УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Сидорина Елена Валерьевна1, Смирнова Наталья Сергеевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, старший преподаватель кафедры классической и практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студентка 4 курса факультета психологии и педагогики

Аннотация
Проблема социализации и социальной адаптации младших подростков всегда являлась актуальной, но никогда не стояла так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной политической и социальной ситуации в России. Ослабление роли семьи, обесценивание морально-нравственных норм, различия в материальных условиях жизни зачастую приводят к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Проведенная диагностика и сравнительный анализ некоторых аспектов процесса социализации детей в полной и неполной семье позволили выявить ряд условий и факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи с одним родителем. В ходе исследования выявлено влияние условий жизни ребенка в неполной семье на особенности его личностного развития: его эмоциональное самочувствие, самооценку, отношение к окружающим людям.

Ключевые слова: младший подростковый возраст, неполная семья, самооценка, социализация, тревожность


FEATURES OF SOCIALIZATION OF YOUNGER ADOLESCENTS IN COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILIES

Sidorina Elena Valeryevna1, Smirnova Natalia Sergeevna2
1Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, senior lecturer in classical and applied psychology
2Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, student of 4 course of faculty of psychology and pedagogy

Abstract
The problem of socialization and social adaptation of younger adolescents has always been important, but was never as acute as it is currently in an unstable political and social situation in Russia. The weakening role of the family, devaluation of moral norms, differences in living conditions often lead to negative consequences in personality development of the child. Performed diagnosis and comparative analysis of some aspects of the process of socialization of children in complete and incomplete family was allowed to identify a number of conditions and factors influencing the educational potential of single-parent families. The study revealed the influence of children's living conditions in a single-parent family on the peculiarities of his personal development: the emotional well-being, self-esteem, attitude towards other people.

Keywords: anxiety, self-esteem, single-parent families, socialization, younger adolescents


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидорина Е.В., Смирнова Н.С. Особенности социализации младших подростков в полных и неполных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70076 (дата обращения: 20.11.2016).

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, М.В. Демин, Н.П. Дубинина, многие из которых подростковый возраст образно определяли  как «второе рождение», рождение социальной личности.

Семья,  будучи  одним из важных институтов социализации,  представляет персональную среду жизни и развития подростка, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Современная семья отличается от семьи прошлых лет не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения в семье подростков и родителей меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу. Какую бы сторону развития подростка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Следовательно, можно выделить основные функции современной семьи:

- семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие подростка;

- семья влияет на формирование половой идентификации подростка;

- в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации подростка, определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения;

- семья играет большую роль в процессе социального развития подростка в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях [6].

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты.

Специфика жизнедеятельности и социальный статус неполной семьи будут влиять на процесс социализация младшего подростка. Научный интерес к неполным семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного российского общества. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиночку.

В связи  с вышесказанным, целью исследования было выявление условий и факторов влияющих на воспитательный потенциал семьи в процессе социализации младших подростков в полной и неполной семье.

Для реализации поставленной цели  были использованы эмпирические методы: анкета для родителей, кинетический рисунок семьи [3],  проективная методика Рене Жиля [1] и методика PARI [4], направленные на изучение внутрисемейных, родительско – детских отношений.

Исследование проводилось  на базе школ г. Н.Новгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 учащихся 4-6 классов, из них 40 из неполных семей и 40 из полных семей (в возрасте 10-12лет), а также их родители.

Согласно анализу результатов опроса изучения общих данных, касающихся младших подростков из полных и неполных следует, что 57% полных семей имеет одного ребенка, 50% неполных семей – это семьи с двумя детьми; полные семьи с тремя детьми выявлены у 10% респондентов, в семьях с одним родителем этот показатель несколько выше – 13%; 67% учащихся из полных семей имеют высокую школьную успеваемость, в неполных семьях – 49%.

Анализ  элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых показал следующее:

-                   чувство отверженности характерно для  35% испытуемых из неполных семей, что на 25% выше, чем у сверстников из полных семей. Отсутствие на рисунке автора  может быть сигналом конфликта между младшим подростком и кем-либо в семье или семьей всей в целом.

-                   У 22 % испытуемых из неполных семей на рисунке отсутствует мать, тем самым младший подросток выражает свое амбивалентное отношение к ней, возможно это связано тем, что ребенок видит в матери причину распада семьи. Авторитет матери в неполной  семье  может  снижается и на ее место подросток ставит своих друзей, сверстников. В полных семьях данный критерий не выявлен.

-                   20% испытуемых из неполных семей изобразили отца на своих рисунках, тем самым показывая  недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи  как недостаточной.

-                   критерий  жизненной энергии  и энтузиазма в рисунках преобладает у младших подростков из полных семей (30%), чем у их сверстников из неполных семей (10%).

-                   наибольший % (25%) по критерию «нарушение внутрисемейных контактов» наблюдается в рисунках детей из неполных семей, что является неблагоприятным фактором семейной социализации, способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновению рисков социального развития.

-                   по критерию, определяющему уровень агрессивности и тревожности, испытуемые из  неполных семей имеют более высокой показатель (40%), чем их сверстники из полных семей (10%).

-                   достаточной низкий % (10%) по критерию идентификации с семьей показали рисунки учащихся из неполных семей, что возможно связано с отсутствием сплоченности семьи, либо отсутствием одного из родителей.

-                   по критерию, определяющему уровень самооценки, у 35% учащихся из полных семей преобладает высокая самооценка,     а у подростков из неполных семей – низкая самооценка (40%).

Анализ межличностных отношений учащихся из полных и неполных семей показал, что у младших подростков в полных семьях преобладают близкие отношения с матерью (64%), меньше с отцом (41%), в неполных семьях эти показатели ниже и составляют 57% и 31% соответственно. Отношение к матери и отцу как к родительской чете более выражено в полных семьях 53%, в неполных менее – 30%. Отношение к прародителям почти не различается в обоих типах семей (23% и 22%). Отношения с друзьями и учителями  (авторитетными взрослыми) важны как для учащихся из полных семей (33,3%  и 31%), так и для их сверстников из неполных (29,5 и 28,3). Причем, следует заметить, что  именно друзья выступают для младшего подростка главными советчиками, авторитетами. Используя полученные результаты был подсчитан коэффициент  корреляции для методики.

Выявлена низкая корреляция между отношением к учителю и типом семьи учащегося, что указывает на одинаковое отношение младших подростков из обоих типов семей к учителю (r = 0,24 и r = 0,17), в младшем подростковом возрасте общение со сверстниками  приобретает большую значимость и учитель уже не выступает в роли наставника, как это было в младшем школьном возрасте.

Выявлена высокая корреляционная связь между типом семьи и отношением ребенка к матери. Коэффициент корреляции в полной семье r = 0,78,в  неполной семье эта связь ниже: r = 0,67 (p<0,0005), что возможно  связано с конфликтом между матерью и младшим подростком, с обидой и обвинением матери в неполноценности семьи. Связь между отношением ребенка к отцу в полных (r = 0,54) и неполных (r = 0,36, p<0,025) семьях средняя. Но в неполных семьях она несколько ниже, что может говорить об отстраненном или отрицательном отношении к отцу.

Высокая корреляция r = 0,74 и r = 0,51 наблюдается между типом семьи и стремлением младшего подростка к доминированию, это указывает на его желание быть в центре внимания, участвовать в решении важных для него вопросов. Это в большей степени характерно для испытуемых из полных семей, так как по результатам нашего исследования они демонстрируют более высокую самооценку, общительность, низкий уровень тревожности.

Анализ разных сторон отношения родителей к ребенку показал, что в родительском воспитании по отношению к семейной роли  в полных и неполных семьях доминирует  уравнение отношений между родителями и младшим подростком (90% и 86%), так как это может быть связано с верным пониманием каждого члена семьи своих прав и обязанностей по отношению друг к другу.

В неполных семьях родитель в большей степени стремиться оградить ребенка от несемейных влияний (84%) по сравнению с полными семьями (75%), так как младший подросток в неполной семье более подвержен воздействию внешней среды. У него может наблюдаться меньшая сопротивляемость негативным факторам со стороны окружающих.

Родители обеих групп стремятся ускорить развитие ребенка. Но в неполных семьях данный показатель чуть выше, так как ему иногда приходится выполнять роль родителя по отношению к младшим братьям и сестрам, быть опорой для матери (отца).

Нами было выявлено, что в неполных семьях процентное соотношение показателя «подавления агрессивности» на 11% выше. Это может объяснить тем, что родителю из неполной семьи легче подавить агрессию подростка, чем выяснить ее причины.

Для неполных семей характерно побуждение младших подростков к словесным проявлениям переживаний, чувств, мыслей, поведения. Родитель в неполной семье, вследствие отсутствия второй половины, нуждается в общении тем самым, привлекая подростка к коммуникации. Во втором типе семей родители могут общаться также и между собой, поэтому процент вербализации ниже.

Используя полученные результаты был подсчитан коэффициент  корреляции для методики «PARI».

Низкий коэффициент корреляции между типом семьи и сверхавторитетом родителей (r = 0,21 и r = 0,34) , говорит о том, что связь слабая. В неполных семьях родители в большей степени проявляют свое доминирование над подростком. Так как большая часть сил у одинокого родителя уходит на решение материальных и бытовых трудностей, а не личных проблемы  ребенка.

Самая тесная связь прослеживается между типом семьи и ощущением самопожертвования матери. В неполных семьях этот коэффициент выше (r = 0,82, p<0,0005), чем в полных (r = 0,71) семьях. Решая все семейные проблемы, мать уделяет меньше времени себе, но не всегда это самопожертвование оценивается младшим подростком.

Выявлена корреляционная связь между типом семьи и показателем «Подавление агрессивности» (r = 0,74 и r =0,76). Это может объясняться нежеланием или неумением родителя понять причины агрессии младшего подростка, разобраться в них. Остальные показатели имеют средний коэффициент корреляции.

По результатам проведенного исследования были сделаны выводы. Тип семьи значительно влияет на отношение подростка к матери (отцу) и в меньшей степени – на отношение к учителю, сверстнику. У испытуемых из неполных семей значительно чаще наблюдается низкая самооценка, чувство отверженности, обиды и, как следствие, низкая успеваемость, замкнутость, тревожность. Младшие подростки из неполных семей,  значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Таким образом, несовершеннолетние «советчики», могут давать недостаточно социально зрелые советы, и мы можем предположить, что это влияет на характер принимаемых подростками жизненных решений и может приводить к ошибкам. Таким образом, есть все основания полагать, что условия жизни ребенка в неполной семье будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям, тем самым затрудняя процесс социализации.


Библиографический список
  1. Альманах психологических тестов – М.: Изд-во КСП, 1996. – С.400
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Под ред. Фельдштейна Д.И. – М.: Междунар. Пед. Акад., 2007
  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С.160
  4. Карелин А.А. ред., Психологические тесты/ Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет).М.: 2001, Т.2. -  С.130-143
  5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. –С.512
  6. Подросток и семья: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М,   2002.  – С. 654


Все статьи автора «Сидорина Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация