УДК 316

КОНВЕРГЕНТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ФЕНОМЕН ТРАНСМЕДИА (НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «ИГРА ПРЕСТОЛОВ»)

Ватулина Инна Александровна
Санкт-Петербургский Государственный Университет

Аннотация
В современном обществе, полном технологических новинок, возникло множество площадок для размещения медийных продуктов, а также контакта с потребителем, возможностей вовлечения в медиакоммуникацию. Таким образом, возник феномен трансмедиа, который успешно работает с помощью экранной культуры и ее инструментов. Ярким примером растущей популярности продукта благодаря трансмедиа является сериал «Игра престолов», который задействует максимальное количество медиаплатформ для привлечения активной аудитории.

Ключевые слова: медиаканал, медиаплатформа, сериал, транмедиа


CONVERGENCE OF THE CULTURE AND PHENOMENON OF TRANSMEDIA (BASING ON SERIES "GAME OF THRONES" AS AN EXAMPLE)

Vatulina Inna Aleksandrovna
Saint Petersburg State University

Abstract
Nowadays, world is filled with technological innovations, so, there is a huge space for media products, as well as contacts with potential customers, opportunities of media communication involvement. Thus, the phenomenon of transmedia appeared, that works successfully with the help of screen culture and its tools. A vivid example of growing popularity of the product through transmediais is the series "Game of thrones", that uses the maximum number of media platforms to attract an active audience.

Keywords: mediachannel. mediaplatform, series, transmedia


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ватулина И.А. Конвергентность культуры и феномен трансмедиа (на примере сериала «Игра престолов») // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70101 (дата обращения: 20.11.2016).

Современное медийное пространство – это разнообразное и неоднородное поле. Специфика современного медаконтекста заключается в его комплексности, интегрированности. Медийный продукт представляет собой многослойное явление, особенное с экономических, технических, эстетических, социальных точек зрения. В таком контексте и актуальность исследования данного продукта исходит единовременно из нескольких областей науки, образовывая общие концепции и исследовательские проекты, посвященные современным медиа. Одним из таких проявлений является феномен трансмедиа. Трансмедиа — это специфический способ медиапроизводства. Это сам медийный «продукт» (хотя о трансмедиа как о «продукте» можно говорить лишь условно, поскольку это, скорее, процесс, чем результат, скорее, динамичное, подвижное сочетание многих форматов, чем отдельный законченный артефакт), который представляет такое явление, которое свидетельствует о жанровых трансформациях и конвергенции медиаформатов.  Наконец, согласно Г. Дженкинсу, трансмедиа — это новые культурные практики потребителей и специфический опыт восприятия современных масс-медиа. Трансмедиа является сравнительно новым, специфическим социо-культурным феноменом.

Одним из этих проявлений данного феномена является сериал. Он представляет собой сложное по своему проявлению и социокультурным последствиям явление, которое, с одной стороны, родственно кинематографическому искусству, наследуя его техники, эстетические приемы, а с другой стороны – работает в определенном формате, трансформируется по инициативам телеиндустрии, при этом преследуются те же рекламно-коммерческие цели. Особенность сериала заключается в его проявлении в качестве социокультурного феномена, явления массовой культуры и средства инновации и раскрытии сущности различных процессов. Так как существует возможность просмотра на экране, в телевизионном и цифровом формате, сериалы получили в общественной жизни статус, сопоставимый с другими средствами массовой коммуникации. Новейшие медиа двадцатого века заметно расширили глобальные, всеобъемлющие космические возможности коммуникации. Сериал является одной из наиболее важных новых медийых форм, с точки зрения выражения видимого, воображаемого и виртуального.

В структуре современной культуры выявляется множество аспектов взаимодействия с аудиторией. Представленные возможности новейших технологий и современных видов коммуникации активизируют различные каналы общения и вовлечения индивида в процесс культурного потребления, а также дальнейших процессов. Такими процессами могут служить различные акты обратной связи, которые связаны с самовыражением аудитории, с желанием выразить творческий потенциал, вступить в коммуникацию с потенциальными единомышленниками.

В рамках трансмедийного подхода в коммуникации, аудитория получает универсальный для различных социальных контекстов продукт, результатом чего является активное и вовлеченное потребление, а также встраивание и достраивание этих коммуникаций в определенную необходимую картину мира. Создавая социальные контексты, медийная культура расширяет границы повседневности, выстраивает новые формы и каналы коммуникации, замыкая интеракцию на самом же продукте. Выстроенное пространство медиа проникает все больше и больше в нашу повседневность, стирая границы между пространствами. Современные технологические новации и находки все изощреннее подходят к вопросу вовлечения зрителя. Таким образом, пользователю дается все больше возможности контролировать интерактивный процесс потребления медиа. Мы настраиваем каналы, сортируем различные гипертексты, блокируем их попадание нам в новостные ленты, подписываемся на рассылки, переходим по предложенным вариантом контекстной рекламы, переходим по внутренней структуре видеозаписи, выбирая возможные развития событий или выбирая дальнейшие действия в виртуальной среде. Отсюда следует то, что мы формируем наш медиапоток, при этом сопоставляя с реалиями, встраивая и достраивая их между собой.

Мы прибегаем к различным проявлениям культуры через дифференцированные каналы для потребления и дальнейшего удовлетворения своих эстетических потребностей. Экранная культура представляет собой возможность выбора дополнительной реальности, которую нам бы хотелось представить перед собой в том или ином виде. Таким образом, мы выстраиваем перед собой медиа-модель, подходящую под наши ожидания. Символы и образы насыщают нашу повседневность потоками гипертекста, достраивая нашу реальность и предлагая дополнительными вариантами. Так, мы погружаем наше сознание в выстроенное нами же медиапространство, отчуждаясь от собственного сознания и погружаясь в символический мир.

Выходя за рамки повседневности, человек получает доступ к реальности, где может произойти все, что угодно. При этом, трансмедиа погружает нас в самые глубины того или иного продукта, предоставляя различные возможности интеракции, завязанные на нем.

Трансмедиа функционирует на основе интеграции нескольких медиплатформ. Задействуя разные каналы, контент достигает максимально желаемого эффекта – обширной аудитории, вовлеченной в существующий сюжет. Для того чтобы качественно преподнести продукт в новое пространство и достичь в этом успеха, набрать популярность, необходимо иметь прочный медийный базис. Основываясь на нем, на его популярности, развитости сюжета, возможности распределения контента по разным каналам, происходит надстройка медиапространств, образовывая новое поле для продуцирования и потребления гипертекста. Это обеспечит контенту дополнительую вовлеченность в процесс интеракции между потребителем и продуктом экранной культуры.

В рамках феномена трансмедиа необходимо рассмотреть 4 аспекта продуцирования медиа-контента и развития основного сюжета. Основными элементами производства трансмедийного развития станут следующие: персональный, социальный (взаимодействие), мультиплатформенность, партиципаторность.

Данные составляющие представляют собой механизм взаимодействия современной медиареальности с ее участниками, что и является процессом трансмедиа. Таким образом, для полноценной реализации данного механизма необходимо, взяв за основу базовый сюжет сериала, подключить личностные характеристики (мировоззренческие представления, персональные предпочтения, навыки, взгляды, воображение), технические возможности (any time, everywhere), контекстуальное взаимодействие (connect&compare) и партиципаторность, которое подразумевает включение в запущенное сопроизводство и внесение своего творческого вклада и развитие нарративного материала в имеющийся ресурс.

В современном мире производить медиакоммуникацию, используя только одну платформу, практически не имеет смысла и воздействия на аудиторию. Именно поэтому наращивание активных пространств и использование мультиплатформ набирает обороты, актуализируя трансмедийную культуру. Кроме того, человек встраивает акты потребления экранной культуры во всяческие моменты своей жизни. Смартфоны и планшеты делают возможным иметь перед глазами необходимый гипертекст. Таким образом, можно наблюдать картину массового потребления в общественном транспорте, в очередях. Трансмедийность заполняет пробелы повседневных практик, становясь частью этой повседневности. Отсюда следует, что выстраивая такую интеракцию раз за разом, мы вырабатываем своего рода ритуал. То есть, выход в медийное пространство, например, в общественном транспорте, – это соблюдение порядка действий, выработанного самим обществом.

Коммуникация экранной культуры с аудиторией может проходить с помощью интернет-медиа, но с использованиями разных направлений реализации привлечения целевой аудитории. Размещая в интернет сети медиа-контент, как сериал, мы запускаем базовый продукт. Затем, основываясь на имеющемся сюжете, происходит развитие засчет активности фанатских сообществ. Они рассматривают образы, использованные в сериале, как основание для творчества, для развития дальнейших возможных сюжетов-ответвлений (фанфиков), для поддержания идентичности и внутренней коммуникации. Это является коммуникативной надстройкой в рамках интернет медиакультуры, что дает продукту дополнительный канал поддержания процесса интеракции и дальнейшего привлечения аудитории.

В структуре современной культуры выявляется множество аспектов взаимодействия с аудиторией. Представленные возможности новейших технологий и современных видов коммуникации активизируют различные каналы общения и вовлечения индивида в процесс культурного потребления, а также дальнейших процессов. Такими процессами могут служить различные акты обратной связи, которые связаны с самовыражением аудитории, с желанием выразить творческий потенциал, вступить в коммуникацию с потенциальными единомышленниками.

В связи с данными особенностями, возникают общности, которые становятся специализированными площадками для направленного внутреннего взаимодействия. Такие сообщества, основанные на любви, веровании, поклонении и просто интересах, посвящены зачастую одному объекту.

Сами производители сериального продукта также запускают в сеть различные дополнительные информационные сообщения, имеющие уже более индивидуальные посылы, что является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных способов подогрева интереса к продукту. Такие сообщения направлены на тех, кто уже имеет некоторую ассоциативную связь, и для ее поддержания, производятся розыгрыши и своего рода лотереи с тематикой, связанной с определенными медийными образами. Такие способы – элементы многоплановой работы одного канала медиа. Обретая новые грани одной платформы, производитель имеет возможность максимально плотно занять свою нишу, чтобы проработать различные сегменты своей аудитории и выйти на новый уровень общения и интеракции с ней.

Таким образом, феномен трансмедиа был рассмотрен на конкретном примере популярного сериала «Игра престолов». Благодаря анализу основных источников, а именно форумов и публичных фан-страниц, были выявлены следующие медиаплатформы для вовлечения в данную среду:

  • Серия книг Джорджа Мартина
  • Сериал «Игра престолов» (ТВ (HBO), интернет-сериал)
  • Настольные игры («Игра престолов», «Монополия»)
  • Фестивали косплеев
  • ТВ-шоу, проекты
  • Рейтинговые сайты (Кинопоиск)
  • Информационные (Википедия)
  • Социальные сети (Вконтакте, Фейсбук)
  • Кинотеатры (Официальный просмотр)
  • Реклама и мемы
  • Фанатское творчество (Фанфики, фанарт, игры на ПК)
  • Фанатский мерчендайз (Фигурки, футболки, значки)
  • Фанатский форум (Обсуждения, фанатский контент)

Также анализ сайта 7kingdoms.ru показал, что посетителями сайта являются в основном люди 21-24 лет, обоих полов, что говорит о большей вовлеченности в медийный контекст молодого поколения, а также подрастающего, которое максимально подвержено влиянию экранной культуры и всех ее проявлений. А анализ фанатского ресурса помог выявить, что

39 % посетителей сайта читали книги

87 % смотрели сериалы

19 % знакомы с настольными играми

23% являлись участниками фестивалей, связанных с Игрой престолов

66% активно следят за новостями сериальной саги и актерами.

Такие данные были получены с основного русскоязычного фанатского сайта, что подтверждает взаимосвязь каналов коммуникаций, центром которых является один продукт.

Данные говорят о том, что современное медийное пространство активно вовлекает всевозможные каналы передачи информации и способы включения зрителя в процесс создания альтернативных сюжетов, что порождает дальнейшую активность вокруг центрального и побочных продуктов, повышая интерес публики и подтверждая актуальность и результативность феномена трансмедиа.

Таким образом, основной итог феномена трансмедиа для потребителя – быть  максимально вовлеченным в материал. Потребителю предлагают разнообразные пути для знакомства с основным материалом, свободу выбора того, что ему больше подходит. Роль интерпретативного сообщества в создании трансмедийного продукта, «со-производство» потребителей; изменившиеся отношения между потребителями и производителями медиаконтента указывают на необходимость пересмотра понятия аудитории по отношению к популярной культуре.


Библиографический список
  1. ​ Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» — М., 1974.
  2.  Зверева В. «Сериалы: welcome в мир иной», М., 2010
  3.  Зайцева С. «Телевизионный сериал: язык, дискурс, текст», М., 2002
  4. ​ Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», М, 2000.
  5. Кастельс М. «Галактика Интернет. – Екатеринбург»,  2004
  6. Кириллова Н. Б. «Медиакультура: от модерна к постмодерну», М., 2006
  7.  Крюкова Н.А. «Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе», 2013
  8. Луман Н. «Реальность массмедиа», М., 2005
  9.  Лотман Ю.М. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973
  10.   Маклюэн М. «Понимание медиа: внешние расширения человека», М., 2003
  11. Плевако Светлана «Телесериал в современном медийном пространстве», М., 2004
  12. Рашкофф Д. «Медиавирус: как поп-культура воздействует на ваше сознание» -  М., 2003.
  13. Рязанцев А.А. «Экранный характер современной культуры», М. – ‎2012
  14. Сергеева О.В. «Медиакультура в современных практиках», СПб, 2011
  15. ​Усов Ю. Н. «В мире экранных искусств» — М., 1995.
  16.  Шлыкова О. В. «Культура мультимедиа: Учебное пособие» — М., 2004.
  17. ​ Henry Jenkin, Convergence Culture,  New York: New York University Press 2006
  18.  CONVERGENCE CULTURE AND TRANSMEDIA STORYTELLING, Angelique Toschi, California State University Fullerton, COMM 500 – Mass Communications Theory,Dr. Zandpour, May 20, 2009


Все статьи автора «Ватулина Инна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация