УДК 340:347.61

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ СЕМЬИ (1917-1930 ГГ.)

Баторова Татьяна Прокопьевна
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Аннотация
Статья посвящена изучению государственной политики в сфере охраны и защиты семьи в 1917-1930 гг. Исследование государственной семейной политики Страны Советов того периода позволяет сделать вывод, что первые декреты заложили основные принципы семейного законодательства, правового регулирования охраны и защиты семьи, основы государственного регулирования данной сферой. Тем самым можно сказать, государство уделяло большое внимание материнству, детству, принимая законодательные акты, образуя специальные государственные органы, регулирующие вопросы охраны и защиты семьи.

Ключевые слова: государственная семейная политика, декрет, детская беспризорность, Наркомат государственного призрения РСФСР, организация детского питания, охрана и защита материнства и детства, программный документ большевистской партии, сеть дошкольных учреждений


HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF GOVERNANCE IN THE SPHERE OF CONSERVATION AND PROTECTION OF THE FAMILY (1917-1930)

Batorova Tatjana Prokopjevna
East-Siberian State University of Technology and Management

Abstract
The article is devoted to the research of the state policy in the sphere of security and protection of the family in 1917-1930. The study of the state family policy of the Soviet Union of that period leads to the conclusion that the first decrees laid the basic principles of family law, of the legal regulation of the safety and protection of the family, the basis of state regulation in this sphere. Thus, we can say that the state has paid great attention to motherhood, children, adopting legislation, creating special state organisations, having covered all areas related to the family.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баторова Т.П. Историко-правовые аспекты развития государственного управления в сфере охраны и защиты семьи (1917-1930 гг.) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69966 (дата обращения: 20.11.2016).

В истории существования человека одной из величайших ценностей общества является семья. Семья занимает одно из основных мест в социальных связях человека. История развития человечества – это история развития семьи, которая изменяется с обществом, эволюционирует с ним. Сегодня семья это основной социальный институт, который направлен на консолидацию общества, социализацию личности, толерантное взаимодействие в обществе, недопущение межнациональных и межконфессиональных конфликтов. В семье закладываются ценностные ориентации, социальные установки, отношение человека к обществу. Все это влияет на политическую, экономическую и социальную структуру общества, его формирование и развитие.

Особенная роль в изучении семьи, детства и материнства играет правовая наука, так как именно она создает юридический механизм реализации и защиты прав семьи, матери и ребенка. В свою очередь,  органы государственной власти должны обеспечивать реализацию прав семьи, матери и ребенка. Создание органами государственной власти всех необходимых условий для функционирования семьи, раскрытия ее потенциала как воспитательного и социокультурного, так и производственного и экономического является важнейшей функцией государства. Действующая на сегодняшний день система государственного регулирования в сфере охраны и защиты семьи представляет собой результат длительного исторического развития, начавшегося с ограничительных  мер по защите матери и ребёнка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. Изучение историко-правовых аспектов государственного управления в сфере охраны и защиты семьи, материнства и детства позволит выявить основные тенденции государственно-правового регулирования, именно этим определяется актуальность темы исследования.

Советская власть в период 1917-1930 гг., делая первые шаги в политической, экономической и, в частности, социальной политике, столкнулась с необходимостью проведения быстрых социальных изменений в условиях слабой и неразвитой социально-экономической базы, подавляющей неграмотности населения. На борьбу с этими и другими проблемами в помощь государству были призваны массовые добровольные движения, различные формы организации добровольчества. [1, С.10]

Формирующаяся государственная политика того времени в сфере охраны и защиты семьи реализовывалась в программных документах большевистской партии, в принятии декретов и других законодательных актов Страны Советов, в организации новых государственных структур, которые в целом решали многие вопросы данной сферы.

Приступая к изучению государственного управления в сфере семьи, материнства и детства, прежде всего, необходимо рассмотреть правовое регулирование брачных отношений. После Великой Октябрьской социалистической революции брак, заключенный в церкви по религиозному обряду, не имел никакой  юридической силы. Кардинальное изменение государства к семье, браку выразилось в декрете, принятым Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом народных комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и введении книг актов состояния». Основным положением данного декрета является признание государством гражданского брака, таким образом, государство отвергло церковные браки, с этого момента вне зависимости от вероисповедания законным считается брак, заключенный в государственных органах. Исключение делалось только для тех браков, которые были заключены до возникновения органов записи актов гражданского состояния. Таким образом, государство подчеркивает, что только брак, зарегистрированный в органах загса, находится под защитой государства. Закон устанавливает порядок регистрации каждого из актов гражданского состояния, соблюдение которого является обязательным, иначе он не имеет правовой силы. Основной целью данного декрета являлось разработка важнейших принципов правового регулирования отношений брака и семьи, регулирование формирования советской семьи в соответствии с коммунистическими идеалами. В декрете было закреплен принцип добровольности брака, и если этот принцип нарушался, то такой брак не считался законным. Декрет также имел целью возникновение юридических прав и обязанностей у обоих супругов, у родителей и детей. Необходимо отметить, что до принятия декрета юридическими правами большей частью обладал муж. Кроме того, что является нововведением, декрет закрепил права детей, рожденных вне брака. В дореволюционной России внебрачные дети были очень сильно ограничены как в правовом смысле, так и в моральном. Под контролем государства находилось и расторжение брака. Декрет «О расторжении брака» закрепил расторжение брака по обоюдному согласию или одного из супругов в отделе записей браков. В целом, первые декреты коренным образом изменили понимание брака, государство установило новое понимание института брака, утвердило полную свободу граждан в отношении брака, а также и в отношении его расторжения, оставив за собой только регистрационные функции, а сам институт брака стал частным делом. Данные декреты стали началом семейного законодательства. В сентябре 1918 года был принят первый советский семейный Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.[2, С.49]

Следующим важным вопросом института брака является институт материнства и детства. В.И. Ленин уделял большое внимание развитию системы охраны материнства и детства в стране Советов. Еще задолго до Октябрьской революции он уже глубоко изучал проблему охраны материнства и младенчества, а также разработал систему мероприятий в этой важной области. На основании программных документов большевистской партии можно сделать вывод о том, что В.И. Ленин предпочтительно заботился о детях, о женщинах-матерях.[3, С.37] С первых же дней существования Советской власти Коммунистическая партия приступила к практическому претворению в жизнь тех требований, которые содержались в ее Программе. [4, С.217]

Государственная семейная политика в охране материнства и младенчества была закреплена в первых декретах и других законодательных актах Страны Советов, разработанных В. И. Лениным. В первую очередь Совет Народных Комиссаров  29 октября 1917 г. принял декрет «О восьмичасовом рабочем дне», согласно которому запрещалось использование труда лиц, не достигших 14 лет; рабочий день для лиц, не достигших 18 лет, составлял 6 часов в сутки. Отдельное место в данном документе занимал труд женщин. Женщины, занимавшиеся умственным трудом, обеспечивались отпуском  по беременности и родам с полным сохранением заработной платы на 12 недель; те женщины, которые были задействованы тяжелым физическим трудом, получали отпуск по беременности и родам  на 16 недель. Также согласно этому декрету каждая кормящая мать получила право отлучаться с работы каждые три часа на полчаса для кормления ребенка.

Другой формой государственного управления было создание специальных государственных органов, призванных решать вопросы семьи, брака и материнства. В ноябре 1917 г. для решения социальных вопросов был организован Наркомат государственного призрения (позднее Наркомат социального обеспечения). Постановлением Наркомата государственного призрения от 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г.) в целях «разработки вопроса о проведении неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как социальной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства»  была создана специальная коллегия в составе И. П. Шувалова, Ф. К. Скрибинского, Е. Я. Миндлинг, Н. Д. Королева. Председателем этой комиссии была назначена А. М. Коллонтай. Этой коллегии предлагалось немедленно организовать при главном управлении наркомата «Отдел по охране материнства и младенчества». [5]

В целях реализации государственной семейной политики государство поставило задачу объединить все учреждения по охране материнства и младенчества в единую систему. Согласно Постановления Народного комиссариата государственного призрения РСФСР от 31 января (13 февраля) 1918 г. «Об организации комиссии по охране младенчества» все учреждения, обслуживавшие детей, объединялись в одну государственную организацию и передавались в ведение отдела охраны материнства и младенчества, с тем «составит неразрывную цепь с учреждениями, обслуживающими женщину во время беременности и кормления ребенка грудью; принимать от них и продолжать выполнение одной общей государственной задачи – создания сильных духом и физически граждан».[6]

Необходимо отметить, что охрана материнства и детства была важна на всех этапах рождения человека в советском государстве. В условиях недостаточности медицинской помощи, высокого уровня детской заболеваемости для скорейшей разработки и проведения необходимых реформ по охране младенчества в России были организованы при Отделе охраны материнства и младенчества комиссии в составе представителей Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, рабочих организаций и специалистов в вопросах социальной охраны младенчества. Отдел охраны материнства и младенчества начал свою деятельность с организации сети детских лечебно-профилактических учреждений и специальной подготовки медицинских кадров для них. Были организованы приюты для грудных детей, дома матери и ребенка, детские и женские консультации, начали работу молочные кухни, детские ясли, началось строительство родильных домов. Для работы в этих учреждениях повсеместно развернулась массовая подготовка кадров, к этому благородному делу привлекались работницы, а позднее делегатки, члены женсоветов.[7, С.169]

Большевистская партия очень внимательно относилась к вопросам здравоохранения трудящихся, особенно это касалось области охраны здоровья – матери и ребенка, которое было закреплено в Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б). В порядок дня выдвигалась организация сети дошкольных учреждений, яслей и детских садов. [8, С.154] Для достижения этой цели 04 января 1919 г. постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным был учрежден Совет защиты детей во главе с наркомом просвещения, который состоял из представителей наркоматов здравоохранения, социального обеспечения, продовольствия и труда. Основная функция Совета заключалась в охране здоровья детей, организации их питания и снабжения по всей республике.

Огромное внимание уделялось большевистской партией организации работы общественных столовых, яслей, детских садов и подобных учреждений. В 1920 г. по инициативе В.И.Ленина под Москвой был создан совхоз, который производил молочные  и другие продукты, и снабжал ими больницы и детские учреждения. В.И.Ленин призывал местные органы на необходимость скорейшего открытия детских учреждений по всей стране.[9, С.78]

Следующим шагом в организации питания было подписание В.И.Лениным 22 февраля 1921 года декрета «О мерах к осуществлению коммунального питания детей», согласно которому предписывалось организовать во всех подведомственных Народному комиссариату просвещения школах и детских учреждениях столовые и раздаточные пункты для осуществления коммунального питания детей. В целях организации питания в сельской местности в марте того же года вышел декрет СНК РСФСР «Об организации питания в сельских школах».

Для реализации этих целей особое значение для претворения в жизнь ее политики по охране здоровья будущего поколения партия и Советское государство придавали подготовке кадров, специалистов. В 1919 г. в Москве были открыты первые курсы инструкторов-организаторов охраны материнства и младенчества. В 1920 г. такие курсы работали уже в 9 крупных городах. А в 1922 г. в Москве был создан научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества (в настоящее время – Научно-исследовательский институт педиатрии Российской Академии медицинских наук.). Следующим шагом было – создание педиатрических факультетов при медицинских институтах [10, С.65]

Острым вопросом в тот период был вопрос детской беспризорности, как следствие революции и гражданской войны, поэтому по предложению В. И. Ленина 27 января 1921 г. при Президиуме ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью, председателем которой был назначен председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф.Э.Дзержинский. Комиссия совместно с наркоматами здравоохранения и просвещения проводила большую работу по борьбе с детской беспризорностью, также занималась вопросами улучшением питания детей и подростков, культивирования среди детей санитарно-гигиенических знаний, созданием в стране сети детских учреждений и т. п. [11, С.98]

Эти вопросы решались и на Всероссийских совещаниях. Второе Всероссийское совещание по вопросам охраны материнства и младенчества, которое состоялось в апреле 1923 г. обсудило такие  вопросы, как социальная работа в деревне, обслуживание больных детей на дому, воспитательная работа в детских учреждениях для детей раннего возраста, подготовка кадров и др.

Огромным вниманием к детям и матерям пронизаны многие решения партии и правительства, принятые в годы социалистического строительства. Так, ноябрьский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б), рассматривая вопрос о первых итогах введения семичасового рабочего дня, предложил Наркомтруду, ВСНХ и ВЦСПС провести в жизнь постановление законодательных органов об освобождении беременных и кормящих женщин от работы в ночной смене на предприятиях, переведенных и переводимых на семичасовой рабочий день. [12, С.86]

Некоторые вопросы материального обеспечения социальной сферы решались в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии и перспективах текстильной промышленности» (май 1929 г.), в котором говорилось о необходимости увеличить, своевременно и полностью использовать ассигнования на ясли, бани, прачечные, школы, больницы и клубы. В июне 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок», которое было направлено на охрану труда женщин. Данное постановление четко закрепило запрет подземного труда для работницам при одновременном расширении применения женского труда на поверхностных работах; усилило внимание Советов, всех систем кооперации и особенно профсоюзов к бытовому обслуживанию трудящихся женщин, увеличило средства на решение этих вопросов, а также широко использовало самодеятельность трудящихся в строительстве детских учреждений, столовых, прачечных.[13, С.26]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первые декреты, принятые  большевиками можно признать эволюционными, так как они установили новые принципы формирования и существования семьи, материнства и детства, а именно принцип добровольности, свободы. Они буквально разрушили феодальные семейные отношения, регулирующие брачные отношения в дореволюционной России, и были основаны на неравноправии супругов, не добровольности вступления в брак, ущемлении прав незаконных детей и т.д. В период становления Страны Советов, руководство большевистской партии уделяло большое внимание охране и защите материнства и детства, издавая нормативные акты, создавая новые структуры в системе государственного управления. Принятые декреты того периода были направлены на формирование, преобразование, упорядочивание брачно-семейных отношений в новом государстве на основе коммунистических принципов. Необходимо отметить, что государственное управление охватывало все важные направления в сфере охраны и защиты семьи такие, как: поддержка материнства, медицинское обслуживание матерей и детей, питание и организация детских учреждений, а также в тот период велась активная работа по ликвидации беспризорников, их социальной адаптации.


Библиографический список
  1. Антокольская  М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 2015. – 144 с.
  2. Рудык О.И. Институт брака по российскому законодательству 1917-1922 гг.// Вестник  Нижегородской Академии МВД России.- 2010.- № 2 (13).
  3. Антонова Е.Г. Принципы построения правового государства: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.02 – М., 2010. – 155 с.
  4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юридическая литература,2012. – 400 с.
  5. Антонова Е.Г. Государство как целостная система социального управления. М.: Луч, 2013. – 28 с.
  6. Атаманчук Г.В. Управление социальная эффективность и ценность. – М.: РАГС, 2013. – 145 с.
  7. Гнедаш А.А. Модернизация государственной семейной политики в современной России: экстраординарный поворот к пронатализму // Политика семьи и детства в постсоциализме: коллектив.моногр. / под ред. В. Шмидт, Е. Ярской-Смирновой, Ж. Черновой. М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2014. – С. 169-187.
  8. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. М.: Луч, 2014. -165 с.
  9. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты.- М.: МГУ, 2010.- 162 с.
  10. Муратова С.А. Семейное право: учеб.пособие / С.А.Муратова. – М.:Юриспруденция, 2013. – 205 с.
  11. Елизаров В.В. Семейная политика в СССР и России // Семья в России. – 2012. – № 1 – С. 98-99.
  12. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) / И.А. Ильин. // Правоведение. – 2014. – № 3. – С. 86-101.
  13. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. / В.Н. Кудрявцев. – М.: Юридическая литература, 2006. – 72с.


Все статьи автора «Баторова Татьяна Прокопьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация