УДК 372.881.111.1

МОТИВАЦИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Статья посвящена мотивации изучения иностранного языка у студентов технических ВУЗов, дано определение и рассмотрены основные виды мотивации. Несмотря на международную и экономическую ситуацию в мире, не все студенты осознают важность изучения иностранного языка. Одной из причин является низкая мотивация.

Ключевые слова: иностранные языки, мотивация, обучение, студенты, технические специальности


MOTIVATION IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE STUDYING PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department

Abstract
The article is devoted to the motivation of learning foreign language at technical universities, was given a definition of the term and was described the main types of motivation. Despite international and economic situation in the world, not all students are aware of the importance of learning a foreign language. One of the reasons is the low motivation.

Keywords: foreign languages, learning process, motivation, students, technical professions.


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Верисова А.Д. Мотивация как важный фактор при изучении иностранного языка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70352 (дата обращения: 29.09.2017).

В современном мире международная, экономическая и культурная политика страны ставит перед специалистами новые задачи. «Предполагается, что современный специалист должен обладать суммой компетенций, которые позволят ему не только качественно выполнять профессиональные обязанности, но и взаимодействовать с людьми, самосовершенствоваться» [4, с.151 ] Одна из них – владение иностранными языками.  Зачастую в настоящее время, высококвалифицированный специалист знает не один иностранный язык, ведь для того чтобы рассчитывать на более высокую должность приходится просматривать литературу и статьи не только на родном языке, а так же необходимо участвовать в международных конференциях и иметь навыки коммуникативного общения на иностранном языке. Несмотря на значимость иностранного языка в мире и видимые плюсы владения им, студенты технических вузов не совсем понимают важность этого предмета и без особого энтузиазма подходят к его изучению.  Одна из причин – слабая мотивация.

Что же такое мотивация? Сложно дать единое определение данному термину. Разные ученые вкладывают разные понятия в термин «мотивация», так, например Симонов П.В. говорит, что мотивация- результат, который приводит к формированию осознания необходимости активной деятельности.  Матюхина М.В. определяет мотивацию как желание сделать что-то на высшем уровне, усовершенствовать результат своей работы. Готлиб Р.А. называет мотивацию механизмом, который активизирует у человека желание успешно изучать предмет.

Выделяют два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация- это мысли и идеи самого студента, то, что проявляется на уровне чувств. Таким образом, к внутренней мотивации можно отнести:

- интерес к изучению иностранных языков;

- понимание важности изучения иностранного языка;

- заинтересованность учебным материалом;

- интерес к культуре страны изучаемого языка;

- желание читать книги на языке оригинала и др.

На формирование и развитие внутренней мотивации часто большое значение оказывают внешние мотивы. Так, например, студенты с радостью идут на урок, проявляют интерес к предмету и выполняют с удовольствием все задания благодаря позитивной атмосфере в ходе урока и положительного отношения к преподавателю в частности.

Внешняя мотивация – влияние социальных факторов и общества на действия студентов в ходе обучения. Внешняя мотивация с самого начала обучения настраивает студента на движение вперед. К ней относятся:

- возможность найти перспективную работу;

- возможность получения грантов для обучения за рубежом;

- участие в международных конференциях и олимпиадах с последующим вознаграждением;

- стремление достичь успеха во всем и быть лучшим в своей группе;

- сдача экзамена или зачета;

- влияние родителей;

-возможность общения с иностранцами и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренняя мотивация вызывает удовлетворение от процесса обучения, внешняя, напротив, заставляет учиться.

Кроме того, мотивация может быть положительной и отрицательной. Положительная мотивация построена на положительных мотивах, отрицательная же наоборот формируется из отрицательных стимулов. Пример таких мотиваций: « Мне нужно выучить язык, чтобы сдать TOEFL и поехать учиться заграницу» – положительная мотивация. «Мне нужно выучить язык, чтобы меня не отчислили из университета» – отрицательная мотивация. Преподавателю важно поддерживать именно положительную мотивацию.

Насколько же сильно процесс преподавания языка зависит от мотивации? В данном случае мотивация – психологический процесс, внутренняя сила студента, которая помогает ему двигаться вперед тогда, когда обычно он медлит. У студентов технических специальностей основной является внешняя мотивация, поэтому преподавателю очень важно создать все условия для успешного изучения языка. Студенты должны быть заинтересованы учебными материалами, это могут быть не только книги на языке оригинала, но и видео, и игровые материалы. Формированию позитивной мотивации способствует благоприятная атмосфера в аудитории, вовлечение студентов в групповые формы деятельности, интересная подача материала. Кроме того, преподаватель своим личным примером может развить заинтересованность у студента. Эрудированный преподаватель, который любит свою работу, неординарно преподносит материал, может привить студенту любовь к своему предмету, а также не только научить его языку, но и затронуть такие темы как культура и история страны изучаемого языка. Преподавателю необходимо чередовать разные виды деятельности в ходе занятий, чтобы вызвать интерес к предмету: проводить обсуждения разных тем, затрагивая вопросы по специальности; видео уроки; онлайн уроки; круглые столы. Одновременно преподавателю следует быть генератором идей, постараться развить коммуникативные навыки у  малоинициативных студентов и показать значимость владения иностранным языком каждому студенту по отдельности.

Мотивация- главный стимул в изучении иностранных языков, без нее обучение не проходит совсем или бывает крайне неустойчивым и не приводит ни к каким результатам. Но следует не забывать, что при слишком активной мотивационной политике уровень напряжения в группе увеличивается и таким образом преподаватель достигает обратного результата. Необходимо найти ту золотую середину, при которой студенты будут получать положительные эмоции и радость от занятий.


Библиографический список
  1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо.- М.: Просвещение, 1984.- 256 с.
  2. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб // Социологические исследования.- 2009.-№2.- С. 122–127.
  3. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981.-216 с.
  4. Хан О.Н., Щелокова А.А. Формирование языковой компетентности специалиста транспортной отрасли при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 151-155 .


Все статьи автора «Верисова Анна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: