УДК 378.147:004.9

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ MS WORD

Измайлов Владимир Васильевич1, Новоселова Марина Вячеславовна2
1Тверской государственный технический университет, доктор технических наук, профессор кафедры прикладной физики
2Тверской государственный технический университет, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной физики

Аннотация
Для повышения эффективности внеаудиторной работы студента разработана система тестирования знаний, основанная на базе текстового процессора MS Word. Система включает в себя банк заданий и макрос для формирования заданий, тестирования, проверки и анализа ответов. Банк заданий оформлен в виде документа Word. Макрос создан с применением языка программирования VBA. Система используется в учебном процессе и позволила существенно активизировать самостоятельную работу студентов.

Ключевые слова: индивидуальное задание, компьютерное тестирование знаний, самостоятельная работа


GENERATION OF INDIVIDUAL TASKS FOR UNASSISTED WORK OF STUDENTS ON THE BASE OF MS WORD

Izmailov Vladimir Vasilievich1, Novoselova Marina Vyacheslavovna2
1Tver State Technical University, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Applied Physics Department
2Tver State Technical University, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Applied Physics

Abstract
The knowledge test system based on text processor MS Word has been created with the view of enhancement of efficiency of student extra-auditorium work. The system involves the bank of problems and macro for task generation, testing, verification and analysis of answers. The bank of problems is text document in MS Word format. Macro has been created on the base of Visual Basic for Applications. The above mentioned system is used in learning process and enables sufficiently enhance student extra-auditorium work.

Keywords: computer knowledge test, extra-auditorium work, individual task, MS Word


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Измайлов В.В., Новоселова М.В. Формирование индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов на базе MS Word // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69283 (дата обращения: 20.11.2016).

Введение

Самостоятельная работа студентов очной формы обучения составляет значительную часть общего времени, отведенного учебными планами на освоение той или иной дисциплины. Для студентов-заочников самостоятельная работа вообще является основным методом обучения. Это вызвано малым количеством аудиторных занятий по сравнению с очной формой обучения.

Цель самостоятельной работы студентов – систематическое изучение дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование навыков самостоятельного поиска и приобретения новых знаний. Повысить эффективность внеаудиторной работы возможно с помощью тестов для проверки (самопроверки) знаний студента, разработанных преподавателем.

Систематический контроль освоения учебного курса большим числом студентов приводит к необходимости автоматизации проведения тестирования знаний. Немаловажную роль играет выбор программных продуктов для тестирования знаний и создания тестов. На рынке компьютерных образовательных услуг существует большое разнообразие автоматизированных тестовых систем, находящихся в свободном доступе: MultiTester, UniTestSystem, RichTest, INDIGO, MyTest, eTest и т. д. Как правило, такие системы являются самостоятельными программными продуктами, не позволяющими создавать тесты вне системы (т. е. имеют свой встроенный текстовый редактор).

В данной статье описана система тестирования знаний, основанная на базе распространенного текстового процессора MS Word и требующая от преподавателя лишь навыков работы с ним. Разработанный программный продукт следует рассматривать как рабочий инструмент преподавателя, облегчающий и автоматизирующий его труд по формированию различного рода тестовых заданий.

Методология

Результативность освоения материала учебного курса зависит от обеспечения студентов необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами, а также от качества и содержания тестов, структуры тестовых заданий и вариантов ответов, методики и технологии тестирования, применяемых для самоконтроля [1, 2]. Разработка качественного тестового задания – сложный, длительный и трудоемкий процесс для преподавателя [3]. Необходимо весь материал разбить на модули, ранжировать систему вопросов по уровням сложности и т. д.

Наиболее доступным средством для подготовки тестовых заданий является текстовый процессор MS Word, в котором легко можно скомпоновать задания, включающие графические объекты. У каждого опытного преподавателя имеется собственный банк таких заданий, отвечающих его педагогическим наклонностям. Следовательно, тестовую систему желательно ориентировать на создателя теста и максимально приблизить к возможностям студента (в том числе возможность использования на домашнем компьютере). С этой целью на базе встроенного в MS Office языка программирования VBA разработан макрос, позволяющий организовать работу тестирующей оболочки на базе документа в формате Word непосредственно в самом текстовом процессоре MS Word.

Реализация (практическая часть)

Функции системы тестирования знаний. Система тестирования знаний (СТЗ) предназначена для автоматизации формирования индивидуальных вариантов заданий, создана в виде макроса для текстового процессора MS Word и обеспечивает выполнение следующих функций:

- организацию с возможностью последующего редактирования банка заданий (БЗ) с включением в него рисунков и формул как единого документа Word;

- размещение служебного текста в начале и конце БЗ;

- составление теста в виде случайной выборки заданий из банка;

- составление теста из нескольких банков заданий;

- формирование теста как для компьютерного тестирования, так и для бланочного тестирования;

- тестирование непосредственно в редакторе Word;

- ввод верных ответов преподавателем непосредственно в редакторе Word;

- настройка параметров тестирования (режим, время, количество вопросов);

- просмотр заданий с неверно выбранными ответами после прохождения тестирования;

- ведения журнала результатов компьютерного тестирования.

Установка макроса. Организовать работу макроса можно двумя способами. Скопировать макрос (шаблон *.dot) в папку автозапуска Word, после чего на панели инструментов Word’а появится специальная кнопка . В этом случае при тестировании для всех БЗ, открытых в Word’е, будут действовать одни и те же параметры теста.

Можно записать макрос непосредственно в файл с БЗ. Тогда каждому БЗ можно установить различные параметры тестирования. В этом случае для организации самостоятельной работы, например при дистанционном обучении, достаточно выслать студенту по e-mail файл с БЗ. При открытии файла с БЗ в Word’е появится кнопка запуска макроса  и студент может использовать разработанный преподавателем тест для самоконтроля освоения соответствующей темы.

Рассмотрим подробнее работу с СТЗ.

Структура банка. В редакторе Word создаем банк заданий, следуя несложным требованиям, и сохраняем документ. Для удобства или из методических соображений банк может быть разбит на разделы (набор заданий на одну тему). Задание состоит из вопроса и четырех ответов. Структура банка приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Структурные элементы БЗ

Элемент банка Комментарии
Заголовок Название теста
@ Значок начала банка заданий
1. Название раздела Краткое название раздела, начинающееся с номера 1
1.1. Текст задания Текст с рис., формулами, начинающийся с номера 1
1.2. Текст задания

То же

и т. д.

- « -

10. Название раздела Краткое название раздела, начинающееся с номера 10
10.1. Текст задания Текст с рис., формулами, начинающийся с номера 10
10.2. Текст задания

То же

и т. д.

- « -

@ Значок конца банка заданий

Настройка параметров тестирования и ввод верных ответов. Далее необходимо отметить верные ответы и провести настройку параметров тестирования. Для этого в редакторе Word открываем файл с БЗ и запускаем макрос нажатием кнопки . Появится диалоговое окно, в котором содержится информация о банке заданий: названия разделов и число заданий в каждом разделе (рис. 1). 

Рисунок 1. Панель с информацией о содержании БЗ

Нажимаем кнопку «Настройка теста», вводим пароль. Далее выбираем либо настройку параметров теста, либо ввод верных ответов. По умолчанию время тестирования не ограничено, количество заданий, включенных в тест из одного раздела, равно 1. При выборе «Ввод ответов» появится диалоговое окно, где можно отмечать верные ответы на соответствующие вопросы выбранного раздела (рис. 2). Задание может содержать несколько верных ответов. Наличие красного флажка у задания свидетельствует о том, что верный ответ для него еще не указан. В завершение следует сохранить файл с внесенными изменениями.

Рисунок 2. Диалоговое окно макроса в режиме ввода верных ответов

 Процесс тестирования. Откройте документ с БЗ, т. е. соответствующий файл в формате Word. Запустите макрос нажатием кнопки . В случае ведения журнала укажите группу и фамилию. Нажмите кнопку «Сформировать вариант». Макрос сформирует вариант для тестирования согласно указанным параметрам теста. После чего на экране появится диалоговое окно (рис. 3). Отвечать на вопросы можно в произвольном порядке, возвращаться и исправлять введенные ответы, пока сам тестируемый не примет решение закончить тестирование. После ответа на все вопросы нажмите на кнопку «Завершить тестирование». Процесс тестирования завершается программно, если в параметрах теста выставлено время тестирования.

Далее на экран выводится общий результат (в процентах). Задания с неверными ответами отмечены красным флажком, верные – черным. Задания, оставшиеся без ответа, – без флажка. Затем тестируемому следует посмотреть вопросы, на которые он дал неверные ответы. Внести изменения в результат тестирования уже нельзя, но можно проанализировать и обсудить с преподавателем совершенные ошибки.

Рисунок 3. Диалоговое окно макроса в режиме тестирования

Заключение

Данный макрос используется на кафедрах прикладной физики Тверского государственного технического университета и общей физики Тверского государственного университета для тестирования текущей успеваемости студентов и контроля остаточных знаний.

Компьютерное тестирование позволяет преподавателю оперативно обнаруживать пробелы в освоении предмета, а студенту проводить самоконтроль при подготовке к экзаменам и зачетам.

Описанная СТЗ может быть использована как в традиционной стационарной так и в дистанционной форме обучения. Она может использоваться в обучающих системах по любой естественно-научной, технической и гуманитарной дисциплине.


Библиографический список
  1. Алексеев В.М., Болотов А.Н., Гусев А.Ф. [и др.]. Тестовый контроль знаний по физике. Ч.1. Механика, механические колебания и волны: Учебно-методическое пособие. Тверь: ТГТУ, 2009. 40 с.
  2. Рыкова Е. В. Роль индивидуальных творческих заданий в формировании специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 5. С. 83-85; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=578 (дата обращения: 25.06.2016).
  3. Скрипкин В.С., Капустина Е.И., Орлянская И.А., Капустин И.В., Безгина Ю.А. Организация и контроль самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11537 (дата обращения: 25.06.2016).


Все статьи автора «Новоселова Марина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация