УДК 342

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Селивановский Игорь Сергеевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
младший научный сотрудник кафедры теории государства и права

Аннотация
Данная статья посвящена определению места Прокуратуры РФ в системе государственных органов с точки зрения теории государства и права. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Прокуратуру РФ необходимо отнести к контрольно-надзорной ветви власти.

Ключевые слова: контрольно-надзорная власть, прокуратура, разделение властей, система государственных органов


THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS: A THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

Selivanovskiy Igor Sergeevich
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Junior Research assistant of the Department of Theory of State and Law

Abstract
This article is devoted to the definition of the RF Prosecutor's Office of the place in the system of state bodies in terms of the theory of state and law. The study suggests that the Prosecutor's Office of the Russian Federation must be related to compliance and enforcement branch.

Keywords: Prosecutor's office, supervisory authorities, the separation of powers, the system of state bodies


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Селивановский И.С. Прокуратура Российской Федерации в системе разделения властей: теоретико-правовой анализ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70052 (дата обращения: 20.11.2016).

Публичная власть в Российской Федерации организована на принципе разделения властей, закрепленном в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) [1]. Органы каждой ветви государственной власти самостоятельны. Разделение власти «по горизонтали» в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации (далее – Президент РФ), Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации (далее – Правительство РФ) и суды Российской Федерации. Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление. Теория разделения властей – это идеологема о должном. Она и возникла как заявление о должном. Но должное и сущее часто не совпадает [3, с. 69].

Отсутствуя в положениях ст. 10 Конституции РФ, Прокуратура РФ, однако, обладает властно-надзорными полномочиями, выражающихся в правом положении органов прокуратуры, правовым статусом прокуроров, актами прокурорского реагирования

Согласимся с Е.И. Козловой, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что кроме этих органов власти не может быть иных ее носителей [4, с 315-321][1]. Б.С. Эбзеев также призывает не абсолютизировать принцип разделения властей. В своих работах юрист предполагает, что конституционное закрепление на три ветви государственной власти не препятствует существованию так называемой “избирательной власти”, представленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и иными избирательными комиссиями, а также власти, реализуемой органами прокуратуры [5, с. 121][2].

Разделение властей суть системы органов государственной власти, оно опосредует организацию государственной власти. Наличие конституционного закрепления Прокуратуры дополняет, развивает и коррелирует всю названную систему. Функциональное направление каждой ветви власти констатирует существование разделение властей, а прокурорский надзор сдерживает власть органов государственной власти, опосредованно «помогая» одним (законодательным органам), и сдерживая других (исполнительно-распорядительным органам) в своей деятельности, в пределах своей компетенции в конституционно-правовом поле. Отсутствуя в положениях ст. 10 Конституции РФ, она, однако, обладает властно-надзорными полномочиями, выражающихся в правом положении органов прокуратуры, правовым статусом прокуроров, актами прокурорского реагирования.

Статья 129 Конституции закрепляет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Согласно статье 1 Закона о Прокуратуре Российской Федерации (далее – Закон о Прокуратуре РФ), она признается единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законов, действующих на территории Российской Федерации [2]. В соответствии со статьями 4 и 5 Закона о Прокуратуре РФ, надзорный орган осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, а также федеральные органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществлении прокурорского надзора.

Положительное право не дает ответа на относимость российского надзорного органа к конструкционной триаде разделения государственной власти. В доктрине высказано достаточно доводов о принадлежности органов прокуратуры к той ил иной ветви власти [6], но наиболее удачным местом в системе разделения властей Прокуратура РФ найдет в контрольно-надзорной власти.

Пласт научных работ содержат обоснования надзорной власти или «прокурорской» власти РФ (Б.С. Эбзеев, В.Е. Чиркин и др.). Контрольно-надзорная ветвь власти включает не только деятельность прокуратуры РФ, как стоящей «на вершине» надзора, но такие государственные органы, как Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и др.

Теоретическо-практическое выделение надзорной власти, говорит о институционализации, а также необходимости конституционализации контрольно-надзорной ветви государственной власти. Еще Г.В. Мальцев отмечал, институт позволяет организовывать регулирование на более высоком уровне [7, с 11.][3]. Иными словами, обособленность органов прокуратуры от иных ветвей власти, позволяет оптимально выразить её функции, эффективность и необходимость.

Если под содержанием каждой ветви власти понимать его основную функцию, основное направление деятельности, а формой представить государственные органы, осуществляющие соответствующую функцию, то с уверенностью, можно согласиться о существовании контрольно-надзорной ветви власти. Прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, и даже Центральный банк, имея основой своей функцией надзор (контроль), функционально отличаются от государственных органов, относимых к традиционной триаде государственной власти. Прокурорский надзор существенно влияет на решения, деятельность как высших органов, так и низших органов государственной и муниципальной власти.

Таким образом, на данном этапе развития общественных отношений прокуратура не относится к конституционной триаде государственной власти. Её конституционное закрепление, аутентичное направление деятельности оказывает огромное влияние на системы «сдержек и противовесов». В условиях преобладания президентской, и соответственно исполнительно-распорядительной власти, прокуратуру нельзя подчинить Министерству Юстиции, не смотря на опыт стран Европейского союза.  Стоит согласиться с теми учеными, которые радеют о существовании контрольно-надзорной ветви власти. Автор, отмечая аутичную функцию Прокуратуры РФ, находит её гарантом обеспечения конституционной демократии в России.


[1] Кутафин О.Е. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2014. С. 315 – 321.

[2] Эбзеев Б.С. Комментарий к статье 10 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 121.

[3] Мальцев Г.В. О социальной природе юридических институтов. Институционализация в праве: сборник научный статей; под общ. ред. Г.В. Мальцева. – М.: Из-во РАГС, 2010. С. 11.


Библиографический список
  1. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) “О прокуратуре Российской Федерации” // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru” href=”http://www.pravo.gov.ru/” target=”_blank”>http://www.pravo.gov.ru - 28.11.2015 (дата обращения – 28.06.2016).
  3. Чиркин В.Е. Контрольная власть. – М.: Юрист, 2008.
  4. Кутафин О.Е. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2014.
  5. Комментарий к статье 10 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.
  6. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н.,проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004; Шобухин В.Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005; Разделение властей: Учеб. Пособие. – 2 изд., перераб. И доп. / Отв. Редактор М.Н. Марченко – М.:Изд-во МГУ: Юрайт-Издат, 2004.
  7. О социальной природе юридических институтов. Институционализация в праве: сборник научный статей; под общ. ред. Г.В. Мальцева. – М.: Из-во РАГС, 2010.


Все статьи автора «Igor1991»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация