УДК 159.922.8

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМИ В СЕЛЬСКИХ СЕМЬЯХ

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Щеулова Екатерина Алексеевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования

Аннотация
В данной статье раскрывается проблема методов воспитания детей в сельских семьях. Выявляются установки и поведение родителей в отношении детей на основе проведенного исследования учеников 9-х, 10-х классов. А так же разработаны рекомендации по улучшению отношений между детьми и их родителей.

Ключевые слова: воспитание, дети, родители


THE STUDY OF METHODS OF EDUCATION OF CHILDREN IN RURAL FAMILIES

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Sheulovа Ekaterina Alekseevna2
1National research Nizhny Novgorod state University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, student
2National research Nizhny Novgorod state University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch, psycho-pedagogical faculty, assistant of the chair of general pedagogy and pedagogy of professional education

Abstract
This article deals with the problem of parenting practices in rural families. Identify attitudes and practices of parents in relation to children on the basis of the study students of 9th, 10th classes. And developed recommendations for improving relationships between children and their parents.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение методов воспитания детей родителями в сельских семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70452 (дата обращения: 20.11.2016).

Семья – это главная ячейка в обществе. Самой главной и значительной она является и для детей, воспитывающихся в какой-либо семье. В семье у ребенка закладываются основные виды деятельности (игровая, трудовая, общественно полезная, учебная, творческая и т.д.), формируется личность ребенка, формируются нравственные установки и суждения, ребенок учится смотреть на мир глазами его семьи, накапливается опыт и представление о семье для дальнейшего её создания [1].

Каждая семья выполняет ряд определенных функций и одной из них является воспитательная. Ни школа, ни детский сад не заменят того воспитания, которое получает ребенок в семье. С самого рождения ребенок получает много заботы, внимания, ласки, поддержки со стороны родителей и ближайших родственников. Именно родители закладывают фундамент формирования личности ребенка. То, как родители будут воспитывать свое чадо, какой метод они изберут, будет зависеть от: их целей и задач в воспитании; жизненного опыта; количества детей в семье; личностных качеств родителей; от их культуры и опыта в психолого-педагогической деятельности.

Семейное воспитание является довольно сложной системой, на которую влияет ряд факторов: генетика, природное здоровье детей, размеры семьи, отношение к ребенку в семье, материально-экономическое положение и место проживания.

Воспитание в сельских семьях проходит иначе, нежели в городских. В виду того, что заработок в сельских семьях гораздо меньше, страдает материально-экономическое положение семьи. Детям в таких семьях во многом отказывают, на образование выделяют минимум средств, не давая возможность многим детям полностью раскрыться. В сельской местности отсутствует многообразие досуговой и трудовой деятельности, а так же практически отсутствуют учреждения культуры, что пагубно влияет на социализацию и развитие подрастающего поколения. Для сельской местности так же характерна маленькая плотность населения и тесные связи между жителями, каждый поступок ребенка как «на ладони», что негативно сказывается на самооценке личности [2].

Наше исследование проведено на учениках старшего подросткового возраста из сельских семей, поэтому анализ результатов будет выведен с учетом особенностей воспитания в сельских семьях.

Старший подростковый возраст характеризуется определенными трудностями, это и проблемы во взаимоотношениях в семье и со сверстниками, и перестройка личных взглядов на мир, и попытка приобщиться и влиться в новое общество, и, конечно же, множество изменений в личности самого подростка [3].

Момент воспитания ребенка подросткового возраста один из наиболее сложных. Родителям сложно понять своего ребенка, принять его «нового» и поддержать процесс социализации ребенком в новом для него мире.

Ввиду новообразований этого возраста родителям порой трудно подобрать правильный метод воспитания своего ребенка, многие совершают множество ошибок, родители не хотят подстраиваться под изменения в личности ребенка, тем самым образуя конфликтные ситуации. Не стоит отрицать того, что родители знают достаточно методов воспитания, но сложным для них является правильное практическое применение этих методов.

В своем исследовании с помощью опросника Л.И. Вассермана и Е.Е.Ромицыной «Подростки о родителях» мы решили выяснить, какими методами воспитывают родители своих детей, старшего подросткового возраста, какие установки применяют и каково отношение родителей к детям по наиболее общим показателям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя [4].

Экспериментальной базой нашего исследования послужила МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. Нами были выбраны ученики 9-х и 10-х классов в составе 15 человек, где 9 мальчиков и 6 девочек.

Исследуемые ученики 9,10 классов из полных семей, но не все из благополучных. В основном ребята из маленьких деревень. Многие родители с низким культурным уровнем. У многих исследуемых детей один из родителей имеет пристрастие к алкоголю.

Из опросника Л.И. Вассерман, Е.Е. Ромицына «Подростки о родителях»  в экспериментальной группе подростков мы получили следующие результаты.

Для удобства название шкал было сокращено: POZ – позитивный интерес, DIR – директивное отношение, AUT – автономность, HOS – враждебное отношение, NED – непоследовательность в воспитании.

Рисунок 1. Результаты исследования отношения матери и отца к мальчикам-подросткам.

Рисунок 2. Результаты исследования отношения матери и отца к девочкам-подросткам.

По мнению исследуемых девочек-подростков матери не проявляют к ним положительного отношения. Как правило, такие матери не учитывают желания детей, не всегда помогают им, и предоставляют им большую волю. Лишь у одной исследуемой был выявлен позитивный интерес отца к дочери, что составило 17%. Такие низкие показатели говорят о том, что отцы не стремятся участвовать в воспитании дочерей, потому что считают это прямой женской обязанностью (взваливая такой груз ответственности на жену) или же не находят время на воспитание детей из-за алкогольной зависимости.

В отношении мальчиков-подростков, только у одного был замечен позитивный интерес со стороны матери, что составило 11%. Строгость в воспитании со стороны матери является последствием попытки заменить отца, вырастить «правильного, покладистого, без пагубных привычек» сына. Со стороны отцов, в отношении мальчиков, так же был выявлен позитивный интерес только у одного. Такие результаты говорят, о попытке отца установить авторитет над сыном, путем применения грубой силы.

По шкале директивности были выявлены следующие результаты: половина девочек-подростков считают, что матери не предоставляют им право выбора и слишком строги в наказании, как и в воспитании в целом. По этой же шкале в отношении отцов был выявлен самый высокий показатель (32%), что говорит о представлении ребенком отца в роли главы семьи, избирающего и наставляющего на жизненный путь.

Мальчики-подростки (33%) так же считают, что мать проявляет директивное поведение к ним, диктуя правила и полностью контролируя поведение сына. Несмотря на попытки отца установить авторитет, большинство (89%) мальчиков считают, что отец не является  для них авторитетом, глава семьи – мать.

По шкале враждебного отношения матерей к сыновьям и дочерям были выявлены низкие показатели, что говорит о теплых и доброжелательных отношениях в семьях большинства исследуемых. И лишь у двух мальчиков был выявлен высокий показатель. Отцы с враждебным отношением в воспитании опираются  на общественное мнение и пытаются «впихнуть» в своего ребенка все возможные знания и развить различные способности, что непосильно для этого возраста.

Многие мальчики считают, что родители не воспринимают их как личностей, не хотят интересоваться их увлечениями и прикладывать усилий к воспитанию, тем не менее, проявляя власть в отношении своих детей. Такие результаты были выявлены по шкале автономности родителей (матери – 33%, отца – 22%). В отношении же девочек были выявлены только низкие показатели, что говорит об умеренной требовательности, заботе и опеке со стороны родителей.

Результаты исследования показали, что некоторые подростки считают своих родителей непоследовательными в воспитании, прибегая то к одному методу воспитания, то к другому совершенно противоположному, а так же непредсказуемости действий и реакции некоторых родителей на ту или иную ситуацию. У мальчиков в отношении матери/отца – 11% и 34% соответственно, а у девочек 33% и 17% соответственно.

В целом, было выявлено, что в большей степени по отношению к мальчикам матери проявляют директивное и автономное отношение. Это можно объяснить тем, что во многих сельских семьях отцы проявляют безразличие к воспитанию детей, многие из них алкоголезависимы, поэтому воспитанием детей занимается мать, проявляя некую власть и контроль над ними, стараясь заменить им отца.

Непоследовательность по отношению отцов к сыновьям можно объяснить незнанием как правильно воспитать своего ребенка, как найти к нему подход в этот трудный период или возможно нежеланием участвовать в воспитании детей вообще.

По мнению же девочек-подростков, родители слишком директивны по отношению к ним. Считают, что родители слишком строги с ними и относятся к ним как к «детям».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки считают методы своих родителей слишком жестокими. Хотя, как мы уже говорили выше, чаще эта «жестокость» проявляется из-за недопонимания между детьми и их родителями, не способности найти «общий язык», понять и принять своего ребенка с его новыми потребностями, чертами и убеждениями.

На основе этого вывода мы разработали рекомендации для родителей, по улучшению взаимоотношения с детьми подросткового возраста.

  1. Не воспитывайте своего ребенка в плохом настроении. И обратно, если у вашего ребенка беспричинно нет настроения, не стоит сейчас выяснять проблемы другого характера, отложите это на потом.
  2. Помните, что криками и грубым отношением ничего хорошего вы не добьетесь. Разговаривайте в спокойном тоне и спокойной обстановке.
  3. Поддерживайте своего ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехами и достижениями.
  4. Старайтесь заранее поговорить о серьезных жизненных проблемах, которые ему предстоят. Но не «рубите с плеча», начните разговор постепенно, издалека.
  5. Прислушивайтесь к мнению вашего ребенка, он часть вашей семьи, часть вашей жизни, и он тоже человек, со своими взглядами и убеждениями.
  6. Старайтесь максимально вникать в жизнь вашего ребенка. Теперь он подросток и большую часть времени он уделяет сверстникам и возможно противоположному полу. Проблемы в отношениях есть всегда, но одному ему не справится. Будьте искренними с ребенком и честными, расскажите что-то из своей жизни, доверьтесь ему, тогда он доверится вам.
  7. Станьте для своего ребенка примером, идеалом, пусть ориентируется на вас.

Библиографический список
  1. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание – М.: Просвещение.- 1990. – 179 стр.
  2. Мустаева Ф.А. Журнал: «APRIORI». Выпуск № 25-1 / 2012
  3. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. — М.: Знание.- 1979. — 40 стр.
  4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. – Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике (Практикум по психодиагностике). – М.: Речь.- 2004. – 256 стр.


Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация