УДК 159.9.07

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОПАСНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Петров Владислав Евгеньевич
Московский городской психолого-педагогический университет
магистрант факультета экстремальной психологии

Аннотация
Статья посвящена проведению психологического анализа проблемы опасного (агрессивного) стиля управления транспортным средством. В результате теоретического осмысления проблематики, управление транспортным средством представлено как экстремальный вид деятельности. Понятие «опасное вождение» рассмотрено с позиций юридической, технической и психологической наук. Психологический анализ феномена агрессивного вождения позволил определить в качестве перспективного такое направление психологической работы как диагностика склонности водителей к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством (оценка надёжности и безаварийности управления автотранспортом).

Ключевые слова: агрессивное вождение, опасное управление транспортным средством, стиль управления транспортным средством


PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF DANGEROUS MANAGEMENT STYLE OF THE VEHICLE

Petrov Vladislav Evgenyevich
Moscow city psychological and pedagogical University
master student of the faculty of extreme psychology

Abstract
The article is devoted to psychological analysis of the problem hazardous (aggressive) style of driving. The result is a theoretical understanding of issues, management of the vehicle represented as an extreme form of activity. The concept of «dangerous driving» considered from the standpoint of legal, technical and psychological Sciences. Psychological analysis of the phenomenon of aggressive driving allowed to identify as promising is the direction of psychological work as a diagnostic of the propensity of drivers to dangerous (aggressive) driving (assessment of reliability and trouble-free driving).

Keywords: aggressive driving, dangerous driving, the style of driving


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петров В.Е. Психологический анализ проблемы опасного стиля управления транспортным средством // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70377 (дата обращения: 02.06.2017).

Одной из актуальнейших проблем современности является обеспечение безопасности дорожного движения. Свой вклад в преодоление проблемы аварийности вносят психологическая наука и практика. Именно акцент на человеческом факторе (водителе, пешеходе и иных участниках дорожного движения) в триаде «транспортное средство – водитель – дорога» позволяет раскрыть громадный потенциал психологии. Во многом это связано с отнесением управления транспортным средством к экстремальным видам деятельности. Ярко выраженный экстремальный характер обусловлен, в первую очередь, реальной опасностью для жизни и здоровья участников дорожного движения, некоторой непредсказуемостью поведения водителей. Экстремальность придаёт стиль управления автотранспортом. К сожалению, случаи хамского поведения на дороге, вызывающего, агрессивного и рискованного стиля вождения возникают всё чаще, что требует соответствующего реагирования не только со стороны законодателя, общества, сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, но и специалистов (психологов).

Несмотря на то, что вопросы психологии обеспечения безопасности дорожного движения остро стоят в транспортной психологии, экстремальной психологии, психологии труда и инженерной психологии (С.В. Бонкало, А.М. Емельянов, В.В. Ермолаев, Ю.В. Денисова, Д. Клебельсберг, Е.В. Козлов, М.А. Котик, В.М. Курганов, Ю.И. Лобанова, В.М. Мишурин, А.Н. Романов и др., S.K. Baloguna, J.El. Chliaoutakis, Ch.S. Dula, M.E. Ballard, P. Ellison-Potter, C. Lee, B. Scott-Parker et al), психологические аспекты, определяющие агрессивный стиль управления транспортным средством, исследованы не в той степени, в которой это требуется для обеспечения безопасности на дорогах. Именно противоречие между выраженным социальным заказом на дорожную безопасность и недостаточной теоретической определённостью феномена «опасный (агрессивный) стиль», его психологической детерминацией обусловливает актуальность проводимого нами исследования. В настоящей статье приводятся основные результаты теоретического анализа заявленной проблемы.

Следует отметить, что теоретические, научно-методические и практические аспекты проблемы управления транспортным средством широко рассматриваются представителями различных отраслей наук. Одним из перспективных является использование психологического знания при анализе проблем безопасности дорожного движения.

Большая часть исследователей анализируют деятельность водителя и психологические причины, снижающие его профессиональную надёжность. Так, Д. Клебельсберг [11], А.Н. Романов [26], В.М. Курганов [14] и П.А. Пегин [20] в рамках системного подхода транспортной психологии обращаются к управлению транспортным средством в контексте экстремальности и личностной детерминации поведения за рулём. Специалистами даются объяснения и делаются прогнозы основных типов поведения участников дорожного движения (в т.ч. стилей управления автотранспортом). Акцент на операциональных характеристиках деятельности водителя делается А. Каминским [10], М.С. Горбачевым [5], C. Lee et al [37]. В этих и других публикациях управление транспортным средством рассматривается как деятельность, причём деятельность в особых (экстремальных) условиях.

Междисциплинарный анализ феномена «управление транспортным средством» показывает, что и в юридической, и в технической, и в психологической науках оно имеет все признаки деятельности. Однако, если с позиций юридической науки управление автотранспортом представляет собой регулируемый нормами права вид деятельности, в результате которой формируется последовательность осознанных (умышленных) либо неосторожных действия водителя по изменению положения транспортного средства в пространстве, с позиций технической науки – это воздействие на органы управления транспортного средства, то с позиций психологической науки (деятельностного подхода, С.Л. Рубинштейн) управление транспортным средством – это активное отношение водителя к дорожной обстановке, в котором прослеживается структура деятельности (А.Н. Леонтьев). Структурные единицы управления автотранспортом как деятельности содержат: 1) деятельность (мотив, например, может быть связан с оказанием транспортной услуги); 2) действия (например, получение денежных средств, управление автомобилем), 3) операции (например, перестроение из одной полосы движения в другую, торможение и др.). При этом управление транспортным средством является специфическим видом деятельности – экстремальным.

Российский законодатель относит транспортное средство к источнику повышенной опасности. Это обусловлено не столько сложностью автомобиля как технического устройства, сколько действием ряда объективных и субъективных факторов экстремальности. Экстремальность в управлении транспортным средством обусловлена следующими аспектами:

  • вероятностью гибели и травматизации в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • высокой динамикой дорожной ситуации или монотонией, сложностью её прогнозирования, а также непредсказуемостью поведения на дороге некоторых участников дорожного движения;
  • необходимостью постоянного мониторинга дорожной ситуации и контроля транспортного средства;
  • повышенной конфликтностью с участниками дорожного движения;
  • необходимостью максимальной мобилизации водителем всех психофизиологических и психологических ресурсов;
  • вероятностью утраты имущества (в первую очередь, транспортного средства), а также нанесения имущественного ущерба третьим лицам;
  • юридической и социально-правовой ответственностью за совершенное дорожно-транспортное происшествие;
  • неблагоприятно воздействующим на психику видом дорожно-транспортного происшествия (искореженный автомобиль, обезображенный труп водителя, пешеход с размозженной конечностью и т.п.);
  • затруднением нормального функционирования органов и систем жизнедеятельности водителя.

В рамках активно развивающегося в настоящее время такого направления как психология дорожно-транспортной среды (Traffic Psychology) внимание акцентируется на особых предикторах экстремальности, а именно: на процессе оперативного и конгруэнтного восприятия водителем транспортной ситуации; механизмах распределения личностных ресурсов водителя в разных условиях; взаимодействии с другими участниками дорожного движения (В.В. Ермолаев [8; С. 107]). Именно вероятностный характер воздействия факторов системы «транспортное средство – водитель – дорога» на человека предъявляют к нему особые требования, изменяются привычные и типовые модели поведения за рулём, увеличивают удельный вес ошибочных решений, в конечном счёте, потенцируют неблагоприятный исход дорожных ситуаций.

Следует учитывать, что экстремальные факторы действуют как на водителей-любителей, так и на водителей-профессионалов. Иное дело их восприятие самим участником дорожного движения. Проходя сквозь призму личности, систему ценностей, индивидуального своеобразия, социальных установок и т.п., тот или иной фактор обусловливает соответствующее поведение водителя за рулём.

Экстремальность вождения связана с гаммой эмоциональных состояний. Так, управление транспортным средством насыщено эмоциональными переживаниями. Встречаются положительные эмоции, например, радость, удовольствие, гордость, комфорт. При опасном вождении четверть российских водителей переживают наслаждение, чувство свободы и жажду риска (Ю.И. Лобанова [16; С. 79-80]). Но, к сожалению, гораздо чаще отрицательные – тревога, отчаяние, злоба, испуг, растерянность, стресс (Ch.S. Dula et al [32],E. Berdoulata[29], A. Whitmore [42]).

Экстремальный характер деятельности водителей подчеркивается широко обсуждаемыми вопросами «личностного фактора» в обеспечении безопасности дорожного движения. Так, Ю.В. Денисова [6], Ю.Ю. Голубихина и Н.А. Гончарова [4] обращаются к личностным возможностям и способностям водителей адекватно реагировать в экстремальных дорожных ситуациях (в первую очередь, на уровне показателей подвижности и силы нервной системы, перцептивных особенностей). По мнению Н. Нарицына [19], помимо профессиональной подготовленности водителя, слагаемыми безопасности на дороге выступают его психологическая готовность к деятельности в осложнённых дорожных ситуациях, стрессоустойчивость и дисциплинированность. Подобные подходы также свидетельствуют об экстремальности деятельности водителей.

Таким образом, вождение следует рассматривать как особый вид деятельности, связанный с управлением транспортным средством как источником повышенной опасности. Именно наличие различных факторов опасности обусловливают экстремальный характер деятельности водителя.

Для водителей, как профессионалов, так и любителей, важнейшей компетенцией являются особенности управления транспортным средством. Профессионализм водителя предполагает безаварийность, безопасность, надёжность, уважение других участников дорожного движения в противовес хамскому и агрессивному поведению, рискованности и безответственности. В качестве интегральной характеристики, отражающей особенности управления транспортным средством, можно рассматривать стиль управления. Более того, согласно подходу Е.А. Климова [12], это следует позиционировать как стиль деятельности (в т.ч. индивидуальный).

Ключевой дефиницией является понятие «стиль управления транспортным средством». На первый взгляд может показаться, что данный феномен относится к области технического или юридического (правового) регулирования. Если исключить человека (водителя) из цикла управления техникой, то, возможно, вышеуказанный тезис будет справедливым. Но поскольку водитель является неотъемлемым и центральным субъектом управления, его индивидуально-психологические особенности и психофизиологические свойства, личностные проблемы неизбежно отражаются на поведении за рулём транспортного средства.

Междисциплинарный характер понятия «стиль управления транспортным средством» отражается на его трактовке. Например, представители технических направлений указывают на стиль как на совокупность приёмов и способов воздействия на органы управления, юристы связывают стиль вождения с его соответствием (или несоответствием) нормативным предписаниям (соблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, бокового интервала; исключение резкого торможения и необоснованного маневрирования, препятствий обгону и др.).

Психологи больший акцент делают на личностных и поведенческих особенностях водителей. Так, Ю.И. Лобанова определяет стиль вождения как «типичные, устоявшиеся особенности дорожного поведения водителя», систему «способов и средств осуществления им деятельности, а также типичные для водителя эмоциональные переживания и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, предопределяющие уровень безопасности (аварийности) водителя и определяемые рядом факторов» [16; С. 77]. При этом совокупность вышеприведённых аспектов, присущих конкретному водителю, выступает как индивидуальный стиль управления.

Стиль управления транспортным средством можно рассматривать как относительно устойчивую совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства. Стиль управления как константная характеристика во многом определяется не только специальными знаниями, умениями и навыками вождения, но и индивидуальными качествами личности водителя.

Поскольку феномен «стиль управления транспортным средством» имеет междисциплинарную сущность, это отражается в его классификации. Мнения специалистов разнятся. Так, С.В. Бонкало и М.И. Петрова выделяют и описывают четыре стиля вождения [1; С. 163]: 1) надёжный или безопасный; 2) вежливый или адаптивный; 3) агрессивный или эгоистический; 4) тревожный или нестабильный. Однако большинство экспертов (В.В. Ермолаев, О.П. Макушина, А.П. Четверикова [7], В.А. Василенко [3], El. Joannes [35] и др.) преимущественно указывают на две полярные категории: «агрессивный стиль» и «надёжный стиль».

Наиболее распространённой классификацией является типология в зависимости от общественной опасности. Так, рассматривая континуум выраженности стиля управления транспортным средством, можно выделить такие противоположные характеристики как «опасный стиль управления» (рискованный, агрессивный стиль управления) и «надёжный стиль управления» (надёжность управления).

Опасный стиль управления целесообразно определить как совокупность действий водителя по управлению транспортным средством, связанных с преднамеренным созданием помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Примерами тому являются: частое маневрирование, резкое торможение после разгона, несоблюдение дистанции или интервала и т.п. Однако агрессивность в стиле управления следует рассматривать не только как деятельностный аспект, но и как характеристику личности водителя. В нём, как и во многих других экстремальных ситуациях, проявляется широкий спектр латентных личностных свойств.

Особо следует отметить, что в научной литературе, в зарубежной правоохранительной и психологической практике феномен «агрессивного вождения» существует и находит широкое обсуждение [30, 31, 33, 35, 37]. Считается, что первое упоминание выражения «дорожный гнев» и «дорожная ярость» относится к 1987-1988 гг. (США). Понятие «опасное вождение» было введено российским законодателем лишь в 2016 году (постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»). Согласно отечественному законодательству под опасным вождением понимается неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом таких действий как: 1) невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспорту, который пользуется преимущественным правом движения; 2) перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия); 3) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; 4) несоблюдение бокового интервала; 5) резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП); 6) препятствование обгону. Устанавливается, что опасное вождение предполагает совершение водителем совокупности перечисленных действий в относительно короткий период времени. Именно это, по мнению законодателя, в ряде случаев лишает иных участников дорожного движения возможности спрогнозировать поведение «опасного» водителя, оперативно и адекватно среагировать на возникающие угрозы безопасности дорожного движения.

В противовес опасному вождению можно выделить надёжность управления транспортным средством как интегральное качество личности и стиль, связанный с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, их уважением, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Надёжность связана с наличием (в т.ч. степенью выраженности) или отсутствием у водителя определённых индивидуально-психологических характеристик. Несмотря на отсутствие в настоящее время единой точки зрения на перечень таких качеств, правомерно выделять особенности личности, сдерживающие или способствующие опасному вождению.

В зависимости от активности водителя, позиции, занимаемой им при выборе особенностей управления транспортным средством следует выделить:

  • активный стиль – это осознанно демонстрируемая водителем активность при выборе стиля управления автотранспортом;
  • реактивный стиль – это поведение водителя при управлении транспортным средством, являющееся приспособлением или ответной реакцией на определённую дорожную ситуацию, а также поведение иных участников дорожного движения.

Стиль управления как стиль деятельности хотя и не в решающей мере зависит от индивидуальных особенностей человека, но определяет своеобразие её выполнения. На него оказывают влияние различные факторы, выступающие как вероятностная детерминирующая сила.

В силу повышенной общественной опасности, большей вероятности наступления негативных последствий опасный (агрессивный) стиль управления представляет повышенный исследовательский интерес. Проведём анализ проблематики агрессивного поведения при управлении транспортным средством.

Феномен опасного вождения широко рассматривается в зарубежных юридических, технических и психологических науках. Так, в Великобритании используется термин «dangerous driving» (опасное вождение) для обозначения стиля управления транспортным средством, отличного от демонстрируемого окружающими или ожидаемого от профессионального и осторожного водителя. В подходе, принятом в США, применяется расширенное понятие – агрессивное поведение на дороге, которое может включать также непристойные жесты, словесные оскорбления или угрозы, демонстрируемые участниками дорожного движения. В Австралии агрессивное поведение на дороге по своей правовой сути приближают к преступному, совершенному с орудием особого вида – автотранспортом. Однако, в законодательстве большинства государств вывод об агрессивности вождения субъективен. Часто его делает сотрудник дорожной полиции, основываясь на субъективной оценке агрессивности вождения и действий водителя. Так, например, в Австрии и Германии для привлечения водителя к административной ответственности за опасное управление транспортным средством достаточно показаний другого участника дорожного движения, в т.ч. и пешехода, по отношению к которому были предприняты опасные или агрессивные действия водителя, либо он являлся свидетелем таких действий.

В России девиации поведения при управлении транспортным средством достаточно давно являются предметом научного психологического обсуждения. Так, в работах В.А. Василенко [3], В.В. Ермолаева [7], Ю.И. Лобановой [15-17], Н. Нарицына [19] и др. раскрывается проблематика агрессии как средства разрешения внутриличностного конфликта, а также факторов, предопределяющих стиль вождения.

В зарубежных исследованиях психологическая проблематика агрессивного поведения за рулем обсуждается напрямую. В ряде научных статей E.B. Blanchard [30], J.El. Chliaoutakis [31], P. Ellison-Potter [33], El. Joannes [35] и др. анализируют личностную детерминацию агрессии за рулём, а С. Gold [34], A.S. Kremez [36], G. Miller [38], M. Moller [39], M. Paavera [40] учитывают основные (психологические) риски управления транспортным средством.

Не случайно опасное управление транспортным средством зачастую отождествляют с агрессией. Действительно, в опасном и агрессивном поведениях есть много общего. Если в качестве единицы анализа выбрать такой параметр как нормативность, то на первый план выходит соблюдение установленных в обществе социальных и правовых норм. В этом случае с позиций нормативного подхода агрессивное поведение опасно (нежелательно) для общества и выступает как форма действий человека, демонстрирующая превосходство и возможность причинения ущерба окружающим вопреки правилам поведения, регулирующим взаимоотношения людей [27; С. 27-32, 57-64]. Прямая связь нормативного и агрессивного в поведении находит отражение в психологических словарях. Например, агрессия – это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности)» [18; С. 27]. При этом указывается на преимущественно внеситуативный характер проявления агрессии. Например, А.А. Реан рассматривает агрессивное поведение как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания [25].

Акцент на поведенческих аспектах, моделях поведения делается в деятельностном подходе. И в опасном и в агрессивном поведении демонстрируются девиантные модели, т.е. оба понятия объединяются измененными (нетипичными) поведенческими реакциями.

Представители психоаналитического направления (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.) утверждают, что агрессивное поведение (в т.ч. на дороге) следует рассматривать как форму проявления психического заболевания, глубинных психических реакций или комбинацию эмоциональных ответов, достигающих высшей точки в образце поведения, как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в психологическом плане жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д., т.е. выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Поскольку агрессивность считается устойчивой чертой личности [2, 9], поэтому агрессивный стиль управления транспортным средством можно рассматривать как устойчивую характеристику поведения. При этом агрессия при управлении транспортным средством – это мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред участникам дорожного движения, приносящее физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Существуют проявления агрессивного поведения водителей на дороге, не находящие должную юридическую оценку со стороны отечественного законодателя. По нашему мнению, они следующие:

  • преследование других участников дорожного движения;
  • чрезмерная и безосновательная манипуляция сигнальными устройствами;
  • принуждение других участников дорожного движения оперативно изменять скорость или направление движения, принимать иные меры для обеспечения личной безопасности, безопасности окружающих;
  • вербальные и невербальные угрозы, оскорбления или унижения по отношению к иным участникам дорожного движения;
  • непосредственное физическое воздействие или использование предметов для воздействия на других участников дорожного движения.

Таким образом, в результате проведённого теоретического анализа проблемы управления транспортным средством было установлено, что:

1. Управление транспортным следует рассматривать как особый вид деятельности, связанный с управлением транспортным средством как источником повышенной опасности. Именно наличие различных факторов опасности обусловливают экстремальный характер деятельности водителя.

2. Стиль управления транспортным средством – это относительно устойчивая совокупность приёмов и технических действий водителя, а также его личностных особенностей, связанных с приведением транспортного средства в движение, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с дорожной ситуацией, предназначением и техническими возможностями транспортного средства.

3. Агрессивный стиль управления транспортным средством – это совокупность действий водителя по управлению транспортным средством, связанных с преднамеренным созданием помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Исследование позволило теоретически обосновать влияние психологически значимых факторов на стиль управления транспортным средством, определить в качестве перспективного такое направление психологической работы как диагностика склонности водителей к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством (оценка надёжности и безаварийности управления автотранспортом). Дополнительная психологическая поддержка работы с водителями позволит нивелировать влияние негативного субъектного слагаемого аварийности на дороге, существенно снизить риск возникновения опасных дорожных ситуаций, повысить культуру поведения автолюбителей и водителей-профессионалов.


Библиографический список
  1. Бонкало С.В., Петрова М.И. Индивидуально-типологические детерминанты стиля поведения профессиональных водителей на дорогах // Учёные записки РГСУ. 2013. Т. 1, № 2 (113). С. 162-166.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
  3. Василенко В.А. Изучение надёжности работы водителя в России и за рубежом // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 37-39.
  4. Голубихина Ю.Ю., Гончарова Н.А. Надёжность профессиональной деятельности водителей экстремального профиля // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 3-6.
  5. Горбачев М.С. Экстремальное вождение: Гоночные секреты. М.: Престиж книга, 2006. 304 с.
  6. Ермолаев В.В., Макушина О.П., Четверикова А.И. Социально-психологические детерминанты проявления агрессии водителями пассажирского транспорта на российских дорогах // Социальная психология и общество. 2013. № 2. C. 108-118.
  7. Ермолаев В.В., Четверикова А.И. К вопросу о критериях профессионально-психологического отбора водителей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Психология и педагогика. 2014. № 2. С. 105-112.
  8. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
  9. Каминский А. Мастер вождения автомобиля. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 240 с.
  10. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
  11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 278 с.
  12. Курганов В.М. Психология управления. Автотранспортная психология. М.: Приор-издат, 2004. 144 с.
  13. Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности водителя: описание, диагностика, компенсационные возможности // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 4. С. 140-147.
  14. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 1. С. 76-84.
  15. Лобанова Ю.И. Типичные эмоции, склонность к планирующему стилю деятельности и аварийность водителей // Человек и транспорт. Эффективность, безопасность, эргономика: Материалы 111 Международной научно- практической конференции, Санкт- Петербург. 15-18 сентября2014 г. СПб., 2014. С. 337-341.
  16. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 632 с.
  17. Нарицын Н. Психология безопасности вождения. М. РИПОЛ классик, 2006. 256 с.
  18. Пегин П.А. Автотранспортная психология: учебник. М.: Academia, 2014. 208 с.
  19. Петров В.Е. Методика психологической диагностики надёжности водителя по управлению транспортным средством // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 4 (36). С. 91-96.
  20. Петров В.Е. Особенности интерпретации психодиагностических данных личностного опросника оценки надёжности водителя // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». М., 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65740 (дата обращения: 27.03.2016).
  21. Петров В.Е. Психологически значимые факторы, определяющие стиль управления транспортным средством // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». М., 2016. № 1 (57). – С. 215-221.
  22. Петров В.Е., Кокурин А.В., Кокурина И.В. О личностном опроснике психологической оценки надёжности водителя // Новая наука: стратегии и векторы развития: по мат. межд. научно-практ. конф., ч. 3 в 3-х частях. Стерлитамак, 2016. С. 73-75.
  23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.
  24. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиск в западной философии и науке. Минск: Университетское, 1991. 150 с.
  25. Baloguna S.K., Shengea N.A., Samuel S.E., Psychosocial factors influencing aggressive driving among commercial and private automobile drivers in Lagos metropolis // The Social Science Journal. 2012. Vol. 496. Pp. 83–89.
  26. Berdoulata E., Vavassorib D., Munoz Sastrea M.T. Driving anger, emotional and instrumental aggressiveness, and impulsiveness in the prediction of aggressive and transgressive driving // Accident Analysis & Prevention. 2013. Vol. 50. Pp. 758-767.
  27. Blanchard E.B., Barton K.A., Malta L. Psychometric properties of a measure of aggressive driving: the Larson driver’s // Psychological Reports. 2000. Vol. 87. № 3. Pp. 881-892.
  28. Chliaoutakis J.El., Demakakos P., Tzamalouka G., Bakou V. Aggressive behavior while driving as predictor of self-reported car crashes // Journal of Safety Research. 2010. Vol. 33. № 4. Pp. 431.
  29. Dula Ch.S., Ballard M.E. Development and evaluation of a measure of dangerous, aggressive, negative emotion, and risky driving // Journal of Applied Social Psychology. 2003. Vol. 33. № 2. Pp. 263-282.
  30. Ellison-Potter P.,Bell P., Deffenbacher J. The effects of trait driving anger, anonymity, and aggressive stimuli on aggressive driving behavior // Journal of Applied Social Psychology. 2001. Vol. 31. № 2. Pp. 431-443.
  31. Gold С., Müller T., Bengler K. Identification оf characteristic parameters for the detection of risky driving behaviour // Proceedings of the 6th International Conference on Driver Behaviour and Training 2013.Helsinki, 2013. P. 28.
  32. Joannes El., Chliaoutakis J., Demakakosb P., Tzamaloukaa G., Bakoub V., Koumakib M., Darvirib C. Aggressive behavior while driving as predictor of self-reported car crashes // Journal of Safety Research. 2002. Vol. 33. Is. 4. Pp. 431-443.
  33. Kremez A.S., Bonch-Bruevitch V.V., Dementienko V.V. Comprehensive approach to improvement driver-cased accidents risk // Proceedings of the 6th International Conference on Driver Behaviour and Training 2013.Helsinki, 2013. P. 70.
  34. Lee C., Saxena M., Lin P.S., Gonzalez-Velez E., Rouse J.W. Aggressive driving and safety campaigns: lessons learned from better driver campaign inFlorida// Transportation Research Record. 2010. № 2182. Pp. 79-87.
  35. Miller G., Taubman B.-A. O., Driving styles among young novice drivers – The contribution of parental driving styles and personal characteristics // Accident Analysis & Prevention. 2010. Vol. 42. Pp. 558-570.
  36. Moller M., Sigurdardottir S.B. The relationship between leisure time and driving style in two groups of male drivers // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2009. Vol. 12. Pp. 462-469.
  37. Paavera M., Eensoob D., Kaasikb K., Vahta M., Maestuc J., Harroa J. Preventing risky driving: A novel and efficient brief intervention focusing on acknowledgement of personal risk factors // Accident Analysis & Prevention. 2013. Vol. 50. Pp. 430-437.
  38. Scott-Parker B., Watson B., King M.J. Understanding the psychosocial factors influencing the risky behavior of young drivers // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2009. Vol. 12. Pp. 470-482.
  39. Whitmore A., Sullman M., Dorn L. Novice drivers and feelings of risk: the role of emotion in risk appraisal as revealed by skin conductance and EEG // Proceedings of the 6th International Conference on Driver Behaviour and Training 2013.Helsinki, 2013. P. 47.
  40. Денисова Ю.В. Психологические основы безопасного управления транспортными средствами. М: МААШ. 2010. 102 с.
  41. Козлов Е.В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2012. 24 с.
  42. Романов А.Н. Автотранспортная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.


Все статьи автора «Петров Владислав Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: