УДК 343.8

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ, ОБНАРУЖЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ АКТОВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ТЮРЬМАХ

Сорокин Михаил Владимирович1, Сорокина Ольга Евгеньевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора
2Владимирский государственный университет, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Аннотация
В статье на основе анализа норм законодательства Соединенных Штатов Америки, действующих в пенитенциарной сфере и разработанных для сотрудников тюрем инструкций, раскрывается проблемный вопрос, связанный с сексуальным насилием, совершаемым в отношении заключенных, содержащихся в местах изоляции. Проведенное исследование позволяет не только акцентировать внимание на существующей проблеме, но и использовать результаты в оперативно-служебной деятельности по профилактике посягательств на половую свободу и половую неприкосновенность в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России.

Ключевые слова: заключенный, заражение, изнасилование, инциденты, личная безопасность, сексуальное домогательство, сексуальное насилие, сексуальный контакт


UNITED STATES NATIONAL STANDARDS FOR THE PREVENTION, DETECTION AND INVESTIGATION OF ACTS OF SEXUAL VIOLENCE IN PRISONS

Sorokin Mikhail Vladimirovich1, Sorokina Olga Evgenevna2
1Vladimir legal Institute of FSIN of Russia, senior lecturer of the chair of regime and supervision
2Vladimir state University, senior lecturer of the chair theory and history of state and law

Abstract
On the basis of analysis of the norms of the United States legislation in force in the penitentiary field and designed for instruction of prison staff, revealed the problematic issue of sexual violence committed against detainees in places of isolation. This study makes it possible not only to focus on the existing problems, but also to use the results in the operational activity for the prevention of offenses against sexual freedom and sexual inviolability in correctional institutions of the penal system of Russia.

Keywords: incidents, infection, personal safety, prisoner, rape, sexual abuse, sexual contact, sexual harassment


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Национальные стандарты Соединенных Штатов Америки по предотвращению, обнаружению и расследованию актов сексуального насилия в тюрьмах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70274 (дата обращения: 20.11.2016).

Акты сексуальных домогательств, изнасилований, в местах лишения свободы, независимо от того, кто их совершает, представляют собой неспособность государства, в лице пенитенциарной системы страны, выполнить обязанность по обеспечению личной безопасности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание.

Приходится констатировать, что в большинстве стран не существует данных официальных исследований в отношении распространенности сексуального насилия в тюрьмах, хотя во многих из них данную проблему периодически освещают средства массовой информации, общественные организации и ученые.

В 2012 году Министерство юстиции Соединенных Штатов Америки (далее – США) опубликовало отчет, по данным которого только в 2008 году 209400 заключенных, содержащихся во всех видах тюрем, подверглись сексуальному насилию. Проведенные исследования помогли привлечь к этой проблеме широкое внимание общественности США, а законодателю в лице Конгресса утвердить тюремные стандарты, направленные на повышение эффективности профилактики преступлений на сексуальной почве в пенитенциарных учреждениях.

В соответствии с действующими тюремными стандартами[1], под сексуальным насилием в тюрьме следует понимать:

1. Сексуальное насилие в отношении заключенного, задержанного со стороны другого заключенного, задержанного, которое включает в себя любое из следующих действий:

  • если жертва не дает согласия;
  • приводится к такому акту путем явных или неявных угроз применения насилия;
  • не в состоянии дать согласие или отказаться от сексуального контакта.

При этом под сексуальным контактом понимается:

  • контакт между пенисом и вульвой или полового члена и заднего прохода, включая проникновение, даже самое незначительное;
  • контакт между ртом и пенисом, вульвой или анусом (фелляция[2], аналингус[3], иррумация[4]);
  • проникновение в анальное или половое отверстие другого лица, даже самое незначительное, которое осуществлялось с помощью рук, пальцев, объекта или другого предмета;
  • любое другое умышленное касание, либо непосредственно, либо через одежду, гениталий, ануса, области паха, груди, внутренней поверхности бедер или ягодиц другого лица, за исключением контакта, который возник в результате произошедшей драки.

2. Сексуальное насилие в отношении заключенного, задержанного со стороны сотрудника включает в себя любое из перечисленных выше действий, совершенные с или без согласия заключенного, задержанного, а также:

  • контакт между ртом и любой частью тела, когда сотрудник, намерен возбудиться или удовлетворить свое сексуальное желание;
  • проникновение в анальное или половое отверстие, причем даже самое незначительное, которое осуществлялось с помощью рук, пальцев или иного предмета, и не относящееся к выполнению возложенных на сотрудника служебным обязанностям;
  • любое другой физический контакт с гениталиями, анусом, паховой областью, грудью, внутренней поверхностью бедер или ягодиц, не имеющий никакого отношения к служебным обязанностям;
  • вуайеризм (означает вторжение в частную жизнь заключенного, задержанного персоналом по причинам, не связанным с выполнением служебных обязанностей, например, наблюдение за заключенным, содержащимся в камере во время отправления естественных потребностей организма; требования не связанные с обеспечением безопасности, например, показать (оголить) половые органы, ягодицы, грудь.

В соответствии с разработанными, Just Detention International[5] стандартами, под сексуальными домогательствами в тюрьме понимаются:

  • предложения, просьбы об оказании сексуальных услуг или словесные высказывания, жесты и любые действия уничижительного или оскорбительного сексуального характера со стороны одного заключенного, задержанного по отношению к другому;
  • устные высказывания или жесты сексуального характера в отношении заключенного, задержанного со стороны сотрудника, в том числе оскорбительные высказывания о половой принадлежности (сексуальной ориентации), непристойные или оскорбительные комментарии о теле или одежде заключенного.

Процедуры по профилактике сексуального насилия начинаются непосредственно с момента прибытия заключенного в пенитенциарное учреждение, так параграфом 115,33 тюремных стандартов закрепляются следующие мероприятия в данной сфере:

1. Во время процесса приема в тюрьму все заключенные должны получать информацию, объясняющую политику нулевой терпимости в отношении сексуальных злоупотреблений и сексуальных домогательств и необходимости сообщать информацию об инцидентах или подозрениях в сексуальных домогательствах, совершенных в их отношении, персоналу пенитенциарного учреждения или посредством неконтролируемого телефонного звонка в Департамент юстиции или отделение Just Detention International.

2. Администрация пенитенциарного учреждения должна в течение 30 дней с момента поступления в тюрьму заключенного обеспечить всестороннее обучение прибывшего его правам на свободу от сексуального насилия и сексуальных домогательств, а также права на защиту от мести за сообщение об инцидентах, и процедуры реагирования на такие инциденты. Указанное мероприятие, по доведению необходимой информации, проводятся путем личных бесед или видео курсов.

3. При переводе заключенного из одного исправительного учреждения в другое, он также как и впервые прибывший в тюрьму проходит обучение по изучению протоколов сексуальной нетерпимости к сексуальным домогательствам, действующим в тюрьме и отличающихся от ранее изученных им в предыдущем учреждении.

4. Администрация пенитенциарного учреждения должна обеспечить доведение подобного рода информации до всех категорий заключенных. Причем информирование и обучение может осуществляться во всех доступных формах, то есть все заключенные, в том числе и те, кто ограничен в знаниях английского языка, являющиеся инвалидами (глухие, слабовидящие), а также неграмотные заключенные, пользуются равными правами и должны получить всеобъемлющую информацию, касающуюся их защищенности от изнасилований и сексуальных домогательств.

В дополнение к предоставлению информации по прибытию в учреждение пенитенциарной системы, администрацией должно гарантироваться, что ключевая информация, касающаяся личной защищенности, должна быть легко доступна и открыта для заключенных в течении всего периода содержания в изоляции, т.е. должна быть представлена в виде наглядной информации, посредством плакатов, справочников или предоставляться в других форматах (видео, презентации).

С целью изучения вновь прибывшего и профилактики изнасилований,  при приеме заключенного в тюрьму, все они должны пройти процедуру скрининга, которая заключается в оценке риска быть подвергнутым сексуальному насилию со стороны других заключенных или наоборот выявлению у вновь прибывших противоправных намерений на сексуальной почве.

Мероприятия первоначального скрининга должны быть проведены в течение 72 часов с момента прибытия в учреждение. Оценки риска должны проводиться с использованием объективного набора инструментов. Для оценки заключенных по риску быть повергнутыми сексуальным издевательствам стандарты закрепляют следующие обязательные к рассмотрению критерии:

1. Является ли заключенный инвалидом или у него имеются психические, физические отклонения в развитии.

2. Возраст заключенного.

3. Физическое развитие заключенного.

4. Наличие у заключенного судимостей с отбытием уголовного наказания в пенитенциарном учреждении.

5. Имеются ли в криминальной истории заключенного эпизоды, связанные с применением насилия над личностью.

6. Имеет ли заключенный судимости за сексуальные преступления, с указанием информации о жертве (пол, возраст).

7. Сексуальная ориентация и сексуальные предпочтения заключенного (гей, лесбиянка, бисексуал, транссексуал, интерсексуал).

8. Подвергался ли заключенный ранее сексуальной виктимизации.

9. Собственное восприятие заключенного своей уязвимости.

Первоначальный скрининг должен рассмотреть предыдущие акты сексуального насилия, судимости за насильственные преступления и истории предшествующего уровня институционального насилия или сексуального насилия.

В течение определенного периода времени, который не должен превышать 30 суток с момента прибытия заключенного в тюрьму, администрация должна произвести процедуру переоценки риска заключенного сексуальной виктимизации на основе дополнительной информации, полученной в процессе осуществления наблюдения за его поведением.

Кроме того, уровень существующего (возникшего) риска должен быть пересмотрен, в случае обращения, просьбы или допущенного инцидента на сексуальной почве, а также при получении дополнительной информации, которая несет в себе оценку риска сексуальной виктимизации заключенного.

Администрация тюрьмы обязана осуществлять соответствующие меры контроля в отношении распространения ответов на вопросы, заданные в соответствии с закрепленной процедурой скрининга и гарантировать, что полученная информация является секретной и ни при каких обстоятельствах не будет раскрыта другим заключенным.

Информация, полученная в результате первоначального скрининга, использует администрацией при размещении заключенного по камерам, тюремным блокам, при определении спального места, трудоустройстве, назначении программы для получения образования и других коррекционных программ с целью индивидуализации мер личной безопасности.

При принятии решения по вопросу о распределении (размещении)  транссексуалов или интерсексуалов[6] в учреждении для содержания мужчин или женщин, а также при создании программных заданий, Департамент юстиции должен рассмотреть индивидуально каждого заключенного, с целью обеспечения охраны его здоровья и личной безопасности. Кроме того, необходимо учитывать влияние данного распределения на проблемы управления тюрьмой и обеспечения внутренней безопасности на объекте.

Размещение и программирование заданий для каждого транссексуала или интерсексуала должны пересматриваться по крайней мере, два раза в год, с целью рассмотрения вопросов о существующих угрозах личной безопасности, с которыми сталкиваются указанная категория заключенных.

Заключенным транссексуалам и интерсексуалам, с целью защиты от сексуальных домогательств, должна быть предоставлена возможность принимать душ отдельно от других заключенных.

Следует отметить, что администрация пенитенциарного учреждения не размещает лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов или интерсексуалов из числа заключенных в специально отведенных местах (блоках, подразделениях или крыльях режимных корпусов) исключительно на основании такой идентификации или статуса, кроме случаев, когда такое размещение не предусмотрено в соответствии с решением суда или иным локальным актом, а также, если это не предусмотрено интересами внутренней безопасности.

Заключенные, в отношении которых существует высокий риск подвергнуться сексуальным издевательствам, не должны размещаться по сегрегированным жилым помещениям в непроизвольной форме.

При размещении в обособленном корпусе, указанная категория лиц должна иметь возможность доступа ко всем действующим коррекционным программам, привилегиям (поощрениям), образовательным программам и должны обладать возможностью для трудоустройства.

Департамент юстиции устанавливает политику по защите всех заключенных и сотрудников, сообщающих о сексуальных злоупотреблениях и сексуальных домогательств или сотрудничающих с органами следствия по делам о сексуальном насилии.

При обеспечении защиты используются следующие меры:

  • изменение размещения, т.е. перевод внутри исправительного учреждения;
  • перевод из одной тюрьмы в другую;
  • изоляция лиц, являющихся предполагаемыми организаторами, исполнителями противоправных  действий сексуального характера.

В первые 90 дней после получения сообщения об акте сексуального насилия, Департамент юстиции должен контролировать поведение и обращение с заключенным или сотрудником, которые сообщили о сексуальных инцидентах. Целью наблюдения является мониторинг возможных «ответных» мер, планируемых или предпринимаемых администрацией или другими заключенными с целью оказания психологического или физического давления на жертву или заявителя.

С этой целью осуществляется мониторинг: дисциплинарных отчетов, изменения коррекционных программ, медицинских заключений, а также осуществляет периодические проверки состояния здоровья (медицинские осмотры). При необходимости мероприятия по мониторингу продолжаются и по истечению 90 дней.

В соответствии с национальными стандартами по предотвращению, выявлению и реагированию на изнасилования и развратные действия сексуального характера, которые известны в США под названием «Prison Rape Elimination Act»[7], все тюрьмы обязаны разработать письменный институциональный план для координации действий, предпринимаемых в связи с актами сексуального насилия.

В каждом пенитенциарном учреждении должна быть создана и действовать группа быстрого реагирования, которая включает в себя следующих членов:

  • администратор тюрьмы (директор, начальник);
  • координатор агентства PREA;
  • сотрудник медицинской и психологической службы;
  • следователь;
  • адвокат;
  • представитель офиса окружного прокурора;
  • психотерапевт.

Протокол организации действий группы быстрого реагирования на сексуальные правонарушения в случае совершения изнасилования или сексуального домогательства состоит из целого комплекса обязательных процедур:

A)  Организация действий при поступлении (наличии) информации о насильственных действиях (домогательствах) сексуального характера.

B)  Организация мероприятий перед транспортировкой пострадавшего для проведения судебно-медицинской экспертизы.

C)  Организация действий во время проведения судебно-медицинских исследований.

D)  Организация мероприятий после проведения медицинских экспертиз.

E)  Оказание помощи жертве сексуального преступления[8].

A. При поступлении информации (заявления) об изнасиловании заключенного сотрудникам, входящим в группу оказания первой помощи необходимо выполнить следующий протокол.

Сотрудник службы безопасности обязан:

1. Поставить в известность администратора (начальника) тюрьмы о произошедшем инциденте.

2. Отделить оставшуюся в живых жертву изнасилования от предполагаемого преступника (-ов).

3. Зафиксировать, т.е. обеспечить охрану места совершения преступления, предпринять меры по сохранению имеющихся на месте доказательств противоправных действий.

4. Изолировать жертву насильственных действий сексуального характера из числа заключенных в отдельную камеру (помещение). Желательно чтобы в мете изоляции отсутствовала канализация (туалет) и водопровод (умывальник). Указанные требования необходимы для того чтобы осужденный не смог уничтожить (смыть) следы преступления, имеющиеся у него на теле или одежде.

До проведения осмотра медицинским персоналом необходимо ввести временные ограничения такие как: воздержание от совершения определенных действий (купание, чистка зубов, смена одежды, мочеиспускание, дефекация, курение, питье, употребление пищи). Такие же мероприятия проводятся в отношении лица, подозревающегося в совершении противоправных действий.

5. Заполнить бланк сообщения об инциденте.

Администратор (руководитель) тюрьмы обязан:

1. Координировать процедуры реагирования, проводимые по факту совершенного (предполагаемого) преступления.

2. Провести первоначальную оценку заявления осужденного ставшего жертвой изнасилования.

3. Обеспечить сохранность любых потенциальных доказательств совершенного преступления.

4. Убедится в том, что предполагаемые организаторы и исполнители насильственных действий сексуального характера изолированы от общей массы заключенных и предприняты меры по не допущению их контакта друг с другом и лицами, содержащимися в тюрьме.

5. Передать информацию следственным органам по подследственности совершенного преступления.

6. Организовать проведения судебно-медицинской экспертизы. Проведение указанного мероприятия должно быть организовано в максимально короткие сроки, при этом необходимо использовать возможности медицинского персонала тюрьмы или организовать вывоз заключенного в учреждение здравоохранения, расположенного за пределами исправительного учреждения.

7. Сообщить по телефону об инциденте «Rape Crisis Advocate» (адвокату).

8. Организовать предоставление представителям правоохранительных органов (следователям) возможность конфиденциальной встречи с потерпевшим (жертвой насильственных действий сексуального характера).

9. Контролировать передачу и предоставление информации об инциденте с соблюдением требований закрытости и конфиденциальности. При предоставлении информации по факту изнасилования необходимо градировать ее объем и содержание с учетом служебной необходимости структурных подразделений, которым она передается. При этом учитывается необходимость обеспечения безопасности (защиты жертвы), проведения психологического, медицинского и психиатрического лечения.

Медицинский персонал тюрьмы:

1. Если сотрудник медицинской службы на момент получения информации находится на территории учреждения, то ему необходимо провести первоначальный осмотр пострадавшего заключенного с целью установления и фиксации наличия травм и оценки риска возможного суицида жертвы сексуального насилия.

2. Обеспечить оказания первой медицинской помощи при наличии у жертвы травм.

3. Предпринять необходимые меры для сохранения судебно-медицинских доказательств.

4. Сообщить администратору тюрьмы, о необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы жертвы изнасилования.

5. Организовать круглосуточный мониторинг психического состояния здоровья  предполагаемой жертвы.

Адвокат (Rape Crisis Advocate) обязан:

1. Обеспечить оказание поддержки жертвы в кризисной ситуации.

2. Лично прибыть в тюрьму, для оказания профессиональных услуг (консультации) жертве сексуального насилия (домогательства).

3. Принимать меры к сохранению конфиденциальности информации о заключенном, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Следователь обязан:

1. Прибыть в исправительное учреждение или в учреждение, где будет проводится судебно-медицинская экспертиза.

2. Осуществить сбор доказательств.

3. Осуществить опрос жертвы и предполагаемых преступников, а также свидетелей преступления.

4. При необходимости проведения обысков на территории тюрьмы необходимо согласовать данные мероприятия с офисом Управления окружного прокурора.

Окружной прокурор должен:

1. Организовать проведение совещания с представителями правоохранительных органов, задействованных в расследовании произошедшего в тюрьме инцидента[9].

B. Организация мероприятий перед транспортировкой (перевозкой) пострадавшего для проведения судебно-медицинской экспертизы.

Администратор тюрьмы обязан:

1. Организовать взаимодействие с представителями следственных органов.

2. Обеспечить одеждой заключенного (при необходимости) в соответствии с климатическими условиями по маршруту транспортировки к месту проведения медицинского обследования (судебно-медицинской экспертизы).

3. Обеспечить сотрудников проводящих осмотр жертвы изнасилования необходимой экипировкой и инвентарем для сбора и хранения доказательств совершенного преступления, а именно: тампонами впитывающими жидкость (выделения); мешками для упаковки вещественных доказательств, которые могут быть потеряны во время транспортировки; медицинскими перчатками и другим инвентарем, необходимым для досмотра.

4. Организовать обеспечение личной безопасности во время транспортировки.

5. Средства сдерживания (наручники и пр.) использовать только в случаях крайней необходимости. При принятия решения о необходимости применения в отношении заключенного, вывозимого из тюрьмы, средств сдерживания, руководствоваться его классификацией (т.е. оценкой степени риска совершения побега или оказания физического сопротивления).

C.  Организация действий во время проведения судебно-медицинских исследований.

Сотрудник службы безопасности обязан:

1. Обеспечить безопасность в месте проведения медицинских исследований.

2. Контролировать поведение заключенного, ставшего жертвой изнасилования, при нахождении его за пределами тюрьмы.

3. Принять меры к обеспечению личной безопасности Rape Crisis Advocate, прибывшего для встречи с жертвой.

4. Обеспечить конфиденциальность при проведении судебно-медицинской экспертизы. При возможности необходимо предоставить возможность сотрудникам, проводящим медицинское исследование, остаться один на один с заключенным. В случае наличия информации о возможных агрессивных действий со стороны заключенного, сотрудник пенитенциарного учреждения или шериф должен располагаться позади (за спиной) заключенного, с целью своевременного реагировании и нейтрализации агрессивных действий в отношении медицинского персонала.

5. Осуществлять координацию действий с представителями правоохранительных органов, проводящих расследование по делу и  с Rape Crisis Advocate, с целью проведения всех необходимых процедур до возвращения заключенного в тюрьму.

Сотрудник из числа медицинского персонала обязан:

  1. Организовать и поддерживать связь с офисом шерифа, обеспечить присутствие представителя шерифа при проведение судебно-медицинской экспертизы с целью сбора необходимой информации.
  2. Организовать логистику проводимой экспертизы (исследований), с учетом неприкосновенности частной жизни.
  3. Провести интервьюирование жертвы, оформить историю болезни и собрать информацию о произошедшем сексуальном нападении.
  4. Получить личное согласие перед проведением экспертизы (исследования) у заключенного.
  5. Обеспечить сбор и сохранность вещественных доказательств.
  6. Обеспечить оказание необходимой медицинской помощи, в том числе профилактику инфекций, передающихся половым путем (далее – ИППП) и если необходимо проведение процедуры экстренной контрацепции.
  7. Документально оформить результаты проведенных исследований.
  8. Оформить рекомендации для сотрудников из числа медицинского персонала тюрьмы, содержащие сведения для организации и проведения дальнейшего наблюдения и лечения.
  9. Обеспечить предоставление результатов судебно-медицинской экспертизы в органы, занимающиеся расследованием инцидента.

Rape Crisis Advocate обязан:

1. Предоставить заключенному «Уведомление о правах» и получить информированное согласие на оказание ему адвокатских услуг.

2. Провести конфиденциальную встречу с жертвой изнасилования.

3. Проинформировать заключенного о его праве потребовать присутствие адвоката во время проведения медицинского обследования, судебно-медицинской экспертизы и следственного интервью (опроса).

4. Сопровождать заключенного во время медицинского обследования и судебно-медицинской экспертизы.

5. Обеспечить конфиденциальность полученных сведений.

D.  Организация мероприятий после проведения медицинских экспертиз.

Администратор тюрьмы обязан:

  1. Убедится, что заключенный, ставший жертвой сексуального насилия, получил своевременную экстренную медицинскую и ему оказывается психиатрическая помощь.
  2. Собрать всю необходимую документацию, связанную с инцидентом сексуального насилия.
  3. Сотрудничать со следственными правоохранительными органами в отношении сбора доказательств и интервью (опроса) потерпевшего (-ей), предполагаемого преступника (-ов) и свидетеля (-ей). Предоставить все необходимые отчеты и документацию, в соответствии с запросами следственных органов.

Медицинский персонал тюрьмы обязан:

1. Обеспечить лечение и выдачу заключенному медикаментов для профилактики ВИЧ, ИППП и экстренной контрацепции.

2. Сообщить заинтересованным службам тюрьмы в случае необходимости оказания экстренной психиатрической помощи.

Психотерапевт обязан:

1. Провести диагностическую оценку заключенного для определения потребностей в области психического здоровья  и возможного риска самоубийства.

2. Обеспечить немедленное вмешательство в случае возникновения кризисных ситуаций и оказание любой необходимой неотложной психиатрической помощи.

Следователь обязан:

1. Обеспечить сохранность и хранение результатов судебно-медицинской экспертизы и любых других собранных доказательств, по факту совершенного сексуального насилия.

2. Осуществить прием предварительных заявлений от потерпевшего
(-ей), свидетеля (-ей), а также предполагаемого преступника (-ов).

4. Информировать заключенного, ставшего жертвой, о следующих шагах в проводимом расследовании.

5. Сообщить жертве сексуального насилия о его / ее правах в ходе расследования уголовного дела, в том числе: права на получение информации и присутствия на всех этапах процесса уголовного судопроизводства; права на получение уведомления о любых арестах и судебных сроках, относящихся к делу; права на присутствие Rape Crisis Advocate  в ходе всех последующих интервью (опросов).

6. Обеспечить заключенного письменной информацией, касающейся его прав, перечисленных в Законе о потерпевших, в том числе по компенсации жертвам.

7. Напомнить жертве, что зримое свидетельство, полученной травмы может появиться позже, и о необходимости, в этом случае, информирования персонал, с целью их документального оформления.

E.  Оказание помощи жертве сексуального насилия.

Администратор тюрьмы обязан:

1. Заполнить письменный отчет об административном расследовании, который включает в себя свидетельские показания, рассуждения об оценки достоверности информации,  факты и полученные на основе их анализа выводы об инциденте.

2. Сотрудничать со следственными правоохранительными органами.

3. Провести оценку действия (бездействия) персонала и способствовали ли указанные факты произошедшему инциденту.

4. В случае предполагаемого участия персонала тюрьмы в сексуальных надругательствах над заключенным, необходимо уведомить жертву о том, что сотрудник больше не работает внутри тюремного блока в котором содержится потерпевший (жертва).

5. В течение 30 дней после завершения расследования по произошедшему инциденту необходимо провести служебное совещание, на котором следует рассмотреть вопросы, связанные с корректировкой существующих процедур обеспечения безопасности личности от сексуального насилия.

Следователь обязан:

1. Представить собранные доказательства в криминалистическую лабораторию.

2. Координировать ход расследования с администрацией тюрьмы и офисом шерифа.

3. Информировать жертвы о ходе и результатах расследования.

4. Предоставить информацию в прокуратуру.

5. Принять участие в судебном процессе по уголовному делу.

6. В случае участия персонала тюрьмы в сексуальных надругательствах над заключенным информировать последнего об осуждении указанного лица.

7. Организовать хранение записей о ходе проведения расследования в течение десяти лет.

Медицинский персонал тюрьмы обязан:

1. Обеспечить последующее медицинское обследование и лечение, необходимый уход, а также направление продолжений (рекомендаций) в случае перевода заключенного в другое пенитенциарное учреждение о необходимости оказания ему медицинской помощи.

2. При необходимости предоставлять тесты на беременность для всех женщин-заключенных, переживших сексуальное насилие.

3. Предоставлять жертве сексуального насилия необходимые медицинские услуги в соответствии с уровнем общественной медицинской помощи.

Психотерапевт:

1. Обеспечивает психиатрическую помощь и лечение, по мере необходимости.

2. Проводит оценку психического здоровья всех заключенных, совершивших сексуальное насилие в заключении в течение 60 дней с момента инцидента и выносит предложение о необходимости лечения и / или направление на лечение.

Подводя итог рассматриваемой в статье проблеме можно сделать ряд значимых выводов, которые являются актуальными и для Федеральной службы исполнения наказаний России в связи с наличием криминальной субкультуры[10].

Во-первых, большинство жертв сексуального насилия скрывают сам  факт совершенных в их отношении действий сексуального характера. Причиной этого выступают: чувство стыда, опасения возмездия, а иногда и просто из-за отсутствия веры, что им может быть предоставлена действенная помощь представителями администрации исправительного учреждения.

Во-вторых, сотрудникам пенитенциарного учреждения важно понимать, что помимо психологической травмы, жертвы изнасилований подвергаются риску заражения многими опасными для здоровья и жизни инфекциями, передающимися половым путем, в их числе ВИЧ и гепатит.

Нередко жертвы сексуального насилия получают и серьезные физические травмы, которые зачастую остаются без надлежащего медицинского внимания.

В-третьих, наличие фактов сексуального насилия в местах лишения свободы является результатом неэффективной политики исправительных учреждений в аспектах обеспечения личной безопасности лиц, содержащихся в них. Ввод эффективных программ обучения для работников тюрем может помочь повысить их уровень знаний о том, как следует обеспечивать безопасность заключенных и надлежащим образом расследовать сообщения об изнасилованиях. В результате грамотной организации тренинга сотрудники пенитенциарного учреждения смогут:

  • придерживаться политики и процедур, связанных с профилактикой сексуального насилия, своевременно реагировать на инциденты в тюрьме;
  • знать динамику и влияние сексуального насилия и сексуальных домогательств на состояние правопорядка в местах лишения свободы;
  • своевременно обнаруживать и реагировать на признаки возможного сексуального насилия;
  • поддерживать соответствующее отношение и уважительное общение с любыми категориями заключенных, в том числе с лесбиянками, геями, бисексуалами и трансгендерами.

[1] Национальные стандарты по предотвращению, обнаружению и мерам в отношении изнасилований в тюрьме: Министерство юстиции США, 17.05.2012 http://www.ojp.usdoj.gov/programs/pdfs/prea_final_rule.pdf

[2] Фелляция – (от лат. fello – сосать) форма орогенитального сексуального контакта, при котором половое возбуждение вызывается воздействием ртом на половой член партнера // http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/48943 (дата обращения к электронному ресурсу 23.07.2016).

[3] Анулингус – (от лат. anus – задний проход и lingo – лизать) сексуальная практика, подразумевающая стимуляцию языком или губами анального сфинктера или проникновение языком в анус с целью вызвать сексуальное возбуждение или доставить сексуальное удовольствие.

[4]  Иррумация – (лат. irrumare – сосать, засасывать с проникновением) предоставлять сексуальное удовольствие с помощью раздражения ртом, губами, горлом половых органов.

[5] Just Detention International – организация по охране здоровья и защите прав человека, которая стремится положить конец изнасилованиям и иным формам сексуального насилия в тюрьмах. Данная общественная организация уполномочена Министерством юстиции США заниматься научной разработкой мер, рекомендаций по профилактики сексуального насилия в пенитенциарных учреждениях (прим. автора).

[6] Интерсексуал – мужчина со слабо развитым половым членом и ярко выраженными сосками. Интерсексуальность – наличие у раздельнополого организма признаков обоих полов, причем эти признаки являются не полностью развитыми, промежуточными (синоним – гермафродит).

[7]  Prison Rape Elimination Act. PUBLIC LAW 108-79-SEPT. 4, 2003 // http://www.prearesourcecenter.org/sites/default/files/library/prea.pdf

[8] http://www.prearesourcecenter.org/library/491/legal/federal-prea-statute

[9] Prisons and jail standards // http://www.prearesourcecenter.org/training-technical-assistance/prea-101/prisons-and-jail-standards (дата обращения к электронному ресурсу 11.07.2016).

[10]  См. подробнее: Головкин Р.Б., Сорокин М.В. Право, «воровские» традиции и естественно-биологические нормы в регулировании сексуальных отношений в пенитенциарных учреждениях // Материали за 9-а международна практична конференция «Achievement of high school», 17-25 November, София. 2013. – С. 64-74; Головкин Р.Б., Сорокин М.В. Юридические аспекты регулирования сексуального поведения лиц содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Пробелы в Российском законодательстве. Международный юридический журнал – 2014. –
№ 1. – С. 93-96.


Библиографический список
  1. Prison Rape Elimination Act. PUBLIC LAW 108-79-SEPT. 4, 2003 // http://www.prearesourcecenter.org/sites/default/files/library/prea.pdf
  2. Национальные стандарты по предотвращению, обнаружению и мерам в отношении изнасилований в тюрьме: Министерство юстиции США, 17.05.2012 //  http://www.ojp.usdoj.gov/programs/pdfs/prea_final_rule.pdf
  3. Большой медицинский словарь http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic2/48943
  4. Prisons and jail standards // http://www.prearesourcecenter.org/training-technical-assistance/prea-101/prisons-and-jail-standards
  5. Головкин Р.Б., Сорокин М.В. Право, «воровские» традиции и естественно-биологические нормы в регулировании сексуальных отношений в пенитенциарных учреждениях // Материали за 9-а международна практична конференция «Achievement of high school», 17 – 25 November, София. 2013.
  6. Головкин Р.Б., Сорокин М.В. Юридические аспекты регулирования сексуального поведения лиц содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Пробелы в Российском законодательстве. Международный юридический журнал – 2014. –
    № 1.


Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация