УДК 378

ВАЖНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Назаренко Татьяна Юрьевна
Уральский Государственный Университет Путей Сообщения
старший преподаватель английского языка кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
В статье рассматриваются новые тенденции профессионально-ориентированного обучения в транспортном вузе. Автор подчеркивает, что сейчас молодые специалисты - это люди с критическим мышлением и способные учиться всю жизнь. Особое внимание уделяется возможностям и преимуществам использования многофункциональной электронной сети Blackboard в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: возможности и преимущества, критическое мышление, многофункциональная образовательная сеть., профессионально-ориентированное обучение, современные технологии., электронное обучение


IMPORTANCE OF ELECTRONIC TEACHING DURING MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Nazarenko Tatyana Yrievna
Ural State University of Railway Transport
English language senior lecturer of ‘Foreign languages and intercultural communications’ chair

Abstract
The article discusses the new directions of professional education in Transport University. The author describes the young specialists as the people with critical thinking and able to study during their lives. The special attention is paid to the possibilities and benefits of multifunctional electronic net Blackboard in modern educational process.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко Т.Ю. Важность электронного обучения в современном образовательном процессе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69730 (дата обращения: 21.11.2016).

В современном, постоянно эволюционирующем мире изменилась концепция знания. Сейчас стало понятно, что студентам недостаточно давать знания по какой-то определенной специальности, ведь мы точно не знаем, какие профессии будут востребованы завтра. Поэтому нам, преподавателям, необходимо осознать, что главное, чему стоит научить студентов, так это умению самостоятельно решать разного рода проблемы, находить и анализировать нужную им информацию. Таким образом, выпускники нового времени- это молодые люди, обладающие критическим мышлением и способные учиться на протяжении всей жизни.

Еще совсем недавно учебный процесс считали невозможным, если не выполнялось главное условие – присутствие преподавателя и студента одновременно в одном месте. А сейчас благодаря современным технологиям процесс обучения больше не ограничен временными и пространственными рамками, да и количество участников учебного процесса может варьировать от одного до бесконечности.

Что мы наблюдаем? А наблюдаем мы определяющий сдвиг обучения в 21 веке, при котором современное образование меньше, чем традиционное, концентрируется на времени и месте обучаемого и становится все более и более открытым, вовлекая в учебный процесс все больше и больше студентов. Что касается преподавателя, то он переходит от роли эксперта к роли куратора, а образование от концепции «знаем что» переходит к концепции «знаем где». Имя новой тенденции – электронное обучение.

Так, среди образовательных тенденций мы сейчас наблюдаем следующие: переход к межкомпетентностному принципу подготовки специалистов, применение пропорциональной подготовки кадров как по уровням бакалавриата, так и магистратуры, международная кооперация и усиление языковой подготовки и информация обучения. Что касается железнодорожной сферы в нашем университете путей сообщения, то совсем скоро должны появиться так называемые «умные» сети, «умный» транспорт, а все это, в свою очередь, потребует от современных специалистов и соответствующей информационной грамотности [1].

И здесь необходимо сказать, что потребностям современного образования отвечают возможности инновационной системы обучения Blackboard, которая призвана обеспечить студентов всей необходимой информацией в режиме реального времени.

Вот уже 4 года, начиная с 2012, у нас в университете существует портал Blackboard, и если мы посмотрим рейтинг 200 лучших вузов мира, то в 70% из них именно эта платформа и используется для поддержки обучения студентов.

Зародившись на Западе в 90-е гг., в России системы электронного обучения получили развитие в начале 21 в. Сейчас в нашей стране по этой технологии работают лишь несколько крупнейших вузов страны: Санкт-Петербургский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет.

Система образования в России всегда была одной из лучших, и мы не можем это терять. Мы также понимаем, что образование не должно отставать от времени, оно должно быть  актуальным, чтобы наши выпускники могли быть востребованными на современном рынке труда.

Нельзя отрицать, что в наше время сеть Интернет прочно вошла в жизнь и существенным образом повлияла на многие ее сферы, в том числе и на образование. Сейчас в системе образования акцент делается уже не на саму методику учения, то есть не на разработку студентами каких-то собственных способов и стратегий по освоению учебного материала, а на методически грамотное сообщение учащимся определенного объема информации. Поскольку информация сейчас доступна практически везде, где есть мобильное устройство и доступ к сети, то и получение знаний не составляет особого труда. Однако надо помнить, что ответы на заданные вопросы зачастую не подвержены никаким «фильтрам», то есть оставляют желать лучшего. Именно эта особенность и послужила побуждающим фактором к применению систем электронной поддержки обучения, где преподаватели сами предоставляют студентам необходимые, но, что самое главное, проверенные методические материалы и электронные учебники.

Важно подчеркнуть, что электронное обучение вовсе не призвано заменить собой практические занятия, даже напротив, обучение с использованием электронных технологий должно дополнить наши классические формы. Blackboard-это отличное средство, которое помогает преподавателю при организации взаимодействия с обучаемыми. Система позволяет любому преподавателю самостоятельно создать учебный курс и, учитывая уровень его студентов, добавить в него все необходимые материалы, пособия, презентации и полезные ссылки, а также сгруппировать все по темам и хронологии семестра.

Таким образом, данная система освобождает аудиторное время для закрепления на практике самостоятельно изученного студентами материала   и предоставляет преподавателю отличную возможность больше времени посвятить как групповой, так и индивидуальной работе.

Немаловажным является и то, что развитые организационные функции Blackboard повышают “прозрачность” самого процесса обучения как для преподавателя, так и для студента. Ведь работая в этой системе, обучаемые могут видеть всю структуру курса преподавателя, оценить его объемы и количество контрольных точек, которые им нужно будет «закрыть» для сдачи зачета или экзамена, понимают, как и за что их оценивают.

Следует сказать, что выбранная нашим университетом американская система дистанционного обучения Blackboard действительно не единственная в своем роде.

В московском РГУ нефти и газа им. Губкина используется представленная впервые в 2007 году на 4-ой международной выставке eLearnExpo система RedClass, а Уральский государственный горный университет и МГТУ имени Н.Э. Баумана применяют систему дистанционного обучения «Прометей», опытные внедрения которой начались в 1998 году. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева использует разработанную в нашей стране автоматизированную систему дистанционного обучения «Доцент».

Как мы видим, в век информационных технологий существуют различные электронные системы, призванные облегчить доступ к обучению и стать неотъемлемой частью самого образовательного процесса, а студентам УрГУПС представилась прекрасная возможность работать в одной из самых успешных и проверенных систем – Blackboard.

Данная система позволяет неограниченному количеству студентов самостоятельно обучаться тогда, когда им удобно, закреплять и углублять свои знания, благо вся информация у них под рукой и вести даже, так называемую, сверхплановую работу. Blackboard – это не только перераспределение учебного времени, но и особая философия, которая должна стать нормой для наших студентов. Теперь им приходится не пассивно потреблять готовую информацию, но и уметь находить ее, переосмыслять и создавать на ее основе уже нечто новое.  В этой системе студенты не только самостоятельно получают знания, но и могут проверить уровень их усвоения.

Для анализа результатов обучения в Blackboard встроены различные механизмы контроля знаний обучаемых. Для тестовых заданий могут использоваться каталоги вопросов курса, позволяющие быстро создавать индивидуальные для разных обучаемых задания с учетом требуемой тематики и сложности вопросов. В Blackboard также реализованы индивидуальные и групповые тестовые задания, которые могут проверяться как самим преподавателем, так и обучающимися по заданным преподавателем критериям [2].

Таким образом, как мы указывали ранее, благодаря Blackboard происходит развитие самостоятельности студента, его творческой активности и личностной ответственности за результативность обучения.

  • повышается интерес к изучаемой дисциплине за счет возможности обсуждать учебные материалы с другими обучаемыми и преподавателями;
  • повышается уровень усвоения материала за счет предоставления качественных учебных материалов в различных форматах, а также за счет адаптации курса под индивидуальные особенности обучаемого.

Эта платформа эффективна и для преподавателя. А поскольку своими курсами управляет он сам, то:

  • повышается точность оценки знаний обучаемых за счет использования разнообразных контрольных заданий;
  • повышается качество подготавливаемого курса за счет возможности контроля соответствия курса требуемым наборам учебных целей и учета индивидуальных особенностей обучаемых;
  • повышается удобство анализа учебной деятельности за счет использования информации о степени проработки учебных курсов и результатам овладения обучаемыми требуемых наборов компетенций [3].

В заключение необходимо подчеркнуть, что опция обновления контента позволяет преподавателю доставлять студентам актуальную информацию по дисциплине, а это значит – пройти профессиональную переподготовку, обзавестись самыми свежими знаниями могут и наши выпускники. В электронной системе Blackboard информация никогда не устаревает, а значит, студенты и уже готовые специалисты всегда могут смело идти в ногу с научно- техническим прогрессом.


Библиографический список
  1. Магистраль.№8 (199) май 2014. Печатный орган Уральского государственного университета путей сообщения
  2. Система управления обучением LMS Blackboard Learn http://www.vpgroup.ru/blackboard_learn.aspx (дата обращения: 19.01.2016)
  3. Назаренко Т.Ю. Оптимизация обучения и изучения иностранного языка на платформе Blackboard. URL:http://www.psychology.snauka.ru/2016/02/6394


Все статьи автора «Назаренко Татьяна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация