УДК 159.922.8

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Щеулова Екатерина Алексеевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования

Аннотация
В данной статье раскрывается проблема психологической зависимости подростков от родителей. Выявляется уровень и причины этой зависимости на основе проведенного исследования учеников 9-х, 10-х классов. А так же разработаны рекомендации по улучшению отношений подростков к родителям.

Ключевые слова: подростки, родители


THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE ADOLESCENTS FROM PARENTS

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Sheulovа Ekaterina Alekseevna2
1National research Nizhny Novgorod state University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, student
2National research Nizhny Novgorod state University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, assistant of the chair of general pedagogy and pedagogy of professional education

Abstract
This article reveals the problem of psychological dependence adolescents from parents. Level is determined and the reasons for this dependence on the basis of the study students of 9th, 10th classes. And developed recommendations for the improvement of relations of teenagers to parents.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение психологической зависимости подростков от родителей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70465 (дата обращения: 20.11.2016).

В современном обществе, в связи с множеством экономических, политических и социальных проблем обостряется проблема психологической зависимости детей от родителей. Своего пика данная проблема достигает в подростковом возрасте.

Зависимость в наши дни трактуется различными понятиями. Например, С.Я. Подпригора трактует понятие зависимости как «поиск идентичности, поддержки, защиты и (или) разрешения извне. Объектом зависимости может быть другой человек, социальная организация, такая как расширенная семья, общественная, религиозная группа, трудовой коллектив и т. д.» [1].

Американский доктор медицины С. Даулинг определяет зависимость как «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [2].

Если человек не способен самостоятельно принимать простые решения, то это может говорить о нездоровой зависимости, при которой человек нуждается в постоянной поддержке и помощи от окружающих. Исходя из всего этого, можно сказать, что психологическая зависимость — это особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержке и защите со стороны значимого лица и сниженная способность к самостоятельному поведению.

Изучением зависимости подростков от родителей занимались многие авторы. Например, В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» очень точно подметил разногласие в отношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно…» [3].

А.И. Кошель в своей статье «К вопросу исследования психологической зависимости от родителей у старших подростков» рассматривая проблему психологической зависимости от родителей в старшем подростковом возрасте, говорит, что психологическая зависимость подростков от родителей негативно влияет на взаимоотношения со сверстниками, что в свою очередь приводит к серьезным эмоциональным переживаниям [4].

Данную проблему рассматривала так же Л.Г. Агеева в своей статье «Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей», и отмечала, что мальчики-подростки становятся зависимыми от родителей при излишнем принятии ребенка, а реакция эмансипации увеличивается при излишней опеке, в отличие же от девочек-подростков, у которых зависимость усиливается при опеке родителей [5].

Таким образом, можно сказать, что проблема психологической зависимости подростков от родителей достаточно актуальна в наши дни, поэтому мы решили провести исследование и выявить уровень данной зависимости.

Экспериментальной базой нашего исследования послужила МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. Для исследования нами были выбраны обучающиеся 9 и 10 классов. Всего в исследовании принимали участие 15 учеников, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых: 14-16 лет.

Для исследования психологической зависимости подростков от родителей нами были выбраны следующие методики:

1. Опросник «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман, Е.Е. Ромицына [6].

2. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [7].

3. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Сиднея [8].

Из опросника Л.И. Вассерман, Е.Е. Ромицына «Подростки о родителях» в экспериментальной группе подростков мы получили следующие результаты.

Рисунок 1. Результаты исследования отношения матери и отца к мальчикам-подросткам

Рисунок 2. Результаты исследования отношения матери и отца к девочкам-подросткам

У большинства исследуемых подростков был отмечен жесткий контроль со стороны матери (шкала директивности), что говорит о легкой власти со стороны матери, которая не приветствует мнение ребенка. Такие матери строги в наказании, считая, что их дети слишком маленькие для принятия  самостоятельного решения.

В отношении отцов у девочек-подростков также был выявлен самый высокий показатель (32%) по шкале директивности, что свидетельствует о представлении у них отца как главы семьи с твердыми подчинениями детей нормам и правилам поведения, принятым в обществе.

По шкале автономности матерей в отношении сыновей-подростков были выявлены высокие результаты, что свидетельствует о власти матерей над детьми, об их не восприятии ребенка как личности, несколько фиктивном отношении к воспитанию детей, отстраненности в познании увлечений и окружении сына.

По шкале непоследовательности матери в отношении девочек у двух был выявлен высокий результат, что составило 33%. И только у одной девочки непоследовательное отношение отца к ней. Непоследовательное отношение характеризуется сменой отношения к дочери от строгого к толерантному, от принятия к отвержению.

Также по результатам исследования было выявлено непоследовательное отношение отцов по отношению к сыновьям (34%). Что свидетельствует о непредсказуемости действий отца в отношении какой-либо ситуации.

Преобладание директивного и автономного отношения матерей к сыновьям можно объяснить тем, что во многих сельских семьях отцы проявляют безразличие к воспитанию детей, многие из них находятся в алкогольной или наркотической зависимости, поэтому воспитанием детей занимается мать, проявляя некую власть и контроль над ними.

Также мальчики считают, что отцы непоследовательны в воспитании. Такое воспитание можно объяснить алкоголизмом отцов, что приводит к резким перепадам их настроения и нежелании участвовать в их воспитании.

По мнению же девочек-подростков, родители слишком директивны по отношению к ним. Считают, что родители слишком строги с ними и относятся к ним как к «детям».

Учитывая, что дети воспитываются в традиционных сельских семьях, можно сказать, что влияющими факторами в данных стилях воспитания стали: неблагополучие семей, безразличие отцов в воспитании детей, узкие круги общения (полный контроль) и привязанность родителей к детям.

Следующая использованная нами методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан показала такие результаты:

Рисунок 3. Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн: исследование самооценки

По рисунку 3 можно увидеть, что большая часть учеников 9-10 классов испытывают адекватный уровень притязаний и самооценки, что говорит об их реальной оценке своих возможностей. Многие подростки воспитываются в семьях с низким культурным уровнем, исходя из этого, справедливо было бы отметить, что большинство подростков смогли найти себя, оценить свои возможности и действовать адекватно ситуациям.

Третьей нами была использована методика «Незаконченные предложения» Сакса-Сиднея. После обработки результатов методики «Незаконченные предложения» были выявлены следующие результаты (Рис. 4):

Рисунок 4. Результаты исследования учеников по методике «Незаконченные предложения»

В целом же, несмотря на неблагоприятные факторы, выявленные в предыдущих исследованиях, обо всех сферах своей жизнедеятельности подростки отзываются очень хорошо.

По шкале «Учеба» у 72% учеников был выявлен «весьма положительный результат», у 21% учеников – «положительный результат», и лишь у 7% – нейтральное отношение к учебной деятельности.

По шкале «Школа» 93% подростков выразили «весьма положительный результат», 7% – «положительный результат».

По шкале «Семья» 100% учеников проявили «весьма положительный результат», что свидетельствует о хороших взаимоотношениях между детьми и родителями.

По шкале «Сверстники» у 100% подростков был выявлен «весьма положительный результат», что говорит о положительных, дружелюбных отношениях между учениками.

По шкале «Я» 66% выразили «весьма положительный результат», 27% – «положительный результат» и лишь у одного ученика (7%) было выявлено нейтральное отношение к себе, что свидетельствует о заниженной самооценке этого ученика.

По шкале «Люди» 86% подростков проявили «весьма положительный результат», 7% – «положительный», 7% – «нейтральный результат», последнее может свидетельствовать о некоторых трудностях в настоящее время у подростка во взаимоотношениях с окружающими.

По шкале «Будущее» все исследуемые проявили «весьма положительный результат», создав образ идеального будущего для себя.

Таким образом, самые благоприятные сферы для этих подростков – семья, сверстники и будущее.

Все подростки 9-х,10-х классов оказались эмоционально благополучными. Значит, родители смогли оказать должное внимание и эмоциональное общение своим детям.

Несмотря на жесткий родительский контроль и другие неблагоприятные факторы подростки в семье чувствуют себя очень комфортно и хорошо. Но было бы неплохо также изменить мнение подростков об их родителях, чтобы улучшить отношения в плане доверия к ним.

Исходя из полученных результатов и выявленных нами проблем, таких как жесткий родительский контроль, не доверительное отношение к родителям, привязанность родителей к детям, безразличие отцов к сыновьям, нами были разработаны следующие рекомендации подросткам по улучшению отношений с родителями:

1) Если родители считают тебя маленьким, значит они проявляют заботу и беспокоятся о тебе. Если эта забота все же слишком назойлива, то деликатно объясни родителям, что ты уже не маленький(-ая) и некоторые моменты в жизни вы можете решить вместе.

2) Крики, истерики, и прочее не адекватное поведение ни к чем хорошему не приведут. Необходимо успокоится и в спокойном тоне, на человеческом языке поговорить с родителями.

3) Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, подойди и извинись. Самооценка твоя не упадет, уважение ты не потеряешь, а вот наладить отношения получится.

4) Не стесняйся обращаться к родителям за помощью и советом, это только улучшит благоприятную обстановку в семье.

5) Помни, что никто в этом мире не застрахован от ошибок, будь снисходителен к своим родителям, они ведь тоже люди.

6) Подростковый возраст характеризуется вспыльчивым характером и резкой сменой настроения. Родители хоть и не подростки, но и у них иногда нет настроения, постарайся их понять и не ухудшай ситуацию.

7) Когда-то твои родители тоже были подростками, попроси их рассказать яркие моменты того возраста и о конфликтах и не пониманиях с их родителями. Это поможет им лучше понять вас.

8) Старайся приходить домой во время (в крайнем случае, позвони и предупреди, что задержишься) – родители ведь переживают за тебя.

9) Помни, что не всегда ты будешь жить с родителями и однажды улетишь из гнезда, поэтому работа по дому станет для тебя отличной подготовкой к самостоятельной жизни.

10) Как можно чаще общайся с родителями, рассказывай свои новости и интересуйся их проблемами – это поможет вам наладить более близкий контакт.

11) Все тайное становится явным. Поэтому старайся не обманывать своих родителей, дабы избежать последующих конфликтов.

Таким образом, мы изучили психологическую зависимость подростков от родителей в условиях сельской школы. Нами было выявлено, что в исследуемых нами семьях подростком присутствует жесткий родительский контроль, не доверительное отношение к родителям, привязанность родителей к детям, безразличие отцов к сыновьям. На основании полученных результатов нами были разработаны рекомендации подросткам по улучшению отношений с родителями, которые могут быть использованы в практической работе педагогов-психологов и социальных педагогов.


Библиографический список
  1. Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2012. – 84 стр.
  2. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. – М.: Независимая фирма “Класс”. –2000. – 240 стр.
  3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Концептуал. -2015. – 346 стр.
  4. Кошель А. И. Журнал: «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Выпуск № 25-1 / 2012
  5. Агеева Л. Г. Журнал: «Известия Самарского научного центра Российской академии наук». Выпуск № 2-1 / том 13 / 2011
  6. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. – Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике (Практикум по психодиагностике). – М.: Речь.- 2004. – 256 стр.
  7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб. – 2002. – 559 стр.
  8. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б. В. Михайлова. — Харьков: Прапор. – 2002. — 128 стр.


Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация