботливые», «Мой отец и я не просто семья, мы еще крепко дружим», «По сравнению с большинством семей, моя семья отдает много тепла и любви детям»

После проведенного исследования и небольшой беседы с учениками и учителями было ясно, что эти классы одни самых сплоченных и дружелюбных, активно участвуют в мероприятиях и занимают призовые места, о чем и свидетельствуют результаты – в блоке «Сверстники» 100% учеников проявили «весьма положительный результат». Ученики писали о сверстниках так: «Я думаю, что мои ровесники дружелюбные», «Когда я высказываю свое мнение меня слушают (или «…ко мне прислушиваются»)», «Когда летом я вспоминаю наш класс я очень скучаю, мне грустно без них»

В блоке «Я» или «отношение к себе» 14 учеников проявили положительный результат, что составило 93%. Школьники пишут о себе: «Когда мне начинает не везти я не доволен», «Мне кажется, что я хороший друг», «Моим скрытным желанием является стать военным», «Больше всего я люблю спорт». Ученица, набравшая наименьшее количество баллов в блоке «Учеба», показав «нейтральное отношение», набрала в блоке «Я» снова наименьшее количество баллов (-1) проявив «нейтральный результат». После обработки ее бланка стало ясно, что у ученицы занижена самооценка, в общении же она проявляет скромность, стеснительность, негативное отношение к самой себе.

Анализ блока «Люди» показал, что 93% учеников хорошо относятся к окружающим. Большинство ребят дополняли предложения этого блока следующими фразами: «Большинство известных мне людей мои друзья», «Почти все люди стремятся к совершенству», «Мне кажется, что люди в основном хорошие». И только у одного ученика был выявлен «нейтральный результат», что составило 7%, это может свидетельствовать о некоторых трудностях в настоящее время у подростка во взаимоотношениях с окружающими.

И последний блок «Будущее» показал «весьма положительный результат» у 100% учеников, что говорит о четко поставленных целях учеников, их дальнейших действий, четких представлениях кем бы они хотели стать, и необходимости планировать будущее. Ответы школьников были таковы: «Мне кажется, что в будущем я стану успешным человеком», «Я думаю, что в будущем стану военным», «Целью своей жизни я считаю сделать отличную карьеру», «В будущем я займусь спортом», «Думать о будущем нужно именно сейчас».

В итоге, самыми благоприятными сферами оказались – семья, сверстники и будущее. Данные результаты говорят о том, что подростки наиболее направлены именно в эти сферы.

Общение со сверстниками является ведущем в этом возрасте, соответственно сфера «Сверстники» наиболее важен, для подростка важно как их оценивают, принимают ли его. В данном классе дружелюбные отношения, поэтому конфликты свойственные в целом данному возрасту не возникают.

Как говорилось выше, у подростков происходят изменения в мотивационной сфере, подросток хочет занять определенную позицию в обществе, задумывается о своем будущем. Именно поэтому представление подростка о будущем, его планирование также определяют направленность личности подростка.

Семья очень важный фактор в жизни каждого ребенка. Именно в семье закладывается фундамент формирования личности ребенка. Именно семья определяет наиболее важные моменты в жизни ребенка. Многое для подростка с возрастом меняется, но семья всегда остается рядом. Для многих подростков семья стоит на первом месте. Поэтому семья является одной из самых благоприятных сфер.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия. – 2011.- 528 стр.
  2. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972. – 352 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. – 224 с.
  4. Михайлов Б.В., Сердюк А.И., Федосеев В.А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б.В. Михайлова. — Харьков: Прапор. – 2002. — 128 стр.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: